Технология саморазвития и ее реализация в условиях классно-урочной системы
статья по биологии по теме

Астахова Лариса Николаевна

в докладе описана технология Г.И. Селевко и ее применение в воспитательной работе с классом и на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ

КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..2

Положения, составляющие основу технологии саморазвития личности………..3

Целевые ориентации технологии…………………………………………………..6

Теоретическое обоснование технологии саморазвития

 личности школьника………………………………………………………………..8

Реализация технологии в условиях классно-урочной системы…………………11

Из опыта работы классного руководителя……………………………………….17

Реализация воспитательного потенциала урока биологии……………………...26

Заключение ………………………………………………………………………...30

Список литературы………………………………………………………………...32

Рецензия ……………………………………………………………………………33

Приложения (методические разработки на компак-диске)

 

Введение.

Образование в качестве феномена цивилизации зародилось одновременно с первыми признаками зарождения человека как “социального животного”, поскольку превращение нашего пращура в homo sapiens стало возможным только благодаря анализу и трансляции первичного опыта, т.е. образованию. Развитие всех цивилизаций стало возможным только благодаря развитию образования, а затем науки.  

Сегодня главными целями обучения являются изучение основ наук и формирование научной картины мира. В результате изучения множества разрозненных предметов и огромной перегрузки выпускники имеют обрывочные, лоскутные, не связанные между собой знания и навыки, почти не имеющие отношения к реальному единому и системному миру, в котором мы живем. Вместе с тем очевидно, что любое явление или объект всегда существуют в какой-то системе.  

Система образования должна быть сконструирована таким образом, чтобы будущие родители, находящиеся еще в дошкольном и школьном возрасте, постепенно, с помощью Учителя осознали непременность жизни и развития в полном согласии с природой и социумом, не нарушая гармонии того и другого. Поэтому, главной целью всей системы образования должно стать развитие личности ребенка, воспитание человека.

Другая цель школы - научить ребенка наиболее полно раскрывать свои способности и реализовать свой потенциал, т.е. формировать его саморазвивающейся системой. Этого можно достичь только в процессе целенаправленного обучения саморазвитию, формирования навыков самообразования.

Любой из нас учится сам. Поэтому одной из главных целей учителя в управлении учением является мотивирование саморазвития и самообразования ученика. Ученик обучается только в процессе самоучения. На материале учебных предметов надо обучать  ученика  технологиям самоучения, самообразования, самоактуализации. Ученик при этом является субъектом деятельности на материале школьных предметов и овладевает технологиями познания себя и окружающего мира.

Потребность ребенка в саморазвитии, зачастую неосознанное стремление к совершенствованию себя как личности, заложено в нас природой от рождения. Это позволяет нам в конечном счете стать homo sapiens. Постепенно при удовлетворении этой потребности она может превратиться в самоактуализацию личности, т.е. в наиболее полное раскрытие способностей и реализацию потенциала человека, которые достигаются в процессе целенаправленного саморазвития. Это естественное стремление человека реализовать себя в своем деле, в своем творении в данной ему от природы степени, ибо каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации  

Особое значение для будущей самоактуализации человека имеет взаимоотношение матери и ее ребенка [4,5], поскольку это существенным образом влияет на развитие его самосознания. Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке, то у ребенка увеличиваются шансы стать психологически здоровым. Если мать ставит проявления любви в зависимость от «хорошего» или «плохого» поведения ребенка, то подобный подход скорее всего приведет к деформации в его психике. Ребенок будет чувствовать себя стоящим внимания и любви лишь в определенных ситуациях, следовательно он будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге ребенок не получит должного развития, не сможет в полной мере проявить все аспекты своего Я, поскольку некоторые из них отвергаются матерью [4,5]. То же самое относится и к  взаимоотношению учителя с учеником в начальной школе.

И мать, и учитель должны проявлять свою любовь к ребенку вне зависимости от его поведения, особенно в раннем детском возрасте. Это единственный путь, позволяющий человеку в итоге достигнуть максимального развития своих способностей, т.е. достичь самоактуализации. Задача школы состоит в том, чтобы сделать эти факты достоянием сознания всех детей как будущих родителей. Самоактуализация личности каждого ребенка должна стать целью деятельности каждой школы, каждого учителя, всей системы образования.

Для оптимального развития человека важно как можно раньше понять: «Я - это есть я и никто иной». Уникальность Я внутри каждого из нас. Эту уникальность нельзя выравнивать, править по усмотрению учителя, на его личный вкус. Надо создавать условия для самореализации каждого ребенка. Пора, наконец, понять, что все программы, формулы, диктанты, родительские собрания, мероприятия и пр. нужны лишь для оптимального саморазвития ребенка, а затем и его самоактуализации.  

Мы не можем заставить ребенка развиваться, мы можем только поманить его, предоставить ему такую возможность. Если опыт развития ему понравится, то стремление к саморазвитию станет смыслом жизни человека. В и этом должна заключаться цель воспитательной работы в школе. Это должно лечь в основу принципов образования, воспитания и самосовершенствования личности. Технологией, которая предлагает широко использовать самоуправляющие механизмы развития личности, является «Технология саморазвития личности», разработанная Г.К. Селевко.

Положения, составляющие основу технологии самовоспитания личности

1. Развитие и саморазвитие.

Концепция самовоспитания и саморазвития личности учащегося является преемницей концепции развивающего обучения, разработанной в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и других ученых.

Принимая все принципиальные позиции развивающего обучения, технология самовоспитания опирается не только на познавательный интерес; в среднем и старшем звене школы она делает ставку на потребности личности в самоулучшении, самосовершенствовании .

Таблица 1. Позиции технологий развития и саморазвития личности

В технологиях развивающего обучения

В технологии самовоспитания личности школьника

Ученик является субъектом, а не объектом обучения

Субъектность деятельности ребенка проявляется не только при решении учебной задачи, а охватывает выполнение крупных учебных целей, разнообразную внеурочную деятельность, поведение в жизненных ситуациях, планирование дальних жизненных целей

Обучение идет впереди развития, в зоне ближайшего развития, стимулируя и ускоряя развитие

Ведущая роль обучения в развитии выступает как осознанное с позиций усвоенного в обучении опыта опережающее управление личностью своим развитием (построение и реализация программ самосовершенствования)

Приоритет формирования способов умственных действий

Приоритет формирования самоуправляющих механизмов личности

Ведущая роль теоретического знания, мышления, выражающаяся в дедуктивном структурировании учебного материала

Ведущая роль теоретического сознания выражается в овладении подростком методологией своей деятельности (учебной и внеучебной), в осознании им действия механизмов самовоспитания

Целенаправленная учебная деятельность направлена лишь на удовлетворение познавательной потребности, на изменение личностью самой себя как субъекта познания

Полноценная целенаправленная деятельность, включающая все этапы (целеполагание, планирование и организацию, реализацию цели и рефлексивный анализ результатов), развертывается не только в процессе ученья, но и во всех других сферах жизнедеятельности детей и попадает под целесообразное педагогическое руководство

Мотивация- познавательная

Делается ставка на активизацию, «раскручивание» познавательного интереса, познавательной потребности (вся методика развивающего обучения представляет собой систему приемов, вызывающих и стимулирующих познавательную мотивацию)

Основная мотивация - самовоспитание, совершенствование себя

Наряду с познавательными мотивами в педагогическом процессе широко используются, стимулируются, «раскручиваются» внутренние социальные, нравственные и эстетические

мотивы самосовершенствования личности.

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности

 2. Дополнительные гипотезы технологии саморазвития.

Все высшие духовные потребности человека - в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в самоактуализации - являются стремлениями к самовоспитанию, самосовершенствованию, саморазвитию. Использование этих потребностей для мотивации учения открывает огромные резервы повышения качества школьного образования.

Доминанта на самовоспитание и самосовершенствование - установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.
      На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.

3. Важнейшая компонента гуманизации образования.
     Содержательной и методической основой технологии самовоспитания личности является дальнейшая гуманизация образования; только на этой основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к самовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его ценностей.

4. Демократизация учебно-воспитательного процесса как необходимое условие саморазвития личности.
       Демократизация учебно–воспитательного процесса выступает необходимым условием саморазвития личности учащегося. Она воплощается в свободе выбора самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей учащихся. Для этого во внутришкольном воспитательно-образовательном пространстве организуются широкая дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивается развитие школьного самоуправления, поддержка детских инициатив и других условий для самоутверждения и самореализации личности ребенка.

5. Взгляд на воспитание.
      Двуединство, синтез процессов воспитания и самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания.
     
Личностный подход в воспитании является необходимым условием саморазвития и формировании его положительной Я - концепции.
     
Деятельностный подход в воспитании и обучении особо важную роль отводит внеурочной сфере жизнедеятельности ребенка как пространства формирования практических умений и навыков самосовершенствования, где теоретические воспитательные воздействия на личность проверяются в деятельности, выступающей критерием истины.

Деятельность учащегося должна быть по возможности продуктивной, творческой, а не только репродуктивной.
   
6. Направленность на социализацию. 

Ведущий вектор развития личности в технологии самовоспитания направлен на подготовку к жизни, на обеспечение выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Это выражается: в решении задач социальной адаптации и социальной автономизации; формировании жизненного и профессионального самоопределения подростка; в помощи и психолого-педагогической поддержке трудновоспитуемых детей.

7. Психическое развитие.

  1. Опора на психологическое знание учащихся о своей личности.
  2. Ведущая роль Я – концепции в развитии школьника, в обретении им всей целостной человеческой культуры.
  3. Формирование положительной Я – концепции личности (всех ее аспектов), отслеживание ее изменений, коррекция недостатков.
  4. Психолого-педагогическая диагностика личности и использование ее данных для индивидуального подхода к ребенку, обеспечения управления его развитием.
  5. Учет психологических закономерностей развития личности.
  6. Применение и развитие умений рефлексии.
  7. Обеспечение творческой направленности в развитии личности; в школе необходимо учить творчеству, т.е. выращивать у учащихся способность и потребность самостоятельно находить и принимать решения делать самостоятельный выбор.
  8. Стремление к гармонии разума, души и тела как высшей степени развития личности.
          8. Разнообразие методических средств.

Особенности процессов саморазвития и развития личности многообразны. Им соответствуют разнообразные технологии, методы и средства обучения, которые должны также выбираться учащимися.

Целевые ориентации технологии.

 

В самом общем виде современная школа ориентируется на следующие воспитательные модели:

а) модель образованного, интеллектуально развитого выпускника, подготовленного к освоению профессионального этапа обучения;

б) модель физически здорового человека;

в) модель нравственно воспитанного человека и гражданина;

г) модель успешной (продуктивной, творческой) личности;

д) модель адаптирующейся личности, способной приспособиться к наличным социальным условиям и обладающей предприимчивостью, конкурентоспособностью.

Концепция самовоспитания выдвигает еще одну, новую для российской школы модель воспитательного идеала: самовоспитывающуюся, самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся личность.

Зрелый уровень самосовершенствования характеризуют:

   -  одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над   собой с духовным ядром личности;

- устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;
- владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;
- осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;
- высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;
- творческий характер деятельности человека;
- результативность, эффективность самоформирования личности.
       К такому уровню самовоспитания ребенок должен подойти в результате применения определенной педагогической технологии, нацеленной, сориентированной на самовоспитание.

Под педагогической технологией понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, применяемых для достижения педагогических целей.

Главной целью технологии самовоспитания личности учащегося является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием самовоспитания.

На сегодняшнем этапе в реальной обстановке классно-урочной системы главная цель технологии самовоспитания личности дробится на некоторое число подцелей и задач.

Дерево целей и задач технологии самовоспитания включает:

в области воспитания:

-превращение процесса школьного воспитания в самовоспитание;
-осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;
-развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности;
-формирование веры ребенка в себя;
-формирование умений самовоспитания и самосовершенствования;
-обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации;
-создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании.

в области обучения:

-формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу;
-формирование общеучебных знаний, умений, навыков;
-формирование творческих качеств личности, развитие креативного мышления, поддержку и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.

в области психического развития:

-поиск и развитие индивидуальных способностей ребенка;
-формирование положительной Я-концепции личности ребенка;
-формирование доминанты самосовершенствования личности;
-формирование умений управления собой, саморегуляции;
- составление программ самосовершенствования по разделам и периодам развития.

в  области социализации:

-формирование высоконравственного отношения личности к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление);
-формирование социальной активности;
-формирование интегративного качества самостоятельности личности - подготовка ребенка к социальной автономизации;
-обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;
-подготовку учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, профориентацию.

Теоретические обоснования технологии саморазвития личности школьника.

Природосообразность саморазвития и самосовершенствования личности

Человек представляет собой часть природы, и его жизнедеятельность подчиняется ее общим законам. Поэтому все применяемые педагогические средства должны быть природосообразными, следовать естественному процессу развития ребенка. Ростом и развитием человека как живого организма управляет программа, передающаяся особыми молекулярными структурами (генами). На процесс такого программного «самобиологического», биогенного развития накладывается влияние среды, в которой человек живет и действует, и происходит процесс социализации (усвоение и отражение общественного опыта и норм индивидуумом).

Русским физиологом А.А.Ухтомским была впервые выдвинута гипотеза об опосредующей роли внутреннего психологического мира в отражательной деятельности организма. Согласно этой гипотезе, деятельность мозга опирается не на детерминистский и даже не на вероятностный принцип, а на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии требующегося решения.

Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя.

Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей.

Самосовершенствование в педагогическом процессе.

Педагогический процесс как передачу и усвоение общественного опыта можно представить в виде двух последовательных фаз: внешней и внутренней.

Внешняя являет собой собственно воспитательное воздействие, его педагогическую организацию, определённую деятельность.

Вторая, внутренняя часть (фаза) процесса - это психическая деятельность школьника как субъекта учения. Она протекает на внутриличностном уровне. Причём интерпретацию этих воздействий, их оценку, способность на этой основе вырабатывать свои качества осуществляет сам школьник. Это и есть самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение, объединяющиеся в одном понятии - саморазвитие личности. «Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание» (Л.С.Выготский).

Саморазвитие происходит обычно в значительной мере на подсознательном, эмоциональном уровне. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать происходящие в его психике процессы, вызвать их мотивацию, научить осознанно управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.

Самосовершенствованием мы будем называть процесс осознанного, управляемого личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах формируются и развиваются качества и способности человека. Самосовершенствование как управляемый личностью процесс должен быть скоординирован с направляемым извне педагогическим процессом. Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому поможет технология саморазвития личности, организация педагогического процесса, его специальные цели, содержание, методы и средства.

Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития.

Взаимодействие воспитателя с ребенком, его педагогическая организация, внешняя часть педагогического процесса представляют собой собственно воспитательное воздействие.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.

Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Потребности самосовершенствования

Общепризнанно, что основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее потребности. В их составе особо выделяются высшие человеческие потребности — социальные и духовные, которые представляют собой источники самодвижения человека, потребности улучшения воспитания и совершенствования личностью самой себя.

Познавательные потребности имеют своими истоками животный ориентировочный инстинкт. По И.П.Павлову, всякая деятельность начинается с ориентировки. У человека природные ориентировочно-познавательные потенции вырастают в сложный социокультурный комплекс ценностей, способов действий, потребности обучения, духовных исканий, самообразования. В возрастном развитии личности (онтогенезе) они проходят стадии любопытства, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска.

Потребности в самоутверждении происходят от первичных потребностей обеспечения конкурентного существования среди других представителей животного мира. В человеческом обществе, особенно в детском, потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.). У духовно развитой личности оценка своей значимости, самоутверждение происходят на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях. Наконец, на высшем уровне потребности в самоутверждении переходят в стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию.

Потребности в самовыражении являются трансформацией прежде всего половой потребности. В духовной сфере они порождают эстетические потребности: стремление к красоте, гармонии, симметрии, порядку. Каждый человек стремится реализовать их в своей деятельности, в своем окружении. Критерием красоты и гармонии является оценка окружающих, поэтому главной стороной потребностей в самовыражении выступает стремление нравиться другим, получать их высокую оценку.

Потребности в безопасности выражаются у человека в стремлении быть защищенным, не чувствовать страха, избегать тревоги, неудач, обид, потрясений. Эти потребности удовлетворяются через ощущение эмоциональной близости, любви, симпатии, эмпатии, веры со стороны окружающих значимых людей и групп (родителей, друзей, педагогов и др.).

Большое место в составе потребностей в безопасности занимает потребность в обществе себе подобных, в принадлежности к группе, в общении.

Стремление к самозащите выражается также в саморегуляции своего состояния и поведения.

Потребности в самоопределении развиваются на базе уже проявляющихся потребностей в познании, в самоутверждении, самовыражении, защищенности. Это уже чисто социальная, духовная потребность, основанная на осознании личностью самой себя, своих возможностей, способностей; она включает: выбор мест, ролей, позиций во всех сферах жизнедеятельности; прогнозирование своего будущего; изменение, формирование себя в направлении достижения своих притязаний.

Потребности в самореализации. Осознание своих способностей к какой-либо деятельности вызывает потребности реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии), почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни, ее обстоятельств. В процессе такой реализации себя происходит выявление новых способностей, испытание себя на пределе возможностей.

Частным проявлением указанных потребностей выступает потребность активной деятельности, самоактуализации как полного переживания жизни, постоянного выбора и все большей реализации своих возможностей,

Американский психолог А.Маслоу трактует потребность в самоактуализации как желание человека самоосуществиться, стать тем, кем он может быть, заниматься тем, для чего он предназначен. В случае неудовлетворения этой потребности его сопровождают неудовлетворенность и беспокойство.

Механизм самоактуализации потребностей – познание; испытание и реализация в жизнедеятельности своих личностных возможностей играет роль главного мотивационного фактора непрерывного самосовершенствования, творческой, созидательной деятельности человека. Для осуществления самоактуализации необходимо предоставление личности соответствующих условий: свободы волепроявления, пространства для творческой деятельности, социального комфорта.

Таким образом, все высшие духовные потребности человека: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в безопасности, в самоопределении, в самоактуализации - являются стремлениями к саморазвитию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование).

Использование потребностей саморазвития для мотивации учебно-воспитательного процесса – важнейшая задача технологии самовоспитания школьника.

Ведущей мотивацией в среднем и старшем звене школьного образования должна стать не познавательная и не внешняя социальная, а внутренняя, нравственно-волевая, основанная на всем спектре потребностей саморазвития.

Реализация технологии в условиях классно-урочной системы

Структура учебно-воспитательного процесса

Для того, чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии, необходима организация трех групп условий:

 1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.
3. Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.
         Создание у учащихся доминантной установки-мотивации на самовоспитание, формирование в школе культа самосовершенствования поможет решить многие сегодняшние проблемы образования, в частности, такие важные, как мотивация учения без внешнего принуждения, самовоспитание.

В традиционной классно-урочной системе, где деятельность школьника ограничивается узким каналом требований к освоению знаний, умений, навыков, трудно создать для этого условия. Но, технология саморазвития школьника предполагает ряд организационно-методических изменений, направленных на раскрепощение школьника. Восстанавливается природосообразная психологическая структура деятельности ребёнка в учении, где представлены этапы целеполагания, планирования, организации и анализа (рефлексии) её результатов, расширяется выбор содержания и методов деятельности. При этом речь идёт не о "формировании личности" с заданными свойствами, а о создании условий для полноценного проявления потребностей, мотивации саморазвития.

Три подсистемы модели.

На общепедагогическом уровне технология самовоспитания личности включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы:

1. Подсистема «Теория».

 Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания, влияния личности на саму себя определяется уровнем осознания ребенком целей и возможностей своего развития. В технологии самовоспитания ребенку открывается «тайна» процессов, идущих в его психике, серия специальных предметов и курсов знакомит учащихся с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования. В учебный план школы вводится существенный, принципиально важный компонент - курс «Самосовершенствование личности» (с I по XI класс).

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов и для внеурочной деятельности.

Курс построен с учетом возрастных потребностей и возможностей и представляет следующую структуру по классам:

I - IV классы - Начало этики (саморегуляция поведения);

V кл. - Познай себя (психология личности);

VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);

VII кл. - Научи себя учиться (самообразование);

VIII кл. - Утверждай себя (самоутверждение);

IX кл. - Найди себя (самоопределение);

X кл. - Управляй собой (саморегуляция);

XI кл. - Реализуй себя (самоактуализация).

Я-концепция составляет часть общей структуры личности, в значительной мере определяющей ее саморазвитие. Она служит важным регулятором процессов самовоспитания, источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя, определяет характер приобретения нового опыта и особенности его интерпретации, осуществляет регуляцию социального поведения личности, способствует достижению внутренней согласованности личности.

2. Подсистема "Практика".

 Решающее значение для возникновения и формирования доминанты самосовершенствования у подростка имеет удовлетворение потребности в саморазвитии и самосовершенствовании, в творческих и продуктивных видах деятельности. Поэтому одна из важнейших методических, организационных задач в технологии саморазвития школьника - предоставить детям самостоятельность, дать возможность проявить их творческие способности.

Ядро самостоятельности - Я-концепция. 

Формирование  положительной Я -концепция (Я-знаю, Я-могу, Я-умею) - необходимое условие и одновременно следствие успешности личности, соответствует высокому уровню самостоятельности. Положительная Я-концепция, процессы самопознания, самовыражения, самоутверждения и самоопределения наилучшим образом происходят во внеурочной, в клубной сфере школы, в учреждениях дополнительного образования.

 Поэтому подсистема «Практика» охватывает, по существу, всю внеклассную составляющую работы школы, представляет организацию опыта самостоятельной и творческой деятельности учащихся, сопровождаемой удовлетворением разнообразных потребностей самосовершенствования. Эта деятельность реализуется во внеурочных занятиях ребенка во второй половине дня. Учащиеся вовлекаются в широкую и многообразную внеклассную творческую деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.

Содержание клубной работы школы группируется по следующим направлениям деятельности:

-общественная;
- художественно-эстетическая;
-краеведческо-экологическая;
-техническая;
-учебно-исследовательская и научная;
-трудовая (технологическая).
      Ставится цель - дойти до каждого учащегося, предоставить каждому возможность проявить себя в одной из сфер дополнительного образования.

Большие возможности для практики самостоятельности и творчества предоставляют учебные дисциплины, которые предполагают практические работы учащихся; это трудовое обучение и предметы эстетического цикла, включение учащихся в самостоятельную работу на уроках по любым дисциплинам.

Переходя от одной возрастной ступени к другой, ребенок остается все время в среде, которая представляет для него опыт творчества, преодоления, достижения, самоутверждения.

При этом  внеклассная, внеурочная  творческая деятельность учащихся выступает примерно в одинаковом соотношении с изучением основ наук.

3. Подсистема "Методика". 

Саморазвитие школьника в предметном обучении

Третья группа условий, необходимых, по А.А. Ухтомскому, для эффективного формирования доминанты самосовершенствования, - это стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности ребёнка, соответствующие поставленным целям. Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение, стремление окружающих к самосовершенствованию - вот климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования.

Организация учебного процесса (содержание и способы деятельности ученика) в технологии саморазвития носит такие принципиальные черты:
- акцент переносится с преподавания на учение;
- педагогическое руководство самовоспитанием и самообразованием становится приоритетом в организации образовательного процесса;
- используется не только познавательная и внешняя социальная, но и внутренняя потребностная нравственно-волевая мотивация школьников;
- ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся;
- активизируется и стимулируется осмысливание учения, ученик-субъект выходит в рефлексивную позицию;
- центр тяжести педагогического процесса переносится на формирование способов умственных действий и механизма самоуправления личности;
- систематически и последовательно формируются общеучебные умения и навыки.

В современных образовательных технологиях есть немало средств, форм и методов, чтобы создать необходимые условия для формирования доминантной самосовершенствующейся личности.
       
В содержании учебных предметов особо акцентируются те разделы, которые имеют большее значение для самовоспитания (проблемы нравственности, мировоззрения, общения и др.). Сами методы предметного обучения перестраиваются. На протяжении периода обучения учащийся «пропускается» через большинство общешкольных технологий (способов работы), которые образуют постепенно усложняющуюся и развивающуюся систему вовлечения ребенка в процесс самостроительства личности. 

Методика развивающего обучения Эльконина - Давыдова

Выводит личность в позицию субъекта, предоставляет ей возможность осуществить все этапы деятельности от целеполагания до рефлексии, упражняет личность в достижении трудной цели, эксплуатируя познавательные потребности ребенка.

Методика развивающего обучения Занкова

Делая акцент на общее развитие ребенка, работает на удовлетворение потребностей в самовыражении, в самореализации на данном возрастном этапе.

Методика перспективно-опережающего обучения с комментированным управлением Лысенковой

Предусматривает формирование ряда общеучебных умений и навыков, способов умственных действий.

Система интенсивного обучения с помощью опор и опорных конспектов Шаталова

Дает очень много для формирования умений учиться, имеет исключительное       значение для слабых учащихся, вселяет в них уверенность (Я – могу, Я – способен, Я – не хуже других), воспитывает трудолюбие через стереотип учебного труда.

Групповые и коллективные способы обучения

Получают удовлетворение потребности в самовоспитании, самообразовании, самоутверждении, самоактуализации. Ребенок пробует себя в позиции Я – учитель.

Игровые методики

Совершенствуются такие умения, как целеполагание, свобода выбора, самостоятельность (Я – управляю, Я – принимаю решение), и формируется нравственно-волевая мотивация деятельности.

Проблемные, поисковые, исследовательские методы и приемы

Формируют творческие способности ребенка (Я – творю, Я – выдумываю, Я – пробую).

Новые информационные (компьютерные) технологии

Обеспечивают осмысление и рефлексию процесса учения, перенесение центра тяжести с преподавания на учение, самообразование.

Технология дифференциации и индивидуализации

Позволяет формировать самостоятельную деятельность детей

Планирование применения методов.

Общий уровень организации учебно-воспитательного процесса с точки зрения его адекватности целям технологии саморазвития создастся благодаря богатству и разнообразию применяемых методов и технологий. Однако конкретный школьник далеко не всегда ощущает, получает это богатство, ибо попадает под влияние только того набора методик, которые применяются учителями данного класса, а бывает, что произвольное решение учителя, в выборе методики, зачастую не отвечает возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

В технологии саморазвития личности используется система планирования образовательных технологий и методик в учебных предметах.

Планирование применения предметных методик исходит из того, что каждый школьник на протяжении периода обучения должен проработать во всех важнейших педагогических технологиях и методиках. При этом учитываются еще следующие соображения:

  1. возрастные особенности детей;
  2. преемственность методик и технологий;
  3. постепенное убывание помощи учащимся в овладении способами самостоятельной деятельности;
  4. особенности классных групп в параллелях;
  5. уровень мастерства и желание преподавателей;
  6. учебно-методическая база

С 1 – 11 класса рекомендательное планирование педагогических технологий, методик и приемов выглядит следующим образом.

Начальная школа.

Среднее звено

Старшие классы.

  1. методики развивающего обучения (Л.ВЗанков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, В.А. Левин),
  2. укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев),
  3. приемы комментирования (С.Н. Лысенкова),
  4. применение опор (С.Н. Лысенкова),
  5. продуктивные методики и приемы.
  6. интенсивные методики усвоения общеучебных умений (А.М. Кушнир, Е.Н. Потапова, Н.А. Зайцев, В.Н. Зайцев),
  7. оценивание деятельности (Ш. А Амонашвили, И.П. Волков),
  8. без учебника (В.В. Агеев),
  9. игровые методики и приемы,
  10. приемы систем М. Монтессори, Р. Штейнера).
  1. проблемное обучение,
  2. поисковые, исследовательские методы,
  3. групповые способы обучения (И.Б. Первин),
  4. коллективный способ обучения (В.К. Дьяченко),
  5. продуктивные технологии,
  6. обучение с помощью опор и опорных конспектов (В.Ф. Шаталов),
  7. методы самостоятельной работы,
  8. дифференцированное и индивидуализированное обучение (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков, В.В. Фирсов),
  9. программированное обучение,
  10. коммуникативные методы обучения,
  11. дискуссионные методы,
  12. дидактические игры,
  13. методика погружений, мастерских (М.П. Щетинин, А.А. Окунев)
  1. свободный выбор вариативных элементов обучения,
  2. методы самостоятельной работы,
  3. поисковые, исследовательские методы,
  4. продуктивные технологии, метод проектов,
  5. индивидуальное обучение, приемы модели «школа – парк» (М.А. Балабан),
  6. организационно-деятельностные игры,
  7. Методика ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер),
  8. программированное обучение,
  9. социально-педагогические пробы, социально значимые игры,
  10. профильное и профессиональное обучение,
  11. применение опорных конспектов,
  12. диалогические методики, обучение на основе дискуссии,
  13. модульные технологии,
  14. зачетно-семинарские формы,
  15. самообразование (экстернат),
  16. самообразование (компьютерные варианты)

Определенное место, конечно, занимают и оправдавшие себя традиционные методы и приемы обучения.

Различные методики предоставляют личности варианты деятельности, в которых формируются различные умения и навыки самосовершенствования.

Другая цель планирования предметных методик и технологий – определить эффективные индивидуальные стили и методы учебной деятельности, наиболее соответствующие структуре личности каждого учащегося. Поэтому работа учащегося в различных вариантах методик отслеживается и диагностируется, после чего ему даются соответствующие рекомендации по индивидуально эффективным особенностям самосовершенствования.

Учащийся узнает о том, какое поведение, какие способы работы для него наиболее эффективны желательны и какими условиями они обеспечиваются. Эти способы и механизмы применяются при выполнении любой деятельности. Так, например, застенчивым и недостаточно общительным детям для развития и саморазвития рекомендуется включаться в групповые формы работы, рассеянным и недостаточно внимательным – работать в условиях жесткого и четкого алгоритма деятельности.
 

Из опыта работы классного руководителя.

11 лет, работая в должности классного руководителя, пыталась найти приемы, методы, технологии способствующие раскрытию внутренней активности личности учащихся, ее потребностей и способностей. В воспитательной работе с классом использовала лично ориентированный подход. Лично-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. В последнее время, изучив технологию «Саморазвития личности школьника», поняла, что данная технология оптимально сочетается с личностно-ориентированным подходом в педагогической деятельности  и  подходит для ее использования в воспитательной работе со школьниками.  В 6 классе мы работаем по воспитательной программе «Я и Мы», используя при этом элементы технологии Г.К Селевко – раздел программы по самовоспитанию «Сделай себя сам»

Содержание раздела

«Сделай себя сам»

1. Понятие о процессах воспитания и самовоспитания. Роль и возможности самовоспитания в развитии личности. Внутренние мотивы самовоспитания: неудовлетворенность собой, стремление разить свои индивидуальные данные, здоровое честолюбие.

Деятельность и ее роль в воспитании и самовоспитании. Этапы деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели (содержание), результат (анализ). Основные направления самовоспитания: нравственное , эстетическое, трудовое, умственное и физическое.

Самовоспитание как волевой процесс. Роль целевых установок и привычек в волевых усилиях. Активное и реактивное поведение. Слабоволие и упрямство, особенности их проявления и коррекция.

2. Нравственное самовоспитание. Основные понятия нравственности: добро, зло, справедливость, честь, достоинство, верность, долг, ответственность, милосердие, великодушие, стыд, совесть, счастье, свобода. Нравственность и мораль. Мораль общечеловеческая, религиозная, этническая, малогрупповая. Моральные кодексы: рыцаря, джентльмена, самурая, русского дворянина, средневековой светской семьи (Домострой). Современная мораль. Баланс «могу – хочу – надо».

3. Программа самовоспитания. Условия, средства и организация самовоспитания. Программа самовоспитания юноши Л.Н. Толстого. Планирование работы над собой. Личные правила самовоспитания, самообязательство. Личный образ жизни. Правила самовоспитания и девизы, стиль жизни, режим, традиции, упражнения.

4. Организация (методы) самовоспитания.

А) Самоконтроль, самоотчет. Режим дня и его роль в организации самовоспитания.

Б) Самоубеждение. Диалог с собой как способ осознания себя. Самоприказ. Значение внутренней и внешней речи в волевом процессе. Выработка привычек, развитие способностей, самовоспитание культуры общения.

В) Самоактивизация: самопоощрение, самонаказание, самоодобрение.

Г) Самообладание: самоприказ, самоуспокоение, самоприучение, самовнушение. Выработка хороших привычек.

Д) Самовоздержание: самоограничение, самоотучение, самоотказ. Избавление от вредных привычек.

.

  Шестой класс – время, когда осознанно формируются внутренний мир подростка, он вырабатывает свои принципы деятельности, общения. Значимым становится стремление к дружбе, рыцарству, романтизму, пробуждается интерес к объяснению поведения и проблемам внутренней жизни человека. Общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности. Совместная деятельность помогает «поиску себя» среди других. Возникают потребности иметь друга, которому можно доверять. Общение для подростка в этом возрасте чрезвычайно важно – из него он получает ценнейшую информацию, оценивает себя и других, ориентируется на мнение коллектива, оценки сверстников, становится наиболее значимым.

Подросток стремиться утвердиться в коллективе, занять достойное место в нем. Этому помогают условные роли: «Я – умный», «Я – сильный», «Я - активист», «Я – друг», «Я – юморист» и т.д. В неформальных группах подросток часто попадает в условия негативной субкультуры (сквернословие, алкоголь, наркотики и др.). Каждый чувствует себя там защищенным, уверенным, но это ложные чувства, ложное положение. Очень важно в это время подсказать средства самовоспитания, которые помогут подростку сориентироваться в выборе вариантов ощущения (и демонстрации) своей значимости. Жизнь подростка должна быть содержательными отношениями, интересами, переживаниями, а не  бесцельным пребыванием в «стае». Необходима активная деятельность классного коллектива – среды обитания, создающей условия для самореализации, формирования положительной «Я – концепции».

  Организация внешней части учебно-воспитательного процесса (воспитание) должна способствовать появлению у ребенка внутреннего  процесса самовоспитания, включающего следующие элементы:

  1. собирание своего образа «Я»: способности, возможности, умения;
  2. осознание своих проблем и определение своего направления движения;
  3. свободный выбор нравственных целей;
  4. культивирование положительных чувств веры в свои силы, надежды на преодоление препятствий;
  5. искоренение в себе страха, зависти, уныния, вредных привычек;
  6. устремленность к решению задачи;
  7. самоконтроль, критический самоанализ своих успехов и достижений;
  8. умение корректировать программу своих действий.

Подросток при этом выступает как субъект своего воспитания, как творец своей личности. Обязательные элементы самовоспитания: постановка цели, волевое усилие, самоконтроль, самоанализ и рефлексия.

Воспитание достигает цели, если оно вызывает у подростков потребность в самосовершенствовании, а последняя проявляется, когда достигнут определенный уровень в самопознании, выработана способность к самоанализу, осознается необходимость соответствия личности и своего поведения требованиям общества.

Организовать самовоспитание подростков трудно из-за внешних обстоятельств: отсутствуют твердые идейные установки в современном российском обществе. Большинство героев и общепризнанных примеров, на которые равнялось множество школьников и молодых людей, дискредитировано, средства массовой информации пропагандируют культ насилия и денег. Воспитательная роль семьи падает. Школа в этой обстановке остается почти единственным бастионом, продолжающим сопротивляться наступлению бездуховности, бесправия, беспредела.

Другая трудность в организации и руководстве самовоспитанием подростков – как контролировать свой процесс. Подростки часто бывают скрытными, двуличными, нередко сознательно вводят взрослого в заблуждение, приписывая себе несуществующие качества личности и поступки.

В этом случае учителю помогает систематическое отслеживание состояния ребенка и его изменений, самостоятельная работа по самооценке, связанной с различными аспектами образа «Я».

Замечается особое отношение к оценке, отметке. Учащиеся надеются, что она дает возможность занять более высокое положение в классе: отметка показывает не только итог труда, но и его собственный вклад – усидчивость, трудолюбие, самостоятельность и т.д. Требуется стимулирующая оценка труда школьника.

Подросток постепенно отходит от прямого влияния оценок взрослых на свои «Я», все больше опираясь на внутренние критерии, сравнивает себя с окружающими.

  Необходимо проявлять бережное и осторожное отношение к «Я – эмоциональному» подростка, стараться не травмировать его. Неврологические расстройства (раздражительность, пониженная работоспособность, тревога, неуверенность ит.д.), акцентуации – чрезмерное усиление отдельных черт характера и патологические влечения (клептомания, уход из дома, склонность к суициду, склонность к алкоголю, токсическим веществам), возникают на основе конфликта между желаниями, претензиями личности и реальными результатами деятельности и оценками окружающих.

Особо следует обратить внимание на самовоспитание воли (умение заставить себя делать нужное дело, преодолев страх, лень, застенчивость) и выдержки (способность побороть нежелательные реакции). Многим подросткам следует воспитывать у себя энергию и настойчивость. Педагог должен помочь понять подростку, что воспитать эти качества может каждый; рассказать об общих приемах их формирования; выяснить каких качеств воспитаннику не хватает; наметить и помочь осуществить программу самовоспитания воли; предостеречь от ошибок.

  Нравственные категории, нравственные отношения не даются человеку по наследству, а формируются в процессе социализации. При естественном течении социализации некоторые нравственные ценности могут быть не поняты, не присвоены ребенком, не дойдут до его чувств, а следовательно и разума.

Элементы технологии применяются при подготовке и проведении классных часов, классных собраний, индивидуальных бесед с учащимися, при этом ведется работа с внутренним миром ребенка, с его переживаниями, интеллектуальными проявлениями, интересами, отношениями. Основной метод – беседа и диалог на основе обсуждения выдвигаемых идей, мыслей, практических ситуаций, событий. Широко применяются письменные работы учащихся (продолжи предложение, творческий рассказ,  мой выбор и др.), в которых они излагают свои переживания и мнения очень откровенно (при этом учитель должен   помнить о тайне исповеди, соблюдать профессиональную этику).

Игра  - эффективнейшее средство социализации подростка, его приобщения к нормам и ценностям общества. Играя ту или иную роль, подросток не только мысленно перевоплощается в другого человека, а расширяет, обогащает, углубляет свою личность, свое  «Я». Например:

Игра «Зеркало»

Давайте представим, что мы в волшебной комнате и перед нами волшебное зеркало; мы в него смотримся и видим  свои внутренние психологические качества. Пусть зеркало представит нам сначала наши положительные качества. Пройдитесь перед ним по очереди.

Это игра, а как в действительности?

Можно ли увидеть внутренний мир человека?

Увидеть, конечно, нельзя, а составить представление – можно, потому что внутренние качества человека проявляются в его поведении, в отношении к окружающим. Например, что можно сказать о человеке, который:

Не колода и не пень,

А лежит целый день,

Он не сеет, не орет,

Лопату в руки не берет,

Не ткет, не косит,

А обедать просит.

Конечно же это ленивый человек – лентяй. В русском языке имеются тысячи слов, обозначающих всевозможные внутренние качества человека. Из различных сочетаний внутренних качеств состоит внутренний мир человека, его личность.

При этом происходит формирование таких социально-приемлемых позиций как:

понимание значения качеств личности, адекватная оценка себя и окружающих.

Эпиграфы, афоризмы, поговорки являются дополнительной областью для размышления, например:

 Добрый человек – это такой человек, который понимает, каково другому, умеет чувствовать то, что другой чувствует (Я. Корчак).

То, люди ценят во мне, и есть мои достоинства, то, что люди не любят во мне, - есть мои пороки (Н. Чернышевский).

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот кто не умеет делать зло (В. Ключевский).

Добро – это все, что способствует сохранению жизни, ее развитию, улучшению (А. Швейцер).

По какой бы дороге ты не пошел, ты не найдешь границ души, насколько она глубока (Гераклит).

Вглядись, как в зеркало, в другого человека.

К. Маркс.

Не печалься о том, что люди не знают тебя, а печалься о том, что ты не знаешь людей.

Конфуций

Записи. Придается большое значение записям детей не только потому, что происходит самоадаптация материала , который подается, но и потому, что перед каждым школьником ставится отдельная педагогическая задача: «написать книгу о самом себе». Постепенно у учащихся складывается образ собственного «Я». Этому способствуют упражнения-тесты: например:

Упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Разделите страницу тетради на две колонки «Хорошие качества» и «Плохие качества».

Запишите свои примеры.

После этого примеры зачитываются и обсуждаются.

Упражнение «Какие качества самые важные?»

Если бы вам была предоставлена возможность, то какими тремя качествами из приведенных в схеме «Я – личность» вы наделили бы:

а) себя,

Б) своего друга

В) родителей,

Г) учителей?




Я =

личность

  1. Знания, умения, навыки
  2. Умственные способности
  3. Трудолюбие, прилежание
  4. Предприимчивость, активность
  5. Доброта, доброжелательность
  6. Честность, правдивость
  7. Ответственность, обязательность
  8. Самостоятельность, целеустремленность
  9. Общительносить, коллективизм
  10. Творческие способности
  11. Отпимизм, жизнерадостность

Упражнение-тест

«Оценка своих физических данных»

Опишите себя так, как вы видите себя в зеркале: цвет глаз, цвет волос, рост, тип телосложения, выражение лица и т.д. Постарайтесь, чтобы другие увидели вас такими, каким вы себя видите.

Внешние представления о вашем «Я – физическом» дополняют и данные о ваших физических способностях. Их в зеркале уже не увидишь, надо протестировать себя: проделать измерения, пробы, проверить различные физические показатели.

Вес измеряется на весах, рост измеряется линейкой. Скоростные данные характеризует время, за которое вы пробегаете 30 метров. Силу определяют с помощью прибора – силометра или по количеству отжиманий от физкультурной скамейки. Ваши физические данные характеризуют еще длина и высота прыжка, дальность броска и т.д.

Занесите свои физические данные в следующую форму и вы получите целостное представление о своем  Я – физическом.


Я =

физическое


  1. Рост –
  2. Вес –
  3. Скорость –
  4. Сила –
  5. Прыгучесть –
  6. Выносливость –
  7. Другие физические показатели

Упражнение «Жизненные планы»

На основе составленных вами характеристик – самых важных сторон своей Я-концепции – сделайте анализ своих проблем и наметьте ваши планы на будущую жизнь.

Направления самосовершенствования

Что я представляю в настоящем, мои проблемы

Жизненные планы, цели и перспективы на будущее, рекомендации себе.

Самопознание, самовоспитание.

Я= физическое

- рост

- вес

- скорость

- сила

- прыгучесть

- выносливость

Какие задачи вы выдвигаете в своем физическом совершенствовании (закалка, накачка, лечение и др.)

 Составление различных памяток и рекомендаций

Например: рекомендации  «Как себя оценивать»

  1. Судите о себе по делам. Успех в работе – это показатель ваших достоинств, неудачи характеризуют ваши слабости и недостатки.
  2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а кто лучше вас.
  3. Сравнивайте свое мнение о собе с мнением о вас со стороны.
  4. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Варг ваших недостатков – ваш друг.
  5. Прислушивайтесь к критике в свой адрес: если критикует один задумайтесь, если два – проанализируйте свое поведение, если три – переделывайте себя.
  6. Будьте самокритичны, но не слишком. Стремитесь к объективности.
  7. Лев Толстой говорил, что человек подобен дроби: числитель – то, что он есть, а знаменатель - то что он о себе думает. То, что вы есть, - это ваши дела, ваши хорошие отношения с людьми.

Методика социально-педагогических ситуаций-проб.

Например: Ситуация-проба «Оценка»

Учитель поставил вам тройку. Вы не согласны с такой оценкой. Какое поведение подсказывают вам ваши Я-ребенок, Я – родитель, Я– взрослый? Кто из них возьмет верх?

Формирование социально-приемлемых позиций: уважение к учителю, критичность по отношению к себе, учитель всегда прав, ответственность, справедливость, терпимость, самостоятельность.

Ситуация-проба «Неполная семья»

Представьте, что один из ваших родителей (отец, мать) покинул семью.

Проанализируйте ситуацию, найдите оптимальное решение всех возникающих проблем (для вас, для оставшегося родителя)

Формирование социально-приемлемых позиций: это не трагедия – многие семьи оказываются в таком положении, пераспределение обязанностей в семье: компенсация отсутствия одного родителя; умение понять того, кого любишь и уважаешь, уважение решения и права выбора другого человека, стремление помочь близкому человеку.

Ситуация-проба «Сбежал из дома»

В последнее время отношения родителей с ребенком совсем расстроились: конфликты, обиды, скандалы. Однажды после ссоры ребенок убежал из дома.

Что вы чувствуете? Оцените положение с позиции родителя, ребенка, взрослого. Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию?

Формирование социально-приемлемых позиций: оценка ситуации с позиции близких людей, родителей; стремление разобраться в причинах сложившейся ситуации, ориентировка на сочувствие, эмпатию; умение прощать.

Рассматривая структуру воспитательной работы своего 6 класса, на уровне подсистем: «Теория», «Методика», выделить можно следующее:

«Теория», знакомит учащихся с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования. Например: Личность, самые распространенные характеристики личности: знания, умственные способности, доброта, трудолюбие, ответственность, самостоятельность, оптимизм.

Одновременно осуществляется формирование «Я- концепции»,что  составляет часть общей структуры личности, в значительной мере определяющей ее саморазвитие. Она служит важным регулятором процессов самовоспитания, источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя, определяет характер приобретения нового опыта и особенности его интерпретации, осуществляет регуляцию социального поведения личности, способствует достижению внутренней согласованности личности.

Представление о себе как о личности складывается из совокупности представлений о своих качествах. Основу этих личностных качеств в образе Я составляют:




Я =

личность

  1. Знания, умения, навыки
  2. Умственные способности
  3. Трудолюбие, прилежание
  4. Предприимчивость, активность
  5. Доброта, доброжелательность
  6. Честность, правдивость
  7. Ответственность, обязательность
  8. Самостоятельность, целеустремленность
  9. Общительносить, коллективизм
  10. Творческие способности
  11. Отпимизм, жизнерадостность

Упражнение «Какие качества самые важные?»

Если бы вам была предоставлена возможность, то какими тремя качествами из приведенных в схеме «Я – личность» вы наделили бы:

а) себя,

Б) своего друга

В) родителей,

Г) учителей?

«Практика»

   Охватывает, по существу, всю внеклассную составляющую работы школы, представляет организацию опыта самостоятельной и творческой деятельности учащихся, сопровождаемой удовлетворением разнообразных потребностей самосовершенствования.  

Содержание внеклассной работы школы, в которой принимают участие ученики моего класса, группируется по следующим направлениям деятельности:

1) общественная деятельность (Я – общаюсь, я – исследую, я – организую. Воспитательная задача: развить социальную активность, стимулировать общественную, поисково-исследовательскую деятельность, привить навыки общения., взаимодействия, расширить кругозор учащихся, воспитывать любовь к родному краю ) Работа учащихся в Совете школы ( 2 человека), в краеведческой группе «Поиск» (4 человека), в детско-юношеской организации ОМИР (5 человек), спортивные секции (12 человек). Формы деятельности: выставки, смотры, конкурсы, праздники, викторины, концерты, турпоходы, спортивные игры и др).
2) художественно-эстетическая (главная задача дать попробовать ребенку себя в творчестве, воспитать эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, интерес к творчеству, стремление вносить красоту в жизнь. Происходит формирование образа «Я – художественное» (я творю, я выдумываю, я пробую)

Ребята посещают изостудию и художественную школу (5 человек), музыкальную школу (5 человек), Фольклорный кружок (7 человек). Формы деятельности разнообразны: концерты, участие в русских народных праздниках, конкурсы рисунков, поделок, творческие выставки.  

 краеведческо-экологическая - более половины класса посещает краеведческий кружок «Знатоки родного края»
техническое творчество (формирование образа «Я – техническое творчество» (я – проектирую, я – конструирую, я – испытываю). Овладение практическими навыками, вовлечение в конструкторскую, изобретательскую, исследовательскую работу, возможность применять свои знания на практике, умение творчески относиться к труду. Работы в кружке «Техническая обработка ткани», «Бисероплетение», «Вязание», выполнение проектной деятельности на уроках технологии,  информатики. Формы деятельности: олимпиады, предметные недели, конкурсы проектов)
 учебно-исследовательская и научная деятельность -  выполнение проектной деятельности на уроках английского языка, информатики, биологии, географии. Формы деятельности: олимпиады, предметные недели, конкурсы эрудитов, интеллектуальные марафоны и др.).
  Школьники вовлекаются в широкую и многообразную внеклассную творческую деятельность, которая дает тренинг самостоятельности и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.

«Методика», Саморазвитие школьника в предметном обучении

Реализации воспитательного потенциала урока биологии.

 Еще до знакомство с технологией Г.К. Селевко «Саморазвитие личности», ознакомилась с книгой Бондаревской Е. В. «Теория и практика личностно-ориентированного образования», и стала  использовать  лично-ориентированный подход в предметном обучении.

Чтобы обрести себя, человеку нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, научиться решать проблемы, раскрыть мир собственного «Я» и научиться управлять им. Именно эти задачи должно решать воспитание.

Не будем вдаваться в спор о том, что важнее: знание или воспитание.  . Воспитание не возможно без знаний, это две стороны единого целого. Но порой задачи воспитания намного труднее и важнее задач обучения. Поэтому в ЛОО воспитание является приоритетным.

Реализация воспитательного потенциала урока возможна:

  1. через отбор содержания материала;
  2. через структуру урока;
  3. организацию общения.

Само содержание, ориентированное на знание, для учащихся нейтрально. Задача учителя состоит в том, чтобы содержание с уровня знаний перевести на уровень личностных смыслов, чтобы оно воспринималось учащимися как какая-либо ценность (социальная, нравственная, эстетическая и т. д.). Для этого необходимо, чтобы процесс овладения знаниями осуществлялся в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся.

Переход от нейтрального знания к личностно-значимому,  можно изобразить следующей схемой.

Именно отношение ученика к тому или иному явлению определяет его поведение. Поэтому воздействовать необходимо за счет создания определенной воспитательной ситуации.

При конструировании заданий воспитательного характера необходимо учитывать особенности учащихся средних и старших классов. В подростковом возрасте идет интенсивное физическое и социальное созревание личности, знакомство с художественными и нравственными ценностями. Поэтому необходимо включать подростка в ситуации выбора ценностей, их осмысления, нравственно-мотивированного отношения, творчества, помогать в оценке и самооценке своих действий. У старшеклассников прежде всего идет духовно-нравственное развитие личности, поиск смысла жизни, познание истины, физическое и нравственное самосовершенствование, вхождение в жизнь общества, жизненное самоопределение, социально-психологическая адаптация. «Здесь механизмы личностного развития существенно меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитарных и естественных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситуации выбора, жизнетворчество, саморазвитие.» (Е.В. Бондаревская)

Задания воспитательного характера можно классифицировать по следующим направлениям.

1. Задания на выявление отношения к знаниям

  1. Может ли человек жить без сердца? Почему? Каких людей называют бессердечными? Может ли жить бессердечный человек?
  2. Какие организмы биологи называют паразитами? Приведите 1-2 примера. Как ты считаешь, а встречаются ли люди-паразиты?
  3. Что такое симбиоз? Можно ли любовь назвать симбиозом? Ответ поясните.
  4. В ночь на Ивана Купалу, по народным преданиям, совершаются самые невероятные чудеса. Расцветает цветок папоротника и тому, кто это увидит, подвластны все тайны и чары. Такова легенда. Можно ли в природе наблюдать цветение папоротника? Почему? Как можно объяснить, что каждый год сотни (а, может, и тысячи) людей отмечают этот праздник? Как ты относишься к этой традиции? (Чему учит нас эта легенда?).

2. Поиск выхода из жизненной ситуации (решение жизненных ситуаций)

  1. «Жизнь - это движение». Почему мы так говорим? Вспомни, какие ощущения и чувства ты испытываешь, когда играешь в футбол или танцуешь? Есть люди, которые от рождения или в результате травмы, оказались прикованными к постели, они ограничены в движении. Если бы ты был инженером (архитектором, соседом и т.п.), чтобы ты предложил для таких людей?
  2. Кто такие грибы-трутовики? Почему они наносят урон лесному хозяйству? Как ты поступишь, если твой друг предложит весной взять березового сока?
  3. Что такое СПИД? Чем опасно это заболевание? Как ты поступишь, если узнаешь, что твой друг (одноклассник, близкий тебе человек) ВИЧ-инфицирован?

3. Задания на понимание смысла

  1. Как ты понимаешь высказывания: «доброе сердце», «горячее сердце», «холодное сердце»?
  2. Что такое корень? Какую роль он играет в жизни растения? Что такое «корень зла»?

4. Задания оценивающего характера

  1. Какие качества характера тебе сегодня помогли в выполнении лабораторной (практической, самостоятельной) работы?
  2. Поставь себе оценку за I (II, III, IV) четверть по биологии, которую тебе хотелось бы получить. Как ты считаешь, что для этого тебе надо сделать? Совпала ли твоя оценка и оценка учителя? Как ты считаешь, почему?
  3. Справедливо ли я поступлю, если поставлю пять за списанную работу (не допущу к уроку тех, у кого постоянно нет учебника и тетради)?
  4. Честно ли поступают те, кто списывает домашнее задание? Списываешь ли ты сам? Даешь ли списывать другим?

5. Творческие (креативные) задания

  1. Придумай рекламу белкам, жирам, углеводам и нуклеиновым кислотам (исходи из того, какую роль они играют в клетке).
  2. Сравни системы органов животных с явлениями, объектами нашего поселка. Что бы ты посоветовал мэру и жителям нашего поселка? Какие выводы сделаешь для себя?
  3. Сочини сказку о дружбе корней, листьев и стебля растения.
  4. Напиши благодарственное письмо от имени цветка (например, шиповника) пчеле.

Опыт работы показывает, что учащиеся 6-7 классов хорошо откликаются на задания 1 группы (задания на выявление отношения). Вот как ответили шестиклассники на одно из подобных заданий: «Известно, что в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, могут родиться дети с различными отклонениями в развитии. С нарушением, каких процессов это связано? Выскажи свое отношение,  к этой проблеме, продолжив предложение: «Я ...» («Мне ...»).

Мне жалко таких людей, раз они злоупотребляют алкоголем, значит, у них нет цели в жизни.

Я думаю, что родителям не нежно пить.

Мне не хочется жить в такой семье.

Мне кажется, чтобы твой ребенок был здоровым, надо не пить и не курить.

Мне очень жаль этих детей.

Я переживаю за этих детей.

У меня возникает жалость к этому ребенку и хочется сказать, что курить и пить опасно – от этого зависит жизнь ребенка.

Старшеклассникам более интересны задания на решение конкретной жизненной ситуации. Например, десятиклассникам был задан вопрос: «Что такое СПИД? Чем опасно это заболевание? Как ты поступишь, если узнаешь, что твой друг (одноклассник, близкий тебе человек) ВИЧ-инфицирован?». Вот некоторые примеры их ответов.

Если мой друг или близкий окажется болен СПИДом, я постараюсь оградить его от себя.

Я схожу и проверюсь у врача. А потом, наверно, если это мой друг, то перестану с ним общаться; если одноклассник, то перейду в другой класс. А вот насчет родственника – я не знаю, чтобы сделала.

Буду его игнорировать. Не буду с ним общаться. Посоветую обратиться к квалифицированному врачу.

Можно привести примеры и творческих заданий.

1. Придумайте рекламу органоидов и частей клетки.

Привет! Вас приветствует фирма “Лизосомокорпорейшн”. Наши сотрудники без труда очистят ненужные части клетки: как мертвые, так и утратившие свою роль. Также мы предоставляем особую услугу - переваривание пищи внутри клетки. Обращаться по адресу:

ул. Клетка, дом Цитоплазма.

2. Сравнение органоиды и части клетки с явлениями или объектами окружающего мира.

Предположим, что клетка – это школьный класс. Стены – плазматическая мембрана, ограничивающая внутреннее содержимое от внешней среды. Окна и двери – это каналы плазматической мембраны, обеспечивающие транспорт веществ. Проходы между парт – эндоплазматическая сеть, которая пронизывает все пространство внутри клетки. Учитель – ядро - главная часть клетки, которая отвечает за сохранение и передачу информации. А ученики – это аппарат Гольджи, накапливающий «информацию учителя».  

3. Напиши благодарственное письмо зеленому растению.

«Здравствуйте, зеленые растения! Я пишу вам, потому что вы самые важные для меня растения. Пожалуй, не только для меня, но и для всех людей на планете, потому что ваш организм способен углекислый газ превращать в кислород. А он необходим для дыхания всех живых организмов на Земле. С такой работой не справилась бы ни одна очистительная фабрика! Недавно в школе мы прошли процесс фотосинтеза, и я был удивлен вашими способностями образовывать органические вещества на свету в хлоропластах из углекислого газа и воды. Так же ты украшаешь Землю, и с твоей помощью она становится пышной и красивой»

Подобные задания не могут оцениваться учителем в привычном понимании этого слова. Задания 1 - 4 группы позволяют выяснить отношение ребёнка к той или иной ситуации, учитель наблюдает, может выразить своё отношение к обсуждаемой проблеме, выборочно оценки могут быть выставлены за отдельные задания (и только положительные). Оценки за творческие задания выставляются с учётом определённых критериев (оригинальность, соответствие выбранной форме и т.д.). Но, не забудьте в любом случае поблагодарить ребят за искренность, честность и доброжелательность.

Таким образом, результатом ЛО воспитания является развитие субъектности школьника, т.е. способность выбирать жизненные ценности и адекватно оценивать результаты собственной деятельности, брать на себя ответственность за свой выбор, ценить свою индивидуальность не в ущерб другим. А одна из главных задач учителя - помочь ребенку стать человеком.

Заключение.

Большинство инновационных технологий идут к своим целям через формирование познавательной активности и повышение интереса учащихся к обучению. В технологии саморазвития личности мотивация ученья имеет более высокий уровень, включая не только познавательную, но и внутренние социальные и нравственно-волевые компоненты.

Учебно-воспитательный процесс в школе саморазвития личности направлен к тому, чтобы формировать у учащихся доминантную установку на улучшение себя, при этом естественные потребности человека в саморазвитии находят удовлетворение в разнообразных сферах учебной и внеучебной деятельности.

Итак, технология саморазвития личности представляется как оптимальная совокупность и последовательность методов, приемов, форм деятельности ребенка, в которых используются и удовлетворяются все его потребности самосовершенствования, раскрываются и упражняются разнообразные способности и качества личности.

В учебно-воспитательном процессе с 1 по 11 класс осуществляется программа последовательного формирования и развития всех составляющих процесса самосовершенствования:

* самопознание развивается от осознания своего «Я» в начальной школе к привычке самоконтроля в среднем звене и целевым установкам улучшения себя в старших классах; оценку учителя постепенно заменяет самооценка ребенка;

* самовоспитание – от исправления своих поступков и поведения в начальной школе; самовоспитания воли и характера в средних, к ответственности и принципиальности в старших классах;

* самообразование развивается от формирования устойчивого интереса к ученью в начальном звене, умений учиться и культуры умственного труда в среднем звене до потребности в самообразовании в старшем звене;

* самоутверждение – от ощущений успеха в начальной школе, самоуважения и уверенности в среднем звене к самообладанию, стойкости, мужеству в старших классах;

* самоопределение – от первого осознания своих данных и способностей к сознательному выбору профессии и своего места в жизни;

* саморегуляция – от бодрости, мажора, жизнерадостности к оптимизму, устремленности в будущее и , наконец, умению согласовывать личное и общественное, владению собой в любых ситуациях;

* самоактуализация – от первых успехов в активной жизненной позиции, к самореализации в творческой деятельности.

Включение учащихся в деятельность по самосовершенствованию в рамках подсистем «Теория», «Практика», «Методика» приводит к заметной перестройке их сознания и мышления. Формируется способность осуществлять рефлексивный контроль, усиливается регулирующая функция сознания, что создает предпосылки для превращения ученики из субъекта деятельности, направленной вовне, в субъект самоизменения. Проявляются и утверждаются такие личностные свойства, как сознательный выбор жизненных целей, средств и способов их достижения, чувство ответственности за осуществленный выбор и результаты своей деятельности.

  Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

2.  Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования.   Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.- 352 с.

3. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993.

4. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теория личности. М., “КСП+”, 1997. 720 с.

5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб.-М., 2000, 988 с.

6. Г.К. Селевко Руководство по организации самовоспитания школьников. «Народное образование» №6, 1999

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мир без барьеров и границ» (Развитие личностных качеств учащихся в условиях классно-урочной системы обучения химии в средней школе)»

Выступление на Городской Педагогической гостиной «Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского»...

Проблемы работы учителей со слабоуспевающими учащимися в условиях классно-урочной системы

Проблемы работы учителей со слабоуспевающими учащимися в условиях классно-урочной системы...

Особенности реализации технологии «Саморазвития личности А.А. Ухтомского — Г.К. Селевко» в рамках воспитательной системы гимназии.

Работа стала победителем муниципального открытого фестиваля педагогическихидей "Инновационный поиск - 2012"...

"Методы изучения проблемы индивидуализации обучения в условиях классно-урочной системы"

В условиях быстро меняющегося мира наиболее перспективной признана идея «образование в течение всей жизни», реализация которой возможна при выполнении двух основных условий: 1) образ...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...

Доклад "Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми множественными нарушениями в условиях классно-урочного обучения"

quot;Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми множественными нарушениями   в условиях классно-урочного обучения"...