Моя педагогическая философия (эссе)
статья на тему

Гончарова Ирина Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Гончарова Ирина Ивановна учитель русского языка и литературы

МКОУ Морозовская СОШ Тейковского района Ивановской области

Моя педагогическая философия.

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

Каждый день, вот уже более 20 лет, я прихожу в школу, и каждый мой день неповторим. Каждый день передо мной возникают сотни вопросов: как, зачем, почему -  и каждый день я нахожу на них ответы. Каждый день я не перестаю удивляться, какие они все разные, мои ученики, и каждый день я понимаю – быть учителем – чудо!  Чудо – каждый день видеть свет детских глаз, чудо – каждый день совершать открытия вместе с детьми, чудо – каждый день учиться и у них, чудо – каждый день творить добро для них и вместе с ними! А моя роль – роль учителя – это чудо сберечь и превратить его в целый мир, прекрасный, удивительный, яркий. Это очень трудно, но очень интересно, потому что я люблю то, что я делаю!

Быть учителем - это ответственность. В моих руках  детские души, детские сердца, детские умы, поэтому, какими вырастут мои ученики, во многом зависит от меня, их учителя. Воспитать ЧЕЛОВЕКА – вот моя главная задача! Как учитель русского языка и литературы я имею в своем арсенале множество средств, но главное из них – слово: еще А.С. Пушкин призывал «глаголом жечь сердца людей!» Слово - это наша историческая память, наша культура, наша нравственность. С одной стороны, мы открываем с ребятами тайны слова, постигаем его смысл, учимся владеть им – ведь это необходимые жизненные компетенции:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести!

А с другой стороны, через слово, богатый литературный материал, мы вместе учимся понимать жизнь, воспитываем в себе личностные и нравственные качества: мы сопереживаем героям, страдаем и любим вместе с ними, учимся быть целеустремленными, деятельными, честными. С каждой прочитанной на уроке и дома книгой мы обогащаемся духовно и учимся искать ответы на жизненные вопросы. На своих уроках и во внеурочной деятельности мы учимся понятиям гражданственности и патриотизма, без которых не может быть цельной личности, и не только на словах, но и на деле: мы создаем и реализуем интересные социальные проекты, вместе путешествуем по родному краю и собираем интересный краеведческий материал, ведь любовь к Родине возникает с малого – любви  к родному краю.

Быть учителем – это значит находиться в постоянном  поиске, как говорится, «и вечный бой, покой нам только снится!» Нужно сотворить себя как личность, только личность может воспитать личность. И мне ясно, что  хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. « Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Для того чтобы «пробудить» ученика, раскрыть его личность, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, сформировать его компетентности есть только одно средство – интерес:  через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. А для этого надо быть мастером своего дела: владеть новыми технологиями, информацией, уметь быстро ее находить и адаптировать, использовать лучший опыт коллег, то есть, постоянно самосовершенствоваться.

Быть учителем – это значит творить. Нельзя себе представить учителя скучного, безликого, неэмоционального. Каждый день у него множество ролей: он режиссер, актер, психолог, оратор, художник – и эти роли он должен не сыграть, а прожить, потому что ребенок не приемлет фальши.

О своем творчестве я хотела бы рассказать такими словами (да не обидится на меня любимый поэт, чье творчество я привлекла себе на помощь):

В начале жизни школу помню я:

Приют идей, познанья, вдохновенья.

Сюда не зарастет учеников тропа,

Здесь я могу творить и в классе, и на                      

                                                      сцене.

Вот класс уж полон, взоры блещут,

Я у доски – и все кипит:

Стихи и музыка взметнулись,

Душа с душою говорит.

А вот другое состояние:

Забуду мир, и в тишине

Горит мое воображенье,

И пробуждается поэзия во мне.

И рифмы легкие навстречу мне бегут,

И мысли в голове волнуются в отваге.

Но я стремлюсь, чтобы творенья путь

Прошли ученики и устремились

                                                    дальше.

Несомненно, что творческий учитель, он, как горьковский Данко, сердцем своим горячим  освещает путь учеников и зажигает их сердца, он творит себя, своих учеников, для них и вместе с ними. Стихи, сочинения, эссе, исследования,  проекты, акции, добрые дела – все это деятельность моих учеников, а за ней стремление – самим быть творцами и, в первую очередь, своей жизни.

Подводя итог своим размышлениям, я прихожу к выводу: учитель – это не профессия, это состояние души.

А впереди - новое утро, новые планы на новый день, и новые строки моего творчества, моего самоопределения:

Вот снова утро, школа,  детский взгляд:

Упрямый, вдохновенный, любопытный-

Как много разных, как их всех понять,

Как дать познать чудесный мир открытий

Как научить в ладу с собою быть,

Любить луч солнца, дом родной, Отчизну?!                                                  

Как в каждом сердце чудо сохранить,

Чтоб пронести его с собой по жизни?!

Как быть им путеводною звездой,

Раскрыть, увлечь, зажечь и дать им крылья?!                                          

Как все успеть и быть самой собой –

                                       Я знаю, я смогу, ведь я – учитель!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия ( эссе)

Выступала на районном конкурсе " Учитель года". Мои размышления о своей профессии....

Моя педагогическая философия Эссе

Человеческое слово стрелы острее.   Пословица....

Моя педагогическая философия. Эссе

 Описание моей педагогической философии начинается такими словами: Учитель! Слово–то какое: в нем вся вселенная и все земное».   В чем суть профессии учителя, чем притягивает эта работа? Вопрос этот и...

Моя педагогическая философия (эссе)

Почему я стала учителем......

Моя педагогическая философия. Эссе

Мир не стоит на месте, он стремительно движется вперед. Сегодня как никогда актуальны слова древнегреческого философа Гераклита: «Все течет, все меняется». Современные достижения науки и техники и не ...

«Моя педагогическая философия» Эссе

Моя  педагогическая философия складывается постепенно. Мне очень повезло в жизни, меня воспитывали прекрасные люди: мудрые родители, умные и справедливые учителя и воспитатели. Прожила все 11 лет...