Самостоятельная работа учащихся на уроке
статья по теме

Киреева Раиса Васильевна

Из опыта работы. Проблема, над которой я работаю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx56.06 КБ

Предварительный просмотр:

Переоценить значение самостоятельной работы попросту невозможно, так как одной из целей обучения является самостоятельно приобретать новые знания, получать новые результаты. Если же учитель ставит ученика в положение объекта, передаваемой ему информации, то он искусственно сдерживает развитие познавательной активности обучаемого, прививает интеллектуальную лень.

Педагог Шамова Т.И. указывает следующие признаки, характеризующие самостоятельную работу, как одну из форм учебной деятельности:

  1. наличие цели самостоятельной работы;
  2. наличие конкретного задания;
  3. четкое определение формы выражения результатов самостоятельной работы;
  4. обязательность выполнения работы каждым учеником.

Содержание самостоятельной работы, формы, время ее выполнения должны отвечать основной цели обучения на данном этапе.

Развитие самостоятельности каждого человека является условием совершенствования культуры общества. Самостоятельность личности в обучении — одна из главных целей образования. В число ведущих функций школьной образовательной системы сегодня должна войти еще одна организация активной самостоятельной деятельности школьников. На практике же обучение по усвоению готовых образцов осуществляется гораздо успешнее, чем обучение умению творчески преобразовывать ситуацию и находить нестандартные решения, а именно поиско- во-исследовательская деятельность позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.

Настоящий этап развития педагогической науки отличает глубокое осознание значимости самостоятельной деятельности школьников в обучении. Самостоятельная работа в системе учебных занятий обрела статус необходимой формы обучения, обеспечивающей учащимся прочные знания и устойчивые умения.

Самостоятельная работа служит средством активизации познавательной деятельности в том случае, если школьник пытается использовать свои знания в необычной ситуации и выполняет разнообразные задания, сложность которых соответствует различным видам психической деятельности.

Приемов активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников много. К приемам, которые способствуют развитию активных самостоятельных действий учащихся в учебном процессе можно отнести ситуации, в которых ученик:

  1. защищает свое мнение, приводя доказательства используя приобретенные знания;
  2. задает вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания;
  3. помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;
  4. имеет несколько решений поставленных задач;
  5. осуществляет самопроверку, анализ собственных познавательных и практических действий.

Все эти приемы и задачи, мне, как учителю малокомплектной школы необходимы. Важно не просто введение самостоятельных работ, а организация системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаваемым в целом. Только

так формируются необходимые познавательные умения, желание и способность самостоятельно овладеть знаниями и применять их в учебной практике.

Поэтому различные виды самостоятельных работ должны быть включены в учебный процесс в состав единой системы.

Мои ученики любят самостоятельную работу. Они уже привыкли, что они много работают самостоятельно, так как занимаются в малокомплектной школе, поэтому самостоятельная работа для них — это приятные минуты. Для развития самостоятельности с 1-го класса ввожу занимательные задания для развития мышления. Это своего рода игры. Выполняя эти задания, дети овладевают приемами анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Главное - я приучаю детей мыслить, делать выводы.

Вместо устного счета я использую перфокарты, постоянно их„ усложняя по мере прохождения тем.

  1. Написать соседей:

. 6 . , . 5. / . 9.

  1. Сравнить:

5-3 5-2+7

4 4 8-2 • 6

  1. Решить задачу:

Гусей - 8

?

Уток - 2                 И.т.д.

Кроме перфокарт использую карточки, записи на доске, тесты, некоторые виды работ из учебника.

Тест.

  1. Мама почистила 6 морковок, а Витя 2 морковки. Сколько всего морковок почистили мама и Витя?

1) 4морквки        2) 8 морковок        3) 7 морковок.

  1. В вазе лежало 8 яблок, а в корзине было на 7 яблок больше, чем в вазе. Сколько яблок было в корзине?

1) 14 яблок        2) 15 яблок        3) 16 яблок

  1. Ваня нарисовал флажки. После того как он раскрасил 5 флажков, ему осталось раскрасить еще 4 флажка. Сколько флажков нарисовал Ваня?

1)8 флажков        2) 7 флажков        3) 9 флажков

Например: 1 класс. Тема: «Линии». Сначала я детей знакомлю с теоретическим материалом, затем предлагаю самостоятельную работу уровня обучения. 1. На каком их рисунков изображена линия? Ответ обведите.

2. Найти на рисунке ломаную линию. Ответ обвести.

  1. Выберите правильный ответ. Прямая линия:

а)        имеет начало и конец;

б)        имеет начало, но не имеет конца;

в)        не имеет ни начала, ни конца.

6. Изображена замкнутая ломаная. Длина каждого звена равна 4см. Найти длину ломаной.

  1. Выбрать линии. Правильное обвести.

5. Выбрать кривую.

Во втором классе задания я уже усложняю, даю задания по углублению знаний по данной теме.

Важную роль в обучении играет организация самостоятельной работы в процессе изучения теоретического материала, также выполнение упражнений различных видов.

Письменные самостоятельные работы играют важную роль в усвоении курса математики. В целях сокращения времени некоторые виды выполняются в тетрадях на печатной основе. Готовлю тесты по вариантам по разным темам. Система письменных самостоятельных работ должна обеспечить повторяемость одних и тех же вопросов в различных ситуациях, при формировании знаний и навыков, при проверке знаний на разных этапах.

Поскольку самостоятельные работы по формированию знаний провожу после объяснения нового материала, то их проверка мне дает картину понимания учащимися нового материала. Особенно это касается решения задач, так как обу-

чение этому требует от учителя творческого отношения. Моя задача - тщательно продумывать весь процесс самостоятельной работы: заранее намечать вопросы для слабых учащихся и дополнительный материал к задаче сильным учащимся.

При работе над задачами я использую различные виды дифференцированной помощи: чертеж, запись условия, схема, рисунок, таблица, наводящие вопросы, составляю тесты. Например:

1)        2кг        2кг        2кг        2кг        2кг        Зкг

t        *        1        •        «        »        1

6 рыб

морковь

лук

Из бочонка меда налили в 5 банок по 2кг в каждую, и в нем еще осталось Зкг. Сколько килограмм меда было в бочонке?

2)

? рыб Коля поймал 6 рыб. Несколько рыб поймал Миша. Вместе они поймали 11 рыб. Сколько же рыб поймал Миша? Реши задачу и составь обратную задачу.

3) На огороде было 3 грядки моркови и 2 грядки лука. Сколько всего грядок было на огороде?

морковь морковь

лук

4) В магазин привезли 80кг яблок. Масса 1 ящика - 10кг. Сколько ящиков яблок привезли?

Масса 1 ящика

Кол-во ящиков

Общая масса

10кг

?

80кг

Далее усложняю задачу.

Масса 1 ящика

Кол-во ящиков

Общая масса

10кг

?

80кг 20кг. груш

Тест.

  1. Найди сумму чисел 37 и 6. 1)31        2)43        3)42
  2. Уменьшаемое 27, вычитаемое 8. Найди разность. 1) 19        2) 18        3)35
  3. На сколько 6 десятков больше, чем 8 единиц? 1) на 68        2) на 14 3) на 52
  4. Какое число на 9 больше, чем 53? 1)62        2)61        3)44
  5. Найди число, в котором 7 десятков, а единицу на 2 больше, чем десятков. 1)70        2)79        3)77
  6. Из какого числа надо вычесть 5, чтобы получить 43? 1)38        2)48        3)47
  7. Какое число меньше 80 на 3.

1) 83        2) 78        3) 77

  1. От какого числа надо отнять 7, чтобы получить 51? 1)58        2)59        3)44
  2. Какой знак нужно поставить между выражениями, чтобы запись стала верной?

50-(13+6) * 50-13+6

1)>        2) <        3) =

  1. Найди выражение, в котором от суммы чисел 80 и 4 надо отнять 3. 1)80-(4+3) 2)80-3+4 3)(80 + 4)-3

Такая организация самостоятельной работы помогает сильному ученику проявить свои творческие способности, а слабому дают возможность познать радость труда - найти правильный путь решения.

На уроке чтения в начальных классах решаются задачи становления и дальнейшего совершенствования навыка чтения учащихся, развития полноценного восприятия детьми художественных произведений. Тексты читаемых произведений оказывают положительное влияние на воспитание школьников. В процессе работы с произведениями развивается художественный вкус, происходит овладение умением работать с текстом, что способствует приобщению детей к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире. Эти задачи я решаю на уроке чтения через продуманную и разработанную систему самостоятельной работы. Самостоятельной работе начинаю учить с уроков обучения грамоте, в которые регулярно включаю упражнения, позволяющие проводить несложную работу с текстом. Сначала я их даю в устной форме:

1 прочитать текст. 2. дать название. Раздаю всем рисунки и предлагаю:

а)        найти по 5 более слов с изученным звуком;

б)        какой это звук в слове (твердый или мягкий);

в)        разделить слова на слоги;

г)        поставить ударение в слове;

д)        нарисовать схему к одному из слов.

В букварный период интересными для ребят бывают задания по соотнесению текста из сказок с рисунками. Тексты состоят из одного предложения и даются на карточках. Дети читают предложение и находят иллюстрации, называют сказку. (Посадил дед репку. Идет зайчик и плачет. Ушла коза в лес, а козлята остались дома. И.т.д.).

По мере того как дети научились читать, нужно чтобы читали бегло, для этого пишу задание на доске:

а)        прочитай текст;

б)        прочитай еще раз;

в)        прочитай повторно;

г)        перечитай текст и подготовься к ответам на вопросы;

д)        подготовьте рассказ, о чем говорится в тексте;

е)        подготовься к выразительному чтению текста;

ж)        подготовься к пересказу;

з)        найти к рисунку отрывок и т.д. Со 2 класса детей приучаю:

а)        самостоятельно знакомиться с новым произведением;

б)        найти непонятные слова;

в)        разделить текст на части;

г)        дать название каждой части;

д)        ответить на вопросы, данные в конце текста;

е)        нарисовать устный рисунок;

ж)        подготовить отрывок из текста для выразительного чтения;

з)        подготовь пересказ понравившегося отрывка.

В 3-4 классе даю индивидуальные карточки. Вот некоторые из них: Как составить выборочный пересказ:

  1. Внимательно прочитай название рассказа.
  2. Найди отрывки, которые нужны при пересказе.
  3. Определи, о чем говориться в каждом отрывке. Дай название.
  4. Составь план своего рассказа
  5. Перескажи шепотом.
  6. Проверь себя.

Как составить краткий пересказ:

  1. Прочитай текст.
  2. Раздели на части.
  3. Скажи, о чем говорится в каждой части.
  1. Запиши план.
  2. Попробуй кратко пересказать.
  3. Проверь себя.

Составить план рассказа .

  1. Прочитать рассказ(наметить его части.)
  2. Разделить рассказ на части (одна часть отличается от другой содержанием)
  3. Прочитать первую часть, выделяя в ней главное .
  4. Озаглавить эту часть (выразить это главное одним словом или предложением).
  5. Ту же работу (пункты 3 и 4) проделать 'по другим частям .
  6. Провести самопроверку (прочитать план в целом и решить ,отражает ли он главное и поможет ли вспомнить содержание текста. Просмотреть для этого рассказ еще раз).

Составить краткий пересказ по плану.

  1. Разделить рассказ на части .
  2. Перечитать рассказ по частям , составить мысленно картины по его содержанию .
  3. В каждой части рассказа выделить важные мысли 2-3 предложения.
  4. Пересказать каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу).

Прочитать и ответить на вопросы .

  1. прочитай и ответь на вопросы .
  2. Прочитай рассказ .
  3. Найди ответы на каждый вопрос в тексте.
  4. Проверь себя (ответить про себя на все вопросы ,не глядя в текст.)

Знакомство с новой книгой.

(Памятка используется на уроке внеклассного чтения в 1классе).

  1. Рассмотри обложку книги.
  2. Прочитай фамилию автора и название произведения .
  3. Внимательно рассмотри иллюстрации ,перелистывая книгу .
  4. Определи примерное содержание книги.
  5. Самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т .д.)

Для заучивания наизусть стихотворения.

  1. Перечитай стихотворение и подумай ,о чем в нем говорится .
  2. Перечитай каждое четверостишие и определи ,о чем говорится в каждом из них .
  3. Перечитай первое четверостишие и пометь в нем для себя важные слова ,которые несут основные мысли .
  4. Прочитай четверостишие, выделяя важные слова .
  5. Повтори медленно четверостишие (книгу держи закрытой).
  6. Проверь себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о которых говорилось в тексте стихотворения).

Как читать сказку.

  1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?
  2. Перечитай сказку и подумай: кто в сказке действует? Какие это герои ?
  3. Какие события описываются в сказке ?
  4. Побеждает ли ктонибудь в сказке и почему?
  5. Найди в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить .
  6. Как относится автор сказки к своим героям?
  7. Что из этой сказки запомнилось тебе больше всего?

Подбирая для урока чтения задание для самостоятельной работы, я, как учитель малокомплектной школы, стремлюсь к тому, чтобы в них сочетались шаблонные, стереотипные действия, которые помогают детям работать по плану, осваивать их прочно, а это положительно сказывается на качестве знаний, умений и навыков. Выбирая различные по характеру упражнения и регулируя количество заданий для самостоятельных работ в разных классах, я пытаюсь создать наиболее благоприятные условия для развивающей деятельности учащихся сельской школы.

Русский язык — один из трудных школьных предметов. Это сложная дисциплина, требующая большого труда, это источник бесчисленных неудач и огорчений. Воспитать любовь к русскому языку - это прежде всего воспитать интерес к нему. Интерес то, что вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Как же помочь с наибольшей пользой сильным и слабым де- тям овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, как сохранить у ребят эмоциональное благополучие, веру в свои силы? Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые моменты, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам. Помогают развивать навык общения, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра способствует самостоятельности учащихся. Поэтому, организуя самостоятельную работу на уроках русского языка, я стараюсь применять как можно больше интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей. При этом показываю детям, почему дается им то или иное задание, какова его цель, какие задачи нужно решить для получения результата.

Особой популярностью пользуются игры в загадки. Они учат детей логически мыслить.

Я  загадываю загадки на разные правила. У меня оформлен целый альбом на разные темы. Даю такие задания: а) отгадать загадку; б) написать в тетрадь; в) узнать; на какое правило; г) подчеркнуть нужную орфограмму; д) разобрать слово по составу; е) сделать фонетический разбор; ж) сделать морфологический разбор; з) подобрать родственные слова; и) придумать с ним предложение.

Например: Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

 Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Снежинка - на правописание сочетаний жи, ши. Снежинка - 3 слога, 5 согласных, 3 гласных, 8 букв, 8 звуков. Снежинка - существительное, женского рода, в единственном числе, нарицательное, одушевленное.

Снежинка, снег, снеговая, снегопад. Снежный, снеговик. Крупные снежинки падали с неба.

Ещё применяю на уроках самостоятельное разгадывание кроссвордов. Например, при проверке усвоения словарных слов, опять же применяю загадки, требующие сообразительность.

в

о

с

н

е

г

и

р

ь

с

о

р

о

к

а

б

д

я

т

е

л

й

  1. Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу

А ещё красней зимой Ярко-красный галстук мой.

  1. Маленький мальчишка в сером армячишке. По двору шныряет, крошки собирает.
  2. Белее снега, чернее сажи. Выше дома, ниже травы.
  3. Хоть я не молоток, по дереву стучу

В нем я каждый уголок обследовать хочу Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. Применяю для самостоятельной работы - разгадывание ребусов. Раздаю ребусы всему классу и даю задание:

а)        отгадать;

б)        разобрать по составу;

в)        подобрать синоним и антоним к этому слову, если можно.

Для закрепления изученных тем пишу на доске пословицы или поговорки с пропущенными орфограммами и даю задания: Жить - Родине служить.

а)        вставить пропущенные буквы;

б)        на какое правило;

в)        написать по 3 слова на это правило.

У меня оформлен альбом «Занимательный материал», который применяю при обобщение изученных тем, при закреплении нового материала. Из него я беру материал для самостоятельной работы, который пишу на карточках. Дидактический раздаточный материал я использую в любое время урока. Это карточки, перфокарты, опорные конспекты, таблицы. Даю задания, и они их самостоятельно выполняют в тетрадях или на листочках.

Детям очень нравится работать самостоятельно, когда провожу картинный диктант. Когда вывешиваю на доске картинки, где есть слова на разные орфограммы. И здесь начинается соревнование: кто больше напишет слов на разные правила и правильно (при этом им предстоит вспомнить и словарные слова, и слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, правописание звонких и глухих согласных, сочетания жи-ши, ча-ща, чк, чн и т.д.)

Игра «Молчанка» - вывешивать слова (карточки) с пропущенными орфограммами. Пока они работают самостоятельно, я работаю с другим классом, чтобы понять эффективность и эмоциональность самостоятельной работы, использую стихи с пропущенными орфограммами: Шумно хлопает в ладош(ы,и) Клен у (л,Л)ёшки во дворе, Те ладош(ы,и), как у (л,Л)ёш(ы,и) Покраснели на заре.

Стихотворная форма упражнений благотворно влияет на выработку темпа и ритма речи, развивает интерес к поэзии.

Я опять возвращаюсь к играм при самостоятельной работе. Я оформила альбомчик «Виды работ над словарными словами». Каждый урок я начинаю с пятиминутной орфографии - это самостоятельная работа-игра, которая потом проверяется. Например:

а)        «Какие слова написаны: з..ма

ос..нь а,у,и,е,ы в..сна м..роз

б)        «Составь слово»: ши, ма, на, дор, ми,по

кар, на, ти        и т.д.

в)        «Какие гласные выпали»: лаг..рь, к..пуста, ..гурец и т.д.

г)        «Найти начало слов»: ..род, ..тец, ..рех, ..бед и т.д.

д)        «Под каждой буквой столбик слов»:

                    к                    м            н

комната        мороз пенал

квартира молоко пальто

И еще я бы хотела рассказать, как учу детей самостоятельно работать над ошибками, так как это важнейшее звено в системе обучения русскому языку.

Приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками разнообразные. Огромное значение имеет создание психологической основы для сознательных упражнений по исправлению своих проблем, желание исправить их.

Необходимо подготовить дидактический материал. Он представляет собой серию карточек с текстами. В качестве текстов берутся либо отдельные слова, либо предложение, либо отрывки из произведений.

Важно, чтобы эти тексты были насыщены нужными орфограммами. Дидактический материал распределяется по степени трудности. Так, для закрепления правописания слов с й подготовлен такой материал:

  1. ступень: а) спиши и подчеркни слова с и.

Всюду на родной земле

Слышен бой часов в Кремле.

б) составь и напиши предложения со словами: май, герой.

  1. ступень: а) спиши и подчеркни слова с й.

Старику опорой будь,

Малышей не дай в обиду.

Уступай больному путь

И скамейку инвалиду.

б) напиши 5 слов с й.

  1. ступень: а) прочитай рассказ, выпиши слова с й.

Чей конь.

Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь.

  1. Дай мне — мой конь.
  1. Нет, ты дай мне - мой конь.

Стали они коня друг у друга рвать. Пришла мать, взяла коня, и стал он ничей. (JI.H. Толстой).

б) вставь вместо точек слог - ка, пиши, деля слова на слоги:

май..., лей..., лужай..., скамей...

Чтобы приучить детей к самостоятельной работе, я вначале провожу несколько занятий с одним видом дидактического материала. Организация самостоятельной работы с таким дидактическим материалом дает учащимся большой материал для повторения и закрепления изученного материала.

Кроме дидактического материала я использую другие приемы:

а)        самостоятельное исправление ошибок, отмеченных мной на полях;

б)        самостоятельное объяснение учащимися правописания тех слов, в которых допущены ошибки;

в)        подбор проверочных слов к данным словам;

г)        выбор слов из «Словаря» для сопоставления;

д)        взаимопроверка работ учащимися;

е)        выписывание слов из диктанта и составление с ними предложений.

Чтобы не притуплялось орфографическое внимание учащихся, я часто применяю такие формы работы над ошибками, которые заставляют детей активно мыслить, творчески работать.

Чтобы облегчить детям самостоятельную работу, я знакомлю их с «Памяткой самостоятельной работы над ошибками».

Например: работая с безударными гласными в корне слова, ученики приме- такую памятку:

  1. Разбери слово по составу, определи корень.
  2. Поставь ударение, подчеркни безударную гласную в корне.
  3. Подбери родственные (проверочные) слова.
  4. Составь с ними предложения.

По мере овладения умением самостоятельно выполнять задания организовываю индивидуальную работу по карточкам.

При такой организации ученик действительно приучается работать самостоятельно над ошибками.

Организуя самостоятельную работу учащихся, я получаю возможность выявить особенности своих питомцев, уровень их развития, степени понимания и усвоения материала, дать почувствовать каждому ученику радость своего труда.

Организация самостоятельной работы учащихся потребует от учителя особого мастерства, такта, умения видеть на уроке всех и каждого, учитывать индивидуальные особенности.

Учитель должен руководить разбуженной активностью детей, вовремя прийти на помощь тем, кто испытывает затруднение, своевременно организовать работу с сильными учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"

В документе содержится  материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...

Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка

Учащиеся не всегда могут спланировать свою работу, делают только то, что показано и предложено, не умеют найти, а  иногда и не знают, откуда взять информацию, -...

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

Творческая работа "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания"

Данная работа раскрывает актуальность темы, особенности организации самостоятельной работы, виды и формы организации самостоятельной работы на уроках и опыт моей педагогической деятельности....