«Роль учителя в расширении образовательного пространства через музейно-педагогическое проектирование»
учебно-методический материал на тему

Дашевская Евгения

ВВЕДЕНИЕ

 

          В настоящее время в образовательной политике всё больший вес приобретает культурологическое направление. Движение к открытому обществу через диалог культур формируется как современный общественный заказ, реализация которого осуществляется через многообразие социальных институтов, прежде всего, через систему образования. Усиливается стремление к взаимодействию школы с таким социальным институтом культуры как музей, восстанавливающее неразрывное единство культуры и образования.

          Ценность любого экспоната музейной коллекции, художественного произведения, научной идеи, технического изобретения- абсолютна, эта ценность не девальвируется прогрессом.

          В своей управленческой деятельности я исхожу из того, что определяющим в искусстве руководства  является принцип вариативности, дающий возможность педагогическому коллективу выбирать и конструировать педагогический процесс, разрабатывая варианты его содержания, используя возможности современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур .

 

 

 

Основная часть.

 

          Эффективность урока определяется не только арсеналом имеющихся методических разработок, но и расширением образовательного пространства с целью нравственно-культурной ориентации ученика. На базе школы работает музей «Непобеждённый Гангут». В учебно-воспитательном процессе он играет роль не только как музей боевой славы, но и как средство расширения образовательного пространства учеников.

          Одной из целей школьного образования является расширение образовательного пространства. Реализация данной цели является необходимым условием для расширения круга личностно-значимых для учащихся проблем.

          Под образовательным пространством понимают осваиваемую учащимися окружающую среду для достижения им цели образования. Образовательное пространство человека-это не просто его окружение, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует в процессе образовательной деятельности.

          Расширение образовательного пространства учащихся связано прежде всего с совокупностью источников информации, отражающих разные подсистемы культуры в многообразных текстах, в которых школьник должен ориентироваться и языки которых должен освоить.

          Для расширения образовательного пространства школьника могут быть использованы тексты на печатной основе, аудиовизуальные, информационно-компьютерные, реалии социокультурной и природной среды. Все источники информации, содержащие тексты, условно можно разделить на две большие группы: «школьные» и «внешкольные».

          «Внешкольные» источники информации - это источники, которые находятся за пределами учебной книги, существуют в реальной социокультуре, природной среде и работу с которыми «организует» учебник. К таким источникам можно отнести «город как школу» (памятники и достопримечательности, музеи, театры, кино, видео, библиотеки, предприятия, люди), окружающую природу, средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), информационные компьютеризированные каналы, дополнительную литературу (первоисточники), программы дополнительного образования, социальные инициативы школьников, программы образовательного туризма.

          Обратимся к «внешкольным» источникам информации. Сегодня общее образование понимается как школьное, дополнительное, самообразование, освоение учащимися социального опыта. Учебник не может быть единственным источником знаний учащихся. Кипа учебников в таком случае подменяет для школьника весь большой мир, который перестаёт быть предметом познания, как того требуют цели общего образования. Мир природы, социальный мир, мир человеческой культуры – всем этим становятся учебники. А они должны решать задачу формирования ориентации школьников на использовании «внешкольных» источников информации, обеспечивающих расширение образовательного пространства учащегося.

 

Музейно – образовательное пространство.

    

          В последние десятилетия представления о школьном образовании подвергаются серьёзным коррективам. Сегодня педагогическое сообщество отчётливо осознаёт, что образование и воспитание больше не являются монополией школы. Наряду со школой ниву просвещения возделывают семья, музей, библиотека, театр. Эти исторически сложившиеся социальные институты в то или ином виде существуют и в современной жизни, сохраняя уникальный педагогический потенциал, и, следовательно, остаются каналами приобщения к культуре.

          Их единство осознаётся и рассматривается педагогической наукой как новое образовательное пространство.

          Это заставляет заново осмыслить роль и место аудиторного образования вообще и традиционного школьного урока, в частности. Сегодня центр тяжести постепенно смещается в сторону внеаудиторных образовательных моделей: в пространство индивидуальных образовательных стратегий, позволяющее воспользоваться комплексом исследовательских методов окружающего мира (от частного к общему). Во вновь формирующемся образовательном пространстве видятся и новые перспективы, обусловленные, прежде всего, утверждением идей развивающего обучения (Ж.Пиаже, Л. Выготский).

          Современный педагогический процесс всё более строится от потребностей ребёнка, а не от представлений взрослого о том, что ребёнку важно, нужно, интересно. Логика этого процесса, его темп, содержание и формы строго задаются закономерностями естественного развития личности ребёнка и соответствуют основным возрастным этапам его развития. Обучение больше не ассоциируется с образом  «мудрого» наставника, «наполняющего сосуд» или «пишущего на чистом листе».

           В этом контексте доминирующее значение приобретает природное и культурная среда. Наиболее информационно – насыщенной средой, обладающей огромными потенциальными возможностями, является музейное пространство.

          Для того чтобы музейная среда стала в полном смысле музейно – образовательным пространством необходимо придать ей качество развивающей среды. Являясь наглядным и упорядоченным собранием предметов, создающих образ действительности из её же собственных элементов, музей помогает человеку сориентироваться в реальной предметно – пространственной среде, систематизировать знания о мире. Музей в сочетании с реальной предметно – пространственной средой, окружающей человека, может помочь не только в изучении частных учебных дисциплин, становясь иллюстрацией школьного курса или отдельных сфер человеческой деятельности. Музейное собрание способно обеспечить синтетический уровень знания о мире. Осваиваемое от музейного объекта – к музейной коллекции, а от неё – к музейному пространству оно закладывает опыт ориентирования как в реальной музейной среде, так и в пространстве культуры.

          Движение от реальной музейной среды к пространству культуры задаётся следующими ориентирами: вещь как знак эпохи – музейная коллекция как образ эпохи – музейное пространство как диалог эпох, диалог культур. Конструируя развивающую среду в том или ином конкретном музейном пространстве, педагогу предстоит найти тот уникальный индивидуальный «ключ», с помощью которого посетитель – ребёнок «откроет» для себя музейное собрание, превратив «кладовку ценностей» в лабораторию отработки индивидуальных моделей освоения культурного наследия. Осознание новых границ образовательного пространства  заставило по иному взглянуть на приёмы и методы приобщения к культурному наследию. Именно музею в этом новом образовательном пространстве отведена особая роль.

     Музей – «мир вещей» – идеальное воплощение диалога культур: в нём мирно «уживаются» следы различных эпох, каждый из которых обладает уникальной, непреходящей ценностью. В сегодняшней музейной практике сосуществуют два способа освоения музейных экспонатов – просветительная и музейно – педагогическая.

     Просветительная деятельность музея – тип аудиторного образования, осуществляющегося в музейном пространстве, представляет собой различные виды и формы трансляции законченного знания. Главной фигурой становится  эксперт – экскурсовод, специалист – человек, владеющий информацией, увлечённый своей работой, способный ярко и образно рассказать об экспонатах. В контексте подобного общения с посетителем музей превращается в аналог школы, воспроизводя тот способ постижения мира, который типичен для школьного аудиторного образования.

     Музейно – педагогическая деятельность музея реализует тип внеаудиторного образования, в котором процесс познания не дублирует школьное, а строится «от вещи», музейного объекта, с использованием специфических методов их освоения.

     Эта схема ярко описана музейным педагогом Ф.Сордой: «Существует мнение, что образование должно готовить ребёнка к жизни в реальном мире… идей. Идеи воплощены в предметах. Раскрывайте идеи посредством предметов, обязательно выявляя их неразрывную связь».

     В музейно – образовательной парадигме вещи, предметы и объекты материальной среды, а также разнообразные жизненные явления и ситуации являются не иллюстрацией, а объектами исследований. Их рассматривание, изучение, оценка пробуждают эмоциональные отклики и впечатления, формирование самостоятельных суждений, понятий и идей, а также их верификацию. Это расширяет границы образовательного пространства, позволяя осознать музей как модель мира, в конечном счёте превращая любое явление жизни в источник познания, а окружающий мир – в развивающую среду.

Образовательный потенциал музейной педагогики сам по себе ещё не гарантирует развитие. Это произойдёт только тогда, когда в центре внимания педагога окажется не овеществлённое в музейных объектах знание, а личность ребёнка, развивающаяся в общении с ними.

 

Взаимодействие музея и школы в едином образовательном
 пространстве.

   

     Историческая справка.

     В 1970 году в школе № 224 Фрунзенского района по инициативе ветеранов – защитников полуострова Ханко был организован и открыт Зал Боевой Славы.

     В 1973 году Зал получил городской паспорт и статус музея.

     В 1986 году музей был передан школе № 368 Фрунзенского района.

     Музей посвящён доблести русских воинов в Северной войне, «Гангутскому сражению» 1714 года и доблести советских воинов в Великой Отечественной войне на полуострове Гангут в 1941 году. ( в 2003 году музею исполнится 30 лет).

     Тематико – экспозиционный план был составлен сотрудниками ЦВММ, курирующими школьный музей и содержит следующие экспозиции:

1.     Зал Петровской эпохи.

Содержит экспонаты, посвящённые Северной войне и истории Санкт – Петербурга. Здесь репродукции, гравюры, макеты фрегатов, макеты матросов, макеты восьми знамён полков из 15 –ти, участвовавших в Гангутском сражении, бюст Петра I из мастерской Аникушина.

2.     Гангут:

а) Командование ВМБ.

б) Поэт и художник на Ханко.

в) Памятник доблести защитников Отчизны.

г) Рода войск.

д) Защита о. Осмусаар.

е) Эвакуация.

ж) Гангутцы – Герои Советского Союза.

з) Разгром врага под Ленинградом.

3.     Память.

В экспозиции – центральная установка музея – Священная земля: с Пискарёвского кладбища; с высот, где похоронено более 100 тысяч ленинградцев; с братских могил полуострова Ханко, Одессы, Хатыни, Орла, Сталинграда, Новороссийска, о. Осмусаар. В знак памяти имитирован «Вечный огонь».

 

    В фондах музея хранятся 2 276 экспонатов, 580 из которых составляют основной фонд. Среди них личные вещи и оружие защитников Ханко, приборы с боевых самолётов, листовки выпуска 1941 года, картины художника Трескина и многое другое.

   В музее побывали писатель В. Рудный, поэт М. Дудин, есть книга стихов с дарственной надписью Ольги Бергольц.

   Музей посещали в разное время делегации из ГДР, Вьетнама, Польши, Кубы, туристы г. Москвы, Днепропетровска, Таганрога, Свердловска, Одессы, Риги, Хаапсалу, Прилуки.

Музей был только местом посещения с проведением экскурсий руководителем музея. На расширенном Совете музея вместе с Советом ветеранов, проанализировав все виды деятельности с использованием материалов музея, пришли к выводу, что необходимо изменить роль музея в школьном образовании.

И в ноябре 1996 года благодаря Совета ветеранов Гангутцев была организована первая поездка на места боевых сражений полуострова Ханко в Финляндии, где в годы Великой Отечественной войны была передовая линия фронта. Учащиеся совместно с ветеранами посетили Петровкую просеку , фронтовой музей под открытым небом, места захоронения защитников Ханко. А также посетили различные школы и гимназии и познакомились с образовательным процессом.

      В  августе 1997 года также совместно с ветеранами учащиеся вновь посетили полуостров Ханко и Хельсинки с целью ознакомления культурно – исторических мест Финляндии.

     В августе1998 года учащиеся вместе с ветеранами, родителями, с военно – морским оркестром Екатерининского дворца посетив полуостров Ханко ходили в поход на шхунах на о. Бенгшер, где открывали памятную доску погибшим Советским воинам.

     В сентябре 2000 года ветеранами и родителями  была организована экскурсия по изучению культурно – исторических мест в г. Ханко и г. Котка.

     В результате неоднократного посещения и ознакомления с культурно – историческим наследием Финляндии потребовалось полное пересмотрение  направленной деятельности школьного музея. Музей занял центральное место в учебно – воспитательном процессе. Он стал играть роль не только музея боевой славы, но и как средство расширения образовательного пространства учеников.

 Для  наилучшего достижения этой цели стало необходимо пересмотреть структуру взаимодействия музея и школы в едином образовательном пространстве. (см.  приложение «Схема взаимодействия музея и школы в едином образовательном пространстве»).

         Появились новые формы работы с использованием материала музея:

1)       Подготовка экскурсоводов с самостоятельной разработкой новых тем экскурсий:

-         «Корабли – Гангуты»;

-         «Защитники полуострова Гангут»;

-         «Поэт и художник на Ханко»;

-         «Флаги и знамена»;

-         «Эвакуация полуострова Ханко»;

-         «Творческая экскурсия»;

-         «Я – сама по экспозициям ЦВММ»;

-         «Летчики на Ханко»;

-         «Рисуют дети блокады»;

-         «Петропавловская крепость»;

-         «Подводный флот на защите Ленинграда»;

-         «Современное судостроение»;

-         «Профессия – подводник»;

-         «Памятники доблести: церковь Св. Пантелеймона»;

-         «Гангутские сражения»;

-         «Был «город фронт» – была блокада»;

-         «Поэтическая экскурсия»;

-         «Российский флот – 300 лет»;

-         «Реформа Петра I»;

-         «Оружие петровской эпохи»; и др.

2)       Подготовка лекционной группы, которая включала два вида работы:

а) Серия рисунков-заданий, в которых требуется нарисовать свое видение проблемы, например, то, как ребята понимают что такое свобода, закон или приватное пространство. Эта работа позволяет им образно выразить свое представление о мире. Примерные серии рисунков:

-         «Моя семья»;

-         «Мир вокруг нас»;

-         «Фантастический проект «Моя страна»»;

-         «Нет войне»;

-         «Самый радостный день в моей жизни»;

-         «Вредны привычки»;

-         «Я и имена»;

б) Дискуссии: в ходе занятий учащимся предлагается обсудить какую-либо проблему. Дискуссии позволяют каждому высказать свою точку зрения, выслушать чужое мнение, поспорить. Участники получают опыт самовыражения, видят, как по-разному люди могут смотреть на вопрос, учатся уважать чужое мнение. Дискуссиям предшествуют встречи с интересными людьми, написание сочинений, обсуждения за круглым столом по следующим вопросам:

-         «Покончим с грубостью»;

-         «Уважение индивидуальных различий»;

-         «Терпимость к различиям. Толерантность.»;

-         «Право на жизнь и война»;

-         «Свобода и личная неприкосновенность»;

-         «Всеобщая декларация человека» (по материалам СМИ);

-         «Государство»;

-         «Гражданин»;

-         «Мы – петербуржцы: герои труда, герои сражений, предприниматели, ученые, художники, писатели».

3)       Организовали творческие мастерские: учащиеся могут самостоятельно выполнять различные исследовательские работы, разрабатывают опросники, проводят интервью, проводят видеосъемки, выпускают фотомонтажи, создают журналы, организуют деловые игры. Учащиеся в любой форме защищают свой проект. При оценке учитывается творчество, оригинальность решения проблемы, работа с дополнительной литературой, степень раскрытия проблемы.

4)       Агитвыступления:

а) Конкурс сочинений по темам:

-         «Реликвия в моей семье»;

-         «Портрет моего деда»;

-         «Орден в нашем доме» и др.

б) Конкурсы, викторины, игры к традиционным праздничным датам:

-         «Знаешь ли ты свой музей?»;

-         «Живые картинки»;

-         «Эх, дороги!»;

-         «Андреевский флаг»;

-         «Знатоки Санкт-Петербурга»;

-         «Корабли – Гангуты»;

Материалы музея и его экспозиции стали использоваться учителями школы в решении частно – методических вопросов.

Исследовательская деятельность учащихся с архивными документами позволила собрать материал для работы по следующим темам:

«Мемуары как литературный жанр»    (на материалах воспоминаний личного состава  гарнизона полуострова Гангут);

«Военная публицистика»     ( по материалам газет «Красный Гангут» 1939 – 41г.)

«Агитационный плакат. История создания»   (материалы экспозиций музея, воспоминания участников обороны Гангута;

«Отражение исторической действительности и внутреннего мира человека в литературе военных лет»   (материалы музея, творчество бойцов – Гангутцев);

«Россия и Финляндия Петровской эпохи»  (исторические архивы, экспозиции музея);

«Первая победа русского парусного флота в 1714 году»  (изучение знаменательных дат воинской славы России);

«Неизвестная война (Кампания 1939 г.)»  (музейный материал, воспоминания участников событий);

«Деятельность музея в героико – патриотическом воспитании учащихся»

(взаимодействие с Советом ветеранов музея);

«Блокадный город»   ( по материалам музея);

«Герои Ханко»   (материалы музея, воспоминания участников).

     Все эти материалы используются на уроках литературы, истории, на уроках мужества, иностранного языка, физики, химии, ОБЖ.

     Традицией школы стало участие ветеранов – Гангутцев в праздниках, на уроках мужества, конкурсах, викторинах, в военно-спортивных играх, смотрах.

Школьный совет музея руководит историческим клубом, организует творческие мастерские, выставки рисунков, фото и видеозаписи.

Работа музея проводится под руководством сотрудников музея ЦВММ и Государственного музея защиты обороны Ленинграда.

Совет музея принимает активное участие в объединении «КЛИО» ГДТЮ.

Учащиеся школы ежегодно участвуют в районных и городских конкурсах в номинациях: «Юный экскурсовод», «Лучший актив музея» и получают грамоты, дипломы, благодарности и также являются лауреатами Всероссийского смотра военно – исторических музеев образовательных учреждений посвящённого 55-летию Победы в Великой Отечественной войне. Совет музея неоднократно был награждён путёвками в лагерь «Зеркальный», «Орлёнок», «Волна».

В период 1996 по 2014 год школу неоднократно посещали историки, корреспонденты газет и журналов, работники телевидения и преподаватели школ и ВУЗов различных городов Финляндии и образованный «Институт Финляндии» в Санкт-Петербурге. Результатами этих встреч стала организация совместных семинаров по  изучению вопросов преподавания.

 

 

 

     При поддержке УПМ работа школьного музея на сегодняшний момент строится по программе «Музей и школа – единое образовательное пространство».

Руководитель музея обучается на двух годичных курсах по этой программе при УПМ.

 

Современная концепция школьного музея:

 

     Создать условия для личностно – значимой работы учащихся при музее.

1.     Формирование любви и уважения к своему Отечеству по принципу «Патриотизм – не воспитание, а образ жизни». (Фучек).

2.     Умение работать с документами, архивными материалами прошлого своей страны.

3.     Развитие коммуникативного общения, навыков публичных выступлений, организаторских навыков.

4.     Ориентирование на передачу культурного опыта через педагогический процесс в музейном пространстве.

 

Работа школьного музея ведётся в следующих направлениях:

 

1.     Группа экскурсоводов (разработка и проведение экскурсий, участие в школьном,  районном, городском конкусах).

2.     Творческие мастерские.

3.     Исторический кружок.

4.     Лекционная группа (поиск и собрание материалов, работа с документами, лекции).

5.     Бинарные уроки и проведение классных часов с использованием материалов музея.

6.     Подготовка и проведение конкурсов, игр, викторин, литературно – музыкальных композиций.

7.     Проведение интервью.

8.     Оформление стенгазет, фото и видео съёмка.

9.     Учебно – производственная практика (реставрация и создание экспозиций).

10.                       Разработка и проведение экскурсий на английском языке.

11.                       Использование компьютерной сети для совместной работы с учащимися и педагогами других стран.

 

     В программе развития образовательной системы Санкт-Петербурга изложены социальные цели школьного образования, касающиеся формирования системы ценностей учащихся. В этом документе отмечается, что Санкт-Петербург хочет видеть выпускника школы :

-         человеком, уважающим права и основные свободы человека;

-         человеком, сознательно и ответственно относящимся к своей жизни и здоровью;

-         человеком, достаточно образованным для достижения личного и семейного благополучия и успеха;

-         человеком с высоким гражданским  самосознанием;

-         человеком, способным к сотрудничеству с другими людьми, уважающим права граждан, терпимым и внимательным к чужому мнению;

-         человеком, стремящимся стать мастером своего дела;

-         человеком с широким кругозором культурных потребностей;

-         человеком, воспринимающим природу как жизненную ценность.

Перечисленные ценности характеризуют отношение человека к обществу, природе, культуре, к другим людям и к самому себе.

  Одной из частных целей школьного образования является: расширение образовательного пространства учащихся.

1.     Формирование у учащихся умений использовать в целях образовательной деятельности все виды школьных источников информации.

2.     Формирование у учащихся умений использовать в целях образовательной деятельности все виды внешкольных источников информации.

3.     Развивать у учащихся способность выбирать источники информации в соответствии с целями и условиями познавательной деятельности.

 

Музей школы может быть отнесён как к школьному, так и музейному пространству, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества детей, учителей, родителей и ветеранов. В результате возникает единый учебно – воспитательный комплекс «Школа – Музей», способный эффективно включаться в образовательный процесс. Опыт работы школьного музея позволяет сделать вывод, что масштаб и разнообразие форм деятельности воспитательных и образовательных возможностей очевиден.

     При успешной работе музея школа приобретает своё особое лицо, особую специфику образовательной среды.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Роль учителя в создании оптимальной организации учебного пространства на уроке"

Педагогический совет по теме " Роль учителя в создании оптимальной организации учебного ространства на уроке". Цель: определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности для ...

Оценка образовательных результатов младших школьников для урока через применение технологии проектирования

презентация об оценочно- отметочной системе в школе и о роли самооценки у младших школьников...

Роль учителя в создании педагогического пространства, обеспечивающего образовательные потребности учащихся на уроках русского языка

В статье приводится информация об опыте дифференцированного подхода к учащимся, имеющим недостаточный уровень подготовки по русскому языку, а также о самых различных приемах и методах обучения, у...

Роль учителя в технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить....

Роль учителя в повышении качества образования через внеурочную деятельность.

Статья. В статье раскрываются основные задачи учителя в повышении качества образования через внеурочную деятельность....

Семинар "Роль учителя в создании оптимальной организации учебного пространства на уроке".

Семинар определяет роль учителя в работе на уроке и обозначает наиболее значимые критерии успешности педагогической деятельности для педагогического коллектива....