Консультация для педагогов по развитию способностей и одаренности
консультация на тему

Валентина Павловна Новикова

Рекомендации для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г. Ярцево Смоленской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ

И  ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Автор:

Новикова Валентина Павловна,

методист, педагог дополнительного образования

2015 г.

Рекомендации педагогам по развитию способностей и одаренности детей.

  1. Предоставляйте ребенку возможность проявить смекалку и сообразительность.
  2. Развивайте в ребенке понимание того, что он делает и почему. Это создает предпосылки для духовного роста и вырабатывает правильную самооценку. Прививайте ребенку  тягу к знаниям, не запрещайте ему делать то, что он хочет (в разумных пределах). Пусть познание мира станет приятным занятием, принимайте участие во всех делах своего ребенка.
  3. Дети,  уверенные в себе, лучше учатся и быстрее соображают.
  4. Держите под рукой больше материала, который может послужить «учебным пособием» для вашего ребенка.
  5.  Поощряйте проницательность, концентрацию внимания и память ребенка, активно выражая свое удовлетворение даже самыми маленькими его успехами.
  6. Демонстрируйте ребенку свою увлеченность какими-то идеями.
  7. Старайтесь реалистично оценивать способности вашего ребенка. Хотя высокие требования и творят чудеса, если они слишком высоки, это может пойти только во вред. Когда ребенок не в состоянии достичь поставленной вами цели, от того, что вы слишком требовательны, его чувство собственного  достоинства может резко понизиться из-за этой неудачи.
  8. Относитесь к ребенку ласково и чаще хвалите его там, где  это оправданно – вам нужно создать  атмосферу тепла и доверия. Это даст ребенку психологическую свободу пробовать новые идеи и применять новые знания без страха, получить в ответ саркастическое или резкое замечание.
  9. Оказывайте максимум поддержки своим детям  в занятиях тем, что их действительно интересует.
  10.  Вовлекайте талантливых детей в осмысление глобальных проблем, не ограничиваясь узкими рамками «мира детства». К несчастью, многое из того, чему учат сегодня в школах, связано с чисто механическим накоплением и воспроизводством информации, и это может притупить естественное любопытство и тягу к творчеству.
  11.  Одаренным детям, обладающим творческими способностями и непосредственным живым умом, просто необходимы доверие со стороны взрослых и возможность время от времени выходить по собственному желанию за рамки общепринятого поведения. Если ребенок думает несколько иначе, чем большинство его сверстников, это означает, только что он будет более независим, и уверен в себе. В будущем ему потребуется духовная свобода, чтобы иногда ставить под сомнение традиционные критерии «правильности» и «неправильности» тех, или иных мыслей и поступков. Это будет необходимо ему для построения собственной системы ценностей, не менее важной, быть может, чем «нормальные» правила поведения.
  12.  Одаренные дети нуждаются в регулярных упражнениях для развития своих способностей с тем, чтобы в дальнейшем они смогли контролировать происходящее вокруг и быть компетентными в сфере своей деятельности. Только так они получат возможность без опаски приступить к освоению новых знаний   и решению новых проблем.
  13.  Ребенок должен обладать достаточным количеством рабочих материалов. Иегуди Менухин никогда не стал бы великим скрипачом, если бы родители вовремя не купили ему маленькую скрипочку. Убедитесь, что есть необходимый запас бумаги, красок, и скажем, всевозможных коробочек для различных конструкций.
  14.  Не ждите немедленных результатов от ребенка. Оказывайте ребенку всяческую поддержку и чаще хвалите его. Творчество – источник постоянного внутреннего беспокойства, наиболее способен к творчеству тот, кто может справляться с этим.
  15.  Постарайтесь быть более позитивными: «можно» работает всегда лучше, чем «нельзя».
  16.  В целом одаренные дети хотят, чтобы учителя учили. Дружелюбные, добросердечные педагоги – дело, конечно, хорошее, но смышленых учеников постоянно обуревает жажда все новых и новых знаний, а от кого получить их, кроме как от педагога. Поэтому наиболее желанным наставником для таких детей является не самый умный, а самый свободомыслящий человек: чем способнее ребенок, тем меньше влияния имеют на него особенности характера педагога или стиля его обучения.
  17.  Постарайтесь, чтобы ваши ожидания соответствовали реальному уровню способностей ребенка. Весь смысл заключается в том, чтобы дать ему возможность как можно полнее проявить себя, не поднимая при этом планку настолько высоко, что любые попытки преодолеть ее изначально будут обречены на провал.
  18.  Помните, что у ребенка должно быть право на ошибку.
  19.  Поощряйте детей досконально, до конца, исследовать заинтересовавшие их идеи.
  20.  Предсказать развитие таланта человека к чему-то особенно трудно, если у него не было еще случая по настоящему попробовать свои силы. Художник Ван-Гог, например, получил возможность заняться живописью, лишь, будучи уже вполне взрослым человеком. В детстве вряд ли кто-нибудь мог угадать в мальчике необыкновенный творческий дар, более того, из-за своего новаторского стиля Ван-Гог так и не был широко признан при жизни «настоящим» художником.
  21.  Помогите ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. Уважение к личности и интересам ребенка – основа его развития.
  22.  Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или  «за гранью».
  23.  Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Но его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть агрессивным, недобрым).
  24.  Находите слова поддержки для новых творческих начинаний  ребенка, избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
  25.  Помогайте ребенку… порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
  26.  Постарайтесь найти ребенку сверстника с такими же способностями. Для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста  и пола. Одаренная девочка должна знать сотню детей, чтобы найти одну подругу, похожую на нее. Нельзя позволять ребенку погружаться в одиночество и избегать общения. Нельзя позволять ребенку погружаться в одиночество и избегать общения.
  27.  Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.
  28.  Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям.
  29.  Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития любознательности.
  30.  Предоставляйте  детям возможность активно задавать вопросы.

Одаренность – высокий уровень развития умственных способностей.

Умственно одаренный ребенок отличается от сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Это можно использовать по-разному.

Одаренных детей – самых ярких детей из всех детей – не более двух процентов, согласно любым опросам. Они – те, чьи способности делают их выдающимися, на целую голову выше своих сверстников. Даже не нужно говорить, что их одаренность всегда очевидна, независимо от их потенциальных способностей. Тем не менее, все дети могут столкнуться с проблемами, которые не дадут этим способностям реализоваться. Возможно, что одаренный ребенок не получит соответствующего учебного материала: вы не можете выучить иностранный язык, если никогда его не слышали. Как у любых других детей, у одаренных детей могут возникать эмоциональные проблемы. Они редко связаны с их способностями. Проблемы в семье могут поглотить ту энергию, которая могла быть использована на развитие дарования. Эмоциональная проблема может закрыть путь к обучению. Как я установила в ходе своего анкетирования, родители обычно хорошо представляют себе способности своего ребенка. Но часто они боятся использовать слово «одаренный», возможно, потому, что это звучит хвастливо. На самом же деле, это просто характеристика, определение, которое указывает, что ребенок обладает некоторыми способностями, которые находятся на значительно более высоком уровне, чем у других.

Дети могут быть одаренными во всем или только в одной определенной области. На самом деле некоторые удивительно успешно занимаются всем, тогда как другие имеют особый настрой на определенные предметы, такие как изобразительное искусство или математика. Но какими бы ни были потенциальные возможности одаренных детей, они все же нуждаются в большой и точно направленной помощи. Они нуждаются в высоко профессиональном преподавании и руководстве, без которого они не могут развить многие из своих талантов. И неверно говорить, что они «автоматически» поднимаются вверх, как сливки. Для того чтобы сливки поднялись кверху в чашке кофе, он должен быть приготовлен определенным образом, и сливки следует добавлять правильно, только горячей ложкой.

 Каковы бы ни были их таланты, каким бы глубоким и зрелым ни было их мышление, одаренные дети обычно счастливы и здоровы. Вы не сможете определить такого ребенка в толпе, потому что внешне он ничем не отличается от других. Хотя мне всегда казалось, что они на нас более пристально смотрят.

Творчески одаренные дети являются и наиболее независимыми, это обычно заметно даже по взаимоотношениям со взрослыми в семье.

Один детский психолог сказал: «Мир нуждается в детях, ярких, как пуговички, в тех, кто пронесет свою сияющую искорку через всю жизнь». Это было сказано об одаренных детях.

Потенциальные способности таких детей, смогут многое дать в различных областях знаний, в разных концах света, если только они получат возможность их развивать.

Одаренным может быть ребенок независимо от того, богат он или беден, какого он вероисповедания, где он живет.

Как минимум один из десяти детей – а это миллионы во всем мире – рождается настолько одаренным, что он мог бы стать выдающимся в какой-то области.Половина всех новорожденных детей – выше среднего уровня. Помните об этом.

При подготовке к педсовету я проводила анкетирование: «Тест по определению склонности педагога к работе с одаренными детьми».

Цель анкетирования: выявление педагогов, имеющих наибольшую склонность к работе с одаренными детьми.

Анкетирование должно было показать три уровня готовности педагогов к работе с одаренными детьми или с детьми с признаками одаренности: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

К высокому уровню относятся педагоги, которые имеют большую склонность к работе с одаренными детьми. У них есть для этого потенциальные возможности. Такие педагоги способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности обучающихся.

К среднему уровню относятся педагоги, у которых есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Таким педагогам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса обучающихся.

К низкому уровню относятся те педагоги, у которых склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере, они сами не проявляют к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта они смогут достичь многого в решении этой проблемы.

В данном анкетировании принимало участие 63% педагогов.

Результаты следующие: из них 100% педагогов вышли на средний уровень готовности педагогов к работе с одаренными детьми и с детьми с признаками одаренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие способностей и одаренности учащихся в модульно-развивающейся системе обучения

Как работать с одаренными детьми: методы, приемы, принципы обучения, формы работы...

Развитие способностей у одаренных детей.

В данной статье представлена необходимость развития способностей креативного мышления у одаренных учащихся....

Консультация для педагогов "Компьютерные игры для развития познавательно-речевых способностей детей"

Способность компьютера   воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео,  запоминать  и с огромной скоростью обрабатывать д...

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей дошкольников посредством дидактических игр" (из опыта работы).

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей дошкольников посредством дидактических игр" (из опыта работы)....

Консультация для педагогов"Развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства"

Приобщение детей к миру танца происходит с ранних лет. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку....

Результативность деятельности педагога по развитию способностей обучающихся

Представлены методики и результаты по определению коммуникативных способностей у обучающихся....