Правила доверия
методическая разработка (8 класс) на тему

Азёма Александр Николаевич

 

Методический материал рассчитан для углубленного изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», предназначен для темы внеклассного мероприятия «Доверие», которая изучается в 8 классе в модуле «Основы светской этики». Методический материал состоит из двух частей, один предназначен для воспитателя (Приложение 1) и второй для учащихся (Приложение 2).

Преподавание основ светской этики строится через такие подходы:

- активизация познавательной активности воспитанников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

Большое внимание на каждом уроке уделяется мотивации воспитанников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса. Широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы. Данный методический материал и направлен на то, чтобы помогать воспитаннику продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. В конце занятия предлагается рефлексия, которая направлена на осознание изученного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_doveriyu.doc62 КБ
Файл kl.chas_.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Почему на сегодня остро встал вопрос о духовно-нравственном воспитании в СВУ – понятно всем. Воспитание является не просто составной частью образования, а его сущностью, смыслом. Иными словами, образование имеет смысл, то есть полезно только тогда, когда оно воспитывает. Духовно-нравственное воспитание – не очередной управленческий каприз, а требования, учитывающие реалии жизни. Они воплощены в цели образования: готовить воспитанников как субъектов своей жизни. По мнению Льва Николаевича Толстого «Знание без нравственной основы – ничего не значит».  Поэтому без укрепления духовных начал нашей жизни, её нравственных основ невозможно поступательное развитие российского общества.

Перед СВУ стоит задача построения внутреннего мира человека, мотивов побуждающие его к духовно-нравственной деятельности, выбора добра, а не зла. Категория духовно-нравственного становления в педагогике широко применяется как в отношении систем (становление системы образования, системы деятельности, и пр.), так и в отношении личности и ее качеств (становление личности, профессионализма, личностных качеств и пр.). В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

   В основе различных педагогических направлений, как правило, лежит поиск источника духовно-нравственного роста.  Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, воспитатель ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе воспитатель исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.

          Основным инструментом, посредством которого воспитатель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны воспитателя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом воспитателя. Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

               Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности воспитанника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

        В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:

Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Методы стимулирования поведения и деятельности.

         Первый этап правильно организованного воспитания - знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Мотивы условно делятся на смыслообразующие и мотивы-стимулы. Для воспитателя, обучающего суворовцев важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов. Ведь, действительно, трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде всего ясного понимания значения этого качества. К влияниям, которые создают нравственные установки, смыслообразующие мотивы, отношения, формируют представления, понятия, идеи, относятся методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов, стихотворений; этические беседы, разъяснения, внушения, пример.

         Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

        У нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

         Мудрость педагогическая, видимо в том заключается, чтобы организуя жизнедеятельность в воспитательном процессе училища, постепенно, исподволь, руководствуясь целью и задачами духовно-нравственного воспитания, вводить в жизнь детей ценностные ориентации. Ф.М. Достоевский отмечал, что самое трудное – жить среди людей и остаться человеком. Им еще нужно стать, что требует немалых трудов от общества, семьи, образовательных учреждений, а главное – от самого себя.

Аннотация.

Методический материал рассчитан для углубленного изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», предназначен для темы внеклассного мероприятия «Доверие», которая изучается в 8 классе в модуле «Основы светской этики». Методический материал состоит из двух частей, один предназначен для воспитателя (Приложение 1) и второй для учащихся (Приложение 2).

Преподавание основ светской этики строится через такие подходы:

- активизация познавательной активности воспитанников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

Большое внимание на каждом уроке уделяется мотивации воспитанников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса. Широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы. Данный методический материал и направлен на то, чтобы помогать воспитаннику продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. В конце занятия предлагается рефлексия, которая направлена на осознание изученного.

Приложение 1

Внеклассное мероприятие по теме: «Правила доверия»

Цель занятия:   установить доверительные отношения в классном коллективе, формировать у учащихся представления о доверии и доверительных отношений,

познакомить воспитанников с понятиями «Доверия и доверительных отношений к окружающим, расширить кругозор, научить пользоваться полученными знаниями.

Материальное обеспечение: короткофокусный проектор, интерактивная доска, АРМ

Форма проведения: классный час

Этапы внеклассного мероприятия:

I. Организационный момент и постановка цели – 2 мин.

II. Основная часть – 35 мин.

III.Заключительный этап – 3 мин.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент и постановка цели

Проверяю наличие учащихся и их готовность к проведению классного часа, довожу тему и цели мероприятия.

II. Основная часть

       Для начала проводится беседа о том, что такое доверие.

Итак, что же такое доверие? Вместо того, чтобы давать комплексное определение я предпочитаю опереться на высказывание Джека Уэлча, бывшего исполнительного директора General Electric. Он сказал: «Вы знаете это, когда чувствуете это».              

        Говоря просто, доверие — это уверенность. Противоположность доверия — недоверие, неуверенность. Когда вы доверяете людям, вы чувствуете уверенность в них — в их честности, в их способностях. Когда вы не доверяете людям, вы испытываете неуверенность в них — в их искренности, в их намерениях, в их способностях или в их профессиональном опыте. Вот и всё. У нас у всех достаточно опыта, чтобы заметить отличие отношений, построенных на доверии, от отношений, в основе которых доверия нет. И опыт свидетельствует, что эти отношения отличаются драматически.                                                                                                                                                                                                           Прямо сейчас подумайте о человеке, с которым вас связывают в высшей степени доверительные отношения. Возможно, это босс, коллега, клиент, супруга, кто-то из ваших родителей, детей, сестер, братьев, друзей. Опишите эти отношения. Каковы они? Что вы чувствуете? Легко ли вам общаться? Насколько быстро вам удается выполнять совместные дела? Доставляют ли вам удовольствие эти отношения?

       А теперь подумайте о человеке, в отношениях с которым уровень доверия низок. И в данном случае этот человек может быть кем угодно — на работе, или дома. Опишите эти отношения. Каковы они? Что вы чувствуете? Что скажете о коммуникации? Протекает ли она легко и непринужденно, или вы постоянно чувствуете, что идете по минному полю и что вас не понимают? Получается ли у вас быстро выполнять намеченное, или приходится тратить много времени и сил на достижение договоренностей и их исполнение? Вы получаете удовольствие от этих отношений, или находите их тягостными и изнурительными? Разница между отношениями высокого доверия и отношениями низкого доверия очевидна!

       Возьмем коммуникацию. В отношениях высокого доверия, вы можете ошибиться, и люди все равно вас поймут. В отношениях низкого доверия вы можете говорить очень взвешенно и точно, а они поймут вас неправильно.

Только представьте, насколько бы сильно все изменилось, если бы удалось повысить уровень доверия в важных для вас личных и профессиональных отношениях! Вы не можете добиться успеха при отсутствии доверия. Слово «доверие» воплощает почти все, к чему вы можете стремиться ради достижения успеха. Попробуйте назвать любые человеческие отношения, которые возможны без доверия, — будь то брак, дружба или другое социальное взаимодействие. В конечном счете это справедливо и применительно к бизнесу, особенно к бизнесу, имеющему дело с обществом.

Вопросы:

1.Что такое доверие? (уверенность в том, что вы можете положиться на силу характера или честность кого-либо.)

2.Хорошо или плохо быть доверчивым?(иногда это хорошо, а иногда плохо).

3. Когда не стоит доверять другим?(в случаях , когда вы не уверены в мотивах других людей- чужих или знакомых, которые могут действовать, не учитывая ваши интересы)

4.Когда стоит доверять другим?

УПРАЖНЕНИЕ «ДОВЕРИЕ».

Ученики в классе по собственному желанию делятся на пары, но полезнее назначать, на каждую пару дается платок или шарф. Затем сообщается , что у каждого будет возможность побывать как в роли «слепца», так и в роли «зрячего», быть как ведомым так и поводырем. Тем , кто завязал глаза, предложите, чтобы они проверили, действительно ли они ничего не видят, потому что зрение может разрушить те переживания, которые можно испытать во время этого задания. Предупредить нужно «зрячих», чтобы они бережно относились со своими подопечными.

Позвольте участникам в парах самим решить, кто первым будет завязывать глаза. Понаблюдайте, как будет происходить процесс обсуждения. Поведение , в тот момент, когда происходит распределение ролей крайне интересно.

Когда вы чувствуете, что времени прошло достаточно, дайте команду о смене ролей. Тот , кто был поводырем, теперь будет ведомым. Закончив упражнение, учащиеся возвращаются в круг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Прорабатываем результаты упражнения по вопросам:

Что вам понравилось в этом упражнении?

Чему вы научились?    

Кем вам больше понравилось быть- поводырем или ведомым?

Каждый участник должен ответить на данные вопросы.

Из ответов мы получаем важную информацию.

Например, ребенок, сильно опекаемый родителями может предпочесть роль ведомого (чтобы о нем проявили заботу), в то время как подросток, которого заботят проблемы власти, скорее предпочтет роль ведущего

Заключительный этап

Подвожу итоги классного часа, напоминаю тему и цели мероприятия, отмечаю действия наиболее активных суворовцев, отвечаю на возникшие вопросы.

Приложение 2 (Презентация)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитательный час «В кругу доверия»

Слайд 2

Правила поведения на занятии: 1. Внимательно слушать друг друга; 2. Не перебивать говорящего; 3. Уважать мнение других.

Слайд 3

Доверие (между людьми) — это уверенность, что кто-то поведёт себя в определённых делах определённым образом. Доверие в психологии — открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях.

Слайд 4

Доверие окружающих – очень важное условие при работе в коллективе (в классе). Если вы будете вести себя определенным образом, легко добьетесь его. Но прежде всего помните, что вы должны вести себя корректно по отношению к тем кто вас окружает. Конечно же, среди них у вас могут быть приятели или даже друзья.

Слайд 5

Помните, что доверие оказывают человеку, на которого можно положиться и быть уверенным, что он не подведет. Это касается прежде всего просьб, с которыми к вам могут обратиться. Если вас о чем-то попросили и вы пообещали помочь, обязательно выполните обещание. Если же ваше обещание останется невыполненным, о вас сложится мнение как о человеке ненадежном, не заслуживающем доверия.

Слайд 6

Обещание нужно выполнять точно и в срок. Если же вы не можете выполнить то, о чем вас попросили, лучше скажите об этом сразу и не берите на себя никаких обязательств. Не бойтесь, что в этом случае вы потеряете доверие, напротив – вы заслужите репутацию человека, не дающего невыполнимых обещаний.

Слайд 7

1. Ты идешь по улице, к тебе подходит человек и просит позвонить. У него на сотовом телефоне села батарея. Как ты поступишь? А если телефон попросила б старенькая бабушка/незнакомый мужчина/друг как ты поступишь? Кому доверяешь больше? Игровые ситуации для разбора

Слайд 8

2. Вечер. Ты дома один. Смотришь телевизор. Вдруг раздается звонок в дверь. Ты подходишь к двери, спрашиваешь: «Кто там?». «Электрик. У вас проводку менять надо». Твои действия.

Слайд 9

«Доверяй, но проверяй»

Слайд 10

Заключительная игра «Путь доверия» Анализ упражнения: — Как ты чувствовал себя, когда был "слепым"? — Вел ли тебя твой "поводырь" бережно и уверенно ? — Как ты себя ощущал в роли поводыря? — Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера? — Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?

Слайд 11

Рефлексия: Изменилось ли у вас мнение о доверии? Что можно изменить на доске? Какие качества можно добавить? Нужно ли это качество в жизни? Хорошо быть доверчивым человеком?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "На тропе доверия"

ПРограмма профилактики агрессивного поведения. В данном материале представлена рабочая программа и разработка первых 5 занятий....

Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта: "Уважая, Доверяя, Поддерживая"

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...

17 мая – Международный день детского телефона доверия

17 мая в Российской Федерации будет отмечаться Международный день «Детского телефона доверия». Он пройдет под девизом «Дети говорят телефону доверия: «ДА!».  Служба телефона доверия помогает детя...

Телефоны доверия (защита прав детей и семьи)

представлена информация по службам помощи для подростков и семей....

Мероприятие к Международному дню детского телефона доверия «Тропа доверия»

Важным каналом оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является телефон доверия. Создание на территории Российской Федерации единого общероссийского номера детского телефона д...

Прямой эфир, посвященный юбилею Всероссийского Детского Телефона Доверия «Мифы о работе Телефона Доверия»

Прямой эфир, посвященный юбилею Всероссийского Детского Телефона Доверия «Мифы о работе Телефона Доверия»...