Аналитическая справка о динамике в коррекции развития обучающихся с ОВЗ
методическая разработка по теме

Падалка Людмила Карловна

Представлена аналитическая справка о динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл padalka_anal._spravka_o_dinamike.docx44.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Аналитическая справка

о положительной динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

учителя Падалка Людмилы Карловны

Основываясь на статье 43 Конституции РФ, которая гарантирует право на образование для всех, включая людей с ограниченными возможностями здоровья, с 2009-2010 учебного года воспитанники Центра социальной и профессиональной реабилитации ДДИ №1, были зачислены в государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальную (коррекционную) общеобразовательную школу №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга, в форме экстерната.

Была выстроена диагностическая модель, которая основана на взаимосвязи двух направлений – диагностического  (выявления «зоны актуального развития») и прогностического (составление группой специалистов индивидуальной программы развития воспитанника – в соответствии с полученными результатами диагностики).

Диагностика состояния уровня развития учебных навыков и степень овладения программным материалом осуществлялась в начале и конце учебного года в период 2009-2010 , 2010-2011, 2011-2012 уч.г.

Организация и изучение деятельности учащегося на всех этапах усвоения знаний: восприятия, осмысления, запоминания, воспроизведения, переноса знаний в новые условия осуществлялась педагогом-психологом, речевой деятельности – логопедом. Ниже представлены данные о динамике уровней усвоения навыков программного материала по результатам обучения по предмету математические представления и конструирование. За основу были взяты тестовые методики А. А. Хилько. (Тетрадь по математике. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. в 3 частях.) и Фалькович Т.А., Барылкина Л.П., «Формирование математических представлений».

Диагностические задания для определения уровня школьных знаний являются основными методами в педагогическом обследовании. Они предназначены для выявления уровня усвоения учащимися учебного материала по предмету и составлены по программе обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой и в соответствии с основными требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Поэтому в содержание заданий включены основные, наиболее значимые вопросы курса.

Основная цель: установить степень овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков для осуществления дифференцированного подхода при обучении математическим представлениям и конструированию к различным категориям воспитанников.

За каждое тестовое задание ставились баллы:

1балл — задание выполнено на уровне совместных действий с педагогом;

2балла –задание выполнено по подражанию;

3балла – задание выполнено по образцу;

4балла – задание выполнено по последовательной инструкции;

5баллов — задание выполнено самостоятельно;

Были определены уровни развития воспитанников по каждому разделу темы:

Перевод рейтинга в баллы:

от 0 до 19 баллов (I уровень – низкий)

от 20 до 49 баллов (II уровень – средний)

от 50 до 99 баллов (III уровень – высокий)

На основании полученных данных составлены индивидуальные профили учащихся.

Диагностика уровня актуального развития математических представлений и конструирования проводилась в начале и конце учебного года.

В 2010-20101учебном году было обследовано 17 воспитанников. Результаты обследования представлены в Приложении к справке в виде диаграмм на рис 1-4.

У всех учащихся отмечена положительная динамика усвоения математических знаний и навыков разной степени выраженности.

При оценке результатов были получены следующие данные:

Конструирование. В ходе индивидуальных занятий по заданным учителем условиям конструирования: построек по схемам, моделям, фотографиям при повторном обследовании 7 воспитанников справились со всеми заданиями данной серии и получили максимальное количество баллов против 6 на начало года, не было учащихся, не выполнивших данный вид заданий.

Количественные представления. При исследовании уровня сформированности количественных представлений воспитанникам предлагались упражнения практического характера; на выделение от одного и больше предметов из множества; на развитие отношений между числами, умение уменьшать или увеличивать каждое из чисел; счётные операции на сложение и вычитание на калькуляторе (в доступных пределах); операции с денежными купюрами и монетами в процессе практических специально организованных образовательных ситуаций; решение арифметических задач в ходе сюжетно-дидактических игр. При повторном обследовании уровень количественных представлений вырос. Так у 5 воспитанников улучшились практические навыки счёта денег в процессе сюжетных игр «Магазин», у 3 воспитанников отмечается осмысленное применение математической терминологии (уменьшить, увеличить, сумма, разность), 2 воспитанника научились составлять условия задач по рисункам. Не было учащихся, не выполнивших данный вид заданий.

Представления о форме. Чтобы исследовать уровень представлений воспитанников о форме предлагались задания на группировку предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы, и.т.д.) по образцу и словесной инструкции. Для невербальной классификации фигур по одному или нескольким признакам использовались логические блоки Дьенеша, наборы объёмных фигур для конструирования. Предлагались работы по рисованию с помощью трафаретов, по опорным точкам и самостоятельному рисованию, лепка пространственных фигур, выкладывание плоских фигур из природного материала. В результате проведённой работы у 14 воспитанников улучшились навыки выделения форм предметов. Кроме того отмечается улучшение эмоциональной сферы воспитанников при выполнении предложенных заданий, особенно связанных с творческим характером. Не было учащихся, не выполнивших данный вид заданий.

Представления о величине. Для исследования представлений о величине воспитанникам были предложены раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам, рисование объектов разной величины по подражанию действиям учителя и по образцу. С воспитанниками проводились наблюдения, дидактические игры и упражнения на формирование представлений относительности величины: близко – далеко. Предлагались задания на развитие измерительных навыков с сантиметровой лентой и измерительной рулеткой. При повторном обследовании были получены улучшенные результаты по сравнению с началом учебного года. Учащихся, не выполнивших данный вид тестов, не было.

Пространственные представления. В ходе занятий с воспитанниками о формировании пространственных представлений у 8 воспитанников улучшились навыки ориентировки в трёхмерном пространстве (в помещении), у 10 воспитанников – в двухмерном пространстве (на плоскости) по словесной инструкции по указательным знакам.

Временные представления. 17 воспитанников на начало учебного года справлялись с элементарным описанием простейших погодных явлений (холодно, тепло, сыро, град, радуга). Затруднения вызывало использование часов в реальной бытовой жизни. Называние и показ на часах времени, перевод стрелок на указанное время по образцу и словесной инструкции, реализация представлений о времени в ходе использования практических ситуаций, происходящих в разное время суток, привели к тому, что 4 воспитанника научились пользоваться часами в повседневной жизни.

Из этого следует, что на конец 2010/2011 учебного года у воспитанников, обучающихся по предмету математические представления и конструирование отмечается положительная динамика в усвоении предмета и по разделам программы были получены следующие уровни сформированности навыков:

Конструирование:

у 30% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 60% учащихся средний уровень  динамики;

у 10% учащихся низкий уровень динамики.

Количественные представления:

у 40% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 53% учащихся средний уровень;

у 7% учащихся низкая динамика.

Представления о форме:

у 30% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 42% учащихся средний уровень;

у 28% учащихся низкая динамика.

Представления о величине:

у 60% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 38% учащихся средний уровень;

у 2% учащихся низкая динамика.

Пространственные представления:

у 38% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 42% учащихся средний уровень;

у 20% учащихся низкая динамика.

Временные представления:

у 27% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 53% учащихся средний уровень;

у 20% учащихся низкая динамика.

В целом, за 2010 – 20101год учащиеся показали положительную динамику в усвоении программы по предмету математические представления и конструирование.

В 2011-2012 учебном году было обследовано 23 воспитанника. На основании полученных данных составлены индивидуальные профили учащихся.

Диагностика уровня актуального развития математических представлений и конструирования проводилась в начале и конце учебного года.

У всех учащихся отмечена положительная динамика усвоения математических знаний и навыков разной степени выраженности.

При оценке результатов были получены следующие данные:

Конструирование. Применялись игры и игровые упражнения с тематическими сборно-разборными игровыми конструкторами, с разрезными картинками со смысловыми разъёмами, с сюжетными картинками с вырубленными частями круглой, квадратной, треугольной формы на узнавание целого предмета по фрагментам, конструирование по объёмному образцу. Динамику показали при повторном обследовании при постройке из строительного материала по образцу – 5 воспитанников, по словесной инструкции – 3 воспитанника,  при совместной деятельности с учителем – 2 воспитанника.

Количественные представления. После проведённых занятий на формирование представлений учащихся о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана 10 воспитанников лучше справились с тестовыми заданиями, в которых использовался счёт объектов в любом порядке, показали динамику при определении состава числа в совместной деятельности с учителем 7 воспитанников, в решении арифметических задач с открытым результатом на наглядном материале (предметы, объёмные и плоскостные модели) – 4 воспитанника в совместной деятельности с учителем.

Представления о форме. При повторном обследовании по данной теме лучше усвоили практические действия на соотнесение плоскостных и объёмных фигур – 7 воспитанников, на идентификацию и выбор предметов по образцам с ориентировкой на форму – 8 воспитанников, рисование фигур по трафаретам – 5 воспитанников, по опорным точкам – 2 воспитанника, на вырезание фигур – 3 воспитанника.

