Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе
статья по теме

Потанина Лидия Петровна

 

               Важнейшей особенностью образовательного процесса в малокомплектной  школе является  необходимость совместного объединения  детей разных классов в класс- комплект , что зависит, как от объективных  (числа учащихся каждого класса, числа первоклассников, числа учителей), так и  от субъективных факторов.О том как мы это делаем,  с особенностями  расписания  и учебного плана можно познакомиться в данной публикации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_raboty_v_malokomplektnoy_shkole.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе

  1. Как особенности села влияют на образовательный процесс в малокомплектной школе?

        Малокомплектная школа – это наша  сельская школа.  Её деятельность соотносится с сельскими природными условиями проживания. Часто образовательный процесс отличается неравномерностью и зависит от сезонных и погодно-климатических условий.        В селе существует иное, чем в городе соотношение между физическим и умственным трудом. Такое положение вещей не только снижает  значимость интеллектуального труда в глазах ребёнка, но и приводит к занижению требований  к образованию вообще со стороны родителей, которые не видят необходимости в изучении некоторых предметов. На селе ограничены возможности для самообразования  и культурного роста: меньше фонды библиотек, меньше количество принимаемых каналов, ограничен доступ в интернет, музей, театры.  Такая ситуация оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, затрудняет возможность дальнейшего образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста.

        Замкнутость социального пространства, удалённость от культурных центров приводит к снижению значимости дополнительного образования детей, которые ограничены в возможности выбора объединений по интересам, кружков и секций.

        С другой стороны, сельская социокультурная среда более устойчива, в результате чего родители, односельчане имеют большее влияние на ребёнка, позволяя осуществлять воспитание на основе нравственных традиций и ценностей.  Но, в последнее время, наблюдается тенденция к снижению этих ценностей. И всё-таки, сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируются уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, чувство взаимопомощи.  Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей.

        Сельская школа, объединяя интеллигенцию, становится не только образовательным, но и культурным центром села, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его  жителей.

        В целом, сельская малокомплектная школа – это социальная организация, которая является основой села, обеспечивающей его устойчивое социальное развитие. Само существование школы на селе решает многие социальные проблемы – обеспечивает культурную поддержку населения, останавливает такие негативные процессы, как миграция и в конечном итоге  «вымирание» самого села и др.

         Вместе с тем, специфической особенностью сельских малокомплектных школ является устойчивое взаимодействие между школой  и социумом. Другими словами, не только школа влияет на общекультурный фон местности, но и сельская общественность неформально, так или иначе, влияет на деятельность образовательного учреждения.

Как малое количество учащихся в классе-комплекте влияет на организацию образовательного процесса в малокомплектной школе?

        Особенностью образовательного процесса в малокомплектной школе является малое количество учащихся в классе, в связи с чем, общение становится более замкнутым, чем в обычной школе, отношения между детьми, как правило, ровные, лидеры отсутствуют. В таких  коллективах наблюдается общность интересов, близость во взглядах и в ценностных ориентациях, стремление к сотрудничеству, внимание и забота в отношении друг к другу.

 В этих условиях учителю легче поддерживать дисциплину, руководить образовательным процессом, нередко возникает доверительный стиль взаимоотношения учителя и учащихся, что раскрепощает  школьников,  создаёт  большие возможности для их  самовыражения.

        В классе с малой наполняемостью легче осуществить индивидуальный подход к учащимся.

Учитель имеет возможность определить к какой, психофизиологической группе  по степени проявления  нервных процессов возбуждения  и торможения относится каждый ученик , изучить особенности развития , уровень знаний и умений ,черты характера ,склонности и интересы. Всё это позволяет определить направления работы с каждым учащимся , выбрать индивидуальные приёмы работы . Малое количество учащихся приводит в увеличению  прямого контакта  « учитель- каждый ученик».

               Важнейшей особенностью образовательного процесса в малокомплектной  школе является  необходимость совместного объединения  детей разных классов в класс комплект , что зависит, как от объективных  (числа учащихся каждого класса, числа первоклассников, числа учителей), так и  от субъективных факторов.

        Класс–комплект представляет собой постоянную группу детей , работающую по единому учебному  годовому плану согласно постоянному расписанию.

        Формирование классов –комплектов  определяется конкретными условиями (п.27 Типового положения об общеобразовательном учреждении от 19.03.2001 года №196) и зависит от числа обучающихся и учителей.

        По санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам (2.4.2.1178.02) допускается объединение обучающихся первой ступени в класс комплект. При этом обучение может происходить  двумя способами: объединение смежных (1и 2, 3 и 4 ) или разновозрастных (1и3, 2 и 4) классов.

         Продолжительность совмещённых уроков не должна быть более 40 минут.

Продолжительность последних совмещённых уроков , кроме физкультуры ,можно сокращать до 35 минут.

        Рационально соединение классов –один из важных компонентов, успешной работы на уроке . При объединении классов в один комплект наибольшую трудность представляет  1 класс . Можно выделить несколько возможных вариантов объединения его с другими классами:

        1)Первый и второй  классы. В этом случае учителю удобно делать акцент на формирование общеучебных умений и навыков на общем этапе работы :

Для первоклассников- показ образца, для второклассников – повторение и упражнение в правильном действии. Поскольку произвольность внимания  у первоклассников примерно одинаковая  (5 и 8 минут), такое объединение позволяет организовать работу в парах сменного состава. Вместе с тем при таком объединении непросто  организовать самостоятельную работу  не только из-за несформированности умения  работать самостоятельно  у учащихся 1 и 2 классов , но  и потому , что дети  фактически не владеют беглостью  и правильностью  чтения.

2) Первый и третий классы . Третьеклассники уже умеют работать самостоятельно, время их произвольного внимания -10-12 минут. Это позволяет учителю организовать  самостоятельное  выполнение довольно сложных заданий. Относительная подготовленность третьеклассников даёт возможность помогать учителю в качестве консультантов- «учителей» при использовании технологии коллективного способа обучения. Однако при таком объединении у учителя может возникнуть соблазн  увеличить время и объём самостоятельной работы третьеклассников  с тем , чтобы высвободить  время для работы с первоклассниками , что приведёт к снижению  качества обучения учащихся третьего класса.

3) Первый и четвёртый классы . В этом случае  опасность  больше времени уделять первоклассникам  за счёт учеников 4 класса  ещё выше, чем в предыдущем  варианте. Вместе с тем  четвёртый класс –выпускной, в это  период  повторяется и обобщается  учебный материал по всему начальному звену на  качественно ином уровне , т.к. у ребят появляются  новые возможности мыслительной деятельности . Также надо иметь в виду , что у большинства четвероклассников начинается формирование  половой сферы, а это может привести к неосознанному поведению: капризам, обидчивости, агрессивности.

        Проводить уроки одновременно с двумя , тремя , классами, где в комплекте есть первоклассники , очень сложно, т. к. старшие дети остаются в течение почти целого урока без внимания учителя  и могут отстать в учении.

        Объединение детей разных классов в классо-комплект определяет необходимость включения детей , как в самостоятельную , так и коллективную учебную деятельность. Самостоятельная работа  представляет собой такую деятельность учащихся , которая направлена  на овладение  знаниями, умениями, способами их применения  на практике без участия учителя.

        Обучаясь в классе-комплекте , ученик должен научиться :

-сосредотачиваться на выполнение задания;

-не слушать объяснения учителя  для другого класса;

-не обращать внимания на картинки  и другие демонстрационные материалы, предназначенные другим;

-не слушать ответы учеников другого класса;

-моментально перестраиваться , когда учитель обращается к ним.

        Овладеть этими умениями непросто, приходится  тратить много сил. Эффективность учения зависит от  сосредоточенности учащихся.

        Поэтому самостоятельная учебная  работа  школьников является необходимым элементов  образовательного процесса  в классе –комплекте, поскольку позволяет учителю в зависимости от цели и вида урока сосредоточить усилия на работе с одним классом, пока другой   выполняет работу без его непосредственного участия .

        Количество чередования этапов урока зависит от многих условий : характера расписания, содержание учебного материала, степени умения учеников  самостоятельно работать, также возрастных возможностей детей. Так первоклассники в состоянии работать самостоятельно  не более 5 минут, поэтому и количество этапов самостоятельной деятельности  должно соответствовать их возможностям. Они ещё не владеют даже самыми простыми учебными умениями, помощь учителя им нужна постоянно.

        Чем старше  ученики, чем большим числом умений они владеют, тем больше возможностей для самостоятельной деятельности. Учителя как правило включают , в один урок  две –три самостоятельные работы  для каждого класса. Но дробность самостоятельной работы  разрушает целостность  восприятия учебного материала.

        С психологической точки зрения  переключаться с одного этапа урока на другой бывает трудно как учителю , так и ученику объединённого класса. Если чередование видов работы проходит в системе, то постепенно и учитель овладевает своеобразным методом работы, и ученики сосредотачиваются  на самостоятельной работе , не отвлекаясь.

  Учебный план составляем, опираясь на БУП 2004 года и  на рекомендации по комплектованию первой ступени обучения .

Учебный план МОУ «Шипунихинская  СОШ»

на 2011-2012 учебный год по БУП 2004 года

начальная школа

5-дневная учебная неделя

Учебные предметы

                  1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

Русский язык

5

5

5

5

Литературное чтение

4

4

3

3

Иностранный язык (английский)

2

2

2

Математика

4

4

4

4

Окружающий мир

2

2

Музыка  

1

1

Изобразительное искусство

1

1

Технология

1

2

Физическая культура

3

3

Обязательная  нагрузка

22

23

23

23

 Компонент  образовательного учреждения

 ИТОГО

36

37

экономия

9

9

Мы объединяем 1 и 2 класс, 3 и 4 класс, хотя возможны другие варианты.

Не объединяем русский язык, математику, чтение, английский язык, наиболее трудные предметы для обучения в начальной школе.

Объединяем окружающий мир, технологию, физкультуру, музыку, изо. Опыт объединения 1 и 3 класса был, неудобно объединять технологию, в 1 классе 2 часа, в 3 -1час.

Так как сейчас у нас два учителя начальных классов , используем  расписание со сдвинутым началом занятий , т. е учащиеся начинают занятия не одновременно.  Предлагаем вот такое расписание уроков.

   

русск.яз

 

 

русск.яз

ПН

лит.чт

 

 

лит.чт.

 

матем

 

 

матем

 

физ.к.

физ.к.

из.иск.

из.иск.

 

 

матем

физ.к.

физ.к.

 

 

русск.яз.

русск.яз

 

 

 

лит.чт.

лит.чт

 

 

 

 

матем

 

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

русск.яз.

 

 

русск.яз

ВТ

матем

 

 

ин.язык

 

лит.чт.

ин.язык

 

матем

 

музыка

музыка

окр.мир

окр.мир

 

 

матем

ин.язык

 

 

 

русск.яз.

матем

 

 

 

лит.чт.

русск.яз

 

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

русск.яз

 

 

русск.яз

СР

матем

 

 

мтемат

 

окр.мир

окр.мир

физ.к.

физ.к.

 

физ.к.

физ.к.

технол

технол

 

из.иск.

из.иск.

окр.мир

окр.мир

 

 

русск.яз.

русск.яз

 

 

 

лит.чт.

лит.чт.

 

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

русск.яз

 

 

русск.яз

ЧТ

матем

 

 

ин.язык

 

лит.чт

ин.язык

 

матем

 

физ.к.

физ.к.

ин.язык

лит.чт.

 

 

матем

физ.к.

физ.к.

 

 

русск.яз.

матем

 

 

 

лит.чт.

русск.яз

 

 

 

 

лит.чт.

 

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

кл.час

 

 

кл.час

ПТ

русск.яз

 

 

русск.яз

 

лит.чт

 

 

лит.чт.

 

окр.мир

окр.мир

технол

технол

 

технол.

технол

музыка

музыка

 

 

матем

матем

 

 

 

русск.яз.

русск.яз.

 

 

 

 

 

 

 

Кроме того, мы отошли от традиционного преподавания одного учителя с 1 по 4 класс, постепенно перешли в 1-2 классе один учитель в 3-4 классе другой, кроме этого у нас работают учителя-предметники, учитель английского языка, учитель физкультуры , учитель технологии и изо.

Мы уже 5 лет объединяем детей в классо-комплекты и находим такое объединение сложным и трудным как для детей , так и для учителей, увеличилась нагрузка учителей, один учитель имеет 28 часов, другой 30, т.к. ещё ведёт музыку. Их рабочий день продолжается до половины четвёртого, так как работают другие учителя у них есть окна, по два окна. Внеурочную деятельность в 1 классе ведёт другой учитель.

Объединение в классы-комплекты- мера вынужденная  , не популярная у родителей, учеников, учителей., но приходится приспосабливаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации образовательного процесса при переходе на ФГОС

Описание необходимых условий образовательного процесса в условиях введения ФГОС ООО...

Доклад на педагогическом совете по теме "Особенности организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной...

Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.

Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...

Материалы к семинару "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения"

Презентация к докладу "Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ". Материал может быть полезен педагогам, начинающим работать с детьми с ОВЗ....

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Особенности организации образовательного процесса с учащимися заочной формы обучения (из опыта работы школы при Посольстве России)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 17) обеспечивает возможность получения учащимися образования в организациях, осуществляющих...