Развитие логического мышления детей с ОВЗ на уроках русского языка.
статья по русскому языку по теме

Правосуд Наталья Анатольевна

В данной работе предстален ряд упражнений на развитие логического мышления детей с ОВЗ на уроках русского языка, способствующих развитию различных мыслительных операций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления на уроках русского языка.

Задания на сравнение.

Сравнение – это логический прием, при помощи которого устанавливается сходство или различие предметов, признаков, явлений и т.д.

Цель таких заданий -  научиться решать грамматические (орфографические, фонетические и синтаксические) задачи по предмету и развитие аналитического мышления, коммуникативных способностей.  Чтобы составить понятие о предмете,  нужно прежде всего отличить его от других предметов, то есть найти признаки, которые делают его сходными с одними предметами и различными с другими.

 

Задание №1. Сравни слова как части речи и части слова.

а) Брат выше меня.- Друг прыгнул выше.

Молоко быстро стекло на пол. – Через прозрачное стекло виден двор.

Снежное покрывало покрывало всю землю.

Кто без кисти и белил крыши дома белил?

б) Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной. Внутри меня води(-ться, -ца), ну что с таким води(-ться, -ца). 

Ули(ца, ться) расширяе(ться,тся,ца), красави(ца, ться, тся) умыва(ться,тся,ца),  сини((ться,тся,ца) бои((ться,тся,ца), куни((ться,тся,ца) пряче((ться,тся,ца).

Ученики, решая эту орфографическую задачу, выбирают правильный вариант написания слов, обосновывая свои суждения. При этом идут сравнение морфологического состава выделенных слов, анализ их с точки зрения фонетики и орфографии, наличия морфологических признаков и определение принадлежности слов к той или иной части речи. В процессе выполнения задания формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения. 

 Задания на закономерность.

 Цель подобных заданий – отработка, закрепление орфографических навыков. Чтобы выполнить задания, необходимо определить правило по образцу, распределить слова, составить  цепочку слов по схеме.

Задание №1.. Найдите закономерность и вставьте пропущенные буквы.

а) Расска/з,  ро/ссказни, распи/ска, ро/спись, р/озыск, разы/скивать, ро/счерк.

Р..скинуть, р..збег, р..спросы, р..зыгрыш, р..спустить, р..ссыпь, р..ссыпать.

Задание №2. Составьте цепочку слов, соблюдая закономерность.

Приморский, прекрасный, Приозерье, премудрый.

 Задание №3. Прочитайте слова. Что у них общего? Как вы думаете, почему во всех этих причастиях и отглагольных  (образованных от глагола) пишется НН?

линованный

фаршированный

эмалированный

отредактированный

избалованный

очарованный

тренированный

лакированный

Сформирова..ный, маринова..ый, механизирова..ый, полирова..ый, костюмирова..ый, пломбирова..ый, зарегистрирова..ый, организова..ый, бронирова..ый, рекомендова..ый, газирова..ый,  специализирова..ый.

Задания на группирование слов по определенным признакам.

Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение. 
Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала. 

Задание №1.Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно. 
Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_. 

Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно: 
а) по написанию (существительные с ь и без ь); 
б) по родам (существительные мужского и женского рода); 
в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения). 

Задание №2. Сгруппируйте слова по одному какому-нибудь определенному признаку. Предложите варианты группировки.

а) Оловя…ый,  медле..ый, ветре..ый,  кожа..ый, оловя…ый, письме..ый, гуси..ый.

б) Старич..к,  горчиц…й, ч..лка,  жуч..к,  ж..лтый, репортаж..м,  лещ..м, крыш..й, дорож..нька, торц..вой.

Задание №3. Сгруппируйте слова  по разным признакам.

Смотреть в окно, пойти в кино, надеть пальто,  купить хлеб, видеть кенгуру, гулять в поле, ехать по шоссе, поехать в село,  опустить жалюзи, отказаться от кашне, сварить кофе, ужинать в кафе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра- важное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста».

Здесь вы узнаете, что игра является важным средством развития логического мышления ....

ОБУЧЕНИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья поможет разобраться в обучении  учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов,...

Развитие познавательной деятельности детей с ОВЗ на уроках русского языка

Материал данной статьи может быть использован как учителями, обучающих детей с ОВЗ, так и учителями общеобразовательных школ....

Развитие логического мышления учащихся с ОВЗ на уроках математики

Теоретические сведения о мышлении учащихся с ОВЗ, приемы работы....

Игры и упражнения на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста...

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

Достаточное количество заданий и упражнений по развитию логического мышления,  приведенное в консультации, поможет родителям лучше подготовить ребенка к школе...