Представления о величине. Представления о величине, в результате предложенных занятий, на которых для сравнения использовались приёмы наложения и приложения, раскрашивание, штриховку, обводку по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины, с последующей дорисовкой сюжетной картинки показали динамику воспитанники  на уровне совместных действий с педагогом – 3 воспитанника, выполнение по последовательной инструкции – 4 воспитанника, выполнение полностью самостоятельно – 2 воспитанника.

Пространственные представления. При повторном обследовании по данной теме показали динамику при определении пространственных расположений объектов относительно друг друга на уровне совместных действий с педагогом – 5 воспитанников, показали динамику на выполнение упражнений по подражанию – 2 воспитанника, по предложенному образцу – 2 воспитанника.

Временные представления. Повторное обследование после коррекционных занятий с воспитанниками при уточнении представлений об астрономических символах (солнце, луне, звёздах, планетах) положительная динамика составила 30%. При использовании часов в реальной бытовой жизни – 25%.

По разделам программы были получены уровни сформированности навыков:

Конструирование:

у 41% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 50% учащихся средний уровень  динамики;

у 9% учащихся низкий уровень динамики.

Количественные представления:

у 32% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 38% учащихся средний уровень;

у 30% учащихся низкая динамика.

Представления о форме:

у 62% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 23% учащихся средний уровень;

у 15% учащихся низкая динамика.

Представления о величине:

у 39% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 41% учащихся средний уровень;

у 20% учащихся низкая динамика.

Пространственные представления:

у 47% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 22% учащихся средний уровень;

у 31% учащихся низкая динамика.

Временные представления:

у 61% учащихся высокий уровень динамики усвоения данного раздела программы;

у 28% учащихся средний уровень;

у 11% учащихся низкая динамика.

Полученные данные позволяют утверждать, что в 2011/2012 учебном году у учащихся отмечается положительная динамика усвоения разделов учебной программы по предмету развитие математических понятий и конструированию.

Уровень освоения программы:

Уровни освоения программы

2010 - 2011

2011 - 2012

На начало

Учебного

года

На конец

Учебного

года

На начало

Учебного

года

На конец

Учебного

года

высокий

12%

26%

10%

25%

средний

56%

64%

67%

69%

низкий

32%

10%

23%

6%

По итогам двух лет обучения можно отметить, что  в среднем по программе в целом и по отдельным показателям усвоения разделов программы показатель уровня динамики в 2010-2011 учебном году и в 2011-2-12 учебном году на конец учебного года выше, чем на начало учебного года.

Диаграмма положительной динамики в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2010/2011 уч.году

Конструирование

Количественные представления

Представления о форме

На начало

учебного года

На конец

учебного года

На начало

учебного года

На конец

учебного года

На начало

учебного года

На конец

учебного года

Представление о величине

Пространственные представления

Временные представления

На начало

Учебного года

На конец учебного года

На начало

Учебного года

На конец учебного года

На начало

Учебного года

На конец учебного года

        Низкий уровень                                высокий уровень                        средний уровень

Диаграмма положительной динамики в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2011/2012 уч. году

Конструирование

Количественные представления

Представления о форме

На начало

уебного года

На конец

учебного года

На начало

Учебного года

На конец

учебного года

На начало

учебного года

На конец

 учебного года

Представление о величине

Пространственные представления

Временные представления

На начало

Учебного года

На конец учебного года

На начало

Учебного года

На конец учебного года

На начало

Учебного года

На конец учебного года

        Низкий уровень                                Высокий уровень                        Средний уровень

Диаграмма положительной динамики в коррекции развития обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья в 2010/2011 уч.году

Конструирование

Количественные представления

Представления о форме

На начало

Учебного года

На конец учебного года

На начало

Учебного года

На конец учебного года

На начало

Учебного года

На конец учебного года

Представление о величине

Пространственные представления

Временные представления

На начало

Учебного года

На конец учебного года

На начало

Учебного года

На конец учебного года

На начало

Учебного года

На конец учебного года

Низкий уровень                                Высокий уровень                                Средний уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по результатам входного контроля знаний обучающихся

В аналитической справке приведены цели, грфик проведения и результаты контрольных работ по повторению....

Аналитическая справка о наличии динамики в коррекции развития обучающихся с ОВЗ за 2017 - 2020 учебный год .

В 2017 - 2020 учебном году осуществляла свою деятельность с обучающимися начальной школы с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Группу посещали 85 учащихся 1 – 4 класса с диагнозом F-70, ...

Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга развития эстетической культуры обучающихся

Анкетирование, направленное на выявление уровня сформированности эстетической воспитанности у учащихся...