Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования при обучении физики
статья по физике на тему

Чащина Вера Александровна

Организация проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач: организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Для того чтобы создать условия для самостоятельной проектной и исследовательской деятельности обучающимся, по физике, необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и  руководителей проекта (педагогов). Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта или исследования.

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает руководителей образовательных учреждений к организации информационного пространства образовательного учреждения. В настоящее время не все общеобразовательные учреждения готовы к организации информационного пространства: возникают кадровые проблемы, нет специально выделенного времени в расписании занятий педагогов и школьников, для занятия проектной деятельностью, отсутствуют свободные помещения (многие школы работают в две  смены), возникает проблема и с материально-техническим  оснащением (как правило, помогают родители или спонсоры). Радует то,  что все школы г. Иркутска достаточно хорошо оснащены информационными и информационно-технологическими ресурсами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_obespechenie_usloviy_organizatsii_proekta.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования при обучении физики

Организация проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач: организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Первым шагом в деле внедрения проектной деятельности учащихся должно быть выявление и разъяснение ситуации в образовательном  учреждении для понимания отношения каждого члена коллектива учителей и администраторов к новации. Не следует всех и каждого вовлекать в это дело. Необходимо соблюдать принцип добровольности, личной заинтересованности и готовности к творческой работе и перестройке в своей собственной педагогической деятельности.

         Для того чтобы создать условия для самостоятельной проектной и исследовательской деятельности обучающимся, по физике, необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и  руководителей проекта (педагогов). Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта или исследования. Школьнику понадобятся до определённой степени, сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новую информацию для обучающихся в ходе проекта или исследования руководитель проекта (учитель) может дать, в очень незначительном объёме, если это  необходимо автору проекта. Задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием. Учебный проект требует интеграции знаний из различных предметных областей. Руководителю проекта необходимо педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы для автора проекта и в целом общества. Проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся, по физике, требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, научных  консультантов и пр.). Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Например, групповое или самостоятельное планирование выполнения лабораторной работы, проблемное введение в тему урока, групповые формы  работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: учебно-методическое, материально-техническое  оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. Если отсутствует обеспечение проекта то проект очень сложно выполнить, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

         Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает руководителей образовательных учреждений к организации информационного пространства образовательного учреждения. В настоящее время не все общеобразовательные учреждения готовы к организации информационного пространства: возникают кадровые проблемы, нет специально выделенного времени в расписании занятий педагогов и школьников, для занятия проектной деятельностью, отсутствуют свободные помещения (многие школы работают в две  смены), возникает проблема и с материально-техническим  оснащением (как правило, помогают родители или спонсоры). Радует то,  что все школы г. Иркутска достаточно хорошо оснащены информационными и информационно-технологическими ресурсами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Региональный компонент в обучении физике

В школьный курс физики включаются те знания, которые прошли проверку практикой. Прикладная направленность законов физики выражена в том, что они составляют научную основу техники. Содержание сам...

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Использование метода учебного проекта и исследования на уроках и во внеурочной деятельности.

Современный образованный человек должен быть не только вооружиться знаниями, но и уметь их самостоятельно добывать, решать возникающие у него проблемы, уметь применить имеющиеся знания в любой ситуаци...

образовательный проект «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии"

Свою педагогическую деятельность  строю в соответствии с концепцией развития школы. Она ориентирует  на создание условий, способствующих формированию «человека культуры».«Человек культуры» –...

ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ГОСЗАКУПОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В данной статье систематизированы некоторые механизмы повышенияэффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ и услуг, путем распределения обязанностей внутри персонала образова...

Методические материалы по теме - Учебные проекты и исследования по истории и обществознанию

Работа над научно-исследовательской работой   начинается с выбора темы....

ТВОРЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Обобщение опыта работы использования проектной деятельности методиеского объединения  трудового обучения в школе для обучающихся с ОВЗ....