"Лицейские годы А.С. Пушкина"
учебно-методический материал на тему

Интерактивное занятие для учащихся группы продленного дня

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Лицейские годы А.С. Пушкина»

Интерактивное занятие для учащихся группы продленного дня

Целевая аудитория: 2-4 класс

Автор проекта: Григорьева Татьяна Николаевна, воспитатель группы продленного дня ГБОУ гимназия №528 Невского района Санкт-Петербурга.

Описание проекта. Проект предназначен для проведения занятия во  внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению.

Цель занятия: расширить знания школьников о А.С. Пушкине.

Задачи:

  • Образовательная: активизация познавательной деятельности воспитанников в ГПД
  • Развивающая: развитие умения внимательно слушать, аналитического мышления
  • Воспитательная: воспитание гражданственности и патриотизма, формирование культуры межличностного общения, воспитание уважения к российской истории, культуре и русскому языку.

Материально-техническое оснащение:

 - Презентация «Лицейские годы А.С. Пушкина»

 - Выставка книг (сборник стихов А.С. Пушкина, «Сборник сказок» и др.);

-  Интерактивная доска (демонстрация презентации);

- Проектор, подключенный к компьютеру


1. ВВЕДЕНИЕ

Вступительное слово (на фоне музыки)


Учитель:

Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы окунуться в историю, узнать о лицейских годах великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

(Слайд 1)

Под Петербургом городок,
Где корпуса за корпусами
Наполнены звучаньем нот,
Мальчишескими голосами.
Минуты радости, невзгоды,
В Лицее начинали
Любить, отстаивать, свободу,
Творить и безмятежно жить.

Сердца стучали в унисон


И людям придавали силы,
Когда посмел Наполеон
Пойти войною на Россию,
А юный будущий поэт –
И засыпая, и вставая –
Познал поэзии секрет
И верности родному краю.
Его прекрасная душа
Уже тогда была мятежна,
И вся грядущая судьба
Была поэту неизбежна.

В 2009 году 1 ноября(19 октября по старому стилю) исполняется 198 лет со дня открытия Царскосельского лицея. И пусть мы далеко от Петербурга, но мы знаем:

Что в этот день и в этот час,
Когда зажгутся в зале свечи,
Он тихо будет среди нас
И воплотится в наши речи!
2. ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОЭТА (слайды 2, 3) 

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина и Надежды Осиповны Пушкиной (урожденной Ганнибал). Мать Пушкина была потомком негра Ганнибала, которого русский посланник в Константинополе отослал в подарок Петру I. Впоследствии Александр Сергеевич написал о нем незаконченную повесть "Арап Петра Великого". Именно по матери унаследовал Пушкин свою неординарную внешность.

Родители Пушкина были молоды: когда Пушкин родился, отцу было 29 лет, а матери 23 года. Веселая жизнь допожарной Москвы отвлекала их от забот о семье, а дети – старшая Ольга и Александр были сданы на руки мамушкам и нянькам. Из дому Пушкин вынес отличное знание французского языка, который в детстве знал лучше родного. Библиотека отца состояла из одних французских сочинений, и Пушкин проводил там бессонные ночи, “пожирая книги одна за другою”.

Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.

Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки.

С раннего возраста его воспитанием занималась бабушка Марья Алексеевна и его замечательная няня Арина Родионовна, которая повлияла на творчество будущего поэта. Она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их своему питомцу.
(Слайд 4) 

Только с нею, да с бабушкой Пушкин имел случай говорить по-русски: отец, мать, тетки, почти все гости, а главное – гувернеры и гувернантки объяснялись с детьми исключительно по-французски, так что и между собою дети приучились говорить на том же языке. Пушкин вначале учился плохо (особенно трудно давалась ему арифметика) и от гувернанток испытывал крупные неприятности, отравившие ему воспоминания о детских годах. Около 9 лет от роду Пушкин пристрастился к чтению (разумеется, французскому) и начал с Плутарха и Гомера.

3. ПОСТУПЛЕНИЕ И УЧЕБА В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ. 

Двенадцатилетний мальчик изо всех домашних чувствовал привязанность только к сестре и с удовольствием покинул родительский дом. Пушкина думали отдать в Иезуитскую коллегию в Петербурге, где тогда воспитывались дети лучших фамилий, но 11 января 1811 г. было обнародовано о предстоящем открытии Царскосельского лицея и, благодаря настояниям и хлопотам Александра Ивановича Тургенева, а также дружеским связям Сергея Львовича Пушкина (отец Пушкина) с директором нового учебного заведения,

В. Ф. Малиновским, Александра решено было поместить туда.

(Слайды 5, 6, 7, 8) 

Готовясь к поступлению, Пушкин жил у дяди – Василия Львовича, и у него впервые встретился с представителями петербургского света и литературы. 12 августа Пушкин, вместе с Дельвигом выдержал вступительный экзамен и 19 октября присутствовал на торжестве открытия лицея. С этого дня началась лицейская жизнь Пушкина.

Преподавателями лицея были люди, прекрасно подготовленные и большею частью способные. Число воспитанников было ограничено. Никаких унизительных наказаний не было, каждый имел свою особую комнатку, где он пользовался полной свободой. Преподаватели давали зубрить свои тетрадки, иные, например, любимец лицеистов А. И. Галич, участвовали в пирушках своих аристократических учеников и мироволили им в классах и на экзаменах. Свобода или, точнее, безнадзорность приносила некоторый вред слишком юным “студентам”, знакомя их с такими сторонами жизни, которые выгоднее узнава

Друзья мои, прекрасен наш союз! 
Он, как душа, неразделим и вечен – 
Неколебим, свободен и беспечен, 
Срастался он под сенью дружных муз. 
Куда бы нас ни бросила судьбина, 
И счастие куда б ни повело, 
Всё те же мы: нам целый мир чужбина; 
Отечество нам Царское Село.

Давайте посмотрим, как одевались лицеисты и как проходил их день:

(Слайд 9)

Способности Пушкина быстро развернулись в лицее: он читал чрезвычайно много и все прочитанное прекрасно помнил, но больше всего интересовался он французской и русской словесностью и историей. Он был одним из самых усердных сотрудников в рукописных лицейских журналах и одним из деятельных членов кружка лицейских новеллистов и поэтов, которые, собираясь по вечерам, экспромтом сочиняли повести и стихи. Среди лицеистов проводились поэтические соревнования, где Пушкин долгое время одерживал первенство. Учился Пушкин далеко не усердно.


(Слайд10)

Мы все помним картину И.Е. Репина: “Пушкин на лицейском экзамене”. Небольшой актовый зал заполнен парадной, празднично настроенной публикой. Это были родители, знакомые, близкие, приглашенные сюда по особым билетам присутствовать при небольшом зрелище: лицеисты, ученики самого аристократического в те времена учебного заведения, держат переходные экзамены. Над красным сукном экзаменационного стола сверкают золотое шитьё мундиров, жирные эполеты, нагрудные звезды и ордена высокого начальства. Здесь, под портретом Александра I, самодержца всероссийского, и сам министр просвещения Разумовский, и архимандрит Фотий, злобный монах, гонитель всего передового и светлого в жизни. За ними директор Лицея и преподаватели.



А в центре, приподнявшийся с кресла видный сановник, уже дряхлый старик, приложил ладонь к уху, чтобы лучше слышать. Слёзы восторга текут по его морщинистым щекам, лицо озарено отблеском внезапно воскресший молодости. Это Гавриил Романович Державин – старейший и самый прославленный поэт того времени. Не отрываясь, смотрит он на курчавого подростка, который с высоко поднятой рукой восторженно и самозабвенно декламирует сочиненные им на торжественный случай стихи.

(Слайд 11, 12)

Интересно вспомнить, как было описано это понятное в жизни юного Пушкина событие одним из ближайших его друзей – И.И. Пущиным.

“…Державин державным своим благословением увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои “Воспоминания в Царском Селе”. В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным одушевлением. Слушая знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов, в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать поэта и осенил его курчавую голову, – под каким – то неведомым влиянием, благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, – его уже не было, он убежал”.

4. НАСТОЯЩИЕ ДРУЗЬЯ. 

Товарищи, знавшие его впечатлительную натуру и отзывчивое, мягкое сердце, искренно любили его, но большинство из них, замечавшие только его неумеренную живость, самолюбие, вспыльчивость и наклонность к злой насмешке, считали его себялюбивым и тщеславным. Его прозвали “Французом”, преимущественно за прекрасное знание французского языка, но в 1811 и следующих годах это был, во всяком случае, эпитет не похвальный (обострились отношения с Францией и в 1812 году Наполеон пошел войной на Россию).

Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. (Слайды13, 14, 15)

Чтение стихотворения “Пущину”.

Ближайшими на всю жизнь стали Иван Пущин, Антон Дельвинг, Вильгельм Кюхельбекер. Они вместе с ним пришли в Лицей в октябре тысяча восемьсот одиннадцатого года и остались для него навсегда верными друзьями.

Да и остальные – те, кто разделил с ним шесть лет учебы, – помнили свое "лицейское братство", хранили каждый по своему верность мечтам юности, "лицейскому духу".

На первый курс было принято тридцать человек. Значит, у Пушкина было двадцать девять товарищей.

В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвище, а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин – “Жано”, Вильгельм Карлович Кюхельбекер – “Кюхля”, “Глиста”, сам Пушкин – “Француз” и множество других забавных прозвищ.

Сколько приятных воспоминаний будет у Пушкина связанно с лицеем и со своими товарищами.

Будущий поэт сам наталкивался на ссоры, а так как он, несмотря на огромные способности и остроумие, не отличался быстрой находчивостью, то далеко не всегда мог оставаться победителем, из-за чего раздражался еще более. Предаваясь неумеренной веселости днем, Александр часто проводил бессонные ночи в своем № 14 (здесь прожил он целые 6 лет), то обливаясь слезами и обвиняя себя и других, то обдумывая способы, как бы изменить к лучшему свое положение среди товарищей.

5. Чтение стихотворений (слайд 16,17,18,19,20,21,22,23). Ребята, а какие стихотворения А.С. Пушкина вы знаете?

6. ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ. 

Первую платоническую, истинно поэтическую любовь возбудила в Пушкине Бакунина. Она часто навещала брата своего и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи.

 Музыка. Романс.

(Слайд 24) 

Это была первая робкая и стыдливая юношеская любовь – с “безмятежной тоской”, со “счастьем тайных мук”, с радостью на долгие дни от мимолетной встречи или приветливой улыбки. Любовь эта отразилась в целом ряде лицейских стихотворений Пушкина.

Посидел с милой девушкой в беседке,
Здесь ею счастлив был я раз
В восторге сладостном погас,
И время самое для нас
Остановилось на минуту!
Получил от нее незначительное письмецо,
В нем радости мои; когда померкну я,
Пускай оно груди бесчувственной коснется;
Быть может, милые друзья,
Быть может, сердце вновь забьется.

7. ГРУСТНЫЕ ДНИ РАССТАВАНЬЯ. 

Летом 1817 года восемнадцатилетним юношей Пушкин окончил Лицей.

9 июня 1817 г. государь явился в Лицей, сказал молодым людям речь и наградил их всех жалованьем. (Слайд 25).


Воспитанник Императорского Царскосельского Лицея Александр Пушкин в течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи:

в Законе Божием и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве ХОРОШИЕ;

в латинской словесности, в государственной экономии и финансах ВЕСЬМА ХОРОШИЕ;

в российской и французской словесности, также в фехтовании ПРЕВОСХОДНЫЕ.

Сверх того занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком.

Во уверение чего и дано ему от Конференции Императорского Царскосельского Лицея сие свидетельство с приложением печати.

Царское Село июня 9 дня 1817 года.  (Слайд 26)

Наступили грустные дни расставания с тихим городком и тенистыми парками, где прошли его школьные годы. Прощай, скромная комнатка №14 на четвертом этаже, где он готовился к классным занятиям, писал стихи, перед сном разговаривал через тонкую перегородку с другом Пущиным! Прощайте, липовые аллеи, сияющее озеро с белыми лебедями, уединенные дорожки в зарослях жимолости и сирени, где так было хорошо мечтать над страницами книги и думать о будущем!..

В последний раз лицеисты, расстегнув воротники тесных мундиров, соединив руки, шеренгой прошли по старинным аллеям парка, прощаясь с любимыми с детства местами. Юношескими голосами пели они песню расставанья, сочиненную Дельвигом: “Семь лет промчались, как мечтанье” пели под аккомпанемент гитары всеобщего любимца – Миши Яковлева. Задумчивый, присмиревший Пушкин подпевал им вполголоса.

Впереди была жизнь, манившая к себе юные сердца, свобода от докучных правил Лицея, от строгого начальства и скучноватых лекций. И все-таки жалко было расставаться с привычными классами, с любимыми учителями, с товарищами по школьной скамье – С Дельвигом, с Пущиным, с Кюхельбекером. Особенно тягостной была для Пушкина разлука с друзьями. Дружба занимала большое место в его жизни. Это высокое чувство пронес он через всю жизнь. И сколько задушевных стихов было написано им, чтобы прославить крепкую, неизменную дружбу!

Мой первый друг! Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил, 
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесённый, 
Твой колокольчик огласил.

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

За долгие шесть лет Лицей сумел многое вложить в Александра, в его ум и сердце. Здесь из курчавого мальчика вырос поэт Пушкин. Отсюда он вынес свой светлый и ясный взгляд на мир и людей. Лицей подарил ему красоту мира, любовь к Родине, к друзьям, с некоторыми из них соединив его навсегда.

Каждый год бывшие лицеисты собирались вместе, чтобы вспомнить молодые годы, поговорить о настоящем и, конечно, послушать новые стихи, сочиненные Александром. Впоследствии А.С. Пушкиным было написано множество стихов, посвященных этой знаменательной дате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада "Лицейские годы А.С. Пушкина" (презентация - тестовые задания)

Данный материал разработан мною совместно с учителем русского языка Егоровой О.В. Тестовые задания по олимпиаде направлены на отработку знаний неслышащих учащихся по теме: "Режим дня лицеиста". Вопрос...

Лицейские годы А.С. Пушкина

Цель:   углубление знаний биографии А.С. Пушкина;            Показать пути нравственного становления лицеистов ...

Лицейские годы А. С. Пушкина

Урок – беседа. Углубление ранее изученного материала...

Урок литературы по теме "Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение "Узник".

Урок литературы"Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение "Узник" знакомит учащихся ещё с одним периодом жизни поэта - учёбой в лицее, с его стихотворением "Узник". Он способствует выработке навыков ...

Лицейские годы А.С.Пушкина

Для учащихся 9 классов...

Лицейские годы А.С.Пушкина

Презентация о лицейских годах, об открытии  Царскосельского Лицея, о  первых поэтических опытах поэта, о публичном  экзамене  в присутствии Державина, о лицейской дружбе  в ст...

лицейские годы А.С.Пушкина

лицейские годы А.С.Пушкина...