Мастер - класс "Возможности семьи в речевом развитии ребенка"
материал

Кошкарева Татьяна Анатольевна

Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, формирует устойчивый интерес и потребность к интеллектуальным упражнениям. Для переключения внимания, развития межполушарной взаимосвязи, формирования языкового анализа и синтеза, фонематических процессов, профилактики усталости у детей в коррекционные логопедические занятия включаются разнообразные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_semi_v_rechevom_razvitii_rebenka.docx1001.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №35 «Малышок»

Клуб «Год до школы»

«Возможности семьи в речевом развитии ребенка»

Учитель - логопед:   Кошкарева Т.А.

        

г. Шадринск

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поучимся организации речевых игр, совместных с ребенком.

Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье.

То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь. А с недостатками речи бороться очень трудно.

Поэтому мой совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!

Все дети очень любят играть, игра является частью детства, непременным его атрибутом. Игра доставляет ребёнку огромную радость, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, мышление, познавательные процессы. Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, формирует устойчивый интерес и потребность к интеллектуальным упражнениям. Для переключения внимания, развития межполушарной взаимосвязи, формирования языкового анализа и синтеза, фонематических процессов, профилактики усталости у детей в коррекционные логопедические занятия включаются разнообразные игры.
Сегодня наша встреча будет посвящена играм, которые помогают детям совершенствовать речь, и будут способствовать закреплению полученных на логопедических занятиях знаниях и умениях.

  1. Доббль (Дуббль)

Существует несколько вариантов этой игры. Я вас познакомлю только одним, с другими играми вы сможете познакомиться в буклете.

«Собери их все»

На стол выкладываются карточки по количеству игроков (лицом вниз), в центре формируется колода. По команде все карточки одновременно открываются. Цель – собрать больше всех карточек, находя совпадения между центральной и любой другой из них.

Рекомендованный возраст игроков – от 6 лет. Однако даже двух-, трехлетние малыши могут принимать участие, если исключить соревновательный момент и использовать игру как увлекательное развивающее занятие. То есть задача останется та же, но поиск совпадений будет происходить не на скорость, а в удобном для малыша темпе, либо по очереди, если участвуют несколько детей. Стоит отметить, что «Доббль» будет полезен не только для развития внимательности, но и для актуализации словарного запаса малышей.

  1. Ходилки.

В игре могут участвовать от 2 до 6 игроков. Нужно поставить фишки на «Старт». Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало точек на кубике.

  1. Мемори

Это занимательная карточная настольная игра, состоящая из парных картинок. Основной целью игры является «открытие» как можно большего числа парных карточек, за что игру «мемори» еще называют игра «пары». Игра ведется двумя одинаковыми колодами карточек, на лицевой стороне которых изображены картинки. Играют обычно 2 - 6 участников, в зависимости от количества карточек. Свое название настольная игра «мемори» получила от англ. memory (память) и полностью оправдывает свое название.

Правила игры «мемори» крайне просты. Все карточки перемешиваются и в начале игры раскладываются рядами лицевой стороной (картинкой) вниз. (Для малышей количество карточек уменьшается в соответствии с возрастными возможностями, можно начать с 4 и далее постепенно увеличивать их количество.) Дети по очереди открывают (переворачивают) по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе. Если карточки не совпадают - игрок кладёт их на прежнее место лицевой стороной вниз и ходит следующий участник.

Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Детям очень нравится эта игра. Она развивает память, аккуратность. Для игры можно брать любые парные картинки.

  1. Крестики – нолики

Это очень древняя и интересная игра. Цель — поставка в один ряд три крестика или нолика и не дать своему сопернику сделать то же самое.

Участники по очереди ставят на свободные клетки поля знаки, в нашем случае картинки. Один играет крестиками, второй — ноликами. Обычно начинает ходить участник, ставящий крестики. Выигрывает тот, кто первым выстроит в ряд 3 свои фигуры по вертикали, горизонтали или диагонали.

Крестики-нолики не только занимательное развлечение, но и развивающая игра. У детей она способствует развитию тактического и стратегического мышления, а также интуиции — ребята учатся предугадывать действия соперника.

  1. Судоку

Игра содержит игровые поля для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков. Она предназначена для использования на индивидуальных логопедических занятиях, а также для домашних заданий, в которых ребенку необходимо соединить недостающую картинку с пустым квадратом.

Цель: автоматизация звука в слове, развитие внимания и логического мышления, обогащение и накопление словаря.

Описание игры: в каждой строке необходимо добавить недостающую картинку, таким образом, чтобы они не повторялись, ни в строке, ни в столбце. Сначала называем все картинки в строке, а затем предлагаем ребенку, назвать какой картинки не хватало, начав предложение: «Нет…». Перед началом игры проводится словарная работа.

  1. Игра  с мячом «Я знаю 5 овощей» (фруктов, видов транспорта, мебели и т. д.)

Взрослый бросает по очереди детям мяч и говорит: «Я знаю 5...» (овощей, фруктов, домашних животных, предметов мебели и т.д.). Тот, у кого мяч, должен назвать то, что ему задано. Кто не справится с заданием, отдает какой-нибудь фант. В конце игры все собранные фанты выкупаются. Для этого задаются разные интересные задания, например, прокукарекать три раза, прохрюкать два раза, попрыгать на одной ножке и т.д.

  1. Игра с мячом «Ты – мне, я - тебе»

Одновременное бросание мяча друг другу. Когда ребенок хорошо будет справляться с этим заданием, можно добавить проговаривание чистоговорки или стихотворения и бросание мяча друг другу.

Например: Я несу в суме сома,

        Сходит сом в суме с ума.

Доббль (Дуббль)

Существует несколько вариантов этой игры.

1. Башня

Каждый участник получает по одной карточке и в закрытую кладет перед собой. Оставшаяся колода помещается в центр лицевой стороной вверх. Игроки одновременно открывают свои карточки и стараются как можно быстрее найти совпадение между своей карточкой и той, что в центре. Тот, кто справится первым, забирает центральную карточку себе, открывая таким образом новую. После этого действия повторяются. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.

Правила игры Доббль Башня Правила игры Доббль Башня фото Правила игры Доббль Башня картинки Правила игры Доббль Башня описание Правила игры Доббль Башня для детей Правила игры Доббль Башня для ребенка Правила игры Доббль Башня смотреть

2. Подарочек

Вся механика такая же, как и в предыдущем варианте за одним исключением: игроки ищут совпадения между центральной и карточкой другого участника. Отыскав повторяющийся элемент быстрее всех, ребенок «подкидывает подарочек» сопернику, складывая в его колоду центральный образец. Победителем становится тот, у кого в конце игры накопится меньше карточек.

Правила игры Доббль Подарочек Правила игры Доббль Подарочек фото Правила игры Доббль Подарочек картинки Правила игры Доббль Подарочек описание

3. Колодец

Все карты раздаются игрокам, только последняя кладется в центр лицом вверх. Цель каждого из соревнующихся – самым первым избавиться от своих карт, формируя башню посередине путем нахождения совпадений между своей и центральной карточками.

Правила игры Доббль Колодец Правила игры Доббль Колодец фото Правила игры Доббль Колодец картинки Правила игры Доббль Колодец смотреть

4. Горячая картошка

Игра идет раундами. Каждый раз участникам раздается по одной карте. Одновременно они открывают свои карточки и на скорость ищут совпадения между ними. Кто находит их первым, кладет свою карту поверх карты соперника. Тот, кому по итогам раунда все скинули карточки, оставляет их себе. Начинается новый тур. Побеждает игрок, накопивший меньше всех штрафных карточек.

Правила игры Доббль Горячая картошка Правила игры Доббль Горячая картошка фото Правила игры Доббль Горячая картошка картинки Правила игры Доббль Горячая картошка описание Правила игры Доббль Горячая картошка для детей Правила игры Доббль Горячая картошка смотреть

5. Собери их все

На стол выкладываются карточки по количеству игроков (лицом вниз), в центре формируется колода. По команде все карточки одновременно открываются. Цель – собрать больше всех карточек, находя совпадения между центральной и любой другой из них.

Мемори

Это занимательная карточная настольная игра, состоящая из парных картинок. Основной целью игры является «открытие» как можно большего числа парных карточек, за что игру «мемори» еще называют игра «пары».  Игра ведется двумя одинаковыми колодами карточек, на лицевой стороне которых изображены картинки. Играют обычно 2 - 6 участников, в зависимости от количества карточек.

Правила игры «мемори» крайне просты. Все карточки перемешиваются и в начале игры раскладываются рядами лицевой стороной (картинкой) вниз. Дети по очереди открывают (переворачивают) по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе. Если карточки не совпадают - игрок кладёт их на прежнее место лицевой стороной вниз и ходит следующий участник.

Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Крестики – нолики

Цель — поставка в один ряд три крестика или нолика и не дать своему сопернику сделать то же самое.

Участники по очереди ставят на свободные клетки поля знаки, в нашем случае картинки. Один играет крестиками, второй — ноликами. Обычно начинает ходить участник, ставящий крестики. Выигрывает тот, кто первым выстроит в ряд 3 свои фигуры по вертикали, горизонтали или диагонали.

Крестики-нолики не только занимательное развлечение, но и развивающая игра. У детей она способствует развитию тактического и стратегического мышления, а также интуиции — ребята учатся предугадывать действия соперника.

Судоку

Игра содержит игровые поля для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков. Она предназначена для использования на индивидуальных логопедических занятиях, а также для домашних заданий, в которых ребенку необходимо соединить недостающую картинку с пустым квадратом.

Цель: автоматизация звука в слове, развитие внимания и логического мышления, обогащение и накопление словаря

https://i.pinimg.com/736x/72/f7/f9/72f7f94c5635e6d216ba66dd0d25100e.jpgОписание игры: в каждой строке необходимо добавить недостающую картинку, таким образом, чтобы они не повторялись, ни в строке, ни в столбце. Сначала называем все картинки в строке, а затем предлагаем ребенку, назвать какой картинки не хватало, начав предложение: «Нет…». Перед началом игры проводится словарная работа.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 35 «Малышок»

«Логопедические игры для всей семьи»

 http://logopatiki.ru/wp-content/uploads/2012/11/12_11.jpg

 

учитель-логопед:

Кошкарева Т. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей о речевом развитии ребенка

3-минутный опросник родителей, легко проводимый на родительском собрании (как эпизод выступления логопеда). Удобен тем, что сразу можно дать рекомендации и ответить на вопросы, возникшие у родителей....

Роль игры в умственном, физическом и речевом развитии ребенка.

Статья посвящена роли и значению игры в процессе обучения и воспитания детей.  Может быть использована в качестве консультативного материала для педагогов....

Влияние двигательной моторики в процессе трудового обучения на речевое развитие ребенка.

В данной статье говорится о том, как важно развивать тонкие движения пальцев рук. Хорошо развитые навыки мелкой моторики способствуют быстрому развитию самообслуживания детей, развитию речевой деятель...

Роль семьи в формировании речевого развития ребенка

В условиях школы низкий уровень развития речи является одним из главных препятствий в формировании навыков учебно-познавательной деятельности, в полноценном общении со сверстниками и взрослыми, тормоз...

Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка

Уважаемые родители, помните, что семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья переда...