Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной деятельности
статья ( класс) по теме

Нафикова Лариса Николаевна

Из опыта работы по патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности

«Мы не поймём своего прошлого,

не поймём истории, не поймём характера

и души своих предков, и нравственный

опыт их жизни, если мы не потрудимся

понять ту реальную среду, в которой

жил русский человек».

Ю. Галкин.

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье является одним из основных принципов государственной политики в области образования.

        Цель современного образования – усиление воспитательной функции образования формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе). Интерес к гражданскому образованию и патриотическому воспитанию в обществе обусловлен необходимостью и потребностью:

  • профилактики девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних;
  • формирования у учащихся правовой компетентности, то есть способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать своё поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали;
  •  сохранения исторической памяти поколений;
  • воспитание патриотизма как особой направленности, самореализации и социального поведения граждан;
  • организации социальной практики детей (участие личности в  решении общественно значимых проблем).

Таким образом, гражданско-патриотическое развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Патриотизм – слово греческого происхождения. Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789 – 1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники революции.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» трактуется как «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине.

Если заглянуть в толковый словарь С.И. Ожегова, патриотизм объясняется автором как «… преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу».

В словаре современного русского литературного языка «патриот – это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины».

Подростки и молодежь на современном этапе переживают «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах. Однако трудности общества не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Важным этапом усиления внимания руководства страны и населения к проблемам патриотического воспитания стала разработка государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за её будущее и настоящее, обучающийся утверждает своё достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить всё положительное, что было в прошлом. Усвоение обучающимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за её достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все ещё делается так, как должно быть. История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.

Мощным воспитательным воздействием обладает материал тем о нашествии монголо-татар, шведов и тевтонцев на Русь и  борьба русского народа с врагами, образы знаменитых полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского ( История Отечества 6,10 кл.). Так, говоря об Александре Невском, как герое Руси, обязательно используется общероссийский проект «Имя России», фрагменты фильма «Александр Невский», «Повесть о житии Александра Невского», стихотворение К. Симонова «Ледовое побоище». А в качестве домашнего задания на выбор предлагаются следующие вопросы:

 «Как вы считаете, заслуженно ли Александра Невского причислили к лику святых?», «Почему я считаю Александра Невского героической личностью в истории нашей страны?».

      «Не могу видеть вас побежденными, не могу этого терпеть, хочу с вами ту же общую чашу испить и тою же смертию умереть, за святую веру христианскую! Если же умру, то с вами, если спасусь – то с вами!» - слова Дмитрия Донского перед Куликовской битвой не оставляют равнодушными ребят; звучат они на фоне  знаменитой картины… Сообщения, презентации, фрагменты видеосюжетов и фильмов способствуют эмоциональному восприятию, а это усиливает такое чувство, как  гордость за  победы своих предков. Сочувствие, сопереживание, понимание цены победы  усиливается, когда ребята не просто знакомятся с событиями по тексту учебника или по рассказу учителя, а  работают с документом (например,  сопоставляют  отрывки  описания битвы по  произведениям  Куликовского  цикла: «Сказание о Мамаевом побоище», поэма «Задонщина», летописная «Повесть о  Куликовской битве». Для восприятие картины боя, я использую анимационные картосхемы из виртуальной школы Кирилла и Мефодия.

На уроках истории, на примере жизни и деятельности известных людей пытаюсь воспитать желание подражать им. Изучая период Смутного времени (7,10 кл.), акцентирую внимание  на дате: 1612 год. Участники народного ополчения: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – сплотили русский народ, тем самым не дав польским интервентам захватить Россию. Это событие вошло в ранг официального праздника - 4 ноября «День народного единства». С точки зрения воспитания нравственности это позволяет сформировать сплоченность, коллективизм, ответственность. С точки зрения формирования гражданственности воспитывает понятие целостности общества, единства. Ребятам и самим интересно готовить сообщения, презентации об отдельных исторических личностях. В завершении такой работы прошу сделать вывод о вкладе этого человека в историю и определить, считают ли ребята данного человека патриотом. Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма. Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источниками, включение в урок отрывков из оперы М. Глинки «Иван Сусанин», обращение к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Большое воспитательное воздействие несут на себе также уроки по темам « Отечественная война 1812 года» и «Великая Отечественная война 1941-1945гг.». Для современных школьников эпоха Великой Отечественной войны – далёкое прошлое. Времени для изучения этой темы  по программе отводится очень мало и поэтому эмоциональное восприятие, дискуссионные вопросы  я выношу на уроки-конференции, уроки-семинары. Также при изучении темы «Великая Отечественная война» в 9, 11 классах создается проект «Чтобы помнили». Темы проектов обучающиеся получают в качестве опережающих заданий. Результаты работы над проектом оформляются в виде презентаций. Кроме этого, ребята работают над сочинением «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

Ведется и внеклассная работа по патриотическому воспитанию. Это мероприятия в рамках недели предметов гуманитарного цикла, устные журналы «Героические страницы нашей Родины», литературно - исторические композиции,  участие в открытой Всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие», мероприятия, посвященные 200-летию Бородинского сражения, 70-летию победы в Сталинградской битве и др.

Таким образом, на уроках истории и во внеурочное время делаю всё возможное, чтобы обучающиеся нашей школы стали достойными гражданами своего Отечества. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев пишут «Важно, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству – тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут». Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор

консолидации всего общества, является источником и средством духовного,

политического и экономического возрождения страны, её государственной

целостности и безопасности.

Литература:

  1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Настольная книга по патриотическому воспитанию. – М.: Глобус, 2007.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы»  (утверждена Постановлением Правительства РФ от 05.10 2010 г., № 795).
  3. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Патриотическое воспитание на уроках английского языка, во внеклассной деятельности и в классном руководстве"

Т Е З И С ЫПатриотическое воспитание на уроках английского языка,во внеклассной деятельности и классном руководстве.(обобщение  педагогического опыта) Воспитание гражданского самосозна...

Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории

Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"

Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию....