Участие в окружной конференции по вопросам введения ФГОС обучающихся с ОВЗ в ХМАО-Югре в 2016 году.
статья на тему

Куприяшина Ирина Владимировна

Данный материал содержит выступление на окружной конференции по вопросам введения ФГОС обучающихся с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе-Югру в 2016 году, отзывы педагогов и сертификат участника конференции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ирина Владимировна Куприяшина, воспитатель  

                                                  КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся

с ограниченными   возможностями здоровья №1»

kupriyashina65@mail.ru

89129335277

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, через которую возможно решение задач воспитания и социализации младших школьников, формирования универсальных учебных действий. Особенностями данного компонента  является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием. В специальном федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе. Материалы Стандарта подводят к выводу: внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, помогает сформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций [1]. 

Основные задачи:

1.Выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

2.Создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

3. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; 4. Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

5. Создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

6. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

7.Расширение рамок общения с социумом.

Принципы организации внеурочной деятельности: а) соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; б) опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы; в) опора на ценности воспитательной системы школы; г) свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Внеурочная  деятельность является обязательной частью адаптированной основной образовательной  программы образовательной организации, организуется по направлениям (коррекционно-развивающее, спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание деятельности обучающихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Внеурочная деятельность в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования [2].

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются как собственные ресурсы (учителя, воспитатели ГПД, педагоги дополнительного образования,  педагог-психолог), так и внешние ресурсы.

 План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы, объем внеурочной деятельности  обучающихся с учетом их интересов и возможностей образовательной организации. В учебном плане определено количество часов в неделю и год, отводимых на внеурочную деятельность. Объём внеурочной деятельности на одного обучающегося составляет не более 10 часов в неделю. Продолжительность занятий - 40 минут. Но есть занятия и по 20 минут, потому что отличительной особенностью внеурочной работы нашей образовательной организации является включение в неё коррекционно-развивающей области [3].

Большую роль в освоении социального опыта обучающимися с нарушениями слуха играют различные виды деятельности, проводимые педагогами во внеурочное время и отраженные в рабочих программах, которые разработаны в соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

1)Рабочая программа внеурочной деятельности коррекционно-развивающей области (музыкально-ритмические занятия).

2)Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы».

3)Рабочая программа по социальному направлению «Жестовая речь».

4)Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка».

5)Рабочая программа по общекультурному направлению «Культурный калейдоскоп».

6)Рабочая программа по интеллектуальному направлению «Почемучка».

7)Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Этика взаимоотношений в окружающем мире».

8)Рабочая программа по социальному направлению «Социально-бытовая ориентировка».

9)Рабочая программа по социальному направлению «Я и моя безопасность».

Остановлюсь подробнее на каждом из направлений.

Общеинтеллектуальное  направление. Цель: создание условий для расширения  интеллектуальных возможностей обучающихся с нарушениями слуха средствами познавательной деятельности. Представлено занятиями «Почемучка» и «Шахматы». Дети наблюдают  и оценивают явления природы и общественной жизни; знакомятся с  растениями и животными, выполняют практические работы и опыты, занимаются проектной деятельностью, выполняют различные творческие задания; учатся уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа, игре в шахматы [4].  

Духовно-нравственное   направление. Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания   и освоение обучающимися с нарушением слуха норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. Представлено занятием «Этика взаимоотношений в окружающем мире». Дети знакомятся с моральными нормами и правилами нравственного поведения, учатся быть неравнодушными  к жизненным проблемам других людей, сочувствию к человеку, находящемуся в трудной ситуации; уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим; получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества [5].

Спортивно-оздоровительное направление. Цель: формирование основ  здорового образа жизни и   выполнение элементарных правил здоровьесбережения. Представлено занятием «Здоровейка». Школьники приобретают  знания  о нормах гигиены; правильном питании, технике безопасности при занятии спортом; играх разных народов, развивают ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, применяют на практике приобретенные  знаний о правилах ведения здорового образа жизни[6]. 

Общекультурное   направление. Цель:   приобщение  к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре народов России; развитие эстетического и нравственного восприятия мира. Представлено занятием «Культурный калейдоскоп». Обучающиеся знакомятся с названиями и назначением материалов, инструментов, с правилами безопасности труда, учатся   изготавливать поделки и сувениры, правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; анализировать изделие, самостоятельно  выполнять все этапы изготовления поделки[7]. 

Социальное направление. Целью данного направления является развитие социальной компетентности школьников с нарушениями слуха и подготовка их к самостоятельной жизни. Представлено занятиями «Социально-бытовая ориентировка», «Жестовая речь», «Я и моя безопасность». Обучающиеся учатся безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, дома; выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой;  правильно переходить дорогу, перекресток; различать сигналы светофора; знать правила посадки и высадки из транспортного средства; учатся правильно вести себя в общественных местах, знакомятся с профессиями.  

Контроль результативности и эффективности внеурочной деятельности осуществляется через проведение мониторинговых исследований, диагностику обучающихся, которая проводится через наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием воспитанников в повседневной жизни; в ролевых, деловых, организационно - деятельностных играх; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам, раскрывающим качественную сторону личностного развития детей. Мониторинг проводится  воспитателями ГПД три раза в год (сентябрь, декабрь, май). Результаты заносятся в  технологическую карту оценки эффективности каждого направления внеурочной деятельности. По результатам мониторинга определяется средний показатель, который позволяет сделать анализ эффективности работы педагога и вовремя внести  нужные коррективы [8].

Внеурочная деятельность в школе осуществляется на основе «Программы организации внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся», разработанной  педагогами образовательной организации и имеющей внешнюю рецензию.

Одним из важных условий формирования социальной компетентности обучающихся с нарушениями слуха является проведение экскурсий. Список объектов велик и разнообразен - это профессиональные учреждения, библиотеки, кинотеатры, кафе, парикмахерские, магазины, музеи, стационарные и передвижные выставки, школы искусств и многие другие. Экскурсионная деятельность способствует расширению культурно-речевой среды детей с нарушениями слуха, взаимодействию и сотрудничеству со слышащими сверстниками и взрослыми. Дети осваивают правила, законы социального поведения, что ведёт к более успешной их адаптации в обществе. 

Основной задачей обучения и воспитания обучающихся является их развитие и подготовка к жизни. В этом смысле можно сказать, что уроки – это непосредственная подготовка к дальнейшей жизни, а вся внеурочная деятельность - это некая модель самой жизни. Ученик, выйдя из стен школы, безболезненно должен стать полноправным членом общества и это является конечной целью  деятельности всех педагогов нашей образовательной организации.

Список литературы.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г.  № 373 (для I-III (IV) классов).

2.Проект Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

3.Проект примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

4.Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Издательство: Просвещение, 2010г.

5.Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.

6.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.

7.Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.

8.Положение об оценке эффективности деятельности по направлениям внеурочной деятельности.



Предварительный просмотр:

Окружная конференция по вопросам внедрения федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016 году 24-25 марта 2016 года,

город Ханты-Мансийск 

Ольга Чупрова 24.03.2016 10:47:13
Добрый день! Спасибо Куприяшиной И.В. за полезное и понятное представление организации внеурочной деятельности.

Кондратьева Наталья 24.03.2016 11:40

Доклад Куприяшиной И. В. достаточно интересен. Думаю, что дети Вашего учреждения с интересом посещают не только занятия внеурочной деятельности, но и все учебные часы, поскольку люди, творчески работающие, делают это не только после уроков, но и во время них самих.

 Пиунова Елена Василь 24.03.2016 14:01

Доклад Куприяшиной И.В. раскрывает содержание деятельности учащихся начальных классов с ОВЗ во внеурочное время. Я еще раз убедилась, что верно выбрала направления работы с детьми с ЗПР: коррекционно-развивающее и общекультурное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования"

Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процессав условиях реализации ФГОС...

Обучающиеся лауреаты премий Губернатора ХМАО-Югры и "Юные таланты Самотлора"

Обучающиеся, проявившие выдающиеся способности в учёбе и творческих мероприятиях, награждены званиями:- Лауреат премии Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югра:   Кристина Серге...

Программа «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года»

Программа «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года»...