Особенности образовательного процесса в классах "Особый ребенок"
статья по теме

Елена Анатольевна Шибанова

В статье представлен материал об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Совершенствование качества образования детей

с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»

Прежде, чем начать своё выступление о новых подходах  к  совершенствованию образования в классах « Особый ребёнок» нашей школы, я бы хотела дать краткую информацию о нашем образовательном учреждении.

 Полное название    нашей школы представлено на слайде  (Слайд 2, 3)    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) №46 Калининского района Санкт – Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия».

(Слайд 4)  На следующем слайде представлен качественный и количественный состав наших педагогов.

(Слайд 5,6)   Наша школа – это не только качественные человеческие ресурсы, но и качественные условия для получения образования детей. Хорошо оборудованные кабинеты, столовая, холлы для отдыха, спортивные залы, игровая площадка.

(Слайд 7)  Основная цель работы школы « Формирование образовательной системы, обеспечивающей качественное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, отвечающей интересам всех участников образовательного процесса, направленной на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество».

 (Слайд 8)  Как и все коррекционные школы решаем следующие задачи: коррекционные, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

         Школа реализует 2 варианта учебного плана. Приоритетное направление отдаётся углублённой трудовой подготовке и социальной адаптации детей с ОВЗ. В школе 11мастерских для трудового обучения, 3 кабинета СБО, 3 спортивных зала, 2 музыкальных класса, оборудованный по последнему слову техники актовый зал. Школа даёт углублённую трудовую  подготовку по следующим  профессиям: столяр строительный, маляр, швея, вязальщица трикотажного полотна, рабочий зелёного хозяйства. Для тех ребят, которые не могут овладеть профессией, в основном это дети 2 варианта обуч., в учебном плане предусмотрен ручной труд. У нас он ведётся по художественно- прикладному направлению. Наши дети участвуют в выставках прикладного творчества, где занимают призовые места. Применение новых форм обучения ручному труду учащихся с умеренной умственной отсталостью, расширение возможностей трудового обучения дало положительные результаты. Два ученика 11 класса «Особый ребенок» нашей школы в 2011 г. участвовали в мастер-классе по валянию в Манеже.

Вот некоторые работы, завоевавшие призовые места (Слайд 9,10).

Особое место в нашей школе занимают наши «особята», мы все их очень любим. В данный момент по 2 варианту обучения  в школе организовано 3 подготовительных класса, 6классов начальной ступени обучения, 8классов средней ступени, всего 17 классов, в которых обучается более 100  детей. Средняя наполняемость классов 5-7 человек.  В классах работают высококвалифицированные специалисты с высшим дефектологическим образованием или прошедшие специальную переподготовку в стенах нашей родной Академии.  Согласно штатному  расписанию в каждом классе есть учитель-дефектолог, воспитатель, который помогает учителю во время уроков,  помощник воспитателя и воспитатель ГПД. Кроме того  коррекцией и развитием речевых функций занимается  учитель-логопед, а психические функции корригирует и развивает педагог- психолог. Весь персонал осуществляет свою работу в соответствии с программными требованиями на основе учебных программ и сеточного планирования (Слайд 11).

Обучение ведётся по учебному плану, в котором за счёт «занятий по выбору школы» увеличено количество часов по трудовому обучению и СБО.

В школе специальным образом организована образовательная среда : помещение раззонировано, выделены зоны для фронтальной и индивидуальной работы, места для детей с нарушением аутистического спектра (Слайд 12).

 На уроки  СБО дети ходят в кабинет, а на уроки трудового обучения в мастерские  (Слайд 13,14).  В каждом классе есть компьютер и частично проведен интернет.

Сегодня все усилия коллектива учителей,  преподающих в классах «Особый ребенок» направлены на совершенствование системы образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Существует много проблем, которые требуют нашей совместной работы и принятия решений о выработке единого подхода к организации обучения, разработки методического комплекса, специальных технологий и инструментария для диагностики уровня развития и обученности.

Мы попробовали начать решать эти проблемы у себя в школе (Слайд 15).

Изменение содержания обучения.

С этого учебного года изменился учебный план и названия учебных предметов. Встал вопрос чему  учить? Как учить? И  по чему учить? Спасибо огромное коллективу авторов, издавших « Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой. За основу работы мы взяли именно эти программы, совместили со своими и разбили их на три уровня обучения, т.к. в каждом классе есть дети с разной степенью усвоения материала. Для программного обеспечения учебного процесса мы начали создавать учебно - методический комплекс. (Слайд 16,17,18) Он включает в себя задания к уроку на 3 уровня развития и перечень раздаточного материала, опорный лист, если он необходим для работы. Сейчас мы уже задумываемся над созданием электронного комплекса, который может облегчить работу учителю.

Изменение подходов к обучению, воспитанию . развитию.

На этом направлении мы предполагаем совершенствование учебно - воспитательной, коррекционной работы путём внедрения новых технологий обучения и новых подходов к организации трудового обучения.

(Слайд 19) С 2009 – 2010 учебного года в нашей школе уроки Ручного труда в классах «О.Р.» стали вести учителя трудового обучения. И это решение, я считаю, себя оправдало, т.к. материально-техническое обеспечение мастерских дает широкие возможности для качественного проведения учебного процесса и получения максимального результата.

Были созданы новые программы по ручному труду для классов «Особый ребенок». Целью программ обучения ручному труду учащихся с умеренной умственной отсталостью» является:

  1. максимальное включение учащихся в трудовой процесс;
  2. формирование доступных для  детей с ограниченными возможностями здоровья видов трудовой деятельности.

Новые программы учитывали:

  1. специфические особенности моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития учащихся с умеренной умственной отсталостью;
  2. характер ведущей деятельности;
  3. тип общения и его мотивы;
  4. социальную ситуацию развития ребенка

Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения, учителя трудового обучения занялись подбором материала, постепенно формируя УМК к этим программам.

Распределение учебного времени по видам труда в программах даются примерные. В зависимости от состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы.

Уроки ручного труда ориентированы на игровой, практический и наглядный методы обучения при частичном использовании словесного метода.

Все материалы, используемые на уроках ручного труда являются предметно-развивающими, а также стимулирующими сенсорную чувствительность.

Изучение многих тем программы завершается выполнением коллективных работ (Слайд 20).

Подобные виды творческих работ имеют большое воспитательное значение, так как учащиеся осваивают опыт совместной деятельности, определяют значительность личных усилий для успеха общей работы.

Мастерская художественной керамики.  (Слайд 21)

Глина обладает особыми свойствами, делающими ее полезной для работы с детьми с различного рода нарушениями.     Систематическая работа с глиной может быть полезна для детей с проблемами развития в следующем:

  1. разминая глину, они развивают пальцы рук, повышается двигательная активность, а совершенствование мелкой моторики благотворно влияет на речь;
  2. развивается сила пальцев, что совершенно необходимо для возможной в будущем трудовой деятельности учащихся;
  3. снимается эмоциональная напряженность.

  

  (Слайд 22)  В занятиях керамикой выделяются два аспекта: творческий и технический. При работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями важными являются оба. Детям становится доступно изготовление карандашниц, подвесок, цветочных горшков и других изделий. Конечный результат доставляет радость детям, способствует развитию уверенности в себе, повышает интерес к труду.

     Особенно такие занятия рекомендуются для детей с нарушением аутического спектра.  

Мастерская ручного труда  (Слайд 23)

  Войлоковаляние – процесс изготовления изделий из натуральной шерсти путем сцепления и переплетения ее волокон (шерстинок).     Изготовление работ в технике «валяние» представляет собою определенную последовательность отдельных операций. Учащиеся осваивают весь цикл от начала до конца, но с разной степенью самостоятельного участия в выполнении операций.

(Слайд 24)  Первый круг является больше наблюдательным для ученика, степень его участия в каждой операции незначительна. С каждым следующим кругом степень участия взрослого уменьшается, а самостоятельность ученика возрастает. (Слайд 25,26)

     Обучение техническим приемам валяния идет параллельно с решением другой важной задачи: развитием у ученика творческого отношения к работе. Ученик вовлекается в процесс обсуждения будущего рисунка, выбирает цвет войлока.    

Мастерская зеленого хозяйств  (Слайд 27)

Работа с садовыми инструментами требует довольно больших затрат энергии и позволяет освободиться от агрессии, гнева и других отрицательных эмоций.

Работа с растениями, с землей является также одним из видов терапии, применяемых при психических проблемах. Если при терапии искусством (рисование, лепка и т.д.) ученик работает с неодушевленными материалами, то в случае садоводства он имеет дело с живыми организмами, процесс развития которых очень напоминает человеческую жизнь: рождение, рост, болезни, увядание. Сверхчувствительному ребенку хорошо и комфортно в сельскохозяйственной мастерской (Слайд 28)

На уроках ручного труда создается микроклимат, в основе которого уважение к личности ребенка, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Результаты своего труда дети ощущают непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащихся живой интерес и побуждают их к активной и целенаправленной деятельности.

Говоря о качестве образования, нельзя не думать об его оценке, о создании инструментов для его оценивания. И это ещё одно поле нашей деятельности. Ведь мы с вами знаем, что у классов «Особый Ребёнок» нет отметочной системы, но тем не менее мы должны оценить развитие ребёнка, степень его обученности и результат нашего воздействие на всё это. Сейчас мы задумываемся над созданием бальной системы оценок.

Конечно, нельзя решать эти проблемы без учителей, которые мастерски владеют приемами обучения, воспитания и коррекции детей с ОВЗ. Сейчас у нас в школе нет ни одного педагога, который бы не прошёл курсы повышения квалификации, 80% педагогического состава владеют современными технологиями обучения в том числе ИКТ.

Коллектив постоянно находится в поиске и созидании. Вот уже на протяжении 2лет на базе нашей школы  мы проводим Международные семинары с приглашением Американских коллег из  Юты, Нью Джерси, Нью Мехико, где говорим о современных методах обучения детей с нарушением аутистического спектра и детей с нарушением поведения. Мы теперь можем говорить о том, что все дети обучаемы, и что любое поведение можно исправить. Важно правильно подобрать методы педагогического и родительского воздействия. И это ещё одно из направлений нашей работы.

 На этом я хочу немножко задержать Ваше внимание.

 Актуальность проблемы обучения  самостоятельности детей страдающих аутизмом, обусловлена тем, что повседневная жизнь неизбежно требует от нас социального взаимодействия, а именно его так не хватает людям, страдающим этим заболеванием. В настоящее время количество детей, имеющих это заболевание,  увеличивается и так же увеличиваются трудности, с которыми мы сталкиваемся в процессе обучения детей с РДА.

В России отмечается растущий интерес к методикам, которые могут быть использованы для обучения детей страдающих аутизмом, быть более самостоятельными, включенными в продуктивную деятельность. Это позволит им более полно участвовать в жизни своих семей и в жизни общества в целом.

Одна из таких методик, использующихся в Принстонском Институте Развития Ребенка (PCDI) в США, направлена на социализацию людей страдающих этой болезнью, помогает им стать более самостоятельными, независимыми.

Обучение детей с РДА следовать расписанию – трудное и увлекательное занятие. Стратегии обучения этому явились результатом многолетней работы, разработки эффективных систем коррекции с использованием научных данных. Благодаря расписанию, они овладели навыками планирования дня. (Слайд 29,30)

«Расписание активностей» – это серия картинок или надписей, которые направляют к выполнению определенной последовательности действий. Расписание может иметь различные формы, но изначально чаще всего выглядит так: альбом (или папка с файлами) с картинками или надписями на каждой странице. Каждый из этих стимулов направляет ребенка выполнять задания, участвовать в том или ином виде деятельности или получить награду. В зависимости от особенностей каждого ребенка эти расписания могут быть или очень подробными – разбивающими каждое занятие на небольшие конкретные шаги, либо обозначать вид деятельности полностью – когда фотографии или надписи побуждают ребенка выполнить все задание. С помощью дозированного обучения детей учат брать альбом с расписанием, открывать первую страницу, выполнять задания и затем переходить к следующему. Цель использования расписания  - научить аутичных детей выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны родителей и учителей и без их контроля.

Работа с «расписанием активностей» трудная и кропотливая, требует очень много времени и помощи со стороны родителей, но она того стоит. В своей работе с детьми - аутистами мы уже 2 года используем «расписание активностей». И это помогло многим детям улучшить своё поведение, а нашим коллегам получить лучшие результаты в обучении.

Если кого-то заинтересует эта методика, мы можем её продемонстрировать у себя в школе.

Ещё одна новая технология, которую мы сейчас пытаемся внедрить – это прикладной бихевиоризм (Слайд 31)

Поведенческая терапия является одним из основных подходов к нарушению поведения различной природы в современной американской прикладной психологии. В настоящее время поведенческий подход приобретает всё большую популярность и в нашей стране. Как в отечественной , так и в западных публикациях часто используются разные названия – прикладной анализ, «модификация поведения», «оперантная терапия». Более приемлемый для нас термин «поведенческая терапия». Из самого названия следует- работает с поведением, а именно с реакциями организма на изменения во внешней среде или в самом организме.

Целью бихевиоральной терапии является формирование некоторого социально приемлемого, желаемого поведения в тех случаях, когда оно отсутствует или имеются его нарушения. На каждого ребёнка, у которого есть поведенческие проблемы, мы составляем программу индивидуального сопровождения.

Индивидуальная программа по обучению   (слайд 32)

Сильные стороны: смотрит в глаза; садится за парту; инструкцию понимает, но выполняет не всегда; заинтересована в общении; любит рисовать; обращается за помощью; отзывчива на похвалу.

Слабые стороны: речь дефектная; частые негативные реакции на попытку привлечь к продуктивной деятельности (избирательность продуктивной деятельности); игровая деятельность в стадии формирования.

Предыдущие навыки: может собирать лото, пазлы (с помощью взрослого); воспроизводит некоторые буквы, цифры, символы, знаки механически запомненные; любит рисовать.

Чтобы исследовать, удаётся ли изменить поведение, сформировать новые навыки, каким образом и в какой степени  это происходит, необходимо использовать количественный и качественный анализ данных о ходе терапии. Для этого специалисты заполняют специальный бланк  и строят график (Слайд 33, 34).

Поведенческая терапия строится как процесс обучения. Это тоже огромный пласт работы, отдельная технология, которая требует  много времени  для освещения.

И в заключении я хочу сказать, что существует много подходов к коррекции и обучению детей с нарушениями развития. Важно, чтобы у педагогов и родителей была возможность получить информацию о различных методиках воздействия. Ни одно направление в специальной педагогике не предлагает уникальных способов, позволяющих «сделать» ребёнка другим. И только чётко продуманная и спланированная работа всех заинтересованных лиц: и родителей, и педагогов, и психологов, основанная на совместном сотрудничестве может дать положительный результат, который пойдёт на пользу ребёнку.

Коррекционная работа с детьми с нарушением развития ставит перед специалистами всё новые и новые вопросы, на частичное решение которых направлена сегодняшняя конференция  (слайд «Спасибо»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности образовательного процесса при переходе на новые стандарты по химии"

Какие мтоды лучше всего использовать в образовательнос процессе при переходе на новые стандарты по химии....

Учет индивидуальных особенностей в построении образовательного процесса, выбор образовательных технологий, методик обучения

Учет индивидуальных особенностей в построении образовательного процесса, выбор образовательных технологий, методик обучения базируется на лучших педагогических практиках старой фортепианной школы и на...

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Особенности образовательного процесса и учебных программ ДШИ

Дополнительное образование — специфическая органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях ра...