Рабочая программа по предмету музыкальный инструмент домра для учащихся народного отделения ДШИ №4
рабочая программа по музыке по теме

Павлова Татьяна Николаевна

Рабочая программа по предмету музыкальный инструмент домра для учащихся народного отделения ДШИ №4. Срок реализации 5 лет. Возраст детей от 8 до 13 лет. Программа содержит пояснительную записку,требования к уровню подготовки обучающихся,формы и методы контроля,системы оценок,методическое обеспечение учебного процесса,список литературы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры и организации досуга населения мэрии г. Ульяновска

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств № 4

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

По предмету музыкальный инструмент: “Домра”

Для учащихся   народного отделения   ДШИ № 4

/5 лет  обучения/

Возраст детей: от 8 лет до 13 лет

Количество часов:  360 (72 часа в год)

                   

         

СОГЛАСОВАНО:                                               Составитель: Т.Н.Павлова

Методический отдел                                                                            

по учебным заведениям                                                        

культуры и искусства                            

Ульяновской области                    

______________Н.Н. Аблакова

“____”_______________20__г.

                                           

г. Ульяновск

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

                          1.  Пояснительная записка

                          2.  Учебно-тематический план

                               3.  Содержание программы

  1. Методическое обеспечение

                               5.  Список использованной литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе примерной программы для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ «Музыкальный инструмент: Домра трехструнная» (Москва 2003 год). Программа разработана на базе методического кабинета г. Москвы. Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Направленность программы – художественно-эстетическая:

 В воспитании современного человека искусство занимает важное место. Оно помогает формированию его чувств и развивает его творческие способности, поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью системы воспитания подрастающего поколения.

Современная педагогика считает, что общее музыкальное воспитание должно распространяться на всех детей.

Приобщение к музыке  -  один из важных путей эстетического воспитания ребенка. Музыка  воздействует на чувства ребенка, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.

Игра на инструментах активизирует детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуется эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. Игра на музыкальных инструментах развивает  сосредоточенность, память, тренирует мелкую моторику.

Обучая детей игре, педагог способствует развитию тембрового, гармонического слуха, чувства ритма, умение вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

       В Законе «Об образовании» сказано, что под образованием понимается целенаправленный процесс обучения в интересах личности, общества, государства, отмечается его  гуманистическая направленность. Прежняя ориентация только на цели государства сменяется личностной ориентацией.

       В связи с этим направлением современной педагогики создана данная программа, которая позволяет выявлять и развивать  индивидуальные способности ребёнка  к музыке методами и средствами обучения игре на домре.

Цель  программы.

Главной целью массового музыкального воспитания  является не столько обучение музыке, сколько воздействие на духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность, т.е. формирование музыкальной культуры детей.

   Основной целью программы является удовлетворение постоянно меняющихся запросов детей и их потребностей, приобщение детей к культурным ценностям.

   Для успешного выполнения деятельности, т.е. для достижения цели человеку необходимо обладать способностями, задатками, одаренностью, ЗУН (знаниями,умениями,навыками ).

Задачи  программы.

   Основная задача педагога - научить детей чувствовать, слушать и переживать музыку, пробудить любовь к ней, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы. Организуя и направляя внимание детей на занятия, педагог помогает им осмысливать воспринимаемое, сравнивать, проявлять интерес, любознательность. Благодаря развитию музыкальности, дети начинают тоньше чувствовать музыкальные образы.

  •  Развивающие:

    - развитие музыкально-слуховых  способностей (слух, ритм, голос);

    - развитие художественно-творческих   способностей (воображение, сочинение,    импровизация);

    - развитие психологических способностей (память, внимание, мышление);

          -  активная  музыкальная  деятельность.

  • Обучающие:

- формирование  знаний, умений и навыков, которые  приобретаются в процессе обучения; -  развитие основных технических навыков на материале этюдов и упражнений;

-  расширение и закрепление теоретических и исторических познаний;

- знакомство с  музыкальными терминами;

- тщательное изучение основной программы;

- помощь учащимся  в самостоятельном музицировании;

           - овладение приёмами  звукоизвлечения на основе активного слухового контроля.                          

  • Воспитательные:

- знакомство с достижениями мировой культуры, российскими традициями, культурно-национальными особенностями региона под руководством педагога;

-формирование активной гражданской позиции, направленной на патриотическое воспитание;

- воспитание эстетического вкуса учащегося  на основе осознанного восприятия музыки;

- развитие эмоциональной отзывчивости – умение переживать музыкальное произведение в связи с его образным содержанием.

Возраст детей, сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Программа рассчитана на 5 лет обучения для детей в возрасте от 8 до 13 лет.

      Форма занятий по классу домры индивидуальная, которая создает педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка. От педагога требуется большое мастерство, творческая инициатива, умение терпеливо и кропотливо работать над развитием музыкальных данных детей.

Режим занятий.

С 1-го по 5-ой  год обучения – 2 раза в неделю по 40 минут, 2 часа в неделю, в год – 72 часа

Продолжительность образовательного процесса 5 лет.  Весь образовательный процесс  поделен на этапы:

Первый этап - адаптация детей к новым  условиям,  знакомство с техникой безопасности, приобретение навыков общения,  главная задача -  контакт педагога с ребенком,  освоение культуры поведения, приучение к самостоятельной работе.

Второй этап – овладение каждым учащимся  ведущими видами деятельности в каждом разделе программы. Основной вид деятельности –  учебно - образовательный.

Третий этап – переход от репродуктивно-практической  к самостоятельной творческой деятельности.

Формы контроля – зачеты, академические концерты, контрольные прослушивания, переводные экзамены. Академические концерты рекомендуется проводить во II четверти, преподаватель должен подготовить с учеником 2 произведения различных по жанру и форме.  Проверка технической подготовки учащихся (гаммы, этюды), а также чтение нот с листа, знание музыкальной терминологии осуществляются на техническом зачете в III четверти.

Экзамены проводятся в соответствии с учебными планами.

На переводном экзамене исполняется 3 произведения. Допускается исполнение одного произведения на техническом зачете, в таком случае на переводном экзамене исполняется 2 произведения.

Учащиеся выпускного класса выступают с исполнением произведений выпускных программ в течение учебного года на специально организованном прослушивании. На итоговом выпускном экзамене исполняются четыре произведения различных жанров и форм.

Результаты обсуждения выступлений на зачетах, академических концертах, контрольных прослушиваниях, переводных зачетах и выпускных экзаменах заносятся в индивидуальный план ученика.

Педагогу предоставляется свобода в выборе репертуара для выступлений учащихся соответственно требованиям для перехода в следующий класс, предусмотренным рабочими программами отделения. Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д. приравнивается к выступлению на переводных и выпускных экзаменах. Основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение произведений

      В конце 5 класса  - итоговый экзамен. Его цель – определить степень подготовки выпускников.

Критерии оценки:

-Грамотное и осмысленное исполнение произведения.

-Эмоциональность исполнения, умение «слушать себя».

-Техническая оснащенность.

-Умение играть без остановок, выдержка.

-Организация игрового аппарата.

 -Качество звука

      -Сроки сдачи программы.

Программа пятилетнего  курса обучения делится на 2 этапа: младший (1-2кл.), старший (3-5кл.).

  1. младший курс обучения – введение, посадка, постановка рук, формирование целесообразных движений рук, пальцев, аппликатурная дисциплина; специальные упражнения на координацию движений;
  1. старший – развивающий и завершающий  разделы – специальные упражнения на развитие техники, этюды, народные песни и танцы,  несложные произведения крупной формы.

            Прогнозируемые результаты по годам обучения

1 год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Аппликатурные обозначения. Освоение и развитие первоночальных навыков игры на трехструнной домре.Освоение игры медиатором. Упражнения для развития координации рук. Удар П, переменные удары ПV, дубль- штрих ПV ,пунктирный ритм , элементы тремоло. Игра гамм в первой позиции с открытыми струнами :Е-dur,А-dur, D-dur;  на закрытых струнах: G-dur, A-dur, C-dur, D-dur и тонические трезвучия в них.  В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10 – 15 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды и ансамбли (с педагогом).

При переходе во II класс исполняются 2 разнохарактерные пьесы.

2 год обучения

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмом. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. Повышение требовательности к качеству исполнения ударов и тремоло. Динамика звучания. Развитие начальных навыков смены позиций . Элементарные виды флажолетов Упражнения для развития координации рук. Шрадик Г. Упражнения §1, №1-5.

Начальные навыки чтения нот с листа.Игра в ансамбле. Исполнение народной мелодии с одной-двумя вариациями

Мажорные однооктавные гаммы во второй и третьей позициях на трёх струнах от 1,2 3-го пальцев:G-dur, A-dur,  B-dur, C-dur.

     Приемы в них: ПП, ПV, VV, дубль-штрих, пиццикато большим пальцем. Ритмические группировки:дуоль ,триоль.

       Мажорные однооктавные гаммы  на одной струне:G-dur, A-dur, C-dur,  D-dur, E-dur, F-dur и тонические трезвучия  в них.

        Минорные однооктавные гаммы (натуральный минор) на одной струне:g-moll,a-moll,  e-moll (на струне Е)

         Приемы те же ,элементы tremolo, non-legato.

В течение года ученик должен пройти 4-6  этюдов в тональностях до трёх знаков.

В конце учебного года при переходе в III класс исполняются 2-3 разнохарактерные пьесы (одна из пьес может быть исполнена на техническом зачете в III четверти ).

3  год обучения

                             Корректировка посадки домриста, корректировка постановки правой руки, корректировка постановки левой руки.

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато. Штрихи легато, нон легато. Натуральные флажолеты,  3-хзвучные аккорды, игра в ансамбле, чтение с листа.

         Мажорные двухоктавные гаммы:E-dur,F-dur,G-dur и тонические трезвучия в них.

         Штрихи:staccato, legato, 2 legato-2 staccato и наоборот,пунктирный ритм.         Минорные однооктавные гаммы на одной струне: e-moll , g-moll ,a-moll (натуральный, гармоческий и мелодический минор) и тонические трезвучия в них.

          Штрихи те же.

          В течение года ученик должен пройти 4-6  этюдов до четырёх знаков в ключе на различные виды техники,проработать 8-10 пьес различного характера.

В конце учебного года при переходе в IV класс исполняются: 2-3 пьесы различного характера (одна из пьес может быть исполнена на техническом зачете в lll четверти).

4 год обучения

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над динамикой, ритмом. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Сложные виды арпеджио. Совершенствование техники аккордовой игры, легато. Мелизмы. Закрепление навыков игры в позициях.

 Мажорные однооктавные гаммы в шестой и седьмой позициях на трёх струнах от 1,2, 3-го пальцев.

Мажорные двухоктавные гаммы:E-dur, F-dur, A-dur, B-dur, H-dur  и тонические трезвучия в них.

Штрихи и приемы: все ранее изученные.

Игра гамм с динамическим развитием (crescendo, diminuendo).

Ритмические группировки :дуоль, триоль, квартоль/

Минорные двухоктавные гаммы: f-moll, fis-moll, g-moll, a-moll (натуральный, гармонический и мелодический минор ) и тонические трезвучия в них.

    Штрихи и приемы  те же.

    В течение года ученик должен пройти 4-6 этюдов на различные виды техники,8-10 пьес различного характера (в том числе, крупная форма, обработки народной музыки).

5 год обучения

Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления, исполнительских навыков и самостоятельности учащегося.

Повышение требовательности к выразительному исполнению. Усложнение ритмических задач. Работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления, исполнительских навыков. Штрихи легато, нон легато, стаккато, маркато. Натуральные, искусственные флажолеты, 3х-звучные аккорды, игра в ансамбле, чтение с листа.

 Игра мажорных и минорных двухоктавных гамм, тонических трезвучий в них различными приемами и штрихами.

           Хроматические гаммы от звуков E, F, G.

           Ритмические группировки: дуоль,триоль,квартоль.

Подготовка выпускной программы.

          Выпускник должен знать основные закономерности работы по всем разделам программы. Иметь знания и навыки по всем разделам программы. Уметь воплощать свои творческие замыслы самостоятельно. Иметь устойчивый  интерес к практической деятельности,  определенные коммуникативные навыки,  способность к анализу и обобщению, применять полученные знания на практике  в повседневной жизни.

В течение года ученик должен освоить 2-3 этюда на различные виды техники

На итоговом экзамене исполняются: 3 разнохарактерные пьесы и  обработка народного танца или мелодии.

                  Учебно-тематический план .

1 года обучения

Название разделов, тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

Музыкальная грамота

12

6

6

Посадка

4

1

3

Формирование исполнительского аппарата

8

4

4

Работа над  произведением

36

8

28

Чтение нот с листа

12

-

12

ВСЕГО часов в год

72

20

52

2-4 годы обучения

№ п/п

Название разделов, тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

1.

Музыкальная грамота

6

3

3

2.

Посадка

4

1

3

3.

Развитие домровой техники

10

4

6

4.

Формирование исполнительского аппарата

6

3

3

5.

Тонкости домровой техники: приемы игры  и штрихи.

6

2

4

6.

Работа над произведением

30

6

24

7.

Чтение нот с листа

10

-

10

ВСЕГО часов в год

72

19

53

                                                                     5 год обучения

№ п/п

Название разделов, тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

практических

1.

Формирование ЗУН по всем разделам программы (репертуара)

36

10

26

2.

Совершенствование техники игры на домре.

12

2

10

3.

Самостоятельная работа над произведением

24

-

24

ВСЕГО часов в год

72

12

60

Содержание программы

1 год обучения 

Тема 1. Музыкальная грамота. Теория. Знакомство с инструментом, диапазон звучания,   исторические данные об инструменте, уход за инструментом. Знакомство с нотной грамотой: нотный стан, основной и дополнительный нотоносец, скрипичный ключ «соль», нотная запись. Запись гамм и мелодических упражнений. Высотное расстояние (тон, полутон). Длительность нот и пауз. Тактовый размер. Динамика. Знаки альтерации.

 Практика. Изучение названий открытых струн и нот на ладах,  умение находить их на грифе с показом и названием каждой ноты, умение записать ноты на нотоносце, изучение длительностей нот.

         Тема 2. Посадка. Постановка рук. Теория.         Посадка  домриста является одним  из  важнейших звеньев в процессе обучения игре на домре. Правильная  посадка  должна  создать  контакт  исполнителя  с  инструментом  и способствовать  выработке рациональных  игровых  движений, обеспечивающих хорошее звучание инструмента.

        Правильная посадка должна отвечать двум основным требованиям:                

                      1)устойчивость инструмента;

                      2)свобода движений.

Учащийся  должен  постоянно  следить  за  осанкой: не  сутулиться, корпус слегка наклонить вперёд, голову не опускать. Сидеть следует  на половине стула. Левая нога ставиться на полную ступню под прямым углом к полу. Правую ногу следует свободно положить на левую  и поднять на такую высоту, при которой наклон корпуса, необходимый  для  прижатия домры, будет минимальным.

         Домра кладётся на правую ногу  и  прижимается грудной клеткой. Основными  точками опоры  домры  являются  бедро  правой  ноги  и  грудная  клетка. Дополнительными точками опоры будут правая рука, лежащая  предплечьем  на корпусе домры (располагаясь у нижнего порожка), и  левая рука, поддерживающая гриф. Инструмент должен быть обращён к исполнителю декой и плоскостью грифа так, чтобы ему были хорошо видны все лады, струны, гриф.   Головка грифа должна находиться на уровне левого плеча.

Посадка с использованием подставки, исходя из особенностей организма воспитанника, удобства. Постановка правой кисти, перпендикуляр к струнам. Особенности поведения крайних фаланг пальцев. Постановка левой руки, разворот пальцев к грифу. Работа над посадкой и постановкой рук продолжается в процессе всего обучения.

Практика. Умение правильно сидеть за инструментом – свободный корпус, не зажатость игрового аппарата.

       

Постановка правой руки.

          Правая рука домриста кладётся на подлокотник инструмента таким образом, чтобы локоть находился чуть выше линии струн. На подлокотник сильно не давите, так как во время игры необходимо свободное скольжение руки и даже некоторый подъём локтя. Изгиб  в  запястье средний, с предполагаемым постоянным изменением его в процессе игры (гибкое запястье). Касание инструмента мизинцем и безымянным пальцами (на панцыре) не постоянно, но необходимо, так как представляет собой временную скользящую опору руки и предупреждает приближение медиатора к грифу.

Звукоизвлечение

Медиатор

На начальном этапе обучения удобно пользоваться тонким медиатором. Он достаточно гибок и поэтому упрощает технику звукоизвлечения. Позже, когда  двигательные навыки  правой  руки приобретут достаточную определённость и свободу, можно перейти на твёрдый медиатор, который даёт более насыщенный по тембровой окраске звук и позволяет добиться большего динамического диапазона. Удобство и свобода игры во многом зависят от устойчивости медиатора и умения держать его.

        Медиатор должен так удерживаться в пальцах, чтобы  его  рабочая поверхность выступала из-под пальцев не более, чем на 5-7 мм. Медиатор, обращённый узким концом вниз, кладётся  на середину ребра ногтевой фаланги указательного пальца (примерно у основания ногтя) и прижимается  подушечкой  большого пальца. Большой палец необходимо немного согнуть  в  суставе первой и второй фаланг. Кисть правой руки компактна. Её четыре пальца(указательный, средний, безымянный и мизинец) должны быть согнуты и находиться на одном уровне, слегка прилегая друг к другу. Медиатор не должен задевать поверхность панцыря или стучать по грифу.

Постановка левой руки.

        Левая рука домриста держит инструмент  таким  образом, чтобы гриф находился на достаточном удалении от его корпуса, а общий поворот позволял бы  при необходимости  видеть все лады. Предплечье свободно перемещается влево и вправо. Прогиб в запястье небольшой (в сторону грифа).

        Большой палец распрямлён и повёрнут в основном суставе так, что образует хорошо заметный  и  устойчивый  угол. Гриф обхватывается  довольно  прочно, но без лишнего напряжения между указательным и большим пальцами. Играющие пальцы следует несколько распрямить и направить вдоль грифа, тогда они станут более собранными, а  значит – более сильными и чуткими. Играют  на  домре четырьмя пальцами: указательным, средним, безымянным и мизинцем. При игре аккордами и двойными нотами применяется большой палец.

        Глубина погружения грифа  в ладонь зависит от величины инструмента и руки исполнителя: для маленькой руки возможно самое глубокое, вплоть до упора, положение грифа  в ладони, однако нормальным следует считать возможность некоторого отступления ладони от грифа.

        Запястье немного прогнуто под гриф, благодаря  чему  наклон играющих пальцев увеличивается и позволяет ставить их на мягкие подушечки,а не на ногти.

Тема 3.  Формирование исполнительского аппарата. Теория. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на домре. Терминология. Практика.Работа над постановкой рук, игра хроматических упражнений основными приёмами звукоизвлечения ,работа над правильным звукоизвлечением.  

     Тема 4. Работа над произведением. Теория. Основа музыкального произведения на начальной стадии обучения игре на домре на примере народных и детских песен: фраза, аппликатура, знаки альтерации, динамика. Практика. Игра пьес объёмом одна-две строчки на открытых струнах и в первой позиции с простой ритмикой,с медиатором и без него. Во втором полугодии -  произведения объёмом в три-пять строк с медиатором ,основными приемами игры-удары вниз и вверх,элементы тремоло. Меняющийся ритмический рисунок в более быстром темпе. Выходящие за первую позицию.

     Тема 5. Чтение нот с листа.  Игра лёгких пьес для приобретения навыка чтения нот с листа.

2-4 годы обучения

     Тема 1. Музыкальная грамота. Теория. Углубление знаний нотной грамоты. Закрепление всех полученных ранее знаний на новых, более сложных произведениях. Чтение с листа. Практика. Определение предложения, периода, фразы, тональности, формы произведения.

     Тема 2. Посадка. Теория. Напоминание о правильной посадке за инструментом – свободный корпус. Практика. Умение правильно сидеть за инструментом – прямая спина, свободный корпус, не зажатость игрового аппарата.

    Тема 3. Развитие домровой техники. Теория. Осуществляется не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале. Практика. Работа над упражнениями, гаммами, этюдами,  использование домровых приемов для развития техники ученика и устранение имеющихся у него технических недочётов. Формирование разминочного комплекса. В зависимости от индивидуальных возможностей, подбор новых, более сложных, объёмных, музыкальных упражнений.

     Тема 4. Формирование исполнительского аппарата.  Теория. Роль показа в соединении со словесными комментариями при выработке у ученика технических навыков, словесное пояснение как необходимый дидактический прием обучения, прием показа – «вторжение в движение руки и манеру прикосновения к струнам». Практика. Работа над ритмом с преувеличением двигательных приёмов, овладение техническими трудностями, работа над исправлением навыка преувеличенных движений рук.

      Тема 5.Тонкости домровой техники: приемы игры и штрихи. Теория. Приемы игры:

         Удары в одну сторону(вниз)  по струне осуществляется следующим образом: кисть совершает замах , затем  в  естественном  падении, используя силу тяжести  в сочетании  с активным движением,производится чёткий, отрывистый  удар  по  струне вниз с остановкой медиатора на соседней струне.Для каждого удара необходим самостоятельный замах.Удар вниз используется при исполнении в умеренном темпе и обозначается в печатных изданиях  П .

          Удар в разные стороны – это  равномерное  чередование  ударов медиатора  по  струне  с одинаковой силой вниз и вверх(один удар приходится на каждую ноту).

           Удары в разные стороны являются одним  из основных приёмов игры, применяются они преимущественно в произведениях,которым  не свойственен певучий кантиленный характер. В издаваемой для домры литературе этот приём обозначается  П  -удар вниз и  V -  удар вверх.    

           Дубль-штрих - равномерное чередование ударов медиатора по струне в разные стороны (два удара на каждую ноту).

         Тремоло-быстрое равномерное чередование ударов медиатора  по  струне в обе стороны свободной кистью правой руки. Этот  приём  даёт возможность получить  на инструменте непрерывный звук любой длительности. Удары вверх и вниз должны производиться с одинаковой силой. Тремоло - единственный приём игры для исполнения певучих,кантиленных мелодий.Обозначается в нотах  trem.

         Глиссандо - приём скольжения от одного звука к другому как в восходящем,так и в нисходящем движении,звучит на протяжении всего пути движения пальца по струне. Всё скольжение от ноты к ноте должно быть расчитано так,чтобы вторая нота,к которой идёт скольжение пальца,была исполнена во время,причём скорость ведения пальца должна быть равномер-ной.Скольжение по возможности следует производить более сильными пальцами,т.е.первым и вторым,и не прерывая тремоло. Глиссандо обозначается в нотах  gliss. и волнистой линией между нотами.

          Портаменто-быстрый скользящий  переход  от  одного  звука  к  другому. Портаменто обычно используется в скачкообразном залигованном движении мелодии.  Во  время переходов на большие интервалы скольжение производится подушечками пальцев.При исполнении портаменто нужно добиваться едва  уловимого слухом, почти беззвучного скольжения. Чаще всего в нотах оно не обозначается и исполнение его зависит от музыкального вкуса и чувства меры у педагога и учащегося.

         Вибрато - это горизонтальное  колебание струны  пальцем левой руки, поставленной на лад с достаточной силой. При этом достигается эффект равномерного незначительного повышения и понижения звука.Такое вибрато можно исполнять ударами или тремоло.                                                    

     Другой  вид  вибрато  исполняется  давлением  на струну запястьем  кисти правой  руки за подставкой(как на балалайке).Играется оно только ударами или пиццикато.Обозначается оно полным или сокращённым словом( vibrato ,  vibr .) над нотами.

       Пиццикато -исполняется путём оттягивания струны подушечкой ногтевой фаланги большого пальца правой руки сверху  вниз  без сгиба большого пальца  в  суставе или подушечкой ногтевой фаланги среднего пальца снизу вверх. Пиццикато обозначается полным или сокращённым словом (pizzikato,    pizz .) над нотоми.

        Пиццикато левой рукой производится сдёргиванием струны пальцами левой руки  в сторону ладони .Обозначается крестиком над нотами или под ними.

        Арпеджиато - ровномерное скольжение медиатора  по  трём струнам,при котором звуки  исполняются  поочерёдно снизу вверх  или  наоборот. Данный  приём имеет  также разновидность - скольжение по двум струнам в одну сторону. Арпеджиато обозначается вертикальной  волнистой чертой перед аккордом и реже словом arpeggiato.

       Флажолет - извлечение звука  при  помощи лёгкого прикосновения подушечки ногтевой фаланги  одного из  пальцев  левой  руки  к  струне  над  порожком  и  быстрого  отстранения пальца  от  струны после удара по ней медиатором или пальцем правой руки при исполнении паццикато.  

         Натуральные флажолеты извлекаются  на  5,7,12,17  и  24 ладах  и обозначаются знаком  «о» над нотой.Техника исполнения искусственных флажолетов правой рукой та же, но место  установки  среднего пальца меняется в зависимости от высоты звука,прижатого левой рукой.

В нотах обозначается знаком «◊»  место касания правой рукой, а обычной  нотой - место  прижатия струны левой рукой.  

Штрихи.

          Легато - исполнение двух или нескольких нот непрерывным тремоло. Как правило,любая лига,исполняемая на домре,заканчивается прекращением тремоло,причём последняя нота несколько укорачивается и мягко снимается.Объединение нот лигой означает не только соединение звуков ,но и смысловую связанность исполняемой музыкальной фразы.Лига обозначается дугообразной линией,расположенной над нотами или под ними.                                                  

         Нон легато - исполнение  двух   или   нескольких  нот  непрерывным  тремоло , но  при этом каждый звук должен быть слышим отдельно. При нон легато начало звука выделяется и слегка подчёркивается  с  помощью  подмены пальцев на одном звуке или достигается мгновенным сжатием медиатора большим и указательным пальцами с последующим освобождением  его (до звучности общего нюанса). Нон легато обозначается  чёрточками   над   нотами или  под  ними, при этом ноты соединяет общая лига.

         Деташе - один из основных элементов техники правой руки домриста.Исполняется деташе непрерывным тремоло одной ноты в пределах  её длительности (без перевода одной ноты в другую).Над нотами или под ними ставятся горизонтальные чёрточки.

         Тенуто - (итал.tenuto- выдержанно) исполняется с помощью тремоло на каждом звуке,но отличается тем ,что начало не подчеркивается, ровная по силе звучность выдерживается максимально полно.Перед следующим звуком ощущается кратковременный перерыв, как будто берётся короткое дыхание.Тенуто обозначается чёрточкой над нотами или под ними или словом tenuto.

         Стаккато - короткое,отрывистое извлечение звука ударом медиатора по струне только - вниз. После удара следует мгновенно уменьшить силу давления пальца на лад, чтобы струна отделилась  от лада  и прекратила своё звучание. Обозначается  стаккато точкой над  нотами или под ним .                                                          

Практика. Упражнения,,этюды на отработку различных приемов игры и штрихов на домре. Флажолеты в произведениях. Легато, глиссандо, стаккато, тремоло, пиццикато, и т.д. Разъяснение всевозможных моментов с демонстрацией звукоизвлечения и отработкой.

     Тема 6. Работа над произведением. Теория. Большое внимание уделяем выбору произведений. Исходим из их музыкальности, технической сложности, эффектности в исполнении. Аннотация к произведению. Практика. Разбор текста, аппликатура, знаки альтерации, фразировка, штрихи. Работа над звукоизвлечением, динамическими оттенками. Ритмическая проработка всех сложных моментов.

     Тема 6. Чтение нот с листа. Игра легких пьес для приобретения навыка чтения нот с листа.

5 год обучения

     Тема 1. Формирование ЗУН по всем разделам программы (репертуара). Теоретические сведения о закономерностях работы по всем разделам программы. Практика.  Умение воплощать полученные  знания и навыки на практике.

    Тема 2. Совершенствование техники игры на домре. Осуществляется как на основе художественных произведений, так и на специальном инструктивном материале. Практика. Работа над упражнениями, гаммами, использование домровых приёмов для развития техники ученика и устранение имеющихся у него технических недочетов.

    Тема 3. Самостоятельная работа над произведением. Самостоятельный разбор произведений на основе навыков чтения нот с листа.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Все темы можно сгруппировать в следующие разделы:

I – Начальное обучение

     Введение

     Посадка, постановка, первоначальные упражнения

II – Техническое развитие

       Этюды

       Специальные упражнения

III – Работа над произведениями различных жанров и направлений.

В I разделе «Начальное обучение» часть времени отводится донотному периоду.

Основная форма – дидактическая игра.

Во II разделе – систематическая работа над овладением основными техническими приемами игры на домре.

Форма: показ, объяснение.

В III разделе – использование различного, интересного для учащихся развивающего материала высокохудожественных произведений.

Формы: объяснение, показ, прослушивание записей.

Основные методы учебно-воспитательной работы:

- объяснение с показом;

- ансамблевый (на начальном этапе с преподавателем);

- аналитический (прослушивание собственных записей; игры друг друга; мастеров домрового исполнительства);

- участие в различных конкурсах, фестивалях;

- публичные выступления всех детей на различных площадках школы, города, области.

Материально – техническая база для реализации данной программы

      - инструменты, соответствующие физическим данным всех учащихся;

-  светлое, проветриваемое помещение;

- столы, стулья, подставки для ног, письменные принадлежности;

- методические материалы (наглядные пособия, требования к техническим зачетам, зачетные требования по полугодиям аннотации сборников, методические разработки);

- нотная литература.

Примерные программы переводных экзаменов

                                               ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

        

1. Л.Бетховен. Экосез

    А.Гурилёв.  Домик крошечка

    Русская народная песня « Как ходил, гулял Ванюша», обр.С.Фурмина

2. А.Корелли. Гавот

    А.Гедике. Мазурка              

    Русская народная песня «Как под яблонькой », обр.В.Андреева

3. К.Курпиньский. Польский танец

   А.Гречанинов. Весельчак

    Русская народная песня «Во горнице »,обр.Ю.Шишакова

                                           ВТОРОЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

1. В.Моцарт. Вальс

    П.Чайковский. Сладкая грёза

    Ю.Милютин.  Гуцульский танец

2. Ж.Б.Люлли.  Тамбурин

    И.Дунаевский. Колыбельная

    Украинский народный танец «Ой гоп,тай ни,ни»,обр.С.Фурмина

3.Г.Муффат. Бурре

   В.Андреев. Вальс «Бабочка»

   Белорусский народный танец «Бульба», обр. В.Лобова

                                         ТРЕТИЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

1. В.Ф.Бах. «Весной

    А.Холминов. Песня

    Е.Дербенко. Сюита «Приключения Буратино»:«Шарманщик Карло», «Буратино», «Карабас Барабас»

2. Бах-Гуно. «Ave, Maria»

    А.Курченко. «Детский альбом»:

    «Скакалки», «Часы с кукушкой»

     Русская народная песня «Светит месяц», обр. В.Андреева

3. А.Шнитке. Менуэт из сюиты «В старинном стиле»

    И.Индржих. Миниатюрный вальс

    Шуточная, обр. А.Шалова

                                               ЧЕТВЁРТЫЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

1. А.Шнитке.Фуга  из сюиты  «В старинном стиле»  

    Дж.ВанХьюзен. Платье в горошек и лунный свет

    Русская народная песня «По улице мостовой », обр.В.Дителя

2. И.Глазунов.Лёгкая соната (соль мажор)

    Скултэ. Ариетта

    Грузинский народный танец «Давлури»,  обр.Н.Нариманидзе

3. А.Дюран. Чакона

    Ц.Кюи.  Восточная мелодия

    Русская народная песня «Ах,Настасья», обр. В. Дителя

                                             

ПЯТЫЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

1. Ф.Госсек. Тамбурин

     А.Цыганков. Песня

     И.Тамарин. Старинный гобелен

2. Й.Гайдн. Венгерское рондо

    В.Городовская .«За окном черёмуха колышется»

    А.Цыганков. Весёлая прогулка

3. Л Обер. Жига

    И.Хандошкин. Канцона

    Русская народная песня «Веселая голова», обр. В. Лоскутова

Список литературы

  1. Александров А. Школа игры на трёхструнной домре. М.,1990
  2. Альбом для детей. Вып.1 /Составитель В.Евдокимов .М.,1986
  3. Альбом для детей. Вып.2 /Составитель Л.Демченко.М.,1988
  4. Альбом для детей и юношества /Составитель А.Цыганков. М.,1996
  5. Альбом для юношества. Вып.1 /СоставительВ.Круглов.М.,1984
  6. Альбом для юношества. Вып.2 /Составитель В. круглов. М.,1985
  7. Альбом для юношества. Вып.3 /Составитель В. Чунин.М.,1987
  8. Альбом для юношества. Вып.4 /Составитель А.Лачинов.М.,1989
  9. Альбом начинающего домриста. Вып.6 /Составитель  С.Фурмин.М.,1975
  10. Альбом начинающего домриста. Вып.10 /Составитель  С.Фурмин.М.,1978
  11. Альбом начинающего домриста.  Вып.13 /Составитель  С.Фурмин.М.,1981
  12. Альбом начинающего домриста. Вып.16. /Составитель  С.Фурмин.М.,1985
  13. Альбом начинающего домриста. Вып.17 /Составитель   С.Фурмин.М.,1986
  14. Альбом начинающего домриста. Вып.18 /Составитель   С.Фурмин.М.,1987  
  15. Альбом начинающего домриста. Вып.20 /Составитель  С.Фурмин.М.,1989
  16. Альбом начинающего домриста. Вып.21 /Составитель   С.Фурмин.М.,1990
  17. Ансамбли для русских народных инструментов /Составитель И.Дьяконова.    М.,1995
  18. Бейгельман Л. 50 этюдов для трёхструнной домры.М.,2000
  19. Белов Р. Гаммы ,арпеджио и удражнения для трёхструнной домры.М.,1996
  20. Будашкин Н. Концерт.М.,1990
  21. Вольская Т.,Гареева И.Технология исполнения красочных приёмов игры на домре.Екатеренбург ,1995
  22. Городовская В. Новые сочинения для трёхструнной домры.М.,1996
  23. Домристу-любителю. Вып.1 /Составитель М.Дроздов.М.,1977
  24. Домристу-любителю. Вып.9.М.,1985
  25. Домристу-любителю. Вып.10.М.,1986
  26. .Домристу-любителю. Вып.11.М.,1987
  27. Домристу-любителю. Вып.14.М.,1990
  28. Зверев А. Сборник пьес для трёхструнной домры.СПб.,1998
  29. Камалдинов Г. Пьесы и этюды.М.,1983
  30. Концертные пьесы. Вып.7.М.,1975
  31. Концертные пьесы. Вып.8.М.,1980
  32. Концертные пьесы. Вып.16.М.,
  33. Концертные пьесы. Вып.17. /Составитель В.Чунин.М.,1989
  34. Концертные пьесы. Вып.18.
  35. Концертные пьесы. Вып.19.
  36. Концертный репертуар. Вып.3 /СоставительА.Цыганков.М.,1984
  37. Концертный репертуар. Вып.5 /СоставительА.Цыганков.М.,1991
  38. Лёгкие пьесы. Вып.5 /СоставительА.Лачинов.М.,1961
  39. Педагогический репертуар. 3-5 класс ДМШ. Вып.1 /Составители А.Александров и Е.Климов.М., 1973
  40. Педагогический репертуар. 3-5 класс ДМШ Вып.4 /Составитель А.Александров.М.,1981
  41. Пильщиков А. Этюды.М.,1980
  42. Пьесы. /Составитель И.Шитенков.Л.,1985
  43. Пьесы для ансамбля домр /Составитель Г.Гинтова.Л.,1990
  44. Пьесы для ансамбля малых домр .В.Городовская. /Составитель Г.Тарасова. М.,1999
  45. Репертуар домриста. Вып.13.М.,1977
  46. Репертуар домриста. Вып.21.М.,1982
  47. Репертуар домриста. Вып.23. /Составитель В.Круглов.М.,1984
  48. Репертуар домриста. Вып.25. /Составитель В.Лобов.М.,1986
  49. Репертуар домриста. Вып.28 /Составитель В.Кузнецов.М.,1989
  50. Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре.Л.,1984
  51. Старинные вальсы /Составитель С.Фурмин.М.,1982
  52. Хрестоматия. 1-2 класс ДМШ /Составитель А.Лачинов. М.,1962
  53. Хрестоматия домриста. 1-2-класс ДМШ /Составитель А.Александров.М.,1971
  54. Хрестоматия домриста. 1-3 класс ДМШ /Составитель Е.Евдокимов.М.,1985
  55. Хрестоматия домриста. 4-5 классДМШ  /Составитель Е.Евдокимов.М.,1990
  56. Хрестоматия домриста. Упражнения и этюды.1-7 классДМШ /Составитель В.Чунин. М.,1994
  57. Хрестоматия домриста. 1 курс музыкальных училищ /Составитель А.Лачинов. М.,1965
  58. Хрестоматия домриста.1-2 курс музыкальных училищ /Составитель В.Чунин. М.,1985
  59. Хрестоматия домриста.3-4 курс музыкальных училищ /Составитель В.Чунин. М.,1985
  60. Хрестоматия домриста. Старшие классы /Составитель И.Дьяконова .М.,1997
  61. Цыганков А. Избранные произведения для трёхструнной домры.М.,1982
  62. Цыганков А. Избранные произведения для трёхструнной домры.М.,1995
  63. Чунин В. Школа игры на трёхструнной домре.М.,1986
  64. Этюды для трёхструнной домры .Вып.1 /Составитель Е.Климов М.,1965
  65. Юный домрист. /Составитель И.Фоченко.Л.,1987
  66. Юный домрист. /Составитель Н.Бурдыкина.М.,1999
  67. Пьесы татарских композиторов для домры и фортепиано./Составитель Р.Ф. Амерханова-Халитова.К.,2002
  68. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано.С-П.2002
  69. В.Просолупов.Этюды для трехструнной домры.М.,2004
  70. Хрестоматия домриста.В3-х частях. Составитель Н.Бурдыкина.М.,2005
  71. Азбука домриста.В 2-х частях./Составитель И.Г.Дьяконова.М.2004


Список использованной литературы

  1. Формирование основ двигательной техники левой руки у учащихся в классе домры.Методические рекомендации.Составитель В.Рябов. М.,1988
  2. Аппликатура начального этапа обучения домриста.Методическая разработка.Составитель В.Чунин. М.,1988
  3. Т.Вольская,И.Гареева Технология исполнения красочных приёмов игры на домре. Екатеринбург,1995
  4. З.Ставицкий Начальное обучение игры на домре. Л., 1984
  5. В.Чунин Школа игры на трёхструнной домре. М., 1986
  6. Т.Вольская, М.Уляшкин Школа мастерства домриста. Екатеринбург,1996
  7. В.Круглов Искусство игры на трхструнной домре.М.,2001
  8. А.Александров Способы извлечения звука,приёмы игры и штрихи на домре.М.,1975
  9. А.Александров Школа игры на трёхструнной домре.М.,1988
  10. А.Илюхин Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах.Вып.2-М.,1971

 




Предварительный просмотр:

                  Управление культуры и организации досуга населения мэрии г.Ульяновска

     Муниципальное образовательное учреждениедополнительного образования детей

Детская школа искусств № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ

ДОМРА ТРЕХСТРУННАЯ

(допрофессиональная подготовка)

Срок реализации программы – 1 год

Общее количество часов:

72 часа в год,  2 часа в неделю  

         

СОГЛАСОВАНО:                                                                       Составитель: Т.Н.Павлова

Методический отдел                                                                            

по учебным заведениям                                                        

культуры и искусства                            

Ульяновской области                    

______________Н.Н. Аблакова

“____”_______________20__г.

                                           

г. Ульяновск                                                                                                                          2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

                         1.  Пояснительная записка

                              2.  Содержание программы

    3.  Методическое обеспечени

                              4.  Список использованной литературы

                                 1 . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы.

Программа разработана на основе примерной программы для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ «Музыкальный инструмент: Домра трехструнная» (Москва 2003 год). Программа разработана на базе методического кабинета г. Москвы. Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна. Актуальность. Педагогическая целесообразность.

В последнее время существенно изменились условия деятельности детских школ искусств.

Неоднородность контингента учащихся по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей усложняет процесс освоения имеющихся традиционных образовательных программ. Появилась необходимость во введении учебных планов нового поколения в образовательный процесс ДШИ и создание новых форм организации учебного процесса.

Данная программа отражает новый дифференцированный подход к обучению учащихся, соответствующий их индивидуальным способностям и направлена на формирование и развитие основных исполнительских навыков, а также, на  музыкально-художественное развитие детей с помощью специально подобранных приемов и принципов.

Программа разработана для для детей, желающих поступить в среднее музыкальное учебное заведение (допрофессиональное обучение).

        Цели и задачи.

Изучение данной программы направлено на достижение следующих целей:

  1. Закрепление знаний, умений, навыков, необходимых для игры на домре;
  1. развитие познавательных интересов и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний;
  1. воспитание настойчивости, усидчивости в достижении оптимального уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для дальнейшего освоения инструмента;
  1. использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение рационального культурного досуга в кругу семьи, друзей.
  1. допрофессиональная подготовка одаренных учащихся

Возраст детей

Возраст детей –  14-15 лет.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения: 6 класс (для профессионально ориентированных учащихся).

Шестой год обучения на рассчитан на учащихся, обладающих профессиональными данными, но еще не имеющих возможности поступить в среднее музыкальное учебное заведение. Основной задачей обучения в 6 классе является подготовка для поступления  в среднее специальное учебное заведение, закрепление ранее полученных знаний и навыков.

Формы и режим занятий

    Обязательным условием занятий является наличие музыкального инструмента, аккуратное посещение занятий и выполнение домашнего задания.        

              Основной формой организации обучения является урок (индивидуальная форма обучения), проводимый два раза в неделю по 40 минут.

              Целью урока является усвоение и закрепление учеником суммы знаний, исполнительских навыков, организация и развитие его музыкального мышления, формирование эмоциональной и волевой сфер его психики и деятельности на конкретном музыкально-педагогическом материале.

         В содержание программы включен материал, на основе изучения которого учащиеся овладеют знаниями об инструменте, умениями, навыками и способами деятельности, предусмотренными требованиями к уровню подготовки учащихся: учебно-исполнительской, учебно-теоретической, творческой, культурно-просветительской.

Для овладения учащимися теоретическими знаниями используются преимущественно следующие методы обучения:

 -  показ на инструменте,

 - объяснение музыкальной грамоты, стилевых, жанровых особенностей изучаемого материала и т.д.

Формы организации учебно-теоретической деятельности -  урок с устным объяснением.

Освоение специальных практических умений (грамотно разбирать и исполнять нотный текст, владение различными приёмами игры и т.д.) используются такие методы обучения, как дидактическая игра (начальный период обучения), коллективная игра (с начинающими – преимущественно с преподавателем, со второго класса – с учащимися), показ на инструменте.

Формами организации учебно-исполнительской деятельности являются урок, концерт, конкурс.

Овладению специальными умениями способствуют специальные занятия по выполнению практических заданий, на основе которых формируются практические умения: умения самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять произведения различных жанров и направлений, читать с листа, играть в ансамбле, владеть навыками подбора по слуху. Достижению оптимального уровня развития способностей учащихся способствует дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Он выражается в предоставлении выбора уровня сложности музыкальных произведений для учащихся и темпа их освоения. Произведения для освоения учащимися специальными умениями, в соответствии с их потенциальными способностями и возможностями, подобраны трёх уровней сложности.

Для практических занятий используются вариативные методы: в зависимости от творческих возможностей учащихся применяются репродуктивные задания и задания творческого характера: на импровизацию, подбора по слуху, транспонирование.

Учебный материал внутри каждого из разделов концентрируется в темы вокруг ведущих дидактических единиц содержания, выстраивается в строгой, логической последовательности.

Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися теоретическими знаниями, специальными практическими умениями и видами деятельности – учебно-исполнительской, учебно-теоретической, творческой, культурно-просветительской, которые позволят учащимся успешно осваивать программу повышенного уровня (допрофессиональную).

Формы организации учебной деятельности учащихся подбираются в соответствии с целями, содержанием, методами обучения, учебными возможностями, и уровнем сформированности теоретических знаний, специальных умений и творческих способностей учащихся. Предпочтение отдаётся следующим формам работы:

самостоятельная работа над теоретическим или практическим материалом по индивидуальным заданиям;

публичное исполнение.

Ожидаемые результаты.

В результате освоения программы учащиеся:

  1. освоят теоретические знания: нотную грамоту, специальную терминологию;
  1. овладеют специальными умениями и навыками: самостоятельно и грамотно, выразительно исполнять на домре  произведения различных жанров и стилей, коллективной игры, читать с листа и т.д.;
  1. овладеют видами деятельности:

-учебно-исполнительской: сольной и в ансамбле;

-учебно-теоретической: умение разбирать и разучивать произведения различных жанров и направлений;

-творческой: подбирать по слуху мелодии, транспонировать, сочинять;

-культурно-просветительской: играть в кругу семьи и на различных концертных площадках.

       4. продолжат обучение в среднем музыкальном учебном  заведении.

 

Формы подведения итогов.

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:

  1. система теоретических знаний;
  1. специальные практические умения и навыки;
  1. виды деятельности: учебно-исполнительская, учебно-теоретическая, творческая, культурно-просветительская.

Для проведения оценивания по вышеуказанным компонентам разрабатываются соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.

Формы контроля – зачеты, академические концерты, контрольные прослушивания, переводные зачеты. Проверка технической подготовки учащихся (гаммы, этюды), а также чтение нот с листа, знание музыкальной терминологии осуществляются на техническом зачете в III четверти.

Экзамены проводятся в соответствии с учебными планами.

Учащиеся допрофессионального класса выступают с исполнением произведений выпускных программ в течение учебного года на специально организованном прослушивании. На итоговом выпускном экзамене исполняются четыре произведения различных жанров и форм.

Результаты обсуждения выступлений на зачетах, контрольных прослушиваниях, выпускных экзаменах заносятся в индивидуальный план ученика.

Педагог выбирает репертуар для итогового экзамена учащихся соответственно требованиям среднего музыкального учебного заведения. Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д. приравнивается к выступлению на переводных и выпускных экзаменах. Основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение произведений

      В конце 6 класса  - итоговый экзамен. Его цель – определить степень подготовки учащихся для продолжения обучения в среднем музыкальном учебном  заведении.

Критерии оценки:

-Грамотное и осмысленное исполнение произведения.

-Эмоциональность исполнения, умение «слушать себя».

-Техническая оснащенность.

-Умение играть без остановок, выдержка.

-Организация игрового аппарата.

-Уровень подготовки программы.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Шестой класс

Содержание и виды работы

VI

1. Беседы о музыке. Прослушивание музыкальных произведений в исполнении преподавателя.

4

2. Организация игрового аппарата.

4

3. Формирование творческих навыков (игра в ансамбле, чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование, музицирование, игра в ансамбле с преподавателем).

4

4. Работа над техникой: упражнения, гаммы, этюды.

16

5. Работа над педагогическим репертуаром: крупная форма (полифония, крупная форма, обработки народной и танцевальной музыки), пьесы.

42

6. Концертно-досуговая деятельность.

2

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ЗА НЕДЕЛЮ

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ЗА ГОД

72

Допрофессиональная подготовка

1.Знакомство с творчеством исполнителей на домре -4часа.

2. Корректировка посадки домриста, корректировка постановки правой руки, корректировка постановки левой руки-4 часа.

3. Штрихи легато, нон легато,стаккато, маркато. Натуральные, искусственные флажолеты, пиццикато, 3х-звучные аккорды, игра в ансамбле, чтение с листа. Задания на самостоятельную интерпретацию произведений и подбор репертуара-4 часа.

4.Закрепление позиций. Мажорные и минорные двухоктавные гаммы,тонические трезвучия и D7 с обращениями  в них.  

         Хроматические гаммы от всех звуков.

В течение года ученик должен освоить:

         - технический материал и элементы красочных приёмов игры на домре из произведений В.Дителя, А.Цыганкова (по выбору).

         - совершенствование исполнения мелизмов.

         - 2 этюда.

         Ритмические группировки от дуоли до октоли.-12 часов.

5. Динамика, агогика, работа над образом, форма и цельность произведения.

 1-2 произведения крупной формы, 5-6 пьес различного характера, включая ансамбли. Соната,сонатина-42 часа.

На итоговом экзамене исполняются: 2 разнохарактерные пьесы, произведение крупной формы,обработка народного танца или мелодии.

Подготовка способных учащихся к поступлению в средние профессиональные музыкальные учебные заведения. Работа над программой, соответствующей требованиям приемных экзаменов.

6.Концертная деятельность: тематические концерты, классные концерты-2 часа.

Примерные программы выпускных экзаменов

ШЕСТОЙ ГОД  ОБУЧЕНИЯ

( ранняя профессиональная ориентация )

1.  И.Линике. Маленькая соната

     А.Аренский. Незабудка

     Русская народная песня«По улице не ходила, не пойду», обр.В.Лаптева

2. В.А.Моцарт. Маленькая ночная серенада

    П.Чайковский. Подснежник

    Русская народная песня «Коробейники»,обр.В.Дителя

3. В.Панин. Детский концерт

    К.В.Глюк. Мелодия

    А.Цыганков. Гусляр и Скоморох

Требования к уровню подготовки выпускника

Выпускник должен знать: основы музыкальной грамоты, устройство домры,  весь диапазон строя домры, гаммы и термины в объеме пройденного материала, историю возникновения домры и имена  выдающихся деятелей домры.

Выпускник должен уметь: настроить домру, самостоятельно и правильно разобрать и выучить произведение соответствующего уровня сложности, используя всю палитру темброво-динамических красок инструмента, подобрать по слуху мелодию, читать с листа пьесы различного характера, исполнять произведения выпускной экзаменационной программы.

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

I – Техническое развитие

       Этюды

       Специальные упражнения

II – Работа над произведениями различных жанров и направлений.

Во I разделе – систематическая работа над овладением основными техническими приемами игры на домре.

Форма: показ, объяснение.

В II разделе – использование различного, интересного для учащихся развивающего материала высокохудожественных произведений.

Формы: объяснение, показ, прослушивание записей.

Основные методы учебно-воспитательной работы:

- объяснение с показом;

- ансамблевый (на начальном этапе с преподавателем);

- аналитический (прослушивание собственных записей; игры друг друга; мастеров домрового исполнительства);

- участие в различных конкурсах, фестивалях;

- публичные выступления всех детей на различных площадках школы, города, области.

В классе должны быть следующие условия:

- инструменты, соответствующие физическим данным всех учащихся;

- стулья, подставки для ног;

- наглядные пособия с обозначениями динамики, длительностей нот, пауз, ритмическими рисунками, музыкальными терминами.

 

4. Список литературы

  1. Александров А. Школа игры на трёхструнной домре. М.,1990
  2. Альбом для детей. Вып.1 /Составитель В.Евдокимов .М.,1986
  3. Альбом для детей. Вып.2 /Составитель Л.Демченко.М.,1988
  4. Альбом для детей и юношества /Составитель А.Цыганков. М.,1996
  5. Альбом для юношества. Вып.1 /СоставительВ.Круглов.М.,1984
  6. Альбом для юношества. Вып.2 /Составитель В. круглов. М.,1985
  7. Альбом для юношества. Вып.3 /Составитель В. Чунин.М.,1987
  8. Альбом для юношества. Вып.4 /Составитель А.Лачинов.М.,1989
  9. Ансамбли для русских народных инструментов /Составитель И.Дьяконова.    М.,1995
  10. Бейгельман Л. 50 этюдов для трёхструнной домры.М.,2000
  11. Белов Р. Гаммы ,арпеджио и удражнения для трёхструнной домры.М.,1996
  12. Будашкин Н. Концерт.М.,1990
  13. Вольская Т.,Гареева И.Технология исполнения красочных приёмов игры на домре.Екатеренбург ,1995
  14. Городовская В. Новые сочинения для трёхструнной домры.М.,1996
  15. Зверев А. Сборник пьес для трёхструнной домры.СПб.,1998
  16. Камалдинов Г. Пьесы и этюды.М.,1983
  17. Концертные пьесы. Вып.7.М.,1975
  18. Концертные пьесы. Вып.8.М.,1980
  19. Концертные пьесы. Вып.16.М.,
  20. Концертные пьесы. Вып.17. /Составитель В.Чунин.М.,1989
  21. Концертные пьесы. Вып.18.
  22. Концертные пьесы. Вып.19.
  23. Концертный репертуар. Вып.3 /СоставительА.Цыганков.М.,1984
  24. Концертный репертуар. Вып.5 /СоставительА.Цыганков.М.,1991
  25. Лёгкие пьесы. Вып.5 /СоставительА.Лачинов.М.,1961
  26. Педагогический репертуар. 3-5 класс ДМШ. Вып.1 /Составители А.Александров и Е.Климов.М., 1973
  27. Педагогический репертуар. 3-5 класс ДМШ Вып.4 /Составитель А.Александров.М.,1981
  28. Пильщиков А. Этюды.М.,1980
  29. Пьесы. /Составитель И.Шитенков.Л.,1985
  30. Пьесы для ансамбля домр /Составитель Г.Гинтова.Л.,1990
  31. Пьесы для ансамбля малых домр .В.Городовская. /Составитель Г.Тарасова. М.,1999
  32. Репертуар домриста. Вып.13.М.,1977
  33. Репертуар домриста. Вып.21.М.,1982
  34. Репертуар домриста. Вып.23. /Составитель В.Круглов.М.,1984
  35. Репертуар домриста. Вып.25. /Составитель В.Лобов.М.,1986
  36. Репертуар домриста. Вып.28 /Составитель В.Кузнецов.М.,1989
  37. Старинные вальсы /Составитель С.Фурмин.М.,1982
  38. Хрестоматия домриста. 4-5 классДМШ  /Составитель Е.Евдокимов.М.,1990
  39. Хрестоматия домриста. Упражнения и этюды.1-7 классДМШ /Составитель В.Чунин. М.,1994
  40. Хрестоматия домриста. 1 курс музыкальных училищ /Составитель А.Лачинов. М.,1965
  41. Хрестоматия домриста.1-2 курс музыкальных училищ /Составитель В.Чунин. М.,1985
  42. Хрестоматия домриста.3-4 курс музыкальных училищ /Составитель В.Чунин. М.,1985
  43. Хрестоматия домриста. Старшие классы /Составитель И.Дьяконова .М.,1997
  44. Цыганков А. Избранные произведения для трёхструнной домры.М.,1982
  45. Цыганков А. Избранные произведения для трёхструнной домры.М.,1995
  46. Чунин В. Школа игры на трёхструнной домре.М.,1986
  47. Этюды для трёхструнной домры .Вып.1 /Составитель Е.Климов М.,1965
  48. Юный домрист. /Составитель И.Фоченко.Л.,1987
  49. Юный домрист. /Составитель Н.Бурдыкина.М.,1999
  50. Пьесы татарских композиторов для домры и фортепиано./Составитель Р.Ф. Амерханова-Халитова.К.,2002
  51. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано.С-П.2002
  52. В.Просолупов.Этюды для трехструнной домры.М.,2004
  53. Хрестоматия домриста.В3-х частях. Составитель Н.Бурдыкина.М.,2005
  54. Азбука домриста.В 2-х частях./Составитель И.Г.Дьяконова.М.2004


Список использованной литературы

  1. Т.Вольская,И.Гареева Технология исполнения красочных приёмов игры на домре. Екатеринбург,1995
  2. В.Чунин Школа игры на трёхструнной домре. М., 1986
  3. Т.Вольская, М.Уляшкин Школа мастерства домриста. Екатеринбург,1996
  4. В.Круглов Искусство игры на трхструнной домре.М.,2001
  5. А.Александров Способы извлечения звука,приёмы игры и штрихи на домре.М.,1975
  6. А.Александров Школа игры на трёхструнной домре.М.,1988
  7. А.Илюхин Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах.Вып.2-М.,1971

 




Предварительный просмотр:

Управление культуры и организации досуга населения мэрии г.   Ульяновска                  

        Муниципальное образовательное учреждение

              дополнительного образования детей

                  Детская школа искусств № 4

                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                 АНСАМБЛЬ

                           /предмет по выбору/

                  Отделение народных инструментов              

                            /допрофессиональное/

                          Для учащихся 6 класса

                            Детской школы искусств

                            Срок реализации – 1 год

                             Возраст обучающихся

                                        14-15 лет

Методический отдел                                                          Составитель: Т.Н.Павлова                  

СОГЛАСОВАНО:                                                               преподаватель I  категории

по учебным заведениям                                                        

культуры и искусства                            

Ульяновской области                    

______________Н.Н. Аблакова

“____”_______________20__г.

                                 г. Ульяновск

                                       2011 г.

                                           

                      СОДЕРЖАНИЕ

        1.  Пояснительная записка

        2.  Учебно-тематический план

     3.  Содержание программы

     4.  Методическое обеспечение

         5.  Список использованной литературы

                                           

                                           

                           1.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Программа направлена на развитие средствами музыкального исполнительского искусства,  дарования ученика (эмоционального и интеллектуального) подготовку его к активной творческой работе, реализацию всех его творческих способностей, а также стремлению заинтересовать, увлечь в музыкальное искусство, так, чтобы связать с ним свою жизнь, научить понимать художественное содержание музыкального произведения, воспитать всесторонне - развитую личность.

НОВИЗНА И АКТУАЛЬНОСТЬ

Данная программа составлена для учащихся, которые стремятся повысить уровень своей подготовки, осознанно желают поступить в средние специальные  музыкальные учебные заведения и  получить там  профессиональное образование.

Программа разработана на основе примерной программы для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ «Музыкальный инструмент: Домра трехструнная» (Москва 2003 год). Программа разработана на базе методического кабинета г. Москвы. Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Программа направлена на воспитание настойчивости, усидчивости в достижении высокого уровня знаний, умений, навыков, необходимых для освоения инструмента, развития личностных качеств: воспитание самостоятельности, ответственности, активности, самовоспитания и саморазвития. Воспитательная деятельность связана с посещением концертов, музеев, театров, проведением различных культурных мероприятий, а так же личное участие детей в концертах, фестивалях, конкурсах, слушание высокохудожественной музыки. Воспитание всесторонне развитой личности на основе знакомства с народным творчеством, классической, зарубежной, современной музыкой.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • Планомерное, целенаправленное и результативное усвоение систематизированных ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
  • Приобретение музыкальной грамотности и образованности профессиональной ориентированности
  • Развитие познавательных и творческих способностей к самостоятельности в приобретении новых знаний.

ЗАДАЧИ

  • Совершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения

  • Повышение уровня музыкально - художественного мышления учащегося
  • Изучение различных по стилям и жанрам произведений
  • Формирование личности, способной к самостоятельной работе.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ. Написанию программы предшествовал возросший интерес к музыкальному искусству, к музицированию в ансамбле. Также игра в ансамбле помогает охватить большой объём произведений,  дает возможность исполнять оркестровую, хоровую, фортепианную музыку. При этом более сложные произведения становятся доступными для исполнения и понимания.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 14 - 15 лет

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год. 0,5 часа за неделю. Всего 18 часов в год.

ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: индивидуальный урок по 0,5 часа в неделю.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В результате освоения программы учащиеся овладеют навыками разбора и исполнения ансамблевых произведений различных эпох и стилей, навыками коллективной, творческой деятельности, научатся сочетать различные виды деятельности во внеклассных  мероприятиях.

Данная программа определяет уровень подготовки, в соответствии с которым учащийся должен

ЗНАТЬ:

- Основы теоретических знаний и применять их в исполнительской практике

- Репертуар, разнообразный по содержанию, стилю, фактуре, произведения русских, зарубежных и современных композиторов, лучшие образцы народной музыки

 УМЕТЬ:

- Использовать приобретенные знания и умения в повседневной        жизни, управлять процессом исполнения ансамблевого произведения.

      - Игра в ансамбле способствует формированию и развитию творчески активной , всесторонне развитой личности.

ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:

Формой подведения итогов является концертное выступление, участие в конкурсе или зачет в конце года. По итогам работы выставляется оценка за полугодие, в конце года - годовая, итоговая.


СИСТЕМА КОНТРОЛЯ.

Система контроля включает само, взаимо - учительский контроль и позволяет оценивать знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам: система теоретических знаний, специальные практические умения и навыки. Виды деятельности: учебно- исполнительская, учебно- теоретическая, творческая, культурно- просветительская.

Для проведения оценивания на каждом этапе обучения , по вышеуказанным компонентам разрабатываются соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.

Для проведения оценивания на каждом этапе существуют критерии оценки:

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - ученик выполняет учебный план, но не обнаруживает знания, умения, навыки в должном объёме, не выполняет требования преподавателя, пропускает индивидуальные занятия;

ХОРОШО - при условии выполнения вышеуказанных требований с незначительными неточностями при сдаче зачета, экзамена допускаются пропуски по уважительной причине;

ОТЛИЧНО - при условии выполнения учащимися успешной сдачи экзамена точное исполнение нотного текста, показа технических данных, умение исполнять произведение выразительно. Учитывается аккуратное посещение уроков в учебном году.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Учащиеся 6-го класса предмета «Ансамбль» на зачете исполняют 1-2 произведения.

  • Произведения играются наизусть.
  • Сложность исполняемых произведений должна быть на уровне класса или ниже на класс.
  • Исполнение должно быть грамотным, без ошибок и спотыканий.
  • Синхронность исполнения.
  • Яркое, выразительное исполнение.

А также учащиеся должны

Знать:

  • Теоретические основы музыкальной грамоты.
  • Принципы ансамблевого исполнения.

Уметь:

  • Читать с листа ансамблевые партитуры.
  • Ярко и выразительно исполнять музыкальное произведение.
  • Применять музыкальные знания на практике.

Владеть:

  • Средствами художественной выразительности.
  • Различными видами техники.
  • Грамотно, синхронно, слаженно играть в ансамбле.
  • Слушать себя и партнера в ансамбле.


п.п

Тема

Количество

часов

Теоретические

занятия

Практические

 занятия

Контроль

1

Развитие техники

2

0,5

1,5

-

2

Песни и танцы

народов мира

4

1

3

Март-

конкурс

ансамблей

Май- зачет

3

Русская и зарубежная

классика

4

1

3

Март-

конкурс

ансамблей

Май- зачет

4

Произведения современных

композиторов

4

1

3

Март-

конкурс

ансамблей

Май- зачет

5

Чтение с листа

ансамблевых партитур

2

0,5

1,5

-

6

Школьные массовые

мероприятия, классные часы

конкурсы, репетиции

2

0,5

1,5

Март-

Конкурс

Ансамблей

Май- зачет

Всего

18

4,5

13,5

                                      2.    Учебно – тематический план

3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

  1. Развитие техники.( 2 часа) Работа над упражнениями , гаммами на различные виды техники ( мелкая техника, различный ритмический рисунок), работа над штрихами, динамическими оттенками, строгое соблюдение аппликатуры.
  2. Песни и танцы народов мира.(4 часа) В пьесах осваиваются различные виды техники. Работа над художественным образом произведений. Работа над ансамблевым исполнением.
  3. Русская и зарубежная классика.( 4 часа) Работа над различными формами. Закрепление теоретических знаний. Анализ произведений.
  4. Произведения современных композиторов.(4 часа) Это в основном пьесы танцевального характера, джазовые произведения. Здесь ведется работа над развитием образного мышления. Воспитание и развитие навыков самостоятельного мышления.
  5. Чтение с листа ансамблевых партитур.(2 часа) Чтение с листа несложных пьес, обращая внимание на аппликатуру, штрихи, нюансы, анализ ансамблевых партитур.
  6. Школьные массовые мероприятия.(2 часа) Классные часы, концерты, конкурсы, репетиции. В марте проводится традиционный конкурс ансамблей, в мае проводится зачет.


РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕПЕРТУАР

  1. Темнов «Веселая кадриль».
  2. Дунаевский «Песенка о капитане»
  3. Новиков «Смуглянка».
  4. Соловьев – Седой «На солнечной поляночке».
  5. Паулс «Бабочки на снегу».
  6. Френкель «Вальс расставания».
  7. Листов «В землянке».
  8. Андреев Вальс «Грезы».
  9. Блантер «Катюша».
  10. Андреев «Бабочка». Вальс.
  11. Русская народная песня «Выйду ль я на реченьку».
  12. Русская народная песня «Вдоль по Питерской».
  13. Шаинский «Кузнечик».
  14. Моцарт. Дивертисмент.
  15. Рожков.Концертные вариации на тему старинного романса «Я встретил вас».
  16. Фибих. Поэма.
  17. Чайковский. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В классе должны быть следующие условия:

- инструменты, соответствующие физическим данным всех учащихся;

- стулья, подставки для ног, пюпитры;

- наглядные пособия с обозначениями динамики, длительностей нот,                пауз, ритмическими рисунками, музыкальными терминами.

 

-технические средства для прослушивания записей исполнителей.

Рекомендуемая литература

  1. На досуге. Репертуарная тетрадь домриста. Вып.1 М.,1982.
  2. Педагогический репертуар домриста. 3-5 классы  ДМШ. Вып.2. Сост.С. Александров. М.,1977.
  3. Хрестоматия домриста 3-5 классы ДМШ. Вып.1. Сост.С. Александров. М.,1972.
  4. Хрестоматия домриста. 4-5 классы. Сост. В. Евдокимов. М.,1984.
  5. Чунин. Школа игры на трехструнной домре. М.,1986.
  6. Илюхин. Самоучитель игры на балалайке. М.,1985.
  1. Пьесы для ансамбля домр /Составитель Г.Гинтова.Л.,1990
  2. Пьесы для ансамбля малых домр .В.Городовская. /Составитель    Г.Тарасова. М.,1999
  3. Ансамбли для русских народных инструментов /Составитель И.Дьяконова.    М.,1995

        5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.Чунин Школа игры на трёхструнной домре. М., 1986
  2. Т.Вольская, М.Уляшкин Школа мастерства домриста. Екатеринбург,1996
  3. В.Круглов Искусство игры на трхструнной домре.М.,2001
  4. А.Александров Способы извлечения звука, приёмы игры и штрихи на домре. М.,1975
  5. А.Александров Школа игры на трёхструнной домре. М.,1988
  6. А.Илюхин Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах. Вып.2-М.,1971



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная рабочая программа по предмету "Музыкальный инструмент" Труба. Для учащихся отделения духовых и ударных инструментов. Срок обучения 5 лет.

Данная программа ориетирована на традиционное обучение, на создание условий для сохранения и совершенствования традиций отечественного художественного образования,  на применение индивидуальных п...

Рабочая программа по предмету "Музыкальный инструмент-фортепиано" для вокального отделения ДШИ.

Рабочая программа по фортепиано, расчитанная на 7-летний срок обучения для вокального отделения ДШИ....

Программа по предмету «Музыкальный инструмент (аккордеон)» (исполнительство)

Общеразвивающая программа по предмету «Музыкальный инструмент (аккордеон)» ОП «Музыкальное исполнительство» (7 лет)....

Программа учебного предмета" Музыкальный инструмент. Фортепиано"( Вариативная часть программы "Хореографическое творчество"/ФГТ)

Программа создана для учащихся отделения "Хореографическое творчество". Срок обучения: 7 лет. Занятия: 1 час в неделю....

Программа по предмету "Музыкальный инструмент " (скрипка) ОП "Музыкальное исполнительство

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19668896","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]ОП "Музыкальное исполнительство...