Педагогическая августовская конференция. Тема: Современный урок. Типология уроков по ФГОС
материал на тему

Некрасова Елена Геннадьевна

Педагогическая августовская конференция. Тема: Современный урок. Типология уроков по ФГОС

1.Факторы, влияющие на проведение урокаТребования к современному уроку по ФГОС

 

2. Этапы современного урока

3. Типология уроков, формирующих УУД

4. Факторы, влияющие на проведение урока

 

5. Нюансы построения уроков по ФГОС

¢ Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Современный урок.
Типология уроков по ФГОС.

Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

ЭТАПЫ УРОКА:

  • Организационный момент ,
  • Проверка домашнего задания,
  • Актуализация субъективного опыта учащихся,
  • Изучение новых знаний и способов деятельности,
  • Первичная проверка понимания изученного,
  • Закрепление пройденного материала,
  • Применение изученного материала,
  • Обобщение и систематизация,
  • Контроль и самоконтроль,
  • Коррекция,
  • Домашнее задание,
  • Подведение итогов учебного занятия,
  • Рефлексия.

В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям конца 20 века и начала 21 века,
современный урок – это, прежде всего урок
, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Типология уроков, формирующих УУД----В условиях реализации программы формирования (развития) универсальных учебных действий как компонента основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования рекомендуется использовать соответствующую типологию уроков, в основе классификации которых лежат соответствующие типы и виды УУД.

Типология уроков, формирующих УУД

Тип урока

Виды урока

1. Урок личностно-ориентированного типа - ориентирован на ценностно-смысловое самоопределение учащихся относительно изучаемого содержания и осваиваемых способов деятельности

Урок смыслообразования – поиск ответа на вопрос «какое значение, смысл имеет для меня учение»

Урок нравственно-этического оценивания – оценка усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей

2. Урок организационно-деятельностного типа – ориентирован на формирование умений обучающихся организовывать собственную деятельность

1. Урок целеполагания - отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение; самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей; составление индивидуальных образовательных траекторий

2. Урок планирования - составление плана и последовательности действий

3. Урок прогнозирования – построение концептуального образа (обобщенной модели) раздела, темы

4. Урок контроля - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

5. Урок оценки - осознание качества и уровня усвоения способа действия

3.Урок когнитивного типа – ориентирован на структуру учебной деятельности и виды познавательной деятельности

1.Урок постановки учебной задачи - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

2.Урок информационного поиска - поиск и выделение необходимой информации

3.Аналитический урок - анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей

4. Урок моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

5. Урок - доказательство - построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование

6. Урок отработки освоенного способа действия - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

7.Урок – обобщение - синтез как составление целого из частей, в том числе на основе самостоятельного достраивания, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий

8.Урок рефлексии - рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

9.Урок постановки и решения проблем

4. Урок коммуникативного типа - обеспечивает формирование социальной компетентности, способности учитывать позиции партнеров по общению или деятельности, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество

1.Урок – дискуссия (диспут) - выражение с достаточно полнотой и точностью собственных мыслей в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конструктивного конфликта, принятие решения и его реализация

2.Урок учебного сотрудничества - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; контроль, коррекция, оценка действий партнеров

Нюансы построения уроков по ФГОС

  • Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
  • Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения
  • Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса.
  • Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования.
  • Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности.
  • Таким образом, осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.

Типология уроков по ФГОС

Тип урока

Структура урока обретения новых знаний

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Мотивационный этап.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

Первичное закрепление нового знания.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Включение в систему знаний и умений.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Мотивационный этап.

Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

Обобщение выявленных затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

Включение в систему знаний и умений.

Осуществление рефлексии.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Самоопределение.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Реализация выбранного проекта.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Мотивационный этап.

Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

Фиксирование локальных затруднений.

Создание плана по решению проблемы.

Реализация на практике выбранного плана.

Обобщение видов затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

Решение задач творческого уровня.

Рефлексия деятельности.

Урок открытия нового знания

Лекция,   путешествие,   инсценировка,

   экспедиция,   проблемный урок,

   экскурсия,    беседа,    конференция,

   мультимедиа-урок,    игра,

   уроки смешанного типа.

Урок рефлексии

Сочинение,   практикум,   диалог,   ролевая игра,   деловая игра,   комбинированный урок.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс,   конференция,   экскурсия,

  консультация,   урок-игра,   диспут,

  обсуждение,   обзорная лекция,

  беседа,   урок-суд,   урок-откровение,

  урок-совершенствование.

     Урок развивающего контроля

Письменные работы,  устные опросы,

 викторина,  смотр знаний,

 творческий отчет,  защита проектов, рефератов,  тестирование, конкурсы

Факторы, влияющие на проведение урока:

Способствующие  успеху

Затрудняющие проведение урока

Хорошее знание материала

Неуверенность в своих знаниях и «педагогических силах»

Бодрое самочувствие

Безразличное отношение ко всему происходящему на уроке

Продуманный план урока

Рыхлая композиция урока

Чувство «физической» раскованности, свободы на уроке

Скованность движений

Правильный выбор методов обучения

Неумение учащимися работать предложенными методами обучения

Разнообразие методов обучения

Однообразие методов обучения

Занимательность изложения

Бесстрастный рассказ учителя

Ярко выраженное эмоциональное

отношение учителя к излагаемому материалу (богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя)

Монотонность и сухость при

изложении нового материала

Выраженная заинтересованность

учителя в успехе учащихся

Отход от темы урока, увлечение

посторонними, не связанными с темой и задачами урока вопросами

  • Современный урок направлен на формирование и развитие УУД,  достижение личностных результатов

Строится в рамках системно- деятельностного подхода

Развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения

Современный урок   по   ФГОС

  • Профессиональная  и  методическая  подготовка  учителя,
  • Целеполагание  и  мотивация  учения,
  • Системно - деятельностный подход,
  • Современные  средства  обучения,
  • Выбор  оптимальных  средств  обучения,
  • Создание  условий  для  саморазвития,
  • Анализ  каждого  учебного  занятия

Подготовила

Некрасова Елена Геннадьевна, учитель технологии МОБУ Новобурейской СОШ №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типология уроков в соответствии с ФГОС

В данной работе предлагается современная типология уроков, соответствующая ФГОС, примерная структура каждого типа урока....

Современный урок. Типология уроков по ФГОС.

Выступление на заседании кафедры точных наук.Краткое описание всех типов уроков , соответствующих современным требованиям....

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...

Типология уроков немецкого языка по ФГОС

Типы классических уроков и уроков по ФГОС. Сходство и отличие....

Участие в педагогической августовской конференции

Участие в педагогической августовской конференции...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме «Групповая работа на уроках истории в рамках ФГОС»,

Учитель работает с самым хрупким материалом- личностью ребенка, и его задача – «найти человека в человеке» - как говорил Ф.Достоевский. В этом мне помогают педагогические технологии ...

Сценарий педагогического совета по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС»

Представленный материал может быть использован при подготовке к проведению педагогического совета по теме " Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС...