Человек и его права. Методическая разработка раздела образовательной программы по обществознанию, 9 класс, А.И. Кравченко
методическая разработка (9 класс) по теме

Милюткина Галина Михайловна

Работа посвящена разработке раздела программы Кравченко А. И. Обществознание. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М: ООО “ТИД Русское слово-РС”,2013, “Человек и его права.” Эта тема лишь на первый взгляд кажется простой и понятной. На самом деле она проблематична и актуальна. Среди современных правоведов, философов, политологов она имеет неоднозначную трактовку, что ведет к появлению новых вопросов и проблем, на которые нет (и не может быть) однозначных ответов. Вот некоторые из них: где граница прав человека; как быть, когда речь идет о соматических правах (право на смерть, на перемену пола и т.д.); применим ли термин глобализация к правам человека; не нарушен ли баланс между правами и обязанностями и другие.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка.

Моя работа посвящена разработке раздела программы Кравченко А. И. Обществознание. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М: ООО “ТИД Русское слово-РС”,2013, “Человек и его права.” Эта тема лишь на первый взгляд кажется простой и понятной. На самом деле она проблематична и актуальна. Среди современных правоведов, философов, политологов она имеет неоднозначную трактовку, что ведет к появлению новых вопросов и проблем, на которые нет (и не может быть) однозначных ответов. Вот некоторые из них: где граница прав человека; как быть, когда речь идет о соматических правах (право на смерть, на перемену пола и т.д.); применим ли термин глобализация к правам человека; не нарушен ли баланс между правами и обязанностями и другие.     Особенностью учебной программы Кравченко является то, что она не носит концентрический или линейный характер. Используется новый принцип выстраивания курса – уровневый. Каждый уровень является ведущим на определенной ступени образования. В 8-9классах усиливается теоретический аспект, школьники систематизируют полученный ранее опыт, знакомятся с научными теориями и концепциями. Следовательно, на данной ступени присутствует абстрактный уровень мышления; уровень действий – систематизация; уровень понимания – “ Как можно поступать? Что я делаю и почему?” Только через понимание ученик может выйти на новый уровень коммуникации – “ Я – представитель гражданского общества. “ Уровневый подход сочетает в себе лучшие стороны линейности и концентричности. Приоритет отдается практической направленности и конкретности рассматриваемых вопросов. При этом необходимо сохранить межкурсовую преемственность и межпредметное взаимодействие. Позитивистский подход необходимо сочетать с проблемным обучением, что и будет отображено в данной разработке. Программа Кравченко А. И. отводит на изучение раздела 9 часов. В данной разработке добавлен 1 час за счет резерва рабочего времени, т. к. это, на наш взгляд, целесообразно в связи с непосредственным нахождением ребенка в социуме. Программа соответствует Государственному образовательному стандарту и направлена на его реализацию. Структура программы соответствует учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. Обществознание. 9 класс. – М: Русское слово, 2010.

2. Цели и задачи раздела.

Цель – формирование социально-коммуникативной компетентности учащегося, социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, и гражданского общества.

Задачи:

  • Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации, в том числе знания способов регулирования общественных отношений, механизмов реализации и защиты прав человека и гражданина.
  • Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
  • Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной, в том числе правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации.
  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в конституции РФ.
  • Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, правоотношениях, семейно-бытовых отношениях.

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии  с возрастными особенностями.

Особенностями возраста девятиклассников являются :

  1. Завершение полового созревания, в силу чего подростки стремятся быть и считаться взрослыми. Отсюда – их новая жизненная позиция: они становятся социально активными, восприимчивыми к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют у взрослых.
  2. Сформированность умственных способностей.
  3. Развитие самосознания.
  4. Развитие индивидуальности.
  5. Выбор профессии.

