Письменный отчет к аттестации учителя истории и обществознания
статья по теме

Письменный отчет  Степаненко Галины Олеговны учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №6 об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Письменный отчет  Степаненко Галины Олеговны учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №6 об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе.

Введение.

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса   информатизации  всех  сфер жизни общества . В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования.

Использование информационных технологий в школе, — процесс объективный и вполне закономерный. Это — требование сегодняшнего дня, важнейший национальный приоритет России. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.

Увеличение объема информации увеличивает нагрузки на ребенка и заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка, позволяет организовать дифференцированное обучение.

Опыт работы показывает, что у тех учащихся, которые активно работают с компьютером, формируется более высокий  уровень самостоятельных навыков и умений, анализа и структурирования получаемой информации. Тем самым реализуется  задача перехода  от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме образования.

Использование информационных технологий

в преподавании истории и обществознания.  

          Быстрое развитие компьютерной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при изучении учебных предметов  истории и обществознания. Эффективность применения компьютеров в учебном процессе зависит от многих факторов: от качества используемых обучающих программ, от методики обучения, применяемой учителем. Методика обучения предмета истории и обществознание всегда была одной из самых сложных и интересных в учебном процессе. На объяснение нового материала, повторение теоретических знаний отводится очень мало времени, а материала много. Использование компьютеров в обучении позволяет повысить эффективность обучения и облегчить мою работу.

    Информационные компьютерные технологии обладают богатым творческим потенциалом, который можно использовать в различных предметных областях. Так, новые информационные технологии (компьютер, интернет) позволяют в процессе обучения решить следующие задачи:

  1. создать единое информационное пространство;
  2. усилить познавательный интерес школьников к предмету (компьютерные презентации, компьютерное моделирование, анимация);
  3.  реализовать индивидуально- личностный подход на основе индивидуального режима работы с электронным изданием или программой, выбора режима самоконтроля (легкий, средней сложности, повышенной трудности, с подсказками виртуального учителя или без них);
  4. способствовать навыку самостоятельного поиска необходимой информации и ее критического отбора (отбор содержания доклада, анализ полученной информации, преобразование информации из одной формы в другую).

  Компьютер, таким образом, становится помощником, как учителю, так и ученику в    образовательной деятельности. Сначала ученик учится работать с учебными материалами (электронными ресурсами), а затем применять компьютерные технологии в своей творческой и исследовательской работе.

Возможности использования ПК в учебном процессе резко увеличились.

         Примеры использования:

• Изучение нового материала

• Демонстрация творческих презентация

• Практические работы

• Уроки обобщения и повторения

• Контроль знаний

О каждом примере поподробней.

1. При объяснении нового материала  использую разработанные мной презентации. Например: в разделе «Человек и его права»  обществознание 9 класс презентации «Конституция РФ» и «Правовые основы брака и семьи» и другие. Это позволяет выделять главные аспекты и этапы урока. Использование презентаций требует наличие мультимедийного оборудования, которое постоянно используется на уроках.

  2. Одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий являться применение на уроке компакт-дисков. Сегодня предоставляется возможность для широкого использования компакт-дисков по истории, наиболее интересными из которых, на мой взгляд, являются «История России с 862 по 1917 год», «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «От Кремля до рейхстага», «Флот во славу России».

 В 2004 – 2005г. Вышла серия дисков «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» по всем предметам школьного курса, в том числе шесть дисков охватывающих курс истории с Древнего мира по 20 век (5- 11 кл).

Кроме этого, в настоящее время имеется масса дисков, не имеющих прямого отношения к «Истории», но дающих огромный иллюстративный и текстовый материал по темам «Культура» и «Религия».

Достоинствами этих компакт-дисков является наличие большого количества анимированных исторических карт, использование видео фрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации. Это позволяет воссоздать на уроке  атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.

Более подробно хотелось бы остановится на использование компьютерного учебника «История России: XX век», который является первым комплексным мультимедийным учебным изданием, позволяющим организовать систематическое изучение целого курса истории. Учебник полностью соответствует существующим вариантам школьного исторического образования и программам по истории России XX века. Показываю видеофрагменты различных  исторических событий. Это вызывает интерес у учащихся, особенно на первых этапах изучения предмета. Например при изучении темы «Вторая Мировая война» учащиеся видят события и личности, сопоставляют факты, проводят анализ событий. Это позволяет сильнее воздействовать на чувства и эмоции учащихся

3. Использую компьютер и на практических занятиях. Например, при изучении темы «Культура» использую компьютерную программу «Microsoft Office Power Point 2010». Эта программа позволяет создавать различные  презентации по теме самостоятельно учащимися и представить их на уроке.

4. После изучения каждого раздела программы на уроках использую тесты по  тематическим разделам, созданные мною материалы по повторению и обобщению различных разделов  по обществознанию размещены  на сайте МБУ ЦРО Кущевского района http://cro.ucoz.ru  : презентация и разработка урока «История, опыт и уроки деятельности государственной думы» и материал по теме «Социальная сфера» для подготовки к ЕГЭ.

   5. Контроль знаний осуществляю с помощью карточек-заданий.  Изучение дополнительного материала и выступление с ним на уроке позволяет активизировать умственную и познавательную активность учащихся, интерес к выполняемой творческой работе.

Мультимедийные программы позволяют создать на уроке эффект наглядности излагаемого материала, который обычными путями иногда невозможно осуществить.

  В результате возрастает интерес учеников к предмету, одновременное использование звуковой и графической (видео) информации позволяет повысить качество усвоения учебного материала, его запоминаемость,  компьютер служит прекрасным средством для контроля знаний, самостоятельной работы по предмету: появляется у учеников  желание подготовить презентацию, выступить с сообщением.  

Я не сторонница использования компьютера весь урок.  Нужно всегда исходить из целесообразности и принципов здровьесбережения. Бесспорно, что использование компьютера, разнообразных мультимедийных средств, сети Интернета на уроках оправданно прежде всего, в тех случаях, когда это обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения.

     Работая в группах, ребята  учатся радоваться успехам товарищей, сопереживать их неудачам. Работу в группах организую при проведении практических работ, где учащиеся работают вместе, стараются контролировать друг друга, учатся распределять роли по видам деятельности, доказывать и отстаивать свою точку зрения, обязательно включаю дополнительные задания и объясняю критерии оценивания работы. Таким образом, сам ученик выбирает свой уровень и соответственно оценку этого уровня. В коллективе формируется общественное мнение, создаются творческая атмосфера и благоприятные условия для развития каждого ребенка. При изучении или обобщении  тем уроков  можно использовать разные игры. Но эффективность их применения достигается лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения.

Очень хорошо работает метод «Знаешь сам, научи другого». Из-за большого количества учащихся на уроке не всегда успеваешь проследить за правильностью выполнения заданий на уроке, поэтому привлекаю сильных учеников в качестве экспертов и помощников.  При выполнении заданий  «сильные» помогают «слабым». Таким образом,  все получают оценки.

      В своей работе, считаю более приемлемой систему развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом. Используя его я преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и  опыта.

Считаю, что на уроках в системе развивающего обучения с личностно – ориентированным подходом фронтальная форма учебной деятельности должна использоваться реже, в основном при коллективном обсуждении отдельных вопросов темы проблемного характера, при проведении дискуссий, при анализе результатов учебной деятельности, а вот  преобладающими формами работы учащихся являются: 1) групповые,  2) парные,  3) индивидуальные.

Я убедилась, что чем разнообразнее опыт ребенка, тем больше у меня возможности его использовать в обучении, но для этого я должна предоставить ученику возможность воспользоваться этим опытом через выбор вида и формы учебного материала. Каждое задание, где это возможно, должно иметь словесное, графическое, символико-числовое, предметно-иллюстративное решение. Ученик знает, что он вправе выбрать и рассчитывает на успех, что усиливает его учебную мотивацию.

В процессе реализации личностно-ориентированного подхода в обучении часто организую свободную беседу, стимулирующую учащихся высказаться, не боясь ошибиться по поводу изучаемого материала. Дети не просто слушают мой рассказ, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают. В результате этого обсуждения рождается и закрепляется научное знание. Я часто обращаюсь к классу с вопросами:  - Что вы знаете об этом?  - Что слышали об этом событии или человеке? Я нацеливаю ребят на то, что в ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем отрабатывать с позиции предмета.

На уроках особое внимание уделяю развитию мышления и речи учащихся. Предлагаю такие задания, для выполнения которых необходимо, прежде всего, составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения. (Например, когда ученик решает задачу у доски, он обязан проговорить каждый свой шаг и доказать его правильность и рациональность).

Результаты  использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

       За годы многолетней работы мною накоплен большой дидактический материал. Общаясь с коллегами на семинарах, курсах, на открытых мероприятиях, на круглых столах пополняю копилку идей. Охотно публикую свои лучшие разработки в СМИ. Так я имею  сертификат-подтверждение о том, что разработка  урока истории в 7 классе по теме «Культура и образование в России 17 век» была напечатана в методическом журнале «Сентябрь» г. Москва 2008 г и включена в  диск  школьных сценариев и мероприятий «Не урок, а сказка», имею свидетельство о публикации в электроном СМИ  на сайте http://nsportal.ru/ и  http://www.rusedu.ru/   архив учебных программ и презентаций 23.04 2010 г. размещена презентация по обществознанию в 6 классе по теме «Ценности и идеалы» по программе А.И. Кравченко, также у меня есть сертификат, подтверждающий мой персональный сайт   http://nsportal.ru/stepanenko-galina-olegovna  2012 г. и оформление электронного портфолио. Моя разработка урока по обществознанию в 11 классе по теме «Социальный контроль» была  допущена к участию в конкурсе « Формула будущего- 2012» и опубликована на сайте http://konkurs-eor.ru/.

Одной из наиболее популярных форм организации учебно-воспитательной работы учащихся считаю проектную деятельность. Современный проект учащихся — это дидактическое средство, которое активизирует познавательную деятельность, развивает креативность, воспитывает умение работать в коллективе, брать ответственность за свой выбор. Учащиеся самостоятельно или с моей помощью находят объект исследования.  

        Мои учащиеся Аркуша Анна стала призером муниципального конкурса «Величие и боль семьи Степановых», стали призерами краевого конкурса «На лучшую творческую работу, посвященную 105-летию парламентаризма в России» Гупало Роман и Вокало Валерий. Мои ученики участвовали в Открытой Всероссийской олимпиаде «Наше наследие» «Отечественная война 1812 года»: Лубенец Виктория ученица 6 класса Дипломом I степени, Невмывайченко Николай ученик 9 «В» класса Дипломами  I и  II степени, Гупало Роман ученик 9 «В» класса Диплом II степени, Просучков Даниил  Диплом  I и II степени 2011 г.

Применяя современные образовательные технологии в учебном процессе, моим ученикам удалось добиться следующих результатов:

Фамилия, имя учащегося

Достижение.

 Аркуша Анна ученица 8 «В» класса

Победитель Всероссийской олимпиады школьников по истории  на муниципальном уровне приказ УО №100 от 14.12.2010

Ключенко Вероника ученица 9 «Б» класса

призер Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию на муниципальном уровне приказ УО №102 от 23.12.2011 г.

Крыштопа Марина ученица 8 «В» класса  

Диплом призера   на краевом  уровне и 1 место на муниципальном уровне во Всероссийском молодежном чемпионате по обществознанию(г.Пермь) 2010-11г.

Невмывайченко Николай ученик 8 «В»

2 место на муниципальном уровне во Всероссийском молодежном чемпионате по обществознанию(г.Пермь) 2010-11г.

Дрижика Дмитрий ученик 8 «В»

3 место на муниципальном уровне во Всероссийском молодежном чемпионате по обществознанию(г.Пермь)2010-11г.

 Давиденко Павел  ученик 11 класса

1 место на муниципальном уровне во Всероссийском молодежном чемпионате по обществознанию(г.Пермь)2010-11г.

Епатко Алина ученица 11 класса

2 место на муниципальном уровне во Всероссийском молодежном чемпионате по обществознанию(г.Пермь) 2010-11г.

Подальницкая Елена ученица 8 «Б»

1 место на муниципальном уровне во всероссийском молодежном чемпионате по истории(г. Пермь) 2010-2011 уч. год.

Гупало Роман ученик 8 «В»

2 место на муниципальном уровне во всероссийском молодежном чемпионате по истории(г. Пермь) 2010-2011 уч. год.

Аркуша Анна ученица 8 «В»

3 место на муниципальном уровне во всероссийском молодежном чемпионате по истории(г. Пермь) 2010-2011 уч. год.

Епатко Алина ученица 11 класса

1 место на муниципальном уровне во всероссийском молодежном чемпионате по истории(г. Пермь) 2010-2011 уч. год.

Давиденко Павел ученик 11 класса

2 место на муниципальном уровне во всероссийском молодежном чемпионате по истории(г. Пермь) 2010-2011 уч. год.

Куземченко Артем ученик 6 класса

Диплом призера на федеральном уровне во всероссийском молодежном чемпионате по обществознанию(г. Пермь) 2011-2012 уч. год.

Аркуша Анна ученица 9 класса

Диплом призера   на краевом  уровне и 1 место на муниципальном уровне во Всероссийском молодежном чемпионате по обществознанию(г.Пермь) 2011-12г.

Марьенко Артем ученик 6 класса

2 место на муниципальном уровне во Всероссийском молодежном чемпионате по обществознанию(г.Пермь) 2011-12г.

Абдраманова Яна ученица 6 класса

3 место на муниципальном уровне во Всероссийском молодежном чемпионате по обществознанию(г.Пермь) 2011-12г.

Рогочий Сергей ученик 6 «А»  класса

Диплом лауреата всероссийского конкурса «Альбус» по истории  I степени 2012 г.

Невмывайченко Николай ученик 9 класса

Диплом лауреата всероссийского конкурса «Альбус» по истории  2012 г.

Гупало Роман ученик 9 класса

Диплом лауреата всероссийского конкурса «Альбус» по истории 2012 г.

Заключение.

В заключение хочется отметить, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед профильной школой задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности и создания максимально благоприятных условий для  самоопределения старшеклассников в отношении их будущей профессиональной деятельности.     Школа будущего – это школа «информационного века». 

 Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

 В заключении хочу заметить: Интернет и высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они - лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но и очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ученик, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: "Не навреди".

03.09.2012 г.

Директор МБОУ СОШ №6                                  В.В. Триус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестация учителей истории и обществознания.

Ответы на вопросы предметного блока....

Краткий отчет учителя истории и обществознания Колодюк Натальи Александровны за 2013-2014 уч.год

Сводный отчёт учителя истории и обществознания Колодюк Натальи Александровны за 2013-2014 уч.год...

Материалы для подготовки к прохождения аттестации учителей истории и обществознания

Представлены материалы, которые могут пригодиться учителям истории и обществознания при оформлении портфолио для аттестации....

Отчет методического объединения учителей истории и обществознания за 2013-2014 учебный год

ОТЧЕТ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯЗА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОДГБОУ СОШ № 591города Москвы...

Отчет методического объединения учителей истории и обществознания за 2013-2014 учебный год

ОТЧЕТ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯЗА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОДГБОУ СОШ № 591города Москвы...

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя истории и обществознания

Аналитический отчет о результатах  педагогической деятельности учителя истории и обществознания...


 

Комментарии

материал поможет учителям подготовится к своей аттестации

Поможет учителям подготовится к совей аттестации.