Проблема вовлеченности семьи в образовательный процесс школы.
статья

Филиппова Елена Георгиевна

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx27.94 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…» 

Л. Кассиль

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, участники семинара. Я рада приветствовать всех, кто находится по ту сторону экрана. Давайте пожелаем друг другу удачи и успехов, улыбнёмся  и с хорошим настроением приступим к работе.

Уважаемые коллеги,  моё выступление посвящено проблеме вовлеченности  семьи в образовательный процесс школы.

- На востоке есть притча, которая показывает две модели партнерского взаимодействия.   

Один православный человек пришел к Илье-пророку. “Где ад и где рай?“ – спросил он, но Илья не ответил. Он  повел спрашивающего в какой-то дворец. В одном зале было много людей. В центре зала стоял большой горшок с бурлящим супом. Вокруг горшка толпились люди, которые пытались достать себе супа железными ложками размером с  рост человека. С трудом они вытаскивали тяжелые  и длинные ложки, но не удавалось донести ложку до рта, так как обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. 

 Илья-пророк сказал: “Это ад”.

    Они вышли  и оказались еще в одном зале, где тоже было много народу. В середине бурлил в котле суп. У каждого в руке было по  громадной ложке. Но люди здесь были упитанные. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого, так что каждый мог спокойно поесть.  Илья-пророк сказал: “Это рай”

В этой притче  “Ад” – это работа рядом, но против друг друга; каждый только сам за себя.

“Рай”, напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими.

Обе группы имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут – в раю или в аду, – зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

Решая проблему  взаимодействия “ ученик – учитель – родитель”, наша школа пошла по пути выстраивания взаимоотношений  между школой и родителями путем взаимопомощи и взаимодействия.

        Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Ведь если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания, то они будут положительно и активно воспринимались ребёнком.

В нашей школе накоплен положительный опыт работы «Совета родительской общественности», Управляющего совета. Родители часто  привлекаются к оценочным и экспертным процедурам по различным направлениям деятельности  школы. Это повышает степень взаимопонимания и доверия между семьей и школой. Сегодня мы можем сказать, что родители школы являются активными участниками образовательного процесса. Основной задачей Совета родительской общественности является укрепление роли семьи в воспитании детей. Состав Совета — члены классных родительских комитетов, представители администрации школы. В его деятельность входят три направления:

  • Социальное (социальная поддержка малообеспеченным семьям, работа с неблагополучными семьями, с «трудными» детьми);
  • Просветительское (лектории, беседы, встречи).
  • Материально-техническое (взаимодействие с руководителями предприятий по оснащению материально-технической базы школы).

Количество представителей совета родительской общественности 15 человек. Они разделены на группы по направлениям.   Планируется работа, исходя из проблем, возникших в школьной среде.

Просветительское направление. В результате анкетирования родителей, взаимодействия администрации школы, классных руководителей с родителями стало ясно, что родители нуждаются в поддержке в таких вопросах воспитания, как управление собственными эмоциями, методы поощрения, наказания, формы эффективного общения. Члены совета родительской общественности выносят на обсуждение эти вопросы и решают совместными усилиями организуют проведение лекториев, консультации специалистов, встречи с теми родителями, которые могут поделиться опытом семейного воспитания.

Социальное направление. Неблагополучные семьи, «трудные» дети, тяжелое социальное и материальное положение малообеспеченных семей – вот круг проблем, которые стоят перед школой.

Члены совета родительской общественности стараются помочь таким семьям. Ответственные за социальное направление разделены на микрогруппы, которые работают в микрорайоне (как правило, где проживают). Вместе с комиссией по делам несовершеннолетних и ответственным за работу с социумом посещают семьи на дому с целью обследования условий проживания обучающихся, проведения профилактических бесед, определения характера взаимоотношений членов семьи, соблюдения ребенком режима дня, его занятости в свободное время, интересуются успеваемостью и посещаемостью учебных занятий.

Такая работа способствуют выявлению основных нужд, проблем, интересов ребенка и самих родителей. Исходя из этого, выстраивается работа по оказанию поддержке семье. А в отношении родителей, которые недолжным образом выполняют родительские обязанности, — это крайне неблагополучные семьи, которые не желают хоть как-то изменить ситуацию в семье, - привлекаются инспектора, участковый, специалисты отдела опеки. Неоднократно приходилось обращаться с просьбой об оказании помощи по воздействию на безответственных родителей. Совместными усилиями школы, совета родительской общественности и правоохранительных органов стараемся разрешить данную проблему.

На заседания совета родительской общественности с целью профилактики приглашаются ребята, систематически пропускающие занятия в школе без уважительной причины, неуспевающие. Продолжением является кропотливая индивидуальная или групповая работа педагогов, тренеров, руководителей кружков, педагога-психолога, представителей совета старшеклассников под руководством классного руководителя.

Оказание социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется в течение всего года. Члены совета родительской общественности поддерживают связь с родителями, которые имеют возможность помочь, совместно с общественными организациями, которые оказывают посильную материальную помощь малообеспеченным семьям (канцелярские товары, спортивная форма, одежда, учебники).

Материально-техническое направление отвечает за создание современной образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования и гарантирующей охрану и укрепление здоровье воспитанников.

Актуальным является вопрос занятости обучающихся в летний период времени. Коллектив школы организовывает летний труд и отдых детей. Задача Совета родительской общественности – помочь школе в привлечении как можно большего количества учащихся.

         Одна из современных форм взаимодействия школы и семьи – это мобильная связь и интернет СМС, мессенджеры WhatsApp, Viber и ЭШ 2.0 посредством которых осуществляется оперативная связь: классные руководители ежедневно передают необходимую информацию. Таким образом, родители ежедневно осведомлены об успеваемости и дисциплине своего ребенка, узнают о домашних заданиях по всем предметам, проводимых классных и общешкольных мероприятиях. Такая современная форма работы по взаимодействию школы и семьи дает положительные результаты:

  1. Более тесное общение  в социальных сетях позволило сплотить коллектив родителей. Родители начали активно обсуждать достижения и результаты своих детей, а также поддерживать и вдохновлять друг друга на дальнейшие успехи.
  2. В социальной сети родители искренне восхищаются результатами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
  3. Доброжелательное отношение родителей и сплоченность коллектива позитивно отражается на поведении детей и их отношении к школе.

Для успешного обучения и воспитания обучающихся в школе проводятся мероприятия, в программу которых входят лектории, внеклассные мероприятия, посещение открытых уроков. Когда родители проживают один учебный день со своими детьми, они больше узнают об их интересах, внутреннем мире, а также о жизни класса и школы.

Серьезная работа с родителями ведется в профориентационном направлении. Здесь классные руководители работают практически индивидуально с каждым учеником и его родителем.

   С этой целью ежегодно в школе проходят Дни открытых дверей для обучающихся и их родителей. Приглашаются представители различных средне-специальных учреждений (Строительный техникум, Томь-Усинский энерготранспортный техникум, Горнотранспортный колледж). Старшеклассники проходят тестирование, получают рекомендации, их приглашают в различные учебные заведения.

Родители – активные зрители и участники различных школьных и районных мероприятий, к примеру:

- праздничная программа ко Дню матери;

- спортивные соревнования в рамках акции «За здоровый образ жизни» «Мы выбираем жизнь!», участниками которых являются учащиеся, учителя и родители;

- ярмарки и многое другое.

Традиционно проводятся общешкольные родительские собрания на актуальные темы. Перед родителями выступают работники правоохранительных органов, специалисты службы наркоконтроля, администрация школы, психолог и другие.

Таким образом, сотрудничество школы и семьи дает положительный результат в воспитании и обучении детей. Сократилось количество учащихся, систематически пропускающих занятия и состоящих на различных видах учета. Уменьшилось количество неблагополучных семей, повысилась активность родителей в общественной жизни школы.

Родители из «зрителей», «обывателей» и простых «наблюдателей» стали активными участниками встреч, единомышленниками и помощниками классных руководителей. Родители теперь не просто соглашаются на просветительскую установку со стороны педагога, а делают порой смелые шаги, соглашаясь на роль равноправного участника воспитательно-образовательного процесса в атмосфере взаимоуважения. Они стараются участвовать в творческих конкурсах и проектах. Активность родителей в реализации продуктивной деятельности говорит о том, что современные формы взаимодействия с семьёй ими принимаются, более того поощряются, являясь востребованными.

  В заключении хочется сказать, что только такой союз, как «школа – ученики — семья» направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника,  может сохранить желание учиться, укрепит веру в себе, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно- личностного подхода к детям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема вовлеченности семьи в образовательный процесс школы Новокузнецкий муниципальный район МБОУ «Тальжинская ООШ» Филиппова Е. Г., заместитель директора по ВР

Слайд 2

Притча , которая показывает две модели партнерского взаимодействия

Слайд 3

Взаимодействия школы и семьи Основной задачей Совета родительской общественности является укрепление роли семьи в воспитании детей.

Слайд 4

Состав Совета Представители администрации школы Представители родительской общественности

Слайд 5

Направления деятельности Совета родительской общественности: Социальное ( социальная поддержка малообеспеченным семьям, работа с неблагополучными семьями, с «трудными» детьми) Просветительское (лектории, беседы, встречи) Материально-техническое (взаимодействие с руководителями предприятий по оснащению материально-технической базы школы)

Слайд 6

П оложительные результаты современных форм взаимодействия школы и семьи : Более тесное общение в социальных сетях позволило сплотить коллектив родителей. Родители начали активно обсуждать достижения и результаты своих детей, а также поддерживать и вдохновлять друг друга на дальнейшие успехи. В социальной сети родители искренне восхищаются результатами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Доброжелательное отношение родителей и сплоченность коллектива позитивно отражается на поведении детей и их отношении к школе.

Слайд 7

Дни открытых дверей в профориентационнном направлении

Слайд 8

Результаты вовлеченности родителей в процесс школы: Родители из «зрителей», «обывателей» и простых «наблюдателей» стали активными участниками встреч, единомышленниками и помощниками классных руководителей. Родители не просто соглашаются на просветительскую установку со стороны педагога, а делают порой смелые шаги, соглашаясь на роль равноправного участника воспитательно -образовательного процесса в атмосфере взаимоуважения. Они стараются участвовать в творческих конкурсах и проектах.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия организации образовательного процесса школы, обеспечивающего проявление и развитие интеллектуальной одаренности младших школьников

В современной педагогике достаточно полно  исследованы важнейшие аспекты детской одаренности, накоплены обширные сведения в части  диагностики и развития одаренных д...

ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....

Использование ИК технологий в современном воспитательно-образовательном процессе школы

Данная презентация представляет собой теоретический материал по теме «Использование ИК технологий в современном воспитательно-образовательном процессе школы как средство повышения профессиональной ком...

Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе

Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет...

Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе.

Статья содержит перечень причин возникновения проблем здоровьесбережения в образовательном процессе и возможные способы их решения....

Проблемы здоровьесбережения в образовательном процессе.

Проблемы здоровья ребенка остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания....