Работа с родителями
консультация (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditeli.docx32.9 КБ
Office presentation icon roditeli1.ppt1.87 МБ
Файл roditeli3.docx24.09 КБ
Microsoft Office document icon roditeli4.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Работа с классом и родителями учащихся по профориентации

 В жизни каждого человека наступает время, когда он должен сделать выбор: или он будет заниматься тем, к чему лежит его душа, или позволит решать за себя другим.

Крис Уайднер.

 Профессия в современном мире является не целью, а средством, способом решения своих собственных социально - экономических проблем. Не случайно в современном мире легко получить второе, третье и какое угодно по счету образование. С принятием Закона Российской Федерации "Об образовании" возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.

Не секрет, что привлечение родителей к совместной работе есть на сегодня одна из самых трудных задач школы. А залогом успеха в обучении и воспитании детей является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

По различным вопросам и трудностям родители обращаются к педагогам. Это обучение и воспитание, решение конфликтных ситуаций и организация досуга, а также за повышением педагогической компетентности. Рассматривая проблемы, которые волнуют родителей и детей отмечу, что вопрос профессионального самоопределения выпускников актуален для всех. Социально-экономическая ситуация в нашей стране диктует конкуренцию на рынке труда и рынке образовательных услуг. Ужесточились требования к потенциальным работникам, абитуриентам. И осознанный выбор будущей профессии стал одной из острейших проблем современного общества.

        Одним из основных механизмов социализации в семье выступает идентификация или буквально – уподобление взрослым, подражание им, ориентировка на их поведение как на пример собственных действий. В первую очередь механизм идентификации действует в парном взаимодействии "ребенок-родитель", поскольку именно родители выступают для детей наиболее "доступными" взрослыми. В процессе профориентации учащихся педагог может столкнуться с различными трудностями в работе с родителями. Наиболее глубокой проблемой является отсутствие у родителей информации об особенностях своего ребенка. Родители не знают, каковы интеллектуальные, личностные характеристики старшеклассников. Чаще они имеют свои собственные представления, приписывая свои желания ребенку. Нередко родители, приходя на консультацию (беседу), предъявляют требование подтверждения наличия способностей к определенной деятельности.

Значительное влияние имеет тот факт, что родители не всегда обладают навыками конструктивного общения: конфликты, возникающие между родителями и детьми, не позволяют адекватно общаться и выяснять интересы и намерения ребенка. Отсутствует гибкость вследствие психологической ригидности, неумения реагировать на изменения, происходящие с ребенком в рамках его профессиональных предпочтений.

          Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, занятий по психологии.

Профориентационная работа с обучающимися

Классный руководитель:

  •  составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  •  организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  •  помогает обучающемуся моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  •  организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия.

Реализация помощи учащимся при выборе профессии

Профориентационные задачи со школьниками должны решаться как  индивидуально, так и через групповые формы работы. Для учителя подобные условия создаются на уроке. Сегодня переход к деятельностной основе образования может основываться на внутренней дифференциации образовательного процесса, где на первый план выходят функции учителя:

  • Индивидуальная работа со школьниками (беседы, консультации и т.д.).
  • Учебная диагностика (включение в процесс обучения педагогических методик для диагностики характера динамики успешности освоения дисциплины).
  • Режиссирование урока (введение в структуру урока органической составляющей, направленной на профориентационные цели).
  • Проектная деятельность (поддержание и развитие исследовательских навыков старшеклассников, способствование формированию самостоятельности навыков планирования, уровня самооценки через научные проекты, исследования).

Дополнительными путями "горизонтального обогащения" является вариативный компонент образовательной деятельности. Педагог может предложить учащимся кроме традиционных путей факультативы, школьные кафедры, кружки, студии.

  С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения образовательный и воспитательный процесс должен строиться на основе развития у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному самоопределению. На современном этапе развития общества становится очевидной роль школы в становлении личности. Система профориентационной работы включает взаимосвязанную деятельность и классного руководителя, и педагога - психолога, и учителей предметников, и семьи, и педагога - организатора - всех, кто участвует в процессе профессионального самоопределения.

Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье.

На выбор профессии влияет ряд факторов, такие как: популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы, также могут оказать влияние советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой.

Готовность школьников к профильному и профессиональному самоопределению формируется постепенно, поэтому поддержка классного руководителя является непрерывным процессом.

 В вопросе оказания помощи учащимся при выборе профессии классный руководитель ставит перед собой определённую цель и определяет задачи по её реализации.

Например. Цель: развить имеющиеся у учащегося склонности и интересы к определённому виду труда.

Задачи: познакомить обучающихся с миром профессий, формировать у обучающихся представлений о ценности и важности выбора профессии в современном мире; формировать положительную мотивацию в сфере профессионального самоопределения и трудовых отношений; сделать вывод о том, что при выборе профессии необходимо учитывать не только свои желания («хочу»), способности и возможности («могу»), но и потребности рынка труда («надо»); развивать у школьников психологическую готовность к выбору, профессиональному и личностному самоопределению.

Поставленные цели и задачи достигаются в первую очередь с помощью дополнительного образования, факультативных занятий, внеклассной работы. Широкий выбор объединений по интересам в школе и в учреждениях дополнительного образования предоставляет возможность каждому обучающемуся реализовывать свои способности.    

 Кроме этого, для учащихся 10 классов могут быть организованы элективные курсы. В первом полугодии - «Мой выбор», во втором полугодии - «Человек и профессия». Целью данных курсов является формирование у обучающихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

 Формами внеклассной работы являются классные часы, на которых происходят встречи с представителями различных профессий, а также организовываются экскурсии на предприятия города, области.

Одной из основных форм профессионального просвещения и пропаганды являются классные часы, на которых классный руководитель в доступной форме знакомит учеников с определённой профессией, её социальной значимостью, престижем, перспективой трудоустройства, условиями труда и приёма в учебные заведения, даёт обоснованный, квалифицированный совет о целесообразности выбора учащимися конкретной профессии.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных особенностей учащихся. Классный руководитель может включить в свою работу проведение профориентационных игр, викторин, турниров, тренингов.

Не следует забывать и о таких формах проведения классного часа, как беседа, дискуссия, диспут на темы профориентационной направленности. При умелой её организации, а также при внутренней готовности учеников беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышленности воображаемого действия. Беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни ребенка и выходить на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования.

 В 10 классе целесообразно проведение тематических часов, таких как: «Хочу, могу, надо», «Мир профессий», «Кем быть? Каким быть?», «На кого пойти учиться?», «Все профессии важны – все профессии нужны», «Мои жизненные планы».

 Следующая форма – это подготовка учащимися мини-сообщений и сочинений о профессиях. Работа над ними помогает учащимся лучше узнать отдельные профессии, выявить свои профессиональные интересы. Данная форма работы даёт возможность ученику рассказать о своих интересах, увлечениях, целях.

В работе с учащимися 10 классов классному руководителю оказывает помощь педагог – психолог:

  • изучает профессиональный интерес и склонности учащихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствует формированию у школьников адекватной самооценки.

Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа с родителями.

Практика показывает, что родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Именно родители могут в большей мере помочь своим детям определить их возможности и интересы к определенной профессии. Например, многие учащиеся выбирают еще в детстве профессию своих родителей. Часто случается, что удовлетворенность или неудовлетворенность родителей своей профессией может стать достаточным стимулом для положительного или негативного отношения к ней детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей продолжения образования представляют трудную задачу, как для самих учащихся, так и для их родителей. Желания родителей и профессиональные намерения учащихся во многих случаях не совпадают.

Главная цель работы классного руководителя по профориентации с родителями учащихся - оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.

 Формы профориентационной работы классного руководителя с родителями учащихся 10-х классов весьма разнообразны:

  • Тематические родительские собрания. Это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано большинство родителей учащихся класса, направленные на выбор профиля обучения: «Выбор профиля обучения», «Значимость выбора в жизни человека», «Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка».
  • Классные часы с привлечением родителей, представляющих определенную профессию. Тематика и форма проведения таких классных часов может быть разнообразной. Например, дискуссия «Мы хотим быть…», «Карнавал профессий», диспут «В поисках будущей профессии», беседа «Ты и твоя будущая профессия».
  • Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора учащимися профессий. Часто родители обращаются за помощью к классному руководителю, который поможет проинформировать об учебных заведениях, дать советы по поводу алгоритма действий при выборе профессии, посоветовать обратиться за помощью к педагогу-психологу.
  • Анкетирование родителей учащихся поможет выявить отношение родителей к профессиональному самоопределению их ребенка, степень влияния родителей на процесс профессионального выбора учащихся. Благодаря анкетированию можно будет корректировать поведение родителей и учащихся в плане выбора будущей профессии. Например, можно провести социологический опрос родителей: «Каким я вижу своего ребенка»; «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии».
  • Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и в учреждения профессионального образования.
  • Информирование родителей (оформление информационного стенда по профориентации, знакомство с сайтами учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона, и т.д.).
  • Лекторий. Информационно-консультационные темы лекций могут быть следующие:

«Будущая профессия вашего ребенка»;

«Как помочь ребенку выбрать профессию»;

«Мифы профессионального cамоопределения»;

«Основные факторы влияющие на выбор профессии»;

«Ошибки при выборе профессии»;

«Правила выбора профессии».

Используя упомянутые формы работы с учащимися, применяя их в воспитательном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании учащихся. В результате у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.

И в заключение хотелось бы отметить. Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным дюдям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться многого. Задача же профориентации помочь учащимся хотя бы тем, что назвать качества, которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у ученика уже есть, а какие ему придется развивать. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предьявляет к работающему, совпадали  с его личностными качествами и возможностями.

 «В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно.»

Де Ниро Р.

Список использованной литературы:

1. Дереклеева Н.И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. М.:ВАКО, 2007. - 368с. - (Педагогика. Психология. Управление).

2. Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 2013 г.

3. Мир профессий: Человек-техника. Человек-природа. Человек-человек. Человек - знаковая система. Составитель Р.Д. Каверина - М. Молодая гвардия, 2005 г.

4. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.:ВАКО, 2006, 240с. - (Педагогика. Психология. Управление).

5. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: Просвещение, 2000 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с классом и родителями учащихся по профориентации

Слайд 2

В жизни каждого человека наступает время, когда он должен сделать выбор: или он будет заниматься тем, к чему лежит его душа, или позволит решать за себя другим . Крис Уайднер.

Слайд 3

Профессия в современном мире является не целью, а средством, способом решения своих собственных социально - экономических проблем. Не случайно в современном мире легко получить второе, третье и какое угодно по счету образование. С принятием Закона Российской Федерации "Об образовании" возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. .

Слайд 4

Механизм идентификации действует в парном взаимодействии ребенок-родитель

Слайд 5

Профориентационная работа с обучающимися Классный руководитель: составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников; организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; помогает обучающемуся моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио; организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия.

Слайд 6

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ (БЕСЕДЫ, КОНСУЛЬТАЦИИ И Т.Д.); УЧЕБНАЯ ДИАГНОСТИКА (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ХАРАКТЕРА ДИНАМИКИ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ) ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПОДДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СПОСОБСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НАВЫКОВ ПЛАНИРОВАНИЯ, УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ЧЕРЕЗ НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ, ИССЛЕДОВАНИЯ). ФАКУЛЬТАТИВЫ, ШКОЛЬНЫЕ КАФЕДРЫ, КРУЖКИ, СТУДИИ. Реализация помощи учащимся при выборе профессии Функции учителя:

Слайд 7

ЦЕЛЬ : РАЗВИТЬ ИМЕЮЩИЕСЯ У УЧАЩЕГОСЯ СКЛОННОСТИ И ИНТЕРЕСЫ К ОПРЕДЕЛЁННОМУ ВИДУ ТРУДА. ЗАДАЧИ : ПОЗНАКОМИТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ, ФОРМИРОВАТЬ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕННОСТИ И ВАЖНОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ; ФОРМИРОВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ; СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ТОМ, ЧТО ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ НЕ ТОЛЬКО СВОИ ЖЕЛАНИЯ («ХОЧУ»), СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ («МОГУ»), НО И ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА («НАДО»); РАЗВИВАТЬ У ШКОЛЬНИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ И ЛИЧНОСТНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ . Реализация помощи учащимся при выборе профессии

Слайд 8

ФОРМЫ внеклассной работы с обучающимися КЛАССНЫЙ ЧАС; ВИКТОРИНА; ТРЕНИНГ; БЕСЕДА; ДИСКУССИЯ; ДИСПУТ . Т ЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В 10-Х КЛАССАХ «ХОЧУ, МОГУ, НАДО», «МИР ПРОФЕССИЙ», «НА КОГО ПОЙТИ УЧИТЬСЯ», «МОИ ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ».

Слайд 9

РАБОТА НАД НИМИ ПОМОГАЕТ УЧАЩИМСЯ ЛУЧШЕ УЗНАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ, ВЫЯВИТЬ СВОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ. ДАННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧЕНИКУ РАССКАЗАТЬ О СВОИХ ИНТЕРЕСАХ, УВЛЕЧЕНИЯХ, ЦЕЛЯХ. Следующая форма – это подготовка учащимися мини-сообщений и сочинений о профессиях.

Слайд 10

Формы профориентационной работы классного руководителя с родителями

Слайд 11

Тематические родительские собрания; Классные часы с привлечением родителей, представляющих определенную профессию; Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора учащимися профессий; Анкетирование родителей учащихся; Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся; Информирование родителей.

Слайд 12

лекции «Будущая профессия вашего ребенка» «Как помочь ребенку выбрать профессию» «Мифы профессионального c амоопределения» «Основные факторы влияющие на выбор профессии» «Ошибки при выборе профессии» «Правила выбора профессии»

Слайд 13

ДЕ НИРО Р. « В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно»

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Работа с классом и родителями учащихся по профориентации



Предварительный просмотр:

Программа родительского лектория

Рассчитана на 7 лет                                  Составила: Токмурзина К.К.

Пояснительная записка.

Актуальность педагогического всеобуча обусловлена особой ролью семьи в жизни человека и общества

Повышение педагогической культуры родителей- одно из важнейших направлений воспитания и социализации обучающихся.

Сегодня требуется создание более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи ,построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями.

Программа родительского лектория дает возможность семье стать полноправным партнером педагогов в воспитании детей, заинтересовать родителей в усилении эффективности и качества семейного воспитания, которые помогут выстроить систему взаимодействия всех участников образовательного процесса через расширение прав на специальные знания.

Современное российское образование нацелено на формирование свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности, без которой невозможно успешное общественное развитие. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Школа – это лишь звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, вооружить родителей специальными знаниями в области педагогики и психологии.

В настоящее время опыт педагогического взаимодействия семьи и школы требует переосмысления. Связано это с тем, что в настоящее время семьи переживают противоречивое и сложное состояние:

  Имеет место  недоверие родителей к школе, завышение требований родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысокий уровень психолого-педагогической культуры родителей.

 Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности. Изменяется статус семьи как воспитательного института,  растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми.

Велик  процент детей, растущих в неполных семьях, либо в семьях, где один из родителей родным не является.

  Значительная часть родителей испытывает определенные трудности в воспитании  своих детей. Разрозненные и несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию. Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями, которая должна вестись в целостной системе и иметь огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями обучающихся очень важно. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».

Цели программы:

 Сплочение коллектива педагогов и родителей в совместной воспитательной деятельности, направленной на успешную социализацию подростков через повышение уровня педагогической культуры родителей

Создание условий для согласования позиций воспитания, принимаемых педагогическим и родительским сообществом в вопросах становления гражданской идентичности обучающихся ,успешной социализации детей, их самоопределении в мире ценностей и  в формировании гармоничной личности каждого школьника

 Реализация цели программы предполагает решение ряда задач:

 1.  Консолидации усилий семьи и школы по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;

 2. Пропаганда и возрождение семейных традиций; формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

 

 3. Информационное, методическое сопровождение педагогического образования родителей, обеспечивающее формирование активной педагогической позиции; вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры;

 4.  Оказание психологической помощи в преодолении внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком, через обеспечение поддержки семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности.

Цель программы определяет систему принципов:

 • первоочередного права родителей на воспитание детей

 • достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные факты, доступные для использования в жизни);

 • взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями обучающихся, конструктивный поиск решения проблем воспитания детей);

 • развития и гуманизации личности и системы ее отношений;

• системности (воспитательных воздействий на ребёнка) и преемственности (семьи и школы) в становлении социокультурного опыта каждого обучающегося.

Программа

Родительский лекторий

                                                                                                                            Автор: Токмурзина К.К.

                                                                                                                             Кл. Руководитель

2023г

Направления родительского лектория:

  1. Профилактика правонарушений и формирование правового сознания учащихся
  2. Профориентационная работа
  3. Формирование модели здорового образа жизни
  4. Вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей через совместные творческие дела, проекты, конкурсы, конференции.
  5. Формирование основ семейного воспитания у каждого школьника
  6. Повышение психолого- педагогических знаний родителей через лекции, семинары, индивидуальные консультации.

Процесс родительского образования в лицее осуществляется на основе документов:

1.Конвенция о правах ребенка

2.Закона РФ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ

3. Закона РФ « Об образовании»

4. Семейный кодекс

В данной программе полностью реализуется идея взаимодействия школы и семьи, что обеспечивает единство образовательного пространства родительского всеобуча и гарантирует овладение родителями учащихся необходимым минимумом знаний, умений, навыков для адаптации в современных  условиях и успешную реализацию воспитательного процесса в семье и социуме.

Каждое направление родительского всеобуча предполагает участие в работе родительских собраний специалистов различных ведомств, прямо или косвенно касающихся воспитания подростков. Это:

·  Психологи школы, основные функции, которых в реализации данной программы - диагностическая, прогностическая и экспертная, социально-компенсаторная.

·  Специалисты ЦЗН, УО, врачи, юристы выполняют, прежде всего, охранно-защитную и организационно-коммуникативную.

Главными функциями педагогического коллектива являются образовательно-воспитательная, посредническая и организаторская. Важным условием для успешной реализации программы, достижения конечного результата, является степень участия специалистов различных ведомств и, конечно, самих родителей.

Рекомендуемая периодичность  проведения лекториев  - не реже 1 раза в четверть.

Предполагаемые сроки реализации программы 7 лет.

Тематика лектория:

 5 класс: Адаптация. Как помочь ребенку.

               Эмоции в жизни ребенка

               Гиперактивность, агрессивность, тревожность. Как поддержать      эмоциональный баланс ребенка

               Семейные традиции и праздники

               Общение и досуг вместе с детьми. Друзья моего ребенка.

6 класс

               Защита детей в сети интернет

               Как передать подростку семейные ценности

               Путь в профессию

               Дари тепло души своей

               Поисковая акция «Саратовское образование в 40-50 годы

7 класс   День нашей семьи

               «Карта профессий», «Военные профессии»

               Предупреждение вредных привычек

               Виды ответственности( административная, уголовная, гражданская)

               Особенности подросткового возраста

8 класс   Психофизиологические особенности подростков

               Протяни руку другу ( организация благотворительной помощи ребятам из детского дома с. Воскресенское

               Урок мужества

               В рамках профориентационной работы:Экскурсии в экологический центр, в гончарную мастерскую, на производство хлебобулочных и кондитерских изделий ЗАО «Сокур-63»

              Влияние СМИ на развитие личности ребенка

9 класс  Как договариваться с взрослеющими детьми

              Выбор дальнейшего пути: «за» и «против»

              Буллинг, как вести себя родителям

              Подросток и закон

             Как подготовить себя и ребенка к экзаменам

10 класс    Адаптация. Профессиональная направленность и профессиональные интересы.

Компания в жизни старшеклассника.

Как научиться доверять своему ребенку и пользоваться его доверием?

Как вовлекать ребенка в здоровый образ жизни, профилактика  вредных привычек. Умеет ли ваш подросток говорить «нет»?

11 класс  

Роль традиции семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии

Ошибки при выборе профессионального пути. Выбор ВУЗа как выбор жизненной стратегии

Как научить подростка справляться со стрессом

Школа закончена, что дальше?

Формы взаимодействия специалистов с родителями: беседы, интервьюирование, дискуссии, лекции, круглые столы, тренинги для родителей.

Результатом реализации программы будет являться переход семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением, повышение потенциала семьи и её роли в воспитании детей, в снижении социальной напряжённости в обществе.



Предварительный просмотр:

Памятка

«Эффективная помощь ребенку в выполнении домашнего задания»

 Каждый из нас когда-то сталкивался с одной и той же повторяющейся изо дня в день с проблемой – выполнение  домашнего задания. После трудного рабочего дня мы вынуждены просиживать весь остаток вечера со своими детьми, для того, чтобы помочь им выполнить то, что учитель задал на дом. В ход идут самые разные средства: уговоры, переговоры, даже насилие и каждый из нас понимает, что эти способы уже давно испробованы, да и  дети к ним давно привыкли. Родители частенько готовы выполнить это задание за ребенка. Это постоянный стресс и родителей, и для детей.

Неужели все испробовано? Для того, чтобы избежать многих проблем можно воспользоваться нехитрыми советами, которые могут помочь ребенку при выполнении домашних заданий, а  родителям вернуть долгожданный покой.

«8 шагов к успеху»

 1. Необходимо составить  четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Дети могут принять решение когда им делать уроки: сразу после прихода из школы или после ужина?  Как только определили время, необходимо  придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно. Это поможет в частности, справиться с такой проблемой, как усадить ребенка за уроки. Через некоторое время выполнение домашних  заданий  станет вполне естественной частью их ежедневного расписания. Обратим внимание, что время, отведенное на домашнюю работу, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное могут подождать, пока работа не будет завершена.

     Вечером обязательно надо  проверить выполненную домашнюю работу, чтобы дети не волновались и были уверены в себе при ответах в классе.

 2. Распределите задания по важности. Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они могут долго мучиться этой проблемой. Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое - вторым, и так далее. При этом количественный подход при выполнении домашних заданий например, вместо 4 сделали 3 самый коварный, т.к. возникает ощущение, что не сделали только одно, а не все домашнее задание.

3. Не стоит сидеть и следить за  ребенком, пока он делает уроки.  Для многих родителей это большая и постоянная проблема. Зачастую  родители, использующие такой метод контроля,  усугубляют  детскую беспомощность. На самом деле, не верно, что дети не могут работать, они сознательно решают не работать. Часть детей перестают работать, когда родитель решает отойти от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание. Это - очень нездоровая "зависимость", потому что ничего подобного ребенок не может воспроизвести в классе. Вследствие этого, ребенок может решить вообще не делать работу в классе, и приносить недоделанные задания домой.

         Таким образом, они могут полностью завладеть вниманием мамы и папы. Проводя целый день на работе, родители очень устали, и одна мысль о том, что им придется три часа подряд провести, сидя около ребенка, может привести к проблемам.

 Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно.

4. Сначала проверьте то, что выполнено правильно. Нельзя  обращать внимание только на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова, решенные примеры. Что касается ошибочных ответов, то можно предложить ребенку еще раз проверить пример и тогда может быть получиться несколько другой ответ.

 Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения. Если же вы начнете с разбора ошибочных заданий, да еще и рассердитесь, то ребенок, вместо того, чтобы исправлять задание, будет переживать, что он вызвал ваше неудовольствие.  Может оказаться удобным проверять маленькие порции заданий. Для многих детей лучше, если они немедленно могут получить подтверждение, что все сделано правильно.

 Попросите ребенка, чтобы он сделал сначала только пять примеров и дал их вам проверить.

 Отметьте те, которые сделаны правильно, и предложите ребенку перейти к следующей группе примеров.

 Таким образом,  ребенок получив одобрение,  у него появляется положительная мотивация для того, чтобы выполнять следующее задание.

 Кроме того, если ребенок начал что-то делать неправильно, есть возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку, так что ребенку не придется потом переделывать все задание целиком.

5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет. Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд, пока не закончит. Это нормально, если ребенок все это время действительно работает, и если задание действительно требует столько времени на выполнение.

 Однако если вы видите, что через час или два после начала работы ребенок находится в том же положении, как и через 10 минут после начала работы, надо прекратить эту деятельность.  Единственное, чего вы достигните в противном случае, это добьетесь  чувства  неприязни у ребенка. Возможно, надо  принять  решение завершить работу ребенка после определенного времени и написать  учителю записку, объясняющую обстоятельства. Скорее всего, такого типа проблемы могут быть решены на встрече с учителем.

 Для такого поведения ребенка может быть несколько причин.

 Во-первых, он мог просто не понять новый материал в классе, и поэтому не быть в состоянии выполнить домашнее задание.

 Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями.

 В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий.

 6. Обращайте внимание на невербальные сигналы. Родители часто говорят, что не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Все было бы хорошо, если бы все общение происходило на вербальном уровне.  Но мы знаем, что невербальные способы передачи информации являются очень существенной частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы очень просто, даже если вы сами об этом не подозреваете.

 Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления "языка тела" - все это является невербальными ответами. Если дети достаточно чутки, то они примут эти сигналы, что только добавит напряженности в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.

 Все это особенно важно в отношении маленьких детей, которые не делают различия между неодобрением родителями их деятельности и потерей родительской любви. Такое состояние только добавит стресс и ухудшит их возможность работать продуктивно.

7. Причина успеха для заданий, выполняемых по учебнику.

 В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов.

 Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

 У некоторых детей существует тенденция запоминать абсолютно все.  Возможно, стоит дать такому ребенку карандаш и попросить отметить слово или предложение, которое, возможно является ответом на один из вопросов. Тогда ребенку будет легче ориентироваться в тексте, когда он будет искать ответы на вопросы в книжке.

 Рассмотрите возможность записать главу из учебника на диктофон. Исследования показывают, что, чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность, что она  будет усвоена.

 Так что, имеет смысл записать  главы из учебников по истории, чтобы ребенок слушал эти записи одновременно с чтением. Таким образом,  будут задействованы как визуальные, так и аудиоканалы приема информации.

 Время от времени добавьте шутку, или песню, или какое-то обращение к ребенку, чтобы поддержать его интерес.

8. Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка. Некоторые родители готовы сделать за ребенка всю его домашнюю работу. Хотя исходно мотивом родителей может быть желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием, конечный результат может быть разрушителен.

 Когда родители доделывают за детей их работу,  это воспринимается ими как собственный провал в работе. Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали родители, это только увеличивает зависимость детей и их чувство беспомощности.

 Если ребенок не может доделать задание, хотя честно старался, напишите записку учителя, в которой объясните все обстоятельства. Большинство учителей среагируют адекватно.

 Подытоживая все сказанное, прежде чем сесть помогать ребенку в его домашней работе, убедитесь, что вы не видите никаких симптомов более серьезных проблем. Когда родители пытаются работать с детьми, имеющими серьезные проблемы с обучением и пониманием материала, или очень сильно напряженными, они могут получить в результате гнев и растерянность. Если же вы будете следовать правилам, о которых было рассказано выше, результат и для детей, и для родителей будет более благоприятным.


Советы родителям "психотерапия неуспеваемости”

(по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)


Правило первое: не бей лежачего. "Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто "отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: "Не сделал, не старался, не учил”

порождает Эхо: "не хочу, не могу, не буду!”
Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать”.
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Ошибки родителей.

Являюсь руководителем ШМО классных руководителей. Постоянно нахожусь в творческом поиске. Приходиться выбирать темы заседаний ШМО, которые вызвали бы интерес у каждого классного руководителя. Данная п...

формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками

Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"

Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...

Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?

В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...

Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...