ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Богословская Мария Николаевна

Из опыта работы по формированию общекультурного развития учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2015.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЕ

 

Богословская Мария Николаевна,   педагог-организатор  

   ГБОУ СОШ № 186,  Калининский район, Санкт-Петербург

Наша школа – школа поликультурная, одна из многих в городе  и в стране. Школа расположена   в промышленном    районе, довольно далеко от центра города. Здесь, в течение последних 10 - 15 лет, образовались небольшие территории  компактного проживания     представителей  нескольких национальностей:   армян,  азербайджанцев,     киргизов,    таджиков, немного казахов. Постепенно школа стала многонациональной,  порой до 30% детей  - это представители   различных этносов.

В школе нет межнациональных  конфликтов, но существование под одной крышей носителей разных культур, как  представителей разных народов,  накладывает определенную  специфику и на образовательную, и на воспитательную деятельность коллектива.  Обобщение опыта работы школы как поликультурной в течение довольно длительного времени позволило сформулировать  некоторые  принципы    организации  воспитательной  работы  в ней. Эти принципы  описаны и проанализированы в представленном материале, приведены примеры их использования.

Принцип  культурологической ориентированности построения   воспитательного процесса. Исходя из этого принципа,    воспитательный    процесс    ориентирован, прежде всего,  на   общекультурное     развитие     учащихся. Принцип осуществляется через урочную и внеурочную работу.  

Принцип системности в освоении культур   мира, принятый  в практике работы нашей  школы, был реализован в фестивале  «Шаг навстречу» для учащихся 1-11 классов.  Цель фестиваля – формирование осознанной толерантности во взаимоотношениях педагогов и  школьников  через  знакомство с разными  культурами и народами.  Школьники разных ступеней обучения получили различные задания.

Младшие ученики рассказывали о странах и культурах тех народов, «дети»  которых  учатся у них в классе.  Учащиеся 5 – 11 классов «получали» по жребию страну и культуру, о которой нужно было сформировать представление. «Представление» включало    рассказ – презентацию о культуре, обычаях, традициях, костюме, песнях, танцах  и  поэзии     той страны,   которая  досталась по жребию.  При этом  песни   и  поэзия  должны были звучать на языке народа – их создателя,  а танцы исполнялись только   народные.      

В ходе фестиваля учащиеся   вместе с учителями «рисовали» свое понимание толерантности. Чаще всего это понятие передавалось открытыми ладонями  взаимодействующих людей.  В заключение  фестиваля  было организован  Гала – концерт, в котором учащиеся имели возможность проявить любую творческую активность культурологической   направленности.

Общекультурное  развитие  учащихся  ориентировано не только на коллективные, массовые мероприятия, но и индивидуальную, порой очень личностную работу.  Так, ученикам  6 – 8 классов  предлагалось написать  мини сочинения на  темы: «Мы разные, но мы вместе», «Мы – петербуржцы»,   «История моей семьи» или «История моих предков»;   «Чем мне интересны другие люди» и др.  Фрагменты сочинений обсуждались в классах, многие узнали новое и  интересное о своих одноклассниках.  

Материалы сочинений анализировались    на традиционном   семинаре «Наши ученики».  Этот семинар вызывает неизменный интерес всего педагогического коллектива, поскольку предлагаемые   материалы способствуют более глубокому пониманию учащихся, а порой и неожиданному их открытию.

Отмеченные мероприятия  -   «Мы разные, но мы вместе», «Мы – петербуржцы»,   «История моей семьи» или «История моих предков» - проводились в рамках крупного школьного проекта «Диалог поколений».    

Другие мероприятия, связанные с осуществлением проекта  «Диалог поколений», был организован как обсуждение актуальной и весьма современной темы -       толерантности Санкт-Петербурга.  Наш город – особенный в  плане толерантности,  он  изначально    строился и развивался как город  многонациональный.  Нельзя   забывать,     что  в различных частях  нашего  города,  и  непосредственно  в  его  центре,  на Невском проспекте,   располагаются здания храмов и церквей   основных мировых религий, построенные в 18 – 19 веках. Материал по многонациональности и толерантности Петербурга был использован не только при организации и проведении видео экскурсий учащимися старших классов  для младших детей, но и при подготовке проектных, творческих  и исследовательских работ (по истории города, географии,  литературе).  

Принцип диалогичности при организации поликультурных мероприятий – один из важнейших в нашей работе,   активно реализуется   во внеурочных проектах. Например, в январе 2014  года, в  дни празднования годовщины полного освобождения города от блокады, со старшеклассниками был проведен    классный час по теме: «Ленинград в блокаде – на защиту города поднялась вся страна». На основе использования ИК  технологий была проведена  виртуальная  экскурсия по карте города,  в названиях на которой  учащиеся нашли  имена представителей многих национальностей –  его героев-защитников. О каждом из героев учащимися  была подготовлена небольшая, но насыщенная  презентация. Одновременно, на экране, крупным планом, демонстрировались  фотографии блокадного города, его улиц и проспектов,  хорошо известных  и знакомых  учащимся.    Но…    ученики их  не узнали,     многие видели город в   военным обличье впервые.

«Увиденный» близко и осознанный,  вид   города  в блокаде был   потрясением для многих. Эмоционально очень действенными были и рассказы о подвигах защитников города, молодых людей – ровесников сегодняшних  десятиклассников, имена которых увековечены на его карте. Девочки не могли сдержать   искренних слез,   это удивило многих учителей, присутствовавших  в аудитории и хорошо знавших  учениц.  

Результат классного часа в определенной мере оказался неожиданным. Учителя стали свидетелями  эмоционального отклика современных юношей и девушек, переживание  ими  событий, далеких от сегодняшних их интересов. Однако стоит отметить, что школа расположена невдалеке от Пискаревского мемориала, куда ежегодно приходят классы в торжественные дни полного освобождения  города от  блокады.  Посещение мемориала, видимо,  не прошло бесследно:    дополнительное  визуальное  и эмоциональное  переживание  позволило осознать  юношам и девушкам  события войны глубже и ярче,  в какой-то мере ощутить  их личностную значимость. Классный час завершился свободной беседой: у нескольких  10 – классников   разных национальностей деды и прадеды защищали город. Некоторые из них живы,  и их воспоминания стали   достоянием одноклассников  через их внуков. Стоит обратить внимание на комплекс методов, использованных в  этом случае: многолетнее посещение мемориального места;   информация о знакомом городе; информация о подвигах одногодков;  неожиданная  визуальная  информация; личностно значимый  материал от одноклассников – все это  вызвало глубокое осмысление и эмоциональный отклик у ребят.  

Обобщая представленный   материал, необходимо подчеркнуть: в нашей школе, где  многие годы ежедневно вместе учатся, проводят внеурочное время, разрабатывают творческие проекты дети, представители разных культур, очень важна объединяющая их воспитательная работа. В основе ее    творческое эффективное  освоение учащимися  разных культур,    исторически  взаимосвязанных, сложившихся в разное время, имеющих различные основы, культур более молодых и более древних.   Работа по формированию общекультурного развития учащихся организуется как целостная, системная и последовательная. Она предполагает реализацию ряда принципов и  методов, которые позволяют    перейти ученикам  от информационного  познания (довольно формального)  к свободному творческому, осознанному пониманию  культурного  многообразия мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы

         Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально за...

Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспит...

Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе

             Важнейшей особенностью образовательного процесса в малокомплектной  школе является  необходимость совместного объединения  д...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.

Работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физ...

Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Проблемы  образования детей  с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специа...

Особенности организации дискуссионных сообществ в школе

Из практики проведения дискуссионных клубов в школе // Выдержки из доклада перед коллегами на районной конференции учителей истории и обществознания Своё место в таких мероприятиях я вижу скорее ...

Особенности гуманитарного образования в поликультурном пространстве школы

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы...