Проблемы работы учителей со слабоуспевающими учащимися в условиях классно-урочной системы
статья на тему

 

 

Проблемы работы учителей со слабоуспевающими учащимися в условиях классно-урочной системы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО

 гуманитарного цикла

учитель истории и обществознания

Л.П. Высоких

Проблемы работы учителей со слабоуспевающими учащимися в условиях классно-урочной системы

Образование ставит своей целью развитие личностных способностей ребенка, переход с «авторитарных» на «гуманистические» позиции, единство образовательного процесса, повышение профессионализма учителей, единство деятельности педагогического коллектива.

В целях развития индивидуальности следует признать, что наиболее важной является внутренняя дифференсация,  к ней мы относим гибкие, мягкие, ненавязчивые методы, которые использует педагог на уроке. В его распоряжении должны быть дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее удобные ему типы заданий, содержащие учебный материал и форму его выражения.

Постоянное профессиональное наблюдение позволяет педагогу накопить «банк данных» об ученике. Педагогическое наблюдение должно оформляться в виде индивидуальной карты развития. Это должно быть основанием для выполнения индивидуального «познавательного» стиля ученика. Нужны дидактические пособия, другие формы педагогического общения, другие критерии эффективности, труда ученика и учителя.  Пока мы встали на сложный путь – отбор детей через тестирование. Школьные психологи часто применяют тестовые методики изолированно от учебного процесса. Психологические и педагогические наблюдения за учеником порой не согласуются ни по целям, ни по методам, ни по использованию результатов.

Все это позволяет сделать вывод: тестирование должно быть не основным (исходным), а лишь вспомогательным (дополнительным) методом изучения ученика, как личности. Ведущий метод – анализ целостного учебного поведения ребенка в конкретных условиях. Ведут эти наблюдения учителя и классные руководители.

Что необходимо для проведения работы?

  • Разные варианты программ, учебников, дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании заданий варьировать и тем самым индивидуализовать процесс обучения.
  • Создание условий ученикам для самостоятельного выбора способов работы, типов заданий, вида и форм учебного материала.
  • Использование разнообразных форм занятий (игры, тренинги и т.д).
  • Специальная подготовка учителя, включающая помимо знаний своего предмета и умение гибко (с учетом развития каждого ученика) выбирать любые методические приемы и средства, в том числе элементы проблемного обучения.
  • Особые требования к личности педагога. От него требуется доброжелательное отношение с учеником, независимо от его успехов и достижений, стремление к поощрению индивидуальных сдвигов в развитии каждого.

Необходима постоянная, содержательная связь с родителями, продуманная организация труда и отдыха. Должна быть создана особая атмосфера сотрудничества, взаимоотношения, доброжелательности, выработан стиль общения и отношений между всеми участниками образовательного процесса.

В прошлом году мы познакомились с моделью индивидуально-ориентированной системы обучения. К сожалению, она не стала исходным пунктом в совершенствовании собственной педагогической практике.  Анализ показывает, что часть педагогов решила поставить крест на успеваемости обучения слабоуспевающих детей, не ища новых путей.

Посещение уроков и проверка документации выявили следующую картину:

Возьмем «Оценку»:

Работа с оценкой едва ли не самая сложная проблема в деятельности учителя. Оценка есть отражение отношений между учителем, учеником и его родителями. Крикливый, злой, резкий, несправедливый учитель – откуда он берется? Агрессия учителя, как правило, связана с его педагогическим бессилием, однообразием и худосочностью его методического арсенала в широком смысле, и неготовностью к каждому уроку – в узком. Нередко агрессивность учителя связана с неверно выбранными жизненными и профессиональными установками:

  1. Не хватало ещё, чтобы я тратила на них свое здоровье (силы, нервы, жизнь).
  2. В каждом классе чуть не половина дебилы. Пусть их родители учат!
  3. Книг нет, пособий нет, как учить по-новому узнать негде, вот и приходиться учить, как умею.
  4. Каждый раз думаю, что надо бы сходить в библиотеку, получше подготовиться к урокам, найти какие-нибудь «изюминки», да всё некогда, заедает текучка, друзья…
  5. Я им, мерзавцам задаю по пол-учебника разом, пусть учат, нечего по улицам шататься.
  6. Значительное количество учеников в каждом классе или неспособны к моему предмету или не нуждаются в нем.

Очевидно, что эти и другие установки и рассуждения на эту тему прикрывают несостоятельность учителя.

