ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему
Из опыта работы по формированию общекультурного развития учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2015.docx | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЕ
Богословская Мария Николаевна, педагог-организатор
ГБОУ СОШ № 186, Калининский район, Санкт-Петербург
Наша школа – школа поликультурная, одна из многих в городе и в стране. Школа расположена в промышленном районе, довольно далеко от центра города. Здесь, в течение последних 10 - 15 лет, образовались небольшие территории компактного проживания представителей нескольких национальностей: армян, азербайджанцев, киргизов, таджиков, немного казахов. Постепенно школа стала многонациональной, порой до 30% детей - это представители различных этносов.
В школе нет межнациональных конфликтов, но существование под одной крышей носителей разных культур, как представителей разных народов, накладывает определенную специфику и на образовательную, и на воспитательную деятельность коллектива. Обобщение опыта работы школы как поликультурной в течение довольно длительного времени позволило сформулировать некоторые принципы организации воспитательной работы в ней. Эти принципы описаны и проанализированы в представленном материале, приведены примеры их использования.
Принцип культурологической ориентированности построения воспитательного процесса. Исходя из этого принципа, воспитательный процесс ориентирован, прежде всего, на общекультурное развитие учащихся. Принцип осуществляется через урочную и внеурочную работу.
Принцип системности в освоении культур мира, принятый в практике работы нашей школы, был реализован в фестивале «Шаг навстречу» для учащихся 1-11 классов. Цель фестиваля – формирование осознанной толерантности во взаимоотношениях педагогов и школьников через знакомство с разными культурами и народами. Школьники разных ступеней обучения получили различные задания.
Младшие ученики рассказывали о странах и культурах тех народов, «дети» которых учатся у них в классе. Учащиеся 5 – 11 классов «получали» по жребию страну и культуру, о которой нужно было сформировать представление. «Представление» включало рассказ – презентацию о культуре, обычаях, традициях, костюме, песнях, танцах и поэзии той страны, которая досталась по жребию. При этом песни и поэзия должны были звучать на языке народа – их создателя, а танцы исполнялись только народные.
В ходе фестиваля учащиеся вместе с учителями «рисовали» свое понимание толерантности. Чаще всего это понятие передавалось открытыми ладонями взаимодействующих людей. В заключение фестиваля было организован Гала – концерт, в котором учащиеся имели возможность проявить любую творческую активность культурологической направленности.
Общекультурное развитие учащихся ориентировано не только на коллективные, массовые мероприятия, но и индивидуальную, порой очень личностную работу. Так, ученикам 6 – 8 классов предлагалось написать мини сочинения на темы: «Мы разные, но мы вместе», «Мы – петербуржцы», «История моей семьи» или «История моих предков»; «Чем мне интересны другие люди» и др. Фрагменты сочинений обсуждались в классах, многие узнали новое и интересное о своих одноклассниках.
Материалы сочинений анализировались на традиционном семинаре «Наши ученики». Этот семинар вызывает неизменный интерес всего педагогического коллектива, поскольку предлагаемые материалы способствуют более глубокому пониманию учащихся, а порой и неожиданному их открытию.
Отмеченные мероприятия - «Мы разные, но мы вместе», «Мы – петербуржцы», «История моей семьи» или «История моих предков» - проводились в рамках крупного школьного проекта «Диалог поколений».
Другие мероприятия, связанные с осуществлением проекта «Диалог поколений», был организован как обсуждение актуальной и весьма современной темы - толерантности Санкт-Петербурга. Наш город – особенный в плане толерантности, он изначально строился и развивался как город многонациональный. Нельзя забывать, что в различных частях нашего города, и непосредственно в его центре, на Невском проспекте, располагаются здания храмов и церквей основных мировых религий, построенные в 18 – 19 веках. Материал по многонациональности и толерантности Петербурга был использован не только при организации и проведении видео экскурсий учащимися старших классов для младших детей, но и при подготовке проектных, творческих и исследовательских работ (по истории города, географии, литературе).
Принцип диалогичности при организации поликультурных мероприятий – один из важнейших в нашей работе, активно реализуется во внеурочных проектах. Например, в январе 2014 года, в дни празднования годовщины полного освобождения города от блокады, со старшеклассниками был проведен классный час по теме: «Ленинград в блокаде – на защиту города поднялась вся страна». На основе использования ИК технологий была проведена виртуальная экскурсия по карте города, в названиях на которой учащиеся нашли имена представителей многих национальностей – его героев-защитников. О каждом из героев учащимися была подготовлена небольшая, но насыщенная презентация. Одновременно, на экране, крупным планом, демонстрировались фотографии блокадного города, его улиц и проспектов, хорошо известных и знакомых учащимся. Но… ученики их не узнали, многие видели город в военным обличье впервые.
«Увиденный» близко и осознанный, вид города в блокаде был потрясением для многих. Эмоционально очень действенными были и рассказы о подвигах защитников города, молодых людей – ровесников сегодняшних десятиклассников, имена которых увековечены на его карте. Девочки не могли сдержать искренних слез, это удивило многих учителей, присутствовавших в аудитории и хорошо знавших учениц.
Результат классного часа в определенной мере оказался неожиданным. Учителя стали свидетелями эмоционального отклика современных юношей и девушек, переживание ими событий, далеких от сегодняшних их интересов. Однако стоит отметить, что школа расположена невдалеке от Пискаревского мемориала, куда ежегодно приходят классы в торжественные дни полного освобождения города от блокады. Посещение мемориала, видимо, не прошло бесследно: дополнительное визуальное и эмоциональное переживание позволило осознать юношам и девушкам события войны глубже и ярче, в какой-то мере ощутить их личностную значимость. Классный час завершился свободной беседой: у нескольких 10 – классников разных национальностей деды и прадеды защищали город. Некоторые из них живы, и их воспоминания стали достоянием одноклассников через их внуков. Стоит обратить внимание на комплекс методов, использованных в этом случае: многолетнее посещение мемориального места; информация о знакомом городе; информация о подвигах одногодков; неожиданная визуальная информация; личностно значимый материал от одноклассников – все это вызвало глубокое осмысление и эмоциональный отклик у ребят.
Обобщая представленный материал, необходимо подчеркнуть: в нашей школе, где многие годы ежедневно вместе учатся, проводят внеурочное время, разрабатывают творческие проекты дети, представители разных культур, очень важна объединяющая их воспитательная работа. В основе ее творческое эффективное освоение учащимися разных культур, исторически взаимосвязанных, сложившихся в разное время, имеющих различные основы, культур более молодых и более древних. Работа по формированию общекультурного развития учащихся организуется как целостная, системная и последовательная. Она предполагает реализацию ряда принципов и методов, которые позволяют перейти ученикам от информационного познания (довольно формального) к свободному творческому, осознанному пониманию культурного многообразия мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы
Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально за...
Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспит...
Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе
Важнейшей особенностью образовательного процесса в малокомплектной школе является необходимость совместного объединения д...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.
Работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физ...
Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»
Проблемы образования детей с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специа...
Особенности организации дискуссионных сообществ в школе
Из практики проведения дискуссионных клубов в школе // Выдержки из доклада перед коллегами на районной конференции учителей истории и обществознания Своё место в таких мероприятиях я вижу скорее ...
Особенности гуманитарного образования в поликультурном пространстве школы
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы...