Современный урок. Типология уроков по ФГОС.
статья на тему

Выступление на заседании кафедры точных наук.Краткое описание всех типов уроков , соответствующих современным требованиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.fgos_.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок.

Типология уроков по ФГОС.

Выступление на заседании кафедры точных наук. Сентябрь 2013г.

Важнейшая задача образовательной

системы -  переложить ношу ответственности за образование  на плечи самого индивида.

Д.В. Гарднер

Урок как форму организации обучения придумал Я. О. Коменский еще 400 лет назад.

Так что урок – это архаика, он объективно устарел за это время и исчерпал себя.

Словосочетание «современный урок» – это нелепость, нонсенс, оксюморон*, что-то вроде современной архаики, что есть абсурд».

 

«Колесо, еще древнее, но попробуйте без него обойтись»

Е.А. Ямбург,  

директор ЦО № 109, д.п.н

оксюморон*-  (от греч.oxymoron –букв. остороумно-глупое),

сочетание слов, образующих неожиданное смысловое единство.

 Например, «живой труп», «убогая роскошь»

Типология уроков по ФГОС.

1. Урок открытия нового знания (ОНЗ).

2. Урок отработки умений и рефлексии.

3. Урок творчества (урок – исследование).

4. Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).

5. Уроки развивающего контроля.

  • На уроке «открытия» нового знания (ОНЗ) учащиеся изучают новые знания и знакомятся с новыми способами действий и их применением.
  • На уроках отработки умений и рефлексии ученики закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их.
  • На уроке развивающего контроля учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности.
  • Уроки общеметодологической направленности предполагают структурирование и систематизацию знаний.

1. Урок открытия нового знания

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

     Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД

    2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

     Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

    3. Выявление места и причины.

    Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения.

     4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

    Цель: построить проект выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

    Цель: реализовать построенный проект.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

      Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых.

    8. Включение в систему знаний повторение.

     Цель:

        - выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

        -повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

     9. Рефлексия УД на уроке

     Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.

2.Урок отработки умений и рефлексии

Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
Основной целью является выработка внутренней готовности к коррекционной деятельности.

Для этого требуется:
-создать условия для возникновения потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

-установить тематические рамки и создать основу коррекционных действий («могу»).

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.
Основной целью является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.
5. Этап реализации построенного проекта.
Основная цель — осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Основная цель — индивидуальная рефлексия и создание (по возможности) ситуации успеха.

8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии деятельности на уроке.
Основной целью является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

3.Урок творчества (урок – исследования)

  • Структура урока-исследования может быть следующей: 
  • I. Актуализация знаний.
  • 1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
  • 1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
  • II. Операционно-исполнительский этап. 
  • 2.1. Постановка проблемы:
  • а) создание проблемной ситуации;
  • б) постановка проблемы исследования;
  • 2.2. Определите темы исследования.
  • 2.3. Формулирование цели исследования.
  • 2.4. Выдвижение гипотезы.
  • 2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.
  • 2.6. Составление плана исследования.
  • 2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
  • III. Оценочно-рефлексивный этап 
  • 3.1. Интерпретация полученных данных.
  • 3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.
  • 3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.
  • 3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.
  • IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.
  • Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу.
  • 4.Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)
         Уроки общеметодологической направленности предполагают структурирование и систематизацию знаний.
  • Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
  • Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
  • организационного,
  • постановки цели,
  • оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях,
  • подведения итогов и формулирования выводов,
  • определения и разъяснения домашнего задания.
  • На уроке построения системы знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности.
  • Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников.
  • Урок построения системы знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности.
  • 5.Урок развивающего контроля.
  • На уроке развивающего контроля учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности.
  • Можно ограничиться лишь одним уроком, включающим в себя первый этап в полном объеме: написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание. Второй этап - в неполном виде – рефлексивный анализ выполненной контрольной работы.
  • организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);
  • предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

«Дети не должны наполняться знаниями механически мы должны научить их добывать знания, научить их учиться.»  В.В. Путин

Resource id #4944

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные требования к уроку в рамках введения ФГОС IIпоколения.

Доклад на районном методическом объединении учителей истории и обществознания....

Типология уроков в соответствии с ФГОС

В данной работе предлагается современная типология уроков, соответствующая ФГОС, примерная структура каждого типа урока....

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...

Педагогическая августовская конференция. Тема: Современный урок. Типология уроков по ФГОС

Педагогическая августовская конференция. Тема: Современный урок. Типология уроков по ФГОС1.Факторы, влияющие на проведение урокаТребования к современному уроку по ФГОС 2. Этапы современного урока...

Типология уроков немецкого языка по ФГОС

Типы классических уроков и уроков по ФГОС. Сходство и отличие....

«ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.  Особенность ф...