конкурсное задание "Я - учитель"
статья на тему

Осетрова Алевтина Анатольевна

 

Современный учитель – это личность, потому, что только личность может воспитать другую личность – личность современного школьника, что и является главной задачей современной школы.Учителю должны быть свойственны честность, рассудительность, тактичность, открытость, ответственность, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, инициативность, самоуважение, гордость, стремление к самосовершенствованию. Однако, все эти качества должны сочетаться с любовью к детям, которая часто граничит с самоотверженностью, а иногда и с самопожертвованием. Любовь к детям обязательно предполагает терпимость и уважение к ним, такт, эмоциональную культуру педагога и отзывчивость. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, которыми должен обладать современный учитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnoe_zadanie_esse.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Я - учитель»

«Учитель – это тонкая работа.
Он – скульптор, он – художник, он – творец.
Не должен ошибиться ни на йоту,
Ведь человек – труда его венец»

Изменения, происходящие в стране и обществе, предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос.  Учитель - человек, который берет на себя великую ответственность, миссию - учить других: верить в себя,  быть  оптимистом, уметь  идти за мечтой.

 Оптимизм, одухотворенность  - необходимые ценностные качества современного учителя. Он должен верить в себя, в своих учеников, их успешность, поддерживать во всех  сложных и противоречивых  ситуациях. Тогда и ученики обретут веру в себя. Каждый ребенок  приходит в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Если  не поддерживать в нем веру в успех, не уметь "проектировать лучшее в человеке, пусть даже с риском ошибиться", огонёк жажды знаний гаснет. Ребёнок теряет веру в свои силы,  но ещё хуже, если  он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей. И тогда все педагогические поиски и построения терпят крах.

Я  увлекалась  разными  педагогическими теориями,  технологиями, что-то принимала, включала в свою деятельность, от чего-то потом отказывалась, разочаровывалась, но неизменным  всегда для меня оставался принцип, который считаю краеугольным камнем всей своей педагогической деятельности - КАЖДЫЙ ребенок талантлив, талантлив по-своему - такова моя позиция. Не скуплюсь на похвалу. Нет такого “двоечника”, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, дать соломинку помощи, показать тропинку к пониманию - и у ребенка возникнет вера в свои возможности и желание учиться. Педагогическое мастерство  учителя - увидеть, в чем заключается его талант,  и создать условия для его развития.  

     Мне повезло: именно такими  были мои учителя: учитель начальных классов  и классный руководитель. Их отличали доброта, общительность, жизнерадостность, эмоциональная открытость, способность дать своим ученикам не только знания, но и душевное тепло. Они в совершенстве знали и любили свои предметы, и эту любовь смогли привить и нам, своим ученикам, каждый свой урок стремились  превратить в незабываемое и яркое событие. Они учили нас думать, спорить, совершать открытия. Другими словами, он олицетворяли, на мой взгляд, то, что в нынешней нормативно-правовой базе обозначено как профессиональный стандарт педагога, который, думаю, следует понимать как образец, идеал, высокая мечта, а не как четкие границы в чем-то. Ведь профессия педагога всегда  была и останется  творческой.  Именно под  влиянием этих Мастеров я и решила поступать в педучилище, а потом в институт, хотя тогда у меня, конечно, не было ощущения, что это дело всей моей жизни, а было всего лишь желание прикоснуться к мечте. Вот Вам  и роль личности в истории. Моей личной. Велика ли она? Как измерить ее масштаб?

   И сейчас, когда уже мои ученики выбирают профессию учителя, я думаю о том, что  в эстафете передачи  этого волшебного огня-любви профессии - есть и мой вклад.

      Ученики – не просто класс, это зрительный зал. Учитель - художник своего урока,  сценарист, режиссёр. Бездарно срежиссированный урок способен погасить интерес к знаниям, талантливо построенный - подарить ему крылья. Однако  диплом педагогического вуза - всего лишь документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом.

  Образование считается одной из самых консервативных сфер общества, и, тем не менее,  человечество всегда искало наиболее эффективные формы и методы обучения. Однако в погоне за инновациями, на мой взгляд, следует помнить, что  метод не самоцель, а средство к лучшему достижению наиболее разумным и эффективным путём. А цель - организовать учебный процесс так, чтобы  у ребенка возникала  потребность и возможность добывать знания.

       Методы преподавания  должны быть разнообразными и применяться в зависимости от конкретных  условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного детского коллектива. Безусловно, было бы просто глупо отрицать все педагогическое наследие. Но и когда бездумно  копируешь ту или иную систему, без учета собственного опыта, особенностей своей личности, не пришлось бы, потом удивляться, почему «сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает белена и чертополох».

     Настоящему  учителю важно  быть способным к импровизации, т.е. уметь быстро и верно оценить ситуацию, принять решение. Конечно, это требует постоянного анализа своей деятельности, самосовершенствования и самообразования, поэтому не случайно ведь одним из важнейших качеств учителя и является умение и желание  учиться. На своих ошибках и победах, на опыте  коллег, у своих учеников. Это  постоянное стремление к совершенству, на мой взгляд, и отличает настоящего учителя. Он идет на урок для того, чтобы вместе со своими учениками искать лучшие методы и формы, спорить, ошибаться, совершать открытия. А если он уже все про всех   знает (только так и не иначе, и не спорьте с ним) - тут он и перестает быть учителем. Помните, у В. Распутина в «Уроках французского»:  «…Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца…. Иной раз полезно забыть, что ты учительница, - а то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с  тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому». Но в этом немногом столько  разнообразного!

 Если урок - это общение, а не просто работа, если это  искусство, а не только учебное занятие,  если это жизнь, а не часы в расписании, то  спроси у себя: «Зачем иду на урок? Какую Мысль ребятам оставил? Какое Чувство пробудил? Людей или учеников видел в них? О чём думали они, слушая тебя? Может, только делали вид, будто слушали, а думали - ни о чем? Или думали о том, чего не было на уроке, и тогда, глядя на тебя, слушали себя и думали о своём? Что полезнее, важнее для них было в тот миг?»

       Какие бы технологии, методы и приемы ни использовал в своей практике педагог, важно стремиться к тому, чтобы опираться на законы естественного развития каждого ребенка,  его особенностей, стремлений, потребностей, не противопоставлять, как пишет  Януш Корчак, «мир,  зажатый в чёрной классной доске, миру, плывущему за стёклами».  «Детей нет - есть  люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Одна из грубейших ошибок  - считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке»,- пишет Я. Корчак   в своей книге  «Как любить ребенка». Мы делаем все, чтобы подготовить ребенка к будущей взрослой жизни. И часто забываем, что ребенок  живет здесь и сейчас, детство - полноценный этап жизни человека. Его радости, беды, трагедии, успехи - это все по-настоящему, «разве существует жизнь в шутку?». Нам, взрослым, следует уважать и незнание ребенка, и  его  неудачи и слезы, тайны.  Помнить, что ему надо бегать, так, как дышать, ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на раскрашивание  картинок. И он прав.

Формулу успеха современного учителя можно представить в таком виде: любовь к детям + вдохновение + компетентность. И тогда придет признание в глазах учеников, родителей, коллег и окружающих.

 С годами, с опытом работы моя деятельность всё больше наполняется другим содержанием, но по-прежнему приходить в класс на урок – это большая радость для меня. Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь и радость общения с ними.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсные работы учителя

Работы на конкурс "Купель"...

Конкурсное задание "Учитель года - 2016"

Дорогие, коллеги!на данном разделе можете познакомиться с моими разработками и другими интересными материалами....

Пример конкурсного задания "Учитель года 2016" (областное)

Эссе "Я - Учитель"   Сегодня, как и во все времена актуален секрет деятельности успешного учителя. Мне кажется, заключается он в следующем. Во-первых, педагог обязан систематически приумножа...

"Педагогический семинар" - конкурсное испытание "Учитель Кубани 2016"

Сценарий выступления на семинаре в г. Краснодаре....

Конкурсная работа «Учитель года по версии сайта www.mldv.ru -2016»

Международный конкурс «Учитель года по версии сайта www.mldv.ru -2016» Тема конкурса «Учитель – это не профессия, а призвание, образ жизни».Номинация - «Когда мы вместе…» Эссе, Музыкаль...

Конкурсное задание Учитель года 2017 "Я - учитель"

Эссе раскрывает мотивы выбора мною учительской профессии, отражает мои педагогические принципы и подходы, понимание миссии педагога в современном мире...