Развитие способностей у одаренных детей.
статья на тему

Баева Марина Леонидовна

В данной статье представлена необходимость развития способностей креативного мышления у одаренных учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sposobnostey_u_odarennykh_detey.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование одаренности детей на основе имеющихся у них задатков и развитие креативного мышления»

Учитель ГБОУ СОШ № 629 г. Москвы

Баева Марина Леонидовна

Оглавление

Введение....................................................................................................................

1. Факторы, влияющие на формирование одаренности у детей на основе имеющихся у них задатков ……………………………………………………...

2.  Методы формирования одаренности детей на основе имеющихся у них задатков ………………………………………………………………………

1) Правильная оценка достижений одаренных детей …………………………...

2) Социальная адаптация одаренных детей ……………………………………...

3) Поощрение самостоятельности ……………………………………………...

4) Развитие сильных сторон одаренных детей ………………………………...

5) Создание условий для самовоспитания …………………………………..…

6) Рефлексия. Саморефлексия …………………………………………………….

3. Развитие креативного мышления и творческих способностей .................

Заключение ..............................................................................................................

Введение

От количества одаренных детей в стране напрямую зависит интеллектуальное здоровье нации. Для стимулирования роста количества одаренных детей необходимо принятие системы педагогических, психологических, медицинских мер, направленных на выявление, сопровождение, обучение и воспитание детей с различными типами способностей.  При увеличении социального спроса на одаренных детей их количество увеличится. Характерный исторический пример – древнее Афины, где в 4 веке до н.э. в городе с населением 10 000 человек одновременно существовали такие гении человечества, как Пифагор, Аристотель, Демокрит, Демосфен, Платон и др.

Цель: определить факторы, влияющие на формирование  одаренности у детей различного возраста и предложить методы работы с одаренными детьми.

1. Факторы, влияющие на формирование одаренности у детей на основе имеющихся у них задатков

  1. Заложенные способности ребенка

Трудно сказать, что у ребенка заложено при рождении, только если в ряде случаев не наблюдается какая-нибудь патология. Наука еще не так сильна, чтобы при рождении, а может даже внутриутробно, определять степень развитии головного мозга. Определение наличия различных способностей является задