Методическая разработка игр и упражнений по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста
методическая разработка

Трофименко Ирина Владимировна

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей бедующей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс — это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка17.03 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОКУБАНСКИЙ  РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТ. СОВЕТСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 НОВОКУБАНСКИЙ РАЙОН

Методическая разработка игр и упражнений по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.  

  

  

  

  

                                                                    

                                                                    Выполнила

педагог дополнительного образования

Трофименко И.В.

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Пояснительная записка  

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей бедующей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс — это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственная способность — это те психические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.  В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, детям полезны игры и упражнения, направленные на формирование и совершенствования умений обозначать предметы при помощи разнообразных заместителей, анализировать их строение, использовать наглядные модели при ориентировки в пространстве и при создании образов.   

Но задачи, которые ставятся перед детьми в играх и упражнениях, усложняются. Дети не только используют предложенные взрослыми заместители предметов и ситуаций, но и сами их придумывают. От придумывания отдельных предметов и ситуаций они переходят к созданию целостности сюжетов, выраженных в рассказе или рисунке.  

  

  Цель :  

 Повышение уровня интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений.  

  

  Задачи:  

 Создавать условия для развития умственных способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей   

  

Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия.  

  

Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами.  

  

Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.   
 

  

Укреплять процесс к играм требующие умственного напряжения   

  

  

Интеграция образовательных областей   «Познавательная», «Речевая», «Социально-Коммуникативная», «Физическая», «Художественно-Эстетическая  

 

ИГРЫ  

Что  сначала, что потом !  

Детям старшего возраста предлагается самостоятельно нарисовать ряд картинок по сюжету знакомой сказки ил истории. Взрослый поощряет эту деятельность детей, не заостряя внимание на качестве рисунков (достаточно схематических изображений, показывающих развитие сюжета) один из детей может быть ведущим.  

  

Куда спрятался жучок!  

Для старших дошкольников пользуются планом, перевернутым на 180 градусов. Взрослый кладет перед ребенком план вверх ногами, и его нельзя поворачивать (план должен поворачиваться в уме). В связи со сложностью количество спрятанных предметов следует сократить их до 3-5. Первые задания с перевернутым планом предлагается взрослому, а далее по мере овладения ими, и самими детьми.  

  

Секреты   

Воспитанники самостоятельно прячут секреты и указывают на плане их местонахождения.   

  

  

« Перевёртыши »  

Дидактическая задача.  Учить детей создавать образы на основе схематического изображения.  

Материал.  Карточки с  изображением  какого -либо предмета, или геометрическая фигура. Карандаши.  

Дети сидят  за столиками, получают карандаши, карточки. Дети дорисовывают фигурку  так, что быполучилась картинка. Затем такую же карточку взять и  перевернутьи дорисовать, получится другая картинка.  

  

«Найди мою ошибку»   

Цель: упражнять детей в сравнении и подборе признаков, противоположных по значению.   

Ход: воспитатель объясняет детям, что она будет называть два противоположных признака разных объектов, а их задача – найти ошибку и подобрать нужное, противоположное значение. Например: на столе лежало               2 яблока: одно кислое, а другое красивое. Вместо слова красивое необходимо назвать слово сладкое. 1) Маша и Даша – две подружки: первая – веселая, а вторая – красивая … (грустная). 2) Вокруг деревни текут 2 реки: одна – широкая и глубокая, а вторая – узкая и холодная …(мелкая). 3) У Артура башня выше, а у Сережи – крупнее … (ниже). 4) На площади, у новогодней елки, стоят 2 ледяные горки: одна – высокая и скользкая, а вторая – маленькая … (низкая) и гладкая … (нескользкая). 5) Папа купил 2 книги: одна – красочная и интересная, а другая – без ярких картинок и веселая … (скучная). 6) У Динара собака большая и храбрая, а у Тимура – маленькая и умная (трусливая).   

«Как ты думаешь, скажи»   

Цель: упражнять детей в понимании образного сравнения.   

Ход: воспитатель предлагает ребенку подумать и сказать, что он понимает под следующими понятиями: 1) трава, как ковер; 2) солнце, как печка; 3) мужчина, как скала; 4) лед, как камень; 5) девушка, как лебедь; 6) тонкая, как спичка и др.   

«Сравни»   

Цель: упражнять детей в ясном разграничении существенных и несущественных отличительных признаков и свойств предметов.   

Ход: воспитатель предлагает детям карточки с изображениями предметов. Предлагает найти как можно больше существенных и несущественных отличительных признаков и свойств этих предметов (не менее четырех 1) телевизор и видеомагнитофон; 2) стул и кресло; 3) ручка и маркер; 4) чайник и кофейник; 5) ролики и коньки   

  

  

  

Чемодан.  

Достаньте чемодан или спортивную сумку и скажите ребенку, что вы едете на море (на природу, к бабушке) и что вам можно взять с собой только 5 вещей. Начинайте складывать вещи вместе с малышом, при этом называйте цифру. Так ребенок учится считать. Постепенно увеличивайте счет и включайте порядковые числительные (первый, второй и т. д.). Эту игру вы можете использовать в другой форме: корзинка на пикник, продукты в магазин, портфель в садик – вариантов множество. Благодаря данному упражнению также формируется логическое мышление.  

Назад -вперед и лево- право.  

Используйте ватман либо пространство комнаты. Нарисуйте схему города, в котором запрятан клад – его и нужно будет отыскать малышу. По дороге к кладу направляйте ребенка: сделай два шага вперед, повернись налево, теперь три шага вперед, под столом возьми письмо с загадкой. Прочитайте загадку малышу, а он должен будет отгадать – и так пока он не дойдет до финиша. Не делайте игру слишком долгой и сложной.  
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поруче...

"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с бумагопластикой" ством ознакомления

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста в изостудии с применением бумагопластики....

Методическая разработка занятия по развитию познавательных способностей для детей дошкольного возраста на тему: "Солнце - большая планета"

СОЛНЦЕ – БОЛЬШАЯ ЗВЕЗДА. (занятие-эксперимент по развитию познавательных способностей) Цель: дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы. Познакомить с понятиями «света»...

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Учитывая важность  проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И  мы ...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность»

Актуальность проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность Одной  из  важнейших проблем современности является гуманизац...

Упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развит...

Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Координация — умение согласо­вывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четк...