«Технологии культуротворческой деятельности в системе организации досуга подростков»
статья на тему

Попова Евгения Владимировна

Классификация видов досуговой деятельности, особенности культуротворческих технологий в организации досуга подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технологии культуротворческой деятельности в системе организации досуга подростков»

Для современного общества остается актуальным процесс освоения культурных ценностей подростками. Создаются новые условия для функционирования социально-культурной среды, появляются новые требования к формам организации культурно - досуговой деятельности, а так же к целям и методам их реализации. От уровня развития теории социально-культурной деятельности напрямую зависит качество воспитательной работы в социально-культурной сфере и качество организации воспитания в сфере досуга. Таким образом, под теорией социально-культурной деятельности следует понимать систему идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и технологиях осуществления в условиях свободного времени и досуга детей. Необходимо заметить, что досуговая деятельность в свободное время является незаменимым условием успешности развития личности подростков и ее социального становления т.к. содержит в себе широкие возможности, как для отдыха, так и для получения знаний и применения их на практике.

С точки зрения психологии подростковый период – это переходный период от детства к взрослости, который характеризуется стремлением человека к общению со сверстниками, самостоятельности и независимости. Другими словами – это период «эмансипации» от взрослых, который будет выражаться в признании себя в обществе других людей, появлению чувства взрослости.

Социальное и экономическое развитие общества, в котором находится подросток, его исторические особенности, неразрывно связаны с границами подросткового возраста, и имеют прямое влияние на них. В свою очередь особенности жизни подростков, его ближайшее окружение, а именно семья и школа, общественная позиция в мире взрослых, влияет на содержание его интересов в досуговой сфере.

Планомерная и систематическая организация досуга подростков средствами культуротворческой деятельности, на сегодняшний день рассматривается как профилактика детской безнадзорности. Такие меры профилактики являются предпосылками корректирования асоциальных явлений в обществе.

Овладеть культурой досуга возможно только лишь при целенаправленном и комплексном воздействии на подрастающее поколение, научение умениям и навыкам самоорганизации, рационализации и разумного выбора организации собственного досуга. Необходимо развивать в подростках умение самоанализа, осмысленное управление собственным поведением, адекватную самооценку.

Если говорить о досуге, как о деятельности то следует учитывать, что это не безделье, а активность, которая будет осуществляться только при условии, что личность ставит перед собой наиболее важные цели и интересы, достижение которых принесет ему самоудовлетворение. Если говорить о досуговых занятиях подростка, в первую очередь следует обозначить творчество, самодеятельность, любительский труд, познание чего-то нового, изучение культурных ценностей, занятия художественной деятельностью, декоративно прикладными видами искусства, спортивный туризм и путешествия. Социальное удовлетворенность подростка будет напрямую зависеть от умения правильно распоряжаться своим свободным временем, что в полной мере проявляется в умении рационально направить свою деятельность на реализацию поставленных целей.

Классификация видов досуговой деятельности по Р. Байярд и  Д.Байярд.

1. Отдых. В данном случае будет рассматриваться, как средство снятия усталости и восстановление физического и духовного здоровья. Отдых подразделяется на:

- активный – физическая и культурная деятельность, которая на данном уровне увеличивается. Примерами активного отдыха можно считать туризм, занятия физической культурой, активные игры и т.д.;

- пассивный, направлен на снятие напряжения, расслабление. Примером пассивного отдыха выступает, созерцание природы.

Если пассивный отдых – это созерцание, то активный – деятельность.

2. Развлечения. Данный вид досуговой деятельности имеет компенсационный характер, т.к. обеспечивает человеку смену впечатлений. Яркими примерами данного вида досуговой деятельности являются: посещение выставок, музеев, театров, концертных программ, просмотр кинофильмов, а так же общение. Таким образом, развлечение – это вид деятельности в свободное время, который дает возможность повеселиться, отвлечься от забот и доставить удовольствие.

3. Праздник. Уникальный вид деятельности, сочетающий отдых с развлечениями, а так же позволяющий человеку ощутить эмоциональный подъём.

4. Самообразование. Непосредственно приобщает людей к морально – этическим нормам, ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Примером данного вида досуговой деятельности могут служить диспуты, чтение, лекции, семинары и прочее.

5. Творчество. Считается наиболее высоким уровнем досуговой деятельности.

Культуротворческие технологии ориентированы на творческое развитие личности, порождение и обогащение общекультурных ценностей, а так же активное участие в организации свободного времени человека. Культура досуга подростков зависит от того, представлены ли такие виды досуга, как:

- общественная деятельность;

- различные формы самообразования;

- техническое и художественное творчество;

- спорт;

- эстетическое воспитание;

- развлечение и отдых  и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большое значение имеет создание системы досуговой деятельности подростков, основными направлениями которой будут являться:

–формирование мировоззренческих основ личности;

–социально-педагогическая и психологическая поддержка подростков в личностном, профессиональном и социальном развитии;

–становление личности на основе освоения ею базовых элементов национальной культуры и общечеловеческих ценностей;

–развитие чувства коллективизма и навыков межличностного общения;

–повышение социальной, психологической, педагогической культуры педагогических работников, родителей, учащихся и гуманизация их взаимоотношений;

–развитие творческого потенциала;

–психолого-педагогическая профилактика асоциального поведения посредством приобщения к досуговой деятельности.

С целью формирования досуговой культуры подростков следует проводить такие мероприятия, как:

- дни открытых дверей,

- конкурсы различной направленности,

- линейки приуроченные к памятным датам,

- праздничные концерты,

- КВН,

- литературные встречи,

- спортивные состязания и т.д.

Все вышеперечисленное будет способствовать приобщению подростков к рациональному проведению досугового времени, развитию самоорганизации, привитию культурных ценностей, а так же социальных навыков, что положительно отразиться на социуме в целом.

Педагогические возможности досуга весьма высоки. Это и увеличение значимости досуговой деятельности в системе жизненных ценностей современного человека, т.е. того фундамента, на котором базируется вся его жизнь. Таким образом, творческая самореализация личности подростка напрямую зависит качества его досуговой деятельности.

Навыки, которые человек получил еще в детстве, подобных создают необходимый фонд досуговых умений, которые в дальнейшем позволят человеку содержательно и эффективно проводить свободное время. Доказано, что те умения, навыки, знания, которые ребенок получил в свободное время, а так же во время учебного процесса, воздействуют на его нравственный облик, определяют отношение с другими людьми, оказывают влияние на социальную и профессиональную ориентацию человека.

Раскрывая сущность культуротворческих технологий в системе организации досуга подростков, можно сделать вывод о том, что они оказывают большое влияние на этапах становления личности. Особенно ярко выражено влияние культуротворческих технологий на подростков, которые не всегда могут рационально распределить свободное время и правильно организовать досуг.  Определяющей характеристикой образа жизни подростков являются досуговые предпочтения, и самореализация подростков в досуговой сфере, которая свидетельствует как о структуре личности в целом, так и о личностных предпочтениях в способах проведения свободного времени. Другими словами, то, как подросток проводит свободное время, говорит о его склонностях и интересах, а так же отражает его уровень духовного и интеллектуального развития. Поэтому следует уделять большое внимание организации досуговой деятельности подростков, включать его в сферу активной культуротворческой деятельности, приобщать к культурным ценностям, обучать коммуникативным навыкам, таким образом, прививая культуру общения в социуме.

Источники литературы

  1.  Алпацкий, И. И. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / И.И.Алпацкий, Е.И.Григорьева – Тамбов: 2009. – 112 с.
  2. Дробинская, Е. И., Соколов, Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 2004. - 233с.
  3. Казанцева, В. Г. Подросток. Трудности взросления /2-е издание, дополненное.: Спб, 2008 - 178 с.
  4. Минц, Г. И. Свободное время: желаемое и действительное. М., 1978.- 222 с.
  5. Отнюкова, М. С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В. Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2003. - 186 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Организация досуга и занятости подростков «группы риска» в каникулярное время»

Цель программы:- Создание условий для оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков « группы риска», детей, оставшихся без попечения родителей и обучающихся из других категорий семей;- способств...

Анимационные технологии социально-культурной деятельности, как форма организации семейного досуга

Анимационные технологии   социально-культурной  деятельности,  как форма организации  семейного досугаЦЕЛЬ:ОБЩЕНИЕ, ПОДДЕРЖАНИЕ ГАРМОНИИ В СЕМЬЕ.ЗАДАЧИ:Помочь в творческой сам...

Роль родителей в организации досуга подростка

Досуговая сфера и ее роль в формировании личности школьника. Виды отдыха семьи в выходные дни. Вечерний отдых в семье. Сочетание отдыха с выполнением труда в семье....

Буклет "Организация досуга детей и подростков в период каникул"

Описание системы организации досуга детей и подростков в период каникул в условиях Центра детского творчества....

Презентация "О роли организации досуга подростков".

Роль школы и родителй в организации досуга подростков. Школьная статистика....

Роль родителей в организации досуга подростка

На основании анализа именно свободного времени учащихся можно давать оценку работе семьи по воспитанию и формированию личности....