ТВОРЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
статья

Сперанская Марина Евгеньевна

Обобщение опыта работы использования проектной деятельности методиеского объединения  трудового обучения в школе для обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Сперанская Марина Евгеньевна

учитель трудового обучения

ТВОРЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД

ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

«Скажи мне - я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому - это станет моим навсегда»  

Это высказывание как нельзя лучше характеризует метод проектов.

           Актуальность использования проектного метода в настоящее время очевидна.  Переход специального  образования на ФГОС   требует от  ОУ формирования у детей  не только предметных, но и личностных результатов, то есть жизненных компетенций. Жизненные компетенции у школьников, как и любое качество личности, формируются в деятельности.  

В предметной  области   «Технология» способность учащихся к разным видам деятельности  развивается в процессе их приобщения к «миру труда».

И здесь необходимо понимать, что, именно «Проектная деятельность» в обучении наиболее эффективно   создает условия для формирования и развития коммуникативных, информационных, социальных и  трудовых компетенций. Ведь именно  создавая продукт в рамках проекта  необходимо  активно взаимодействовать, работать в команде, нести ответственность, делать дело, управлять своим временем и другими ресурсами и многое другое.

Проблемный анализ методов и приемов, показал, что действующими  дидактическими и методическими средствами  трудно сформировать жизненные компетенции,  которые обозначили выше.

Поэтому нами была поставлена цель – внедрение «Проектной деятельности» на системном уровне. В результате на сегодняшний день в нашей школе реализуется огромное количество проектов, связанных с профессионально – трудовым обучением. Такие как:

- общешкольные мероприятия в форме проекта: предметные недели «Труда и творчества», «Твой выбор», «Ярмарка ремесел»      

- образовательные проекты в предметной  области «Технология»:

«Снегокат», «Дом для кошки», «Наряд для выпускного вечера» «Подарок моей маме», «Я сегодня модельер», «Русский сувенир», «Грелка на чайник», «Конфетница», «Шкатулка», «Кормушка для птиц», «Часы-бабочка», «Символ года», «Воскресный ужин», «Гости на пороге», и др.

- межпредметные: «Кукла-сувенир. Русская красавица», «Бизиборд»,

Все эти проекты – творческие или даже сотворческие. Поскольку дети с ограниченным  интеллектуальным ресурсом нуждаются в значительной организующей, направляющей и психологической помощи со стороны взрослого.

 Но, ориентируясь на высказывание Л.С. Выготского о том, что «развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка», мы оптимистически подошли к возможности применения метода проектов для обучения.

На первом этапе лишь некоторые учащиеся старших классов разрабатывали и реализовывали свои проекты.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткого алгоритма  действий, но требует следования определенной логике и принципам.

Самым доступным для учащихся  по нашему опыту,  оказался «Творческий проект».

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов: поисковый, аналитический, практический, презентационный и контрольный. При этом, последовательность работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности:

  • проблемная ситуация
  • проблема, заключенная в ней и осознанная человеком
  • поиск способов разрешения проблемы
  • решение

Применение проектного метода расширило  возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации, придало  образовательному процессу диалоговый характер, позволило расширить диапазон результатов образования.

Мы отметили, что результатами проектного метода обучения  стали  следующие интеллектуальные и психологические новообразования:

  •  уверенность у обучающихся в собственных силах и возможностях  применения трудовых навыков
  • позитивный  образ  себя и  других
  • адекватность мотивации на успешную учебную и трудовую деятельность, заинтересованности в результатах своего труда
  • умения адекватно оценивать свой труд и деятельность других
  • «Командный  дух»
  • коммуникабельность, умение сотрудничать с разными людьми
  • умение искать пути решения поставленной задачи
  • навык самопрезентации
  • внутренняя потребность профессионального   самоопределения в процессе продуктивного труда.

Кроме того, универсальность данной педагогической технологии позволила нам в процессе проектной деятельности формировать следующие компетенции у обучающихся:

  • Умение справляться со своими личными проблемами, со стрессами (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы)
  • Умение управлять своим временем (проектировать процесс, планировать деятельность - время, ресурсы)
  • Принимать решения
  • Распределять обязанности при выполнении коллективного дела
  • Умение применять деловую техническую документацию  (инструкции,   технологические карты)
  • Умение составлять технологические карты
  • Осуществление деловой и межличностной коммуникации
  • Умение добывать и представлять информацию
  • Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других
  • Творчески подготовить и представить результат решения проблемы.

Обобщая свой  опыт  по реализации проектного метода на уроках трудового обучения, мы пришли к выводу, что:

  • Творческий проект является эффективным  методом для формирования жизненных компетенций.
  • В творческом  проекте деятельность ребенка строится на интересах и основывается на личном опыте. А это как раз то, что позволит не ломать голову над мотивацией.
  • Проектирование способствует коррекции интеллектуальных недостатков путем анализа, синтеза, сравнения  готового результата с образом изделия.  Это  важно для решения коррекционно-развивающих задач.
  • Проекты по изготовлению изделий являются средством эстетического и экономического воспитания.
  •  «Творческий проект» наиболее полно отражает сущность реализации принципов системно - деятельностного обучения.
  • Метод проектов позволяет комплексно решать триединую задачу обучения, развития и  воспитания. Воспитательные моменты возникают сами по себе, поскольку из них  соткан весь процесс проектирования.  

Таким образом, метод проектной деятельности многогранен.

Не все так гладко, как хотелось бы!

Одно можно утверждать смело – использование проектного метода    реально для обучающихся с интеллектуальными нарушениями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода учебного проекта на уроках истории и обществознания как ресурс формирования ключевых компетентностей

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в се...

Использование метода проекта на уроках трудового обучения.

Освещается цель проетного обучения, характеристика этапов проекта, классификация проектов, оформление паспорта проекта....

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

«Формирование жизненных компетенций обучающихся через уроки профессионального трудового обучения»

Формирование жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ через уроки профессионального трудового обучения....

Статья "Формирование познавательных учебных действий на уроках трудового обучения".

Формирование познавательных учебных действий на уроках трудового обучения....