Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории
учебно-методический материал по теме

Маньковская Галина Даниловна

Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_napr._patr._vospit._na_urokah_istorii.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления патриотического воспитания на уроках истории.

                                        И еще немало будет пройдено,

                                        Коль зовут в грядущее пути.

                                        Но светлей и чище  чувства Родины

                                        Людям никогда не обрести!

        Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

        Разрушительные последствия социальных экспериментов XX века

и последующих за ними либерально- демократических реформ в России особенно очевидны. Значительная часть граждан утратила  ориентиры в личной и общественной деятельности- идеалы, ценности.

Понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие. Различные оценки событий истории в СМИ,

сложные и ,часто, написанные академическим языком учебные пособия затрудняют восприятие материала школьниками. Ребенку  тяжело соотнести факты и даты со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в осознании своей личности и своей роли в развитии государства.

        Прививая детям любовь к Отечеству, мы должны избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, национализма, превосходства своей нации над другими.

Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков, искренние переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством на разных этапах его развития, может вызвать в человеке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина.

                                                1

Главной целью системы нравственно- патриотического воспитания  является не только формирование знаний о своем Отечестве, но и складывание эмоционально окрашенного внутреннего образа, который станет регулятором собственного поведения ребенка и критерием оценки поведения других людей.

        Патриотическим  воспитанием детей призваны заниматься все , кто работает с детьми. Разработана государственная Программа патриотического воспитания на 2006-2010 гг.  Занятия в кружках и секциях, студиях, учреждениях дополнительного образования,  семья, СМИ, общение со взрослыми- это  та среда, где во внеурочное  время, по личному выбору ребенок  получает  информацию, приобщается к общественно полезной деятельности. Но особая роль в  патриотическом воспитании принадлежит гуманитарным дисциплинам и, в частности, истории России.

Я в своем выступлении попробую показать основные направления патриотического воспитания при изучении истории, те формы и приемы, которые использую   в своей работе.

Системное изучение предмета начинается в 6-м классе.

 «Русь в IX-XI вв.»-первая тема предмета.

        Тема, в которой речь идет о зарождении государства русского. Очень ценны в этой теме  межпредметные связи, они дают возможность использовать методические приемы с опорой на уже имеющиеся знания:

        -опережающие задания;

        -приемы сравнения; н-р: сопоставить древнерусское вече с народным собранием в Афинах: найти общее и различное;

Полученные знания позволяют воспитывать уважение к  традициям, культуре народов, дают представление  о любви граждан к своей родине, о чувстве ответственности за ее судьбу.

                 

 

        Большое значение для формирования этнического самосознания имеют вопросы принятия христианства и культуры древней Русь.

        Они способствуют осознанию своей культурной общности с другими народами, а это имеет важное значение для современной многонациональной  и  многоконфессиональной России.

Изучая эти темы, я стараюсь всех  шестиклассников обязательно сводить на экскурсию в храмы  нашего города..

        Представление о добре и зле древнерусского народа совпадают с представлениями других народов, многие этические нормы древнерусского народа являются ценностью и для современного человека – такие выводы делают школьники, знакомясь с произведениями древнерусской литературы, древнерусского права («Поучение детям» Владимира Мономаха, «Правда Ярослава» )

.

        Осознание трагизма раздробленности страны  появляется у школьников при изучении «Слова о полку Игореве», а в старших классах – «Слова Даниила Заточника».

        Две  следующие темы охватывают период с 12 по 17 века.

 «Русские земли и княжества в XII- XVIIвв.»

Мощным воспитательным воздействием обладает материал тем о нашествии монголо-татар, шведов и тевтонцев на Русь и  борьба русского народа с врагами, образы знаменитых полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского.

        «Не могу видеть вас побежденными, не могу этого терпеть, хочу с вами ту же общую чашу испить и тою же смертию умереть, за святую веру христианскую! Если же умру, то с вами, если спасусь – то с вами!» - слова Дмитрия Донского перед Куликовской битвой не оставляют равнодушными детей, звучат они на фоне  знаменитой картины…….

                                

        Сообщения, презентации, фрагменты видеосюжетов и фильмов способствуют эмоциональному восприятию, а это усиливает такое чувство, как  гордость за  победы своих предков;

Сочувствие, сопереживание, понимание цены победы  усиливается, когда дети не просто знакомятся с событиями по тексту учебника или по рассказу учителя, а  работают с документом (например,  сопоставляют  отрывки  описания битвы по  произведениям  Куликовского  цикла:

-«Сказание о Мамаевом побоище»;

-поэма «Задонщина»;

-Летопись Куликовского сражения;

Восприятие картины боя, описание сражения  усиливается, когда дети видят картину. Я использую анимационные картосхемы из виртуальной школы Кирилла и Мефодия, статические картины сопровождаю чтением стихов:

        Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

               До самого низовья.                                                                        

                                

                        

Формирование понимания цели государственной власти, ее ответственности за судьбу страны дает тема о правлении Ивана III.

        Использую  работу над мини-проектом, участвуя в которой школьники учатся обобщать и оценивать, делать выводы, что же удалось сделать Ивану III. За что народ его назвал Великим? А вот за что:

-  объединил национальную территорию;

-  создать централизованную власть, единое  русское государство;

-  покончил с монгольским владычеством (работа  в группах по трем направлениям)

                        

        Изучение тем о правлении Ивана Грозного способствует, особенно в старших классах, формированию понимания неприемлемости абсолютизма, понимания того, что репрессии (опричнина ) – это не метод для  прогрессивного продвижения государства вперед.

Значимость роли народа в защите Отечества дает изучение  темы «Смутное время». Часто применяю в этой теме прием сопоставления материала, выученного в 6 классе - о борьбе французского народа против англичан в годы Столетней войны (подвиг Жанны д   Арк) и подвиг народа российского в борьбе с польско- шведской интервенцией, который  под руководством  Минина и Пожарского сумел сделать то, что не удавалось царской армии и правителям  Смутного времени.

Мирное освоение и продвижение русских первопроходцев на Восток- присоединение Сибири, Дальнего Востока- это еще одна страница гордости за великую Родину.

«Россия в XVIII-XIX вв.»

Восемнадцатый век открывается временем правления Петра Великого. (Портрет Петра Первого )Яркая неординарная личность русского царя, его патриотизм, стремление сделать государство процветающим и могущественным, полководческий талант, самоотверженный труд  во благо Отечества - это те черты, которые необходимы руководителю страны. Петр- труженик, который сам участвует в строительстве флота, города, работает за токарным станком - пример того, что не место красит человека, а человек место.

Семиклассники составляют викторину «Впервые при Первом», соревнуются, кто больше найдет интересного материала, готовят проект, работая в группах по направлениям деятельности Петра 1.

Северная война, Полтавская битва, участие России в войнах против Франции, русско-турецкие войны, наконец, Отечественная война 1812 года- все это страницы славного военного прошлого, которые развивают чувство гордости ратными подвигами, мужеством русских солдат и офицеров.

Но этот же материал я использую для  формирования понимания гуманистических традиций,  которые заложили великие русские полководцы: Ушаков Ф.Ф., Суворов А.В.,  Кутузов М.И., Нахимов П.С. и др. Эти традиции нашли понимание и поддержку у народов Европы.

Речь идет о том, что в воинские уставы Петр 1 внес пункты, направленные на защиту гражданского населения, гражданских объектов, культовых сооружений во время военных действий, которые в XIX веке были внесены в первые Женевские конвенции, а также то  что в Швейцарии установлен памятник Суворову. Это единственный в мире факт установки памятника командующему армией другого государства

.

Тема гуманизма и милосердия  формируется  и во время изучения событий Крымской войны. Создание общин сестер милосердия, деятельность Н.П.Пирогова. Привлечение документов, художественной литературы («Севастопольские  рассказы »  ) усиливают восприятие материала.

Формированию уважения прав личности, неприятия насилия служит изучение страниц, посвященных крепостничеству и народным восстаниям.

        Воспитание уважения к благородству, осмысление понятий «честь», «достоинство», «любовь к Отчизне» формирует тема, посвященная восстанию декабристов.

        Материал о реформах и контрреформах второй половины    XIX в.,  о деятельности народовольцев и убийстве Александра II – проблемы очень актуальные и сегодня, это материал для   воспитания отрицательного отношения к террористической деятельности.

        « Россия в XX веке»

        Сложность и противоречивость этой эпохи очевидна, даже тема Великой Отечественной войны в источниках и учебниках преподносится неоднозначно, много критического материала.

        Времени для изучения отводится по программе очень мало и поэтому эмоциональное восприятие, дискуссионные вопросы  я выношу на семинарские занятия. С 11б классом в конце марта мы провели интересный семинар на тему «Великая Отечественная война- это не только битвы на фронте», старшеклассники подготовили проекты- презентации на темы:

        «У войны не женское лицо», «Оккупационный режим», «Тыл фронту», «Работники культуры и искусства во время войны», «Бей сатирой по фашисту»- о творчестве Кукрениксов, «Дети –герои» и др.

        Ведется немалая внеклассная работа по патриотическому воспитанию: это мероприятия недели истории, работа в НОУ(проект «Брестская крепость-герой», «Памятники нашего города» ), устные журналы «Героические страницы нашей Родины», литературно- исторические композиции, это экскурсии  в музей, в деревню Русскинская, в Тобольск, храмы нашего города,

на месторождения, где работают родители, это традиционный праздник «День матери»,  который дает очень хороший воспитательный эффект, подготовка и участие в конкурсе «Умники», работа над проектами «Дни воинской славы России», «Песни  огненных лет», «Наша Родина – Россия», мероприятия, посвященные 200-летию Бородинского сражения, 70-летию победы в Сталинградской битве и др.

         

                                        

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исторической памяти на уроках истории и во внеклассной работе. Обухова.Л.И., учитель истории и обществознания МАОУ лицея №6 г. Тамбова.

Несколько лет назад  на выпускном вечере, провожая своих ребят в большую жизнь, напутствуя их  произнесла слова:Храни огонь родного очагаИ не позарься на огни чужие.Таким законом наши предки...

Экологическое воспитание на уроках географии и во внеклассной работе (из опыта работы)

Обращение к теме «Вопросы экологии на уроках географии и во внеклассной работе» продиктовано её актуальностью. На протяжении столетий развития человеческого общества экономическая деятельность людей н...

Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»

Методический семинар «Гражданско – патриотическое воспитание  на уроках истории и обществознания»...