Урок математики по теме «Отношения и пропорции»
план-конспект урока (6 класс) на тему

Дубова Полина Сергеевна

Открытый урок по теме "Отношения и пропорции"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_6l_klasse_po_teme.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 6Л классе по теме

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

(математическая тема «Отношения и пропорции»)

Цели:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Отношения и пропорции»
  • упражнять в выполнении математических действий с рациональными числами
  • развивать познавательные способности учащихся на основе упражнений

Воспитательные:

  • включить учащихся в активное освоение системы семейных ценностей, осознание значимости семьи как основы общества
  • воспитание чувства гордости за российских спортсменов, за свою страну
  • воспитание патриотизма на примере героического прошлого народа, воспитание бережного отношения к хлебу
  • мотивация учебной деятельности
  • воспитывать интерес к урокам математики

Развивающие: 

  • развитие познавательного интереса, наблюдательности, устойчивого внимания, творческой активности, самостоятельности, умения сравнивать, делать выводы
  • приобретение навыков работы в группах
  • расширение кругозора учащихся, пополнение словарного запаса
  • развитие интереса к предмету

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Отношения и пропорции»
  • упражнять в выполнении математических действий с рациональными числами
  • решать задачи и упражнения по теме по теме «Отношения и пропорции»
  • обсудить семейные ценности, осознать их значимость
  • рассказать о блокаде Ленинграда во время ВОВ
  • вспомнить «золотые» моменты олимпиады в Сочи
  • работать в группах, самостоятельно, индивидуально
  • спроектировать дом

Словарь: бюджет, зарплата, пенсия, стипендия, блокада.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация (задания и правильные ответы для самопроверки), карточки-задания "Ключевое слово" на каждого учащегося; карточки-задания "Обязательные и текущие расходы семьи" для каждой пары учащихся; плакат с иллюстрациями товаров и набор карточек-ценников; карточки с текстом задачи на каждого учащегося; карточки-тесты на каждого учащегося; декоративные купюры по 5 рублей для оценивания.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с элементами проектной деятельности

План урока: 

  1. Организационный момент. Мотивация.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Применение комплекса знаний.
  4. Самостоятельное применение учащимися комплекса знаний (взаимоконтроль)
  5. Подведение итогов урока.
  6. Задание на дом.
  7. Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Мотивация.

Слайд 2. (Семья)

Слайд 3. (Отношения)

        Дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня наш урок математики мы посвятим математическим отношениям и пропорциям. А еще мы поговорим о семье и семейных ценностях. В словаре С.И. Ожегова говорится: «Семья-это группа живущих вместе близких родственников». А дальше отмечено, что слово «семья»- многозначное. Семья-это и группа людей, члены которой связаны родством, общей культурой, общим делом. Поэтому и наш дружный класс можно назвать одной семьей, и всех жителей страны можно назвать одной большой семьей. Я предлагаю вам ребята сделать проект дома, кирпичиками которого станут семейные ценности. Но сначала вы разобьетесь на три команды по рядам.

Внимание, команды. За каждый правильный ответ вы получаете элемент дома с названием одной из семейных ценностей. На вопросы отвечают команды по очереди. И только, если какая-то команда не дает правильный ответ, слово берет следующая команда. Помните, что при работе в командах надо уметь слушать и уважать друг друга.

Слайд 4. (Генеалогическое дерево И. Яковлева)

Слайд 5. (фото И. Яковлева с семьей)

        В математике при решении некоторых задач пользуются деревом возможных вариантов. Очень похоже на такое дерево и генеалогическое дерево. Вот, например, в 5 классе вы познакомились с генеалогическим деревом потомков великого чувашского просветителя Ивана Яковлева.

1 вопрос

Вспомните известного нашего современника, который является праправнуком Ивана Яковлева.

Слайд 6. (фото Михаила Ефремова)

За правильный ответ команд получает 1 элемент дома: Любовь

Слайд 7 (1вопрос).

2 вопрос (каждой команде) 

Что называется отношением в математике?

Что показывает отношение?

Что называется пропорцией?

За правильные ответы команды получают элементы:

Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

Умение распоряжаться семейным бюджетом.

        Благополучие семьи зависит от взаимного доверия, поддержки, от умения рационально распоряжаться семейным хозяйством, умения идти на компромисс, от умения уступать друг другу. Я вам предлагаю решить задачи, связанные с финансовыми расходами семьи, с помощью пропорции и нахождения отношений.

2 вопрос (каждой команде)

Слайд 8.(Задачи)

  1. Вычислите сколько нужно заплатить семье за потраченную электроэнергию в количестве 210 кВт. в январе, если в декабре за 138 кВт. семья заплатила 345 руб., учитывая, что тариф на электроэнергию не изменился. С какими величинами  вы работали в этой задаче?
  2. Из плохо закрытого крана площадью открытого отверстия в 0,2 кв. см за сутки вытекает ведро воды объемом 10 л. За какое время происходит потеря того же объема воды из отверстия площадью 1 кв. см?
  3. Обычная лампа потребляет 100 ватт в час, а энергосберегающая 20 ватт. в час. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания? Сколько рублей в январе месяце составит экономия, если лампа будет работать 7 часов в сутки? Тариф составляет 2,5 руб. за 1кватт. 1 кватт-1000ватт.

Слайд 9.(Решение 1 задачи)

Слайд 10.(Решение 1 задачи)

Слайд 11.(Решение 3 задачи)

За правильные ответы команды получают элементы:

Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)

Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

Дополнительный вопрос: Как семья может сэкономить свой бюджет?

  • Поставить приборы учета воды.  Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)
  • Следить, чтоб из кранов не капала вода. Уважение.
  • Экономить воду, не лить без дела. Оптимизм.
  • Выключать свет, если не находимся в комнате.
  • Выключать TV, если его никто не смотрит и т.д.

Слайд 12 (физкультминутка)

Те, у кого есть брат- хлопните в ладоши, у кого есть сестра помашите рукой, кто помогает дома близким – подпрыгните и хлопните в ладоши, кто встречает праздники в кругу близких- присядьте на корточки.

Слайд 13 (Блокадный Ленинград)

Когда вы приходите домой из школы, что самое приятное, ждет вас дома? Да, это и запах свежего хлеба и горячего обеда. Но в истории нашей страны было время, когда люди испытывали голод, холод, семьи теряли близких. Я говорю, ребята о ВОВ. 18 января 2013 года исполнилось 70 лет со дня прорыва блокады Ленинграда, которая продолжалась 900 дней и ночей.

Слайд 14 (Норма выдачи хлеба в Блокадном Ленинграде)

3 вопрос

Сейчас на слайде вы видите норму хлеба на 1 день жителей блокадного Ленинграда. Сегодня буханка ржаного хлеба имеет массу 500гр. Посчитайте какую часть этого хлеба составляют 125 граммов.

Это ребята суточная доля хлеба ленинградского ребенка. ( Показать такой кусочек хлеба) Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. А сейчас Я предлагаю всем послушать отрывок из воспоминаний школьников, выживших в блокаду.

Слайд 15 (дети блокадного Ленинграда)

Читают дети:

« Помню, в булочной мне сделалось плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

«А мне запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся па ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба - по пять - десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут- же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее».

Щедрость. (Нежная забота друг о друге.)

Верность. (Преданность друг другу.)

Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

Слайд 16 (Олимпиада)

        Я думаю, что все жители нашей страны испытывают гордость за свою Родину, победившую фашизм, ведь война коснулась каждой семьи, а понятия семьи и Родины не разделимы. Гордость мы испытываем и за всех наших победителей олимпиады, недавно завершившейся в Сочи. Не один спортсмен не мог бы добиться хороших результатов без поддержки своих близких, своей семьи, своей страны. А глава международного олимпийского комитета, выступая на церемонии закрытия игр, назвал всех олимпийской семьей.

3 вопрос

Слайд 17 (буквы-числа)

Я приготовила для каждого из вас карточки с несложными тестовыми заданиями. Решив которые и  сопоставив ответ с буквой, вы сможете назвать вид спорта, в котором Россия завоевала олимпийские медали. Листы с решениями я попрошу подписать и сдать.

Традиции.

Прощение.

Взаимопомощь.

Взаимопонимание.

Трудолюбие.

Забота.

Честность.

Доброта.

Слайд 18 (Медали)

Слайд 19 (семейные ценности)

Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

Признание. (Уважение и благодарность.)

Любовь. (Нежная забота друг о друге.)

Верность. (Преданность друг другу.)

Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.)

Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

        Вот ребята мы и собрали кирпичики, из которых состоит любая семья. Это

Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

Признание. (Уважение и благодарность.)

Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)

Любовь. (Нежная забота друг о друге.)

Верность. (Преданность друг другу.)

Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)

Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

Желание. (Отношения необходимо поддерживать неожиданными всплесками страстей.)

Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.)

        Итак, какие сегодня на уроке, мы повторили и закрепили математические знания? А в заключение я хочу сказать:

Вы дети и наше будущее зависит от вас. Если семья крепкая и дружная, в ней легко и приятно жить. Великий русский писатель Л. Н. Толстой написал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Но такой семья сама по себе не будет. Помните, счастье в дом приносят люди.

А теперь каждая команда может сложить свой дом и представить его нам.

Ребята клеят дома и прикрепляют их на доску.

        На это мы заканчиваем урок. У вас на столах приготовлены стикеры желтого и синего цвета, которые вы можете закрепить на доске. Пусть желтый цвет олицетворяет радость, успех, хорошее настроение, а синий закрепит тот, кому на уроке было неинтересно или тяжело. Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики по теме "Отношения" 6 класс

Урок изучения нового материала по теме «Отношения»  Математика 6 классЦели:Создать условия для осознания и осмысления нового математического понятия «отношение»; показать правила записи и прочтен...

Конспект урока математики в 6 классе по теме: "Отношения и пропорции".

Данный материал может быть применён в сочетании с любым УМК....

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с акцентом на здоровьесберегающую тему.

Предлагаемый материал был представлен на семинаре по здоровьесберегающим технологиям. Это план урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с авторкой презентацией....

Разработка урока математики с использованием тестовых образовательных технологий в 6 классе. Тема: «Отношения. Масштаб. Пропорции».

Разработка урока математикис использованием тестовых образовательных технологийТестирование ( с использованием тестовой образовательной технологии ) в 6 классе( тестовые задания открытого типа с кратк...

Разработка интерактивного урока математики в 6 классе по теме: "Отношения и пропорции"

Тема урока: Отношения и пропорции.Цель урока: закрепить умения решать задачи с помощью пропорции; уравнения, записанные в виде пропорции; отрабатывать умения применять основное свойство пропорции...

Технологическая карта урока математики по теме "Отношения чисел"

Технологическая карта урока математики в 6 классе по учебнику Никольского....

Технологическая карта и презентация урока математики для 6 класса по теме:«Отношения и пропорции».

Технологическая карта  и презентация урока математики для 6 класса по теме:«Отношения и пропорции» по УМК Математика:6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/...