В этот период происходит личностное новообразование – готовность к личностному и жизненному самоопределению. Если в седьмом классе главным для ученика было самопринятие сформированного “образа Я”, в восьмом классе – самопрезентация учащимися своих особенностей, возможностей и личностных качеств, то в девятом классе акцент смещается на самостановление и самоопределение; способность к самопознанию, самоанализу, самоизменению, готовность к выбору, ответственность, целенаправленность, самокритичность, сила воли и другие качества. Другими словами, самоопределение – это “Я в будущем”. Необходимо учитывать эту специфику подросткового возраста, и потому для успешной реализации программы самоопределения имеет смысл применять различные формы деятельности: тренинги, деловые игры, тесты, работу в группах, проектную деятельность, диалог, монолог и т.д.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

В результате изучения раздела “Человек и его права” ученик должен

  Знать/понимать:

  • Содержание и значение правовых норм, регулирующих общественные отношения.
  • Основы конституционного строя РФ.
  • Основные полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти РФ.
  • Основные отрасли права.

Уметь:

  • Оценивать поведение людей с точки зрения правовых норм.
  • Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.
  • Осуществлять поиск правовой информации по заданной теме.
  • Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов.

Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  • Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.
  • Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы обосновательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

При изучении данного раздела применялись фронтальная, индивидуальная, групповая формы организации деятельности учеников. Основной формой обучения является урок (изучения нового материала; формирования практических умений и навыков; систематизации и обобщения; проверки и контроля знаний, умений и навыков). Приоритетными технологиями при изучении раздела являлись:

  1. Технология проблемного обучения и воспитания – это создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания.

Проблемность достигается через алгоритм проблемной деятельности на уроке и мониторинг качества урока.

  1. Информационно-коммуникационные технологии при передаче достаточно больших объёмов информации. Ведущей целью применения ИКТ на уроке обществознания является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия.

6.Система знаний и система деятельности.

Право и его роль в жизни общества и государства. Функции права. Правовая культура личности. Понятие и нормы права. Понятие юридической ответственности. Отрасли права. Иерархия норм права.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Полиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.

7. Календарно-тематическое планирование по разделу 2 “Человек и его права” (10 часов).

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Д/з

Дата

1

Право

1

Изучение нового материала

Фронтальная деятельность в рамках лекции с элементами беседы; составление кластера “Правовая культура личности”

Знать понятия: социальные нормы, нормы права, отрасль права, правовая культура личности, юридическая ответственность, обязанность, нормативно-правовой акт.

Уметь: объяснять особый статус права в системе социальных норм; сравнивать нормы морали и нормы права

Пар.9

ноябрь

2-3

Закон и власть

2

2

Основы конституционного строя РФ

1

Урок формирования практических умений и навыков

Работа в группах с текстом Конституции РФ

Знать понятия: Федеральное собрание, правительство РФ, президент РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, Конституционный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные суды, суд присяжных, истец, ответчик, прокурор, адвокат, правоохранительные органы. Уметь: давать оценку изученных политико-правовых явлений; формулировать и отстаивать свою позицию по поводу необходимости разделения властей; объяснять сущность разделения властей.

Пар.10

3

Конституция – основной закон страны.

1

Урок формирования практических умений и навыков

Работа в группах с текстом Конституции РФ и Декларацией прав человека

Знать понятия: правовой статус гражданина РФ, механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Уметь: объяснять особенности правового статуса гражданина РФ; соотносить правовой статус жителя области с правовым статусом гражданина Рф.

Пар.11

4-5

Право и имущественные отношения

2

4

Право и имущественные отношения

1

Урок изучения нового материала

Лекции с элементами беседы, решение познавательных задач

Знать понятия: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск.

Уметь: составлять простейшие виды договоров.

Пар.12

5

Потребитель и его права

1

Урок формирования практических умений и навыков

Совокупность познавательной, преобразующей общеучебной и самоорганизующей деятельности в рамках деловой игры

Знать понятия: права потребителя, исполнитель, изготовитель, срок годности, Федеральный антимонопольный комитет.

Уметь: составлять претензию на товар, который по каким-либо причинам не удовлетворяет потребителя.

Пар.13

6

Труд и право

1

Урок изучения нового материала

Самостоятельная работа с пар. 14 учебника с применением  приёма Инсерт; мини-диспут на тему “ Новый закон об образовании запрещает использование детского труда: аргументы за и против”

Знать понятия: трудовое право, детский труд, трудовой договор (контракт), безработный, льготы и гарантии, трудовая книжка, испытательный срок, время работы, увольнение, время отдыха, отпуск.

Уметь: характеризовать трудовое право как отрасль, правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях; называть виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения трудовых отношений.

Пар.14

7

Право, семья, ребёнок

1

Урок формирования практических умений и навыков

Работа в группах со статьями Семейного кодекса, дискуссия “Кризис семьи: как его преодолеть?”

Знать понятия: брачный контракт, правоспособность, дееспособность, семья, супруги, свидетельство о браке, совместная собственность, ЗАГС, ребёнок, права и обязанности подростка.

Уметь: давать правовую характеристику брачно-семейных отношений; приводить примеры правового регулирования семейных отношений.

Пар.15

8

Преступление

1

Урок изучения нового материала

Индивидуальная групповая работа, защита ученических презентаций по теме

Знать, что собой представляют проступки и преступления; что такое юридическая ответственность, и какие виды ответственности существуют, что собой представляет принцип презумпции невиновности.

Знать понятия: преступление, состав преступления, действие, ответственность и её виды, бездействие, деяние, вина и её формы, проступок и его виды, особенности наказания несовершеннолетних.

Уметь: анализировать состав преступления и определять является ли содеянное преступлением; давать оценку изученным правовым явлениям.

Пар.16

9

Человек и его права

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Групповая и фронтальная работа (синквейн, блиц-опрос, “мозговой штурм”, решение познавательных задач, дискуссия, тестирование)

моделирование

10

Контрольное тестирование по разделу “Человек и его права”

1

Урок проверки и контроля знаний, умений и навыков

эссе

9. Разработка урока “Человек и его права”.

Цели: - углубить и расширить знания учащихся по теме.

  • Развить у учащихся познавательный интерес к предмету;
  • Способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям;
  • Сформировать основы правовой культуры и навыки правомерного поведения.

Учащиеся должны знать: основные понятия темы (право, норма права, социальные нормы, закон, власть, Конституция, правовой статус человека, гражданство, имущественные отношения, отрасли права, преступление, проступок, правоспособность, дееспособность).

Учащиеся должны уметь: 

  • Решать познавательные задачи;
  • Анализировать, делать выводы, аргументированно высказывать своё мнение по поводу проблем правового характера;
  • Работать с документами (Конституция РФ, кодексы РФ), выполнять тестовые задания.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: комбинированный урок (составление синквейна, блиц-опрос, “мозговой штурм”, решение познавательных задач, дискуссия, тестирование).

Оборудование: тексты Конституции РФ и кодексов РФ (Административного, Гражданского, Трудового, Семейного, Уголовного), карточки с познавательными задачами, листы-характеристики, тесты.

Изучающему право надо, прежде всего, узнать, откуда произошло это слово. Римский юрист Ульпиан

План урока:

  1. Постановка проблемного задания.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Решение познавательных задач.
  4. Тестирование.
  5. Выполнение проблемного задания.

Ход урока

  1. Постановка проблемного задания.

Учитель: Вопрос о происхождении права и его сущности является дискуссионным. Различные взгляды на право привели к множеству его определений. Посмотрите на доску, перед вами высказывания, которые определяют сущность и назначение права. Прочитайте их.

  • “Право есть искусство добра и справедливости”.
  • “Право – это возможность каждого человека поступать определённым образом”.
  • “Право – это сила, способная поддерживать порядок в обществе

По ходу урока вы будете определять ваше отношение к этим высказываниям и аргументировать свою точку зрения.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: В разные исторические периоды “право” трактовали по – разному.Как вы понимаете этот термин?

Выслушиваются мнения учащихся и подводятся итоги.

Учитель: Теперь я обладаю некоторой информацией, которая позволяет мне судить о ваших знаниях. Продолжим нашу работу.

Блиц - опрос

Учитель: C помощью блиц – опроса проверим ваши знания по отраслям права. Я даю краткую характеристику,  а вы должны определить ту отрасль права, к которой относится данная характеристика.

Отрасль права, рассматривающая отношения, регулируемые Конституцией, положения самой Конституции, конституционных законов.( Конституционное право)

Эта отрасль регулирует брачно – семейные отношения. ( Семейное право )

Эта отрасль регулирует отношения, возникающие по поводу имущества и личных неимущественных отношений. ( Гражданское право )

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере трудовой деятельности. ( Трудовое право )

Отрасль, которая регулирует отношения в сфере управления. (Административное право)

Эта отрасль занимается самыми тяжкими правонарушениями - преступлениями. (Уголовное право)

“Мозговой штурм”

Учитель: Вы хорошо знакомы с методом, который получил название “мозговой штурм.” Используя его, мы попытаемся совместными усилиями разобраться и найти решение сложного проблемного вопроса.

Проблемный вопрос.

В России в начале 20 века были популярны шутливые стихи:

По причинам органическим

Мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим,

Сим исчадьем сатаны.

Широки натуры русские,

Нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие

Юридических начал.

Как вы понимаете эти стихи? Можно ли утверждать, что они устарели?

3.Решение познавательных задач. Работа в группах. (Приложение 1)

После выступления представителя от группы происходит обсуждение и подводятся итоги.

4.Тестирование по вариантам. Индивидуальная работа. (Приложение 2)

5.Выполнение проблемного задания.

Учитель: Еще раз обратите внимание на определения термина “право.” Какое из них вам кажется самым точным? Почему?

Выскажите свое отношение к подобному пониманию сущности права.

Для выполнения данного задания формируются 3 группы. Группа обсуждает высказывания и определяет позицию, готовит аргументы, чтобы дать ответы на вопросы, если они возникнут. Далее организуется дискуссия по заданной проблеме.

Подведение итогов.

Учитель: Еще с древних времен мыслители полагали, что в основе права лежит мера добра и справедливости. Мера свободы человека в обществе и в то же время несвободы. Право как бы определяет ту границу, за пределы которой не может выходить человек в своих действиях и государство в своем воздействии на человека как гражданина. Право есть установленная и гарантированная законом наша возможность вести себя определенным образом по отношению к обществу и государству. Следовательно, право – это система обязательных правил поведения, закрепленных в законах и охраняемых государством.

Написание синквейна по теме “Право” как формы творческой рефлексии.

Домашнее задание: Эссе по теме: “Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека .” 

Литература:

Конституция Российской Федерации. М., 2011

Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1996

Исаев И. А. История государства и права в России. М., 2004

Кожин Ю. А. Права и ответственность ребенка. 10 – 11 классы. М., 2009

Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры. 10 – 11 классы. М., 2011

Приложение 1

Задача 1. Сейчас в нашей стране минимальный возраст лиц, подлежащих уголовной ответственности, - 14 лет. В 30-е гг. 20 в. Он равнялся 12 годам. В некоторых штатах США к уголовной ответственности  могут привлечь с 7 лет, в Англии – с 10. Какой минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности кажется вам оптимальным и почему?

Задача 2. Сантехник школы Садчиков был уволен за то, что он, находясь в нетрезвом виде, учинил дебош в общежитии. Законно ли решение директора школы?

Задача 3. Ученик 9 класса, желая купить компьютер, устроился с согласия родителей в детский сад дворником. Раньше на этой работе был занят пенсионер, в обязанности которого входила уборка всей территории. Мать школьника потребовала, чтобы объем работы был уменьшен наполовину, т.к. согласно Трудовому кодексу он не может работать больше 4 часов в день, тогда как рабочий день пенсионера – 8 часов. Разрешите данную ситуацию.

Задача 4. 16- летний подросток развел рядом с соседней дачей костер, от которого загорелись забор и хозяйственные постройки. Это проступок или преступление? Кто будет нести за него ответственность?

Задача 5. Семья Петровых долго копила деньги на автомобиль и наконец его приобрела. Машина была зарегистрирована на имя супруга. Через несколько лет Петровы решили расторгнуть брак. Не сумев поделить имущество, они обратились в суд с иском о разделе имущества. Муж настаивал, чтобы машина не включалась в общее имущество, мотивируя это тем, что его жена не умеет водить автомобиль. Как разрешить данную ситуацию?

Задача 6. Определите, нормы каких отраслей права применяются в данных случаях: поступление на работу, кража, усыновление ребенка, выборы депутатов, защита прав человека, переход улицы в неположенном месте, покупка телевизора.

Приложение 2

Тесты.

1 Вариант

1.Укажите лишнее в перечне отраслей права:

1) конституционное право

2) уголовное право

3)гражданское право

4) парламентское право

2.Какие из перечисленных прав относятся к правам ребенка:

1) право на заботу и воспитание

2)право на выбор способа воспитания

3)право на свободное распоряжение собственностью родителей

3. Преступление отличается от административного проступка:

1) виновностью деяния

2) степенью общественной опасности

3) наличием рассмотрения дел в суде

4. Гражданские права человека:

1) даны ему государством, если оно демократическое

2) в отдельных случаях передаются по наследству

3) неотчуждаемы и даны от рождения

4) предоставляются человеку Всеобщей декларацией прав человека

5. Высшей ценностью в РФ по Конституции является …

6.Ребенок имеет право:

1) защищать свои права

2) получать при вступлении в брак содержание от родителей

3) требовать от родителей покупки дорогих вещей

7. К нормам международного права относится:

1) свобода творчества

2 )запрет подвергать жестокому обращению гражданское население на чужой территории

3) право на тайну корреспонденции

8. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ по Конституции является …

Нижегородский институт развития образования

Кафедра истории и обществоведческих дисциплин

Курсовая работа

Разработка раздела учебной программы

по обществознанию Кравченко А. И. 9 класс.

Тема: Раздел 2. Человек и его права.

Выполнила:

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ 94 Ленинского района

Милюткина Галина Михайловна

Образование: высшее

Квалификационная категория: высшая

Педагогический стаж/ Стаж работы учителем истории: 29 лет

Нижний Новгород

2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы. Русский язык. 5 класс, "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.

Структура работы.Пояснительная записка……………………………………………………………………..3Раздел 1. Цели и задачи методической разработки  раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 к...

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 5 классе «Лексика. Культура речи»

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 5 классе «Лексика. Культура речи».   Аттестационная работа с презентацией....

Методическая разработка раздела образовательной программы по ОБЖ, 7 класс

Разработка содержит основные разделы программы изложенные в презентации. Календарно- тематическое планирование, цели, задачи,планируемый результат, нормативные документы и методический комплект, основ...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме "Уравнения и неравенства" 11 класс по учебнику А.Г.Мордковича

Презентация содержит  цели и задачи изучаемого раздела,поурочное планирование и разработку урока по теме "Функционально-графические методы решения комбинированных уравнений" для 11 класса...

Методическая разработка раздела образовательной программы по обществознанию «Человек и закон» 7класс

Раздел  «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе и правовых, в ...

Методическая разработка раздела образовательной программы «Обществознание» 7 класс

Методическая разработка раздела образовательной программы «Обществознание» 7 классРабочая программа учебного предмета «Обществознание»  для муниципального бюджетного образ...