Методика поэтапного формирования коммуникативной компетенции в письменной речи.
учебно-методический материал на тему

Дорофеева Светлана Гайсовна

Выявление наиболее эффективных способов формирования коммуникативной компетенции при обучении письменной речи на иностранном языке на всех этапах обучения через комплекс упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика поэтапного формирования коммуникативной компетенции в письменной речи.

Несколько лет я работаю над реализацией проекта «Методика поэтапного формирования коммуникативной компетенции в письменной речи»,  целью которого является выявление наиболее эффективных способов формирования коммуникативной компетенции при обучении письменной речи на иностранном языке на всех этапах обучения.

Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлось целью обучения в школе, ему придавалось второстепенное значение в силу доминирующего положения устной речи в программах и соответственно не было выражено в отечественных УМК по иностранному языку. Письменная речь выступала лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал и как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся.

Стремительное увеличение объемов и темпов обмена информацией вывело письменную коммуникацию на первый план. При сохраняющейся важности и ценности устного общения сегодня «практически 80% информационного обмена осуществляется посредством телекоммуникаций, а именно в письменном виде».

Именно поэтому сформированность коммуникативной компетенции (или УУД) является необходимым требованием новых ФГОС. Деятельностный подход, заявленный как основной при обучении по новым стандартам, реализуется в рамках моего проекта через комплекс упражнений, который предлагается  на каждом этапе обучения.    

Формированием коммуникативной компетенции следует заниматься систематически и идти от простого к сложному. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе. Но путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма как такового. На завершающем этапе ученик должен уметь писать те же тексты, которые каждый  образованный человек умеет писать на родном языке. Результатом реализации технологического деятельностного подхода через системное и поэтапное использование комплекса упражнений  является сформированность навыков коммуникативной компетенции.

Деятельность в рамках проекта.

                        Проект предполагает достижение поставленных цели и задач через 3     этапа: подготовительный, основной и заключительный.

      I. Подготовительный этап включал

      Изучение теоретической литературы по исследуемой проблеме.

  1. Сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта.
  2. Анкетирование для выявления потребности субъектов образовательного процесса и степени их готовности реализовать инновационный педагогический проект, для проведения социального исследования.
  3. Выявление на основе анкетных данных потребности субъектов образовательного процесса и участников проектирования.
  4. Разработка плана – графика проектной деятельности.
  5. Стартовый мониторинг контролируемых классов.

     II. Основной этап

  1. Структурирование собранного необходимого информационного материала.
  2. В плане дидактического обеспечения: 

   - Создание методических рекомендаций для успешного зрелого письма.

   - Разработка комплекса  упражнений для формирования навыков письменной речи.

   - Подборка шаблонов из зарубежных и отечественных УМК  по написанию разного вида работ (изложений, эссе, статей, писем и т. д.).

  - Составление памяток по написанию изложений, сочинений, рефератов.

  - Систематизация наиболее употребительных слов (синонимы, антонимы), связующие элементы, речевые обороты, грамматические конструкции, типичные для письменного изложения мысли.

  1. Разработка рефлексии и критериев диагностики сформированности  коммуникативной компетенции обучающихся.
  2. Использование разработанных комплексов упражнений, заданий для поэтапного формирования навыков письменной речи.
  3. Проведение промежуточных мониторингов эффективности внедрения проекта.

    III. Заключительный этап

  1. Подведение итогов.
  2. Оценка эффективности проекта.
  3. Рефлексия.
  4. Итоговый мониторинг эффективности проекта.

Практическая часть исследования.

Обучение письменной речи методически распадается на 3 этапа:

  1. работу по обучению графике и формированию орфографических навыков;
  2. соединение единиц письменной речи – предложений в определённой последовательности для развития навыка развёрнутого высказывания;
  3. построение письменных текстов, написание которых считается высшим умением письменной речи.

        На различных этапах содержание обучения письму будет различным. На начальном и среднем этапах обучения в  школе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе.        Рассмотрим поэтапно составляющие содержания обучения письму.

        На I этапе основное внимание направлено на овладение техникой письма, формирование орфографических навыков.  Дети учатся писать буквы алфавита, слова, предложения. Кто из нас не делал и не делает ошибок в правописании не только в иностранном, но и в родном языке? Что же касается английского языка, то сами англичане придумали пословицу «Пишем Манчестер, а читаем Ливерпуль».  Орфография является одним из наиболее проблемных моментов в обучении письму, орфографические ошибки неизбежны. Однако их количество можно сократить до минимума, если учесть определённые типологические группы сложностей и сформировать навыки самоконтроля и коррекции у самих учащихся. (daughter, neighbour, one - чаще это слова, имеющие древний корень, или заимствованные слова restaurant,)  

        В моём арсенале имеется ряд упражнений и заданий на формирование орфографических навыков. Назову некоторые из них: (распечатки - образцы)

  • Рифмовка слов.

Light – bright – fight – write – night – white, no – toe – sow – flow – bow

  • Группировка слов на основе фонемных соответствий.

      Здесь можно предложить учащимся индивидуально, в парах или группах       подобрать как можно больше слов, в которых есть определённый звук или фонема. Побеждает тот, чей список больше. При выполнении этого задания учащиеся могут пользоваться своими словариками, словарями и другими справочными материалами. Если учитель хочет облегчить и ускорить выполнение задания, то можно предложить список слов, из которого учащиеся и будут выбирать. Естественно, в таком списке будут слова, где один и тот же звук или фонема передаются разными буквосочетаниями.

  • Списывать текст, выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения;
  • Восстанавливать слово, предложение, текст; Игра «Tick tock toe»
  • Соревнование по командам (на доске либо начало слова, либо  слова с пропущенными буквами)
  • Разгадывать (составлять) кроссворды, загадки, чайнворды, ребусы и т.д.;
  • найти ошибки в данных словах, предложениях  

           (игра «Аукцион» покупают предложения без орфографических ошибок);

  • Алфавит У учителя 2 набора карточек с буквами алфавита, класс делится на 2 команды, каждая получает один набор карточек, когда учитель произносит слово pencil ученики бегут к доске с соответствующими буквами и составляют слово. Команда, составившая слово первой, получает количество очков по числу букв в слове
  • Лестница из слов  bear

                                          a

                                          travel

                                                 o

                                                 o

                                                 kite

  • Hangman (Тopic “Travelling”, - - - - - it’s a means of transport (plane).
  • Игра “The Comb” (соревнование) Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих слово по вертикали

 

  E x e r c  i  s e

   a    g   a  n i

   t     g  k  k x

              e

  • Учащиеся составляют новые слова из букв данного слова representative

      Present, nest, tea, test, art, sir

  • 4 4 = 16
  • Magic Square или на доске разбиваю слово на слоги, дети вычёркивают слова.
  • Снежный ком, записать все слова
  • Писать разные виды диктантов: зрительный диктант, самодиктант, аудиодиктант, в воздухе        (при подготовке);

Например, на закрепление существительных во множественном числе, образованных не по правилу, рекомендуется следующее упражнение: один учащийся пишет другому на спине слово в единственном числе (woman), а последний должен понять написанное слово и написать на спине другого это существительное во множественном числе (women); слова и предложения учителя лишь первую и последнюю буквы каждого слова. (Russian –  R – n), а потом восстановить слова или текст;

                   Диктант (листочек на доске, проводится в 2 этапа) 1 этап - Листочек со словарным диктантом на доске, слова или текст диктанта написаны (напечатаны) не очень крупным шрифтом (чтобы нельзя было увидеть с первой парты), ученики (второй вариант) подбегают к доске, запоминают слово или предложение, возвращаются к своей парте, диктуют слова или предложения своему соседу по парте (первому варианту), можно помогать (диктовать по буквам), главное, чтобы ученики I варианта правильно записали их под диктовку. Учитель контролирует, кто быстрее справится с заданием. После этого текст диктанта появляется на слайде. Дети корректируют ошибки в тетрадях. Подводятся итоги, какая пара быстрее  и правильнее записала слова или текст.

Работу с подготовкой к диктанту можно продолжить на этом же или на следующем уроке, когда дети рассаживаются по одному по всему классу и теперь I вариант диктует эти же слова  или текст своему соседу по парте, II варианту.  Таким образом оба варианта побывают и в роли диктующих, и в роли пишущих. Учитель даёт задание - подготовиться к диктанту дома.

После такой тщательной тренировки ученики, как правило, имеют только положительные отметки за диктант, проведённый учителем.

  • Аудиодиктант (учитель диктует)
  • Домашняя подготовка к диктанту (гармошка)
  • Отвечать письменно на вопросы к тексту, картинке;
  •  Заполнять простую анкету (имя, фамилия, возраст, любимая сказка, еда, вид спорта и т. д;
  • Писать поздравления с Новым годом, Рождеством, с днём рождения;
  • Короткое письмо зарубежному другу (в рамках изучаемой тематики), правильно оформлять конверт с опорой на образец;

                    Все упражнения на 1 этапе должны быть связаны с окружающим миром. Цель мини – упражнений – приучить к культуре письма, научить детей писать аккуратно и грамотно. На начальном этапе большая часть упражнений проводится в игровой форме.

        На II этапе письмо в большей мере используется и как цель, и как средство обучения. Очень часто учителя дают задание подготовить доклад, сообщение на тему, не задумываясь о том, умеет ли ученик рационально работать с источниками, выделять ключевую информацию, делать выписки, составлять план или тезисы, сокращать текст или расширять его, логически связывать и грамотно оформлять мысли. А ведь эти мелочи подчас могут стать непреодолимым барьером  в выполнении творческих письменных заданий.

  На своих уроках стараюсь уделять значительное внимание обучению письму. Делается это последовательно, от стадии записи идей, ключевых предложений, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений, различных по объёму и характеру.

  • Мозговой штурм  (секрет этого способа - думать быстро и воздерживаться от критики. Слова «это не подходит, это уже было и т.п.» снижают энтузиазм и перекрывают источник идей. (записывают на стикерах,  работают в группах) Family, Friend
  • Приём «Послушать – сговориться – обсудить».

  Приём интерактивного обучения. Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любым уровнем подготовки.  Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, из 6 слов отобрать 3 и огласить их классу. После того, как учитель напишет на доске все слова, предложенные парами, начинается отбор трёх слов, выражающих суть темы. Со словами составляются предложения.  Таким образом, за несколько минут проделывается  работа, на которую при обычных подходах не хватит урока.

  • Sentence-starters Можно воспользоваться следующими идеями для 5-минутного письма, в котором учащиеся учатся кратко излагать свои мысли и в то же время развивать их.

Softly falling snow is like…        (распечатка)

Sometimes I feel…

When I see…I remember…

When I hear…I think of…

I wonder…

Tomorrow… (распечатка)

  • Преувеличение
  • Допиши предложение, дети выходят по одному и дописывают по одному слову справа и слева, так чтобы получилось предложение.
  • Учитель даёт начало предложений группам (можно проводить на разные грамматические темы) to be going to, I wish, if –clauses.  Используется лист А-3 и стикеры, на которых дети пишут предложения и  наклеивают  на него, лист вывешивается на всеобщее обозрение, зачитываются предложения, другая группа угадывает кому принадлежит то или иное предложение.
  • Допиши предложение (выходят по одному к доске)
  • Параллельное письмо Все виды письменных упражнений на данном этапе должны быть личностно – ориентированными,  должны быть обращены к ученику,  учитывать его опыт и знания. Одним из видов личностно – ориентированного упражнения является параллельное письмо. Упражнения, основанные на параллельном тексте являются хорошей практикой не только для собственно письма, но и способствуют развитию коммуникативных навыков при обмене информацией.
  • Игра “Fortune teller” (будущее время)

      Часто практикую такие виды заданий и детям они очень нравятся.

  • Прослушав описание 2-х предметов (2 houses; 2 pets; 2 films; 2 books; 2 dogs…) учащиеся должны высказать свое мнение в письменной форме, почему им нравится или не нравится тот или иной предмет. (I (don’t) like … I prefer)
  • Unusual objects распечатка
  • Составление рассказа  на листочке,  дети работают по цепочке, передавая их по кругу (вопросы написаны).

Работа с текстом

  • сюжетная таблица   Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:

                Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

  • Домашнее чтение (распечатка)
  • Активно использую задания, развивающие творчество учащихся. Опыт показывает, что навыки английской письменной речи формируются успешнее по той теме, в процессе изучения которой системно используются творческие задания: изложения, сочинения, очерки (собственный взгляд на вещи и явления), групповой проекты, рассказы, стихи.
  • 10 слов на доске (существительные, глаголы), составить рассказ в группах
  • Опоздание на урок –  объяснительная

Не сделано домашнее задание (после каникул)

  • Create your Superhero  (инсценировка)
  • На лето или на каникулы старшеклассникам можно предложить завести дневник, где бы они коротко описывали происходящие с ними события.
  • Интересной формой письменных творческих заданий может быть написание стихотворений, где учащиеся могут сочинять  свои собственные стихи по образцу. Например, управляемым поэтическим упражнением является стихотворение, которое сочиняется в ответ на специально подготовленные вопросы или по шаблону:

   -What three colours do you like best?

    -What dream did you see last?

    -What do you compare the clouds to?

    -What do you remember from your childhood?

    -How do you imagine the future?

     В написании «белого стиха» могут помочь ассоциации:

    -Associate the Sun with 4 nouns

     -Associate the Sun with 4 adjectives

     -Associate the Sun with 4 verbs

   -Associate the Sun with 4 adverbs

  • Написать историю, которая произошла с тобой – выдуманную на 100%; или содержащую 50% правды и 50% лжи.
  • В конце урока  Приём  "Телеграмма"

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою рассказа,  стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

На III этапе нужны умения, чтобы:

- писать различного рода письма и ответы на них, включая как личные, так и официальные; (шаблоны)

- сюда же относится заполнение анкет;

- составление автобиографий;

- написание заявлений (в том числе о приёме на работу, зачислении на учёбу);

- написание рецензий, докладов, сочинений, изложений, поздравительных открыток, записок и т. п., т. е. мы должны научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке.

        Как видно из программы, обучение письменной речи включает в себя не только формирование навыков письма, а также передачу информации в письменной форме, т. е. формирование навыков письменной речи.

        В современных учебных пособиях, особенно в зарубежных, предлагаются разнообразные шаблоны по написанию творческих работ. Я сделала подборку образцов таких заданий, а также составила памятки по написанию изложений, сочинений, разработала рекомендации  для успешного зрелого письма и отобрала наиболее употребительные слова (синонимы, антонимы), речевые обороты, грамматические конструкции, типичные для письменного изложения мысли.

Мой  выбор данной темы не случаен. Знание основных требований, предъявляемых к написанию письменных текстов разных стилей и жанров, помогает учащимся преодолеть неуверенность при письменном изложении своих мыслей, при выражении своего отношения к той или иной проблеме или событию, помогает выработать алгоритм написания письменных работ, развить логику мышления, творческие способности, в целом способствует совершенствованию знаний иностранного язык.

        Теоретическая значимость проекта состоит в том, что проанализирован, обобщён и систематизирован материал по проблеме формирования письменной коммуникативной компетенции.

         Практическая значимость состоит в том, что в работе предоставлен комплекс упражнений для учащихся начального, среднего и старшего этапов по формированию письменной коммуникативной компетенции.

Программа проекта построена по принципу согласования с содержанием учебного материала, целями и задачами учебной программы, с учётом возрастных особенностей учащихся.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...

Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Использование активных методов обучения иностранному языку становится приоритетным направление в образовании. Вашему вниманию предоставляется небольшая статья, в которой раскрыты основные а...

Формирование коммуникативной компетенции в диалогической речи при обучении английскому языку (начальный и средний этап)

Формирование коммуникативной компетенции в диалогической речи при обучении английскому языку (начальный и средний этап)...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка при обучении грамматической стороне речи на средней ступени.

Основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка....

Критерий «Формирование коммуникативных компетенции» Показатели и индикаторы оценки коммуникативной компетенции

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информацион...

Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам.

Компетентностный подход, продекларированный в современной системе образования на всех уровнях, предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкрет...