Современные образовательные технологии
статья на тему

Шустова Лариса Владимировна

Материал для собеседования(аттестация педагога) по пункту №6 Аналитического отчёта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  поселка Солидарность

Елецкого муниципального района Липецкой области

Использование современных образовательных технологий

в процессе обучения предмету

 и в воспитательной работе

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Шустова Лариса Владимировна

                       2016-2017

  1. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Наименование технологии

Использование (необходимо оценить по предлагаемой шкале)

1 балл – использование элементов технологии

2 балла – использование технологии в полном объеме

3 балла – обобщен опыт по использованию данной технологии, проводится его транслирование на уровне ОООД

4 балла – обобщен опыт по использованию данной технологии, проводится его транслирование на муниципальном уровне

5 баллов – обобщен опыт по использованию данной технологии, проводится его транслирование на межмуниципальном, региональном уровне

Развивающее обучение

2

Проблемное обучение

2

Разноуровневое обучение

2

Коллективная система обучения (КСО)

2

Исследовательские методы обучения

1

Проектные методы обучения

2

ИКТ

2

Дискуссия

1

Диалог

2

Модульное и блочно-модульное обучение

1

Развитие «критического мышления»

1

Здоровьесберегающие технологии

2

Система инновационной оценки «Портфолио»

0

Технология дистанционного обучения

0

  1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) 

Основные преимущества ИКТ:

позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся,

активизировать внимание,

 повышает творческий потенциал личности.

ИКТ интенсифицирует процесс обучения:

повышает темп урока,

увеличивает долю самостоятельной работы учащихся,

 позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся,

углубить степень отработки практических умений и навыков,

вести дифференцированную работу с каждым учеником.

ИКТ целесообразно использовать

  1. при изложении нового материала (демонстрационно – энциклопедические программы),
  2. закреплении изложенного материала(тренинг - разнообразные обучающие программы),
  3. в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы),
  4. для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы),
  5. для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление).

При возможности отказа от классно-урочной системы ИКТ  целесообразно использовать при проведении интегрированных уроков по методу проектов.

 Я считаю, что применение информационных технологий способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок. 

Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы в школе, применяю компьютерные технологии на всех этапах обучения:  как в урочной, так и во внеурочной деятельности:

как банк справочного материала,

как средство управлением учением ученика,

динамическое средство условной наглядности,

средство организации проблемной ситуации.

  1. Создание условий для творчества в учебной и внеучебной деятельности.

С каждым годом система образования предоставляет всё больше возможности для построения личной программы обучения каждого ученика, в основе которой следующие составляющие: 

проявления инициативы, самостоятельности, избирательности в способах работы, естественного самовыражения каждого обучающегося

 В классно-урочной системе  применению  формы и методы, направленные на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Поэтому дети являются не зрителями, а участниками изучаемых событий.

Задания  подбираю так, чтобы стимулировать нестандартный подход и проявление творческих способностей учащихся, воспитывать целеустремленность и умение концентрироваться на выполнении задания. Учащиеся распределяют свои обязанности так, чтобы слабые ученики выполняли посильные для них задания.

На своих  уроках  использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу и  её успешное выполнение. 

Это позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащимися разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.

Используя технологию “обучение в сотрудничестве”,  позволяющую  повышать информативность содержания материала, менять виды и формы урока, применяю следующие приёмы:

1.Временная работа в группах  представляет собой работу учащихся в составе малых групп по выполнению небольших учебных заданий: обмен идеями, собственным опытом; обмен информацией, полученной из разных источников и её обсуждение; постановка вопросов для предстоящего обсуждения.

2.Создание ситуаций совместных переживаний  способствует формированию доверительных отношений между учащимися и представляет собой совместную деятельность учащихся, которая содержит в себе элементы сильного позитивного эмоционального переживания.

4. Проектные методы обучения

В условиях перехода к новым образовательным стандартам осваиваю новую форму - проектную деятельность, оттачивание которой позволяет в современной школе  обеспечить не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность,  другими словами - имеет внутренний и внешний результат, а это - важные составляющие личностно- ориентированного обучения и показатели сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных.

Хорошо усваивается, как бы «пропущенный» через себя языковой материал. Такая возможность появляется у учащихся, когда они переводят полученные знания из области литературы в рассуждения, опорные конспекты, презентации. Правильно оформить работу, представить её в виде изобразительного ряда – неотъемлемая часть современного учебного процесса.

Изучив проблему,  выступила на МО района  учителей русского языка с  сообщением «ИКТ как инструмент реализации ФГОС»  (2014г.).

Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.

Этапы работы над учебным проектом:

1.Предварительный выбор старшеклассником темы

2.Составление плана

3.Изучение литературы по данной теме и сбор материала

4. Создание собственного текста

5.Защита

6.Ответы на вопросы по теме проекта.

В пример можно привести проекты, созданные учащимися 7 класса :

Доклад на тему: «Гимназические годы в судьбе и в  творчестве И.А. Бунина» (Бобылёва Валерия7А)

Доклад на тему: «Елецкий уезд в творчестве Бунина»  (Шамилова Арзу 7А)

Доклад на тему: «Тихая Родина в творчестве И.А.Бунина» (ученицы 6Б  Попова Ирина,  Джангутаева Анна, Трубицына Ангелина)

В результате вся проделанная исследовательская работа нашла отражение в более масштабном проекте.

В рамках регионального конкурса методических разработок «Урок литературы как инструмент формирования читательской культуры современного человека» был представлен Конспект урока в 7 классе

«След мой в мире есть». Встреча с И.А. Буниным.

Инициативной группой членов кружка «Творческая мастерская» (дополнительная

общеразвивающая программа художественной    направленности) была спроектирована, отработана и реализована

Литературная композиция «Я учусь моим сердцем..»

120-летию С.А. Есенина.

Учебный проект по русскому языку и литературе  для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

Реализация проектов в предметной деятельности позволяет активизировать такие приёмы умственной деятельности как анализ, синтез, обобщение, абстракция, структурирование.

Вся работа, организованная в системе, даёт положительные результаты.

5.Транслирование опыта на различных уровнях

Форма
Уровень
Тематика с указанием года

Проведение открытых уроков (занятий)  для педагогов, руководителей

На уровне ОООД

Выступление на педагогическом совете   «Система подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку» 2013 год

Муниципальный

Открытый урок «Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Простое осложнённое предложение». 2013г.

ИКТ как инструмент реализации ФГОС (из опыта работы учителя)

Выступление на МО учителей Елецкого муниципального района. 2014г.

Внеурочная  деятельность как один из способов повышения учебной мотивации (из опыта работы учителя)

Выступление на МО учителей Елецкого муниципального района. 2015г.

Наличие научно-педагогических и методических публикаций (в т.ч. в электронном виде)

Всероссийский

Публикации конспектов уроков, презентаций, материалов и творческих работ учащихся  на страницах образовательных СМИ:

http://www.proshkolu.ru/user/Lara-Lora/

Сайт учителя http://nsportal.ru

Образовательный портал PRODLONKA.org

ПРОЕКТ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ АЛЫЕ ПАРУСА

http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo

Региональный

Еженедельные выпуски школьных новостей.

Телекоммуникационный проект (школьное телевидение)

«Школ-TV»

Региональный

Региональный конкурс методических разработок «Урок литературы как инструмент формирования читательской культуры современного человека»

«След  мой в мире есть». Встреча с И.А. Буниным.

  1. Влияние обобщения и распространения собственного опыта

на профессиональный рост и образовательный результат.

Результат - один из самых важных показателей в работе педагога   Неоднократно приходилось выступать перед коллегами на МО школы и муниципального Елецкого района, делиться опытом работы.

В ходе  работы были  достигнуты цели:
-
создание оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника, ориентирование на самоорганизацию учебной деятельности;
- формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными, способной адаптироваться к условиям жизни вне школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий

В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...