В психологическом и педагогическом плане важно сознавать, что оценка сама по себе мало что значит.  И плохо, когда формализованное отношение к ней заслоняет ее фактическую и смысловую функцию: получить объективное представление о том, что знает, учит ученик, что у него получается, насколько глубоко его проникновение в сущность понятий и процессов и как с ним работать дальше, чтобы поспособствовать его развитию.  Оценка своего рода символ и в то же время мерило, позволяющее определить степень успешности обучения. Учитель может по-разному пользоваться этим инструментом. Однако можно вывести некоторые правила:

  1. Не стоит придавать оценке роль индивидуального топора.
  2. Важно, чтобы цифра не заслонила человека.
  3. Оценивается не решение, не выполнение задания, не ответ, а движение учащегося, его умение пользоваться полученными знаниями для извлечения новых знаний.
  4. Оценка должна позволить учителю увидеть свои ученические пробелы и возможные шаги для успешной коррекции.
  5. Оценивается не ребенок, а его деятельность.
  6. Лучше использовать разнообразный инструментарий при оценивании знаний учащихся: обучающий зачет, игры, семинары, творческие работы.

К сожалению, довольно часто, несмотря на частоту оценок в журнале, учителя не имеют представления о фактических знаниях ученик, т.е. оценка выставляется ради формального накопления оценок.

Встречаются учителя, которые плохо ориентируются в учебном материале, не могут выстроить для детей пространство своего предмета, не могут научить, т.е. приобщить к науке.

Учителя должны реально представить, что мешает ребятам учиться:

  • Лень;
  • Неумение выполнять домашнее задание;
  • Отсутствие или недостаточная сформированность познавательных интересов;
  • Отсутствие мотивации;
  • Непонимание изучаемого материала;
  • Отсутствие учебных навыков;
  • Неумение преодолевать трудности;
  • Неумение определять важнейшее;
  • Существенные провалы в знаниях;
  • Отсутствие возможности проконсультироваться во время выполнения домашнего задания;
  • Неинтересность домашнего задания (учителя плохо объясняют, что именно нужно сделать);
  • Неинтересный учитель;
  • Делая бы домашнее задание с удовольствием, если бы они были практически значимы.
  • Скучно заниматься одному;
  • Постоянно кто-то или что-то отвлекает;
  • Что толку делать, когда всё равно не спрашивают;
  • Предмет не интересует.

Противоречивое состояние взаимодействия детей и взрослых в процессе обучения связано также и с тем, что для детей ведущей ценностью является общение. Дело учителя организовать на уроке такой характер взамиодействия учеников между собой и с учителем, который позволит использовать возможности общения в интересах обучения.

Во время педагогического совета рассматривались все этапы урока. Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока. Зачастую начало урока начинается после звонка. Не помогает и предварительный звонок. В лучшем случае дети входят в класс со звонком, чаще, учитель спешит после звонка. О какой организации можно вести речь?

Посещение уроков говорят о том, что на уроке преобладает фронтальная форма спроса (вопрос - отчет) глубину знаний этим путем измерить невозможно. Работают притом самые активные, те, о ком речь сегодня – остаются в стороне. При посещении уроков было обращено внимание на то, какие вопросы задает учитель, как он с ними работает, сколько времени оставляет ученикам на обдумывание ответа, сразу не оценивает его.

Умеет ли учитель держать паузу? Чаще нет. Учителя часто за вопросом задают новый, уточняющий, делают замечания по поведению и даже сами отвечают на поставленный вопрос, если им кажется, что ученик думает слишком долго, а времени на уроке так мало и ему надо еще многое успеть сказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы учителя со слабоуспевающими учащимися

Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной     неуспеваемости. Ее решение пре...

Технология саморазвития и ее реализация в условиях классно-урочной системы

в докладе описана технология Г.И. Селевко и ее применение в воспитательной работе с классом и на уроках биологии...

Работа учителя со слабоуспевающими учащимися.

Как строить работу со слабоуспевающими учащимися в школе. Формы для ведения отчета....

«Мир без барьеров и границ» (Развитие личностных качеств учащихся в условиях классно-урочной системы обучения химии в средней школе)»

Выступление на Городской Педагогической гостиной «Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского»...

Система работы учителя со слабоуспевающими учащимися по русскому языку при подготовке к ЕГЭ

Введение Единого государственного экзамена по русскому языку в форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необ...

"Методы изучения проблемы индивидуализации обучения в условиях классно-урочной системы"

В условиях быстро меняющегося мира наиболее перспективной признана идея «образование в течение всей жизни», реализация которой возможна при выполнении двух основных условий: 1) образ...