Моя педагогическая философия.Эссе.
статья на тему

Сагьдиева Танзила Хатиповна

                                               Моя педагогическая философия

     Моя профессия – Учитель!

    Окончив в 1983году Казанский  Государственный педагогический универ-ситет, я стала учителем математики. И волею судьбы работаю в школе, в которой сама училась.

    Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на преды-дущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое. Это страна, где все время надо спешить стать интересным для окружающих тебя людей, дарить им свою энергию, знания, умения. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, терпеливые, искренние, ответственные, добрые, интересные и удивительные люди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiyaesse_-2015.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Моя педагогическая философия

     Моя профессия – Учитель!

    Окончив в 1983году Казанский  Государственный педагогический универ-ситет, я стала учителем математики. И волею судьбы работаю в школе, в которой сама училась.

    Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на преды-дущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое. Это страна, где все время надо спешить стать интересным для окружающих тебя людей, дарить им свою энергию, знания, умения. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, терпеливые, искренние, ответственные, добрые, интересные и удивительные люди.

      И называют их педагогами.

     Я — учитель математики. Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс. Звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза — любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я, маленькая частичка Вселенной, дарю им счастье познания и общения, ведь я — человек, учитель, математик, помогающий ученикам познать себя, поверить в свои возмож-ности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть и честь. Именно ученики заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили быть терпимей к ошибкам  других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.              

   Труд учителя очень трудоемкий, но в то же время и интересный. За время работы были радости и огорчения, победы и поражения. В трудные минуты наступает разочарование,  но все заново анализируешь, находишь свои ошибки и исправляешь, и все начинаешь сначала. Но никогда не пожалела, что стала учителем.

     Придя в школу утром, и видя веселые детские глаза,  радуюсь наступле-нию школьного дня. Меня тянет к ребятам, к моим «хулиганам», непоседам, тихоням и задирам.  

     Не оправдать надежды детей невозможно. Ведь они верят в учителя.

Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие качества в детях, спасибо за те мгновения, когда после долгих неудач ученик вос-клицал:  «Получилось!»,  а я обретала веру в себя. Победа ребенка становится и моей победой, его радость – и моей радостью. Полученные знания на моем уроке помогают ребенку чувствовать себя уверенным и сильным. А иногда и счастливым. 

    Анализируя свои поступки, свое отношение к каждому ученику, считаю, что в школе не должно быть детей-изгоев, или детей-любимых и нелю-бимых.  Они все равны, но каждый из них имеет свое «Я», и стараешься, чтобы каждый ученик ушел с урока с доброй улыбкой. Но, это не всегда получается, бывают трудности, срывы, и начинаешь все заново обдумывать, читаешь журналы, книги, подключаешь интернет, и ищешь то, что нужно моим ученикам. Очень хочется в каждом ученике видеть только его луч человечности, и поэтому только люди с огромной любовью к детям могут работать в школе.   

    Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что я верю? Я верю - каждый ребѐнок талантлив! Но талантлив по своему. Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть.

     Придерживаюсь следующих взглядов:

-Любовь к детям через милосердие, щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребенка.

-Признание равенства учителя и ребенка в правах как основы эмоционально-психологического контакта партнеров учебно-воспитательного процесса и их сотрудничества.

-Признание права ребенка на индивидуальность и индивидуальную работу.

-Долготерпение в работе с учениками и их родителями.

-Отказ от методов авторитаризма, угроз, криков, брани и педагогической мести.

 -Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании ребенка.

        В первые годы работы с детьми для меня было странным, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так просто и понятно? Понадобилось время для понимания и осознания этого.

     Итак, первый урок, преподнесѐнный учащимися: настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

      Второй урок, который получила, делая первые педагогические шаги: преподавание должно быть искренним. Ведь только через призму своих мироощущений, своей системы ценностей, отношения ко всему, что проис-ходит вокруг, сухой программный материал становится волшебным крис-таллом, сверкающим всеми цветами радуги и зовущим к открытиям. Поэтому второй мой принцип - быть искренним и честным перед детьми.

      К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишѐнное всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью…».

     Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование.

     Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддержи-вать в детях. Умение увлечь учеников своим предметом и есть педагогичес-кое мастерство, к которому мы все стремимся. И это третий принцип моей педагогической философии.

      Не скуплюсь на похвалу. Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить.

      Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, дать соломинку помощи, показать тропинку к пониманию - и у ребенка возникнет вера в свои возможности и желание учиться - это мой четвертый принцип.

     На уроках математики необходимо не только формировать математичес-кие компетентности, но и воспитывать Человека. И научить его быть стойким и мужественным, умеющим преодолевать трудности взрослой жизни – моя задача. Пусть и языком чисел и формул. Воспитывай, обучая новому – это мой пятый принцип.

    Почему же я работаю в школе?

    Я люблю входить в класс, полный ребят, смотреть на лица своих учеников, чувствовать как с каждым уроком мои ребята все увереннее и увереннее общаются с «царицей наук». Математика для меня – это не просто формулы и вычисления, а способ мышления и способ общения: логичный, лаконич-ный, доказательный. И вообще, математика – это полет мысли, полет фанта-зии. С годами, с опытом работы моя деятельность все больше наполняется другим содержанием, но по-прежнему приходить в класс на урок – это боль-шая радость для меня. И за это – спасибо вам, мои ученики! Знаю лишь одно, что мое призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь к математике и радость общения!

       Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? У меня любимая работа. Школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. За то время, что я проработала были и бессонные ночи, и минуты боли и обид и уже добрые, согревающие душу моменты.
    Даже, как мне казалось ,не совсем удачный урок, после тщательного анализа, стал для меня источником мобилизации всех моих знаний, моего опыта и последующей за этим победы. Так, может быть, это и есть одно из качеств учителя, современного учителя, работающего в школе XXI века – в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях , в том числе и в научно- иссле-довательской деятельности.
     Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомнева-ется, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно форму-лировать их для себя в процессе изучения материала
. Роль учителя – «сто-ять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность про-явить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь.»
Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.
    Ведь учитель:
- это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других.
    Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам.
    Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец.
   Наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стрем-ление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.
Мое педагогическое кредо. 
Три моих
« всегда» и три моих « никогда»
Всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь;
Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;
Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.
    В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникатив-ных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффектив-ность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.
  У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, ухо-дит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен отно-ситься к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, тако-го, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современ-ного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образова-тельный маршрут для каждого ученика.
    На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.
Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ведь, если кормить ребенка постоянно с ложки, которую ему не дают в руки, он и не научится питаться сам. Так и учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.

1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малы-шей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть идеальным психологом.
2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторон-ним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Ученики начинают воспринимать учителя иначе – как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству.
3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и иметь чувство юмора, не быть слишком строгим, должен с детьми держаться просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.
4. Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следу-ющих встреч. Использовать на уроке: современные технологии – медиапре-зентации, элементы игровых технологий. Для того чтобы детям не было скучно на уроке.
5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога – работа на отдаленное будущее.
6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети снисходи-тельны к взрослым.
7. Сохраняйте в себе детскость. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.
8. Примите все то, что есть в ребенке как естественное, сообразное его природе. Единственное исключение – неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.
9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи.
10. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться. На уроке рисуй вместе с детьми, если они сочиняют сказку – сочиняй вместе с ними. И так во всем…
11. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
12. Педагогика нежности – требование сурового времени. Нежное прикос-новение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога.

     Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспи-тает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испыты-вают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
   Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.
  Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современ-ный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия ( эссе)

Выступала на районном конкурсе " Учитель года". Мои размышления о своей профессии....

Моя педагогическая философия Эссе

Человеческое слово стрелы острее.   Пословица....

Моя педагогическая философия. Эссе

 Описание моей педагогической философии начинается такими словами: Учитель! Слово–то какое: в нем вся вселенная и все земное».   В чем суть профессии учителя, чем притягивает эта работа? Вопрос этот и...

Моя педагогическая философия (эссе)

Почему я стала учителем......

Моя педагогическая философия. Эссе

Мир не стоит на месте, он стремительно движется вперед. Сегодня как никогда актуальны слова древнегреческого философа Гераклита: «Все течет, все меняется». Современные достижения науки и техники и не ...

«Моя педагогическая философия» Эссе

Моя  педагогическая философия складывается постепенно. Мне очень повезло в жизни, меня воспитывали прекрасные люди: мудрые родители, умные и справедливые учителя и воспитатели. Прожила все 11 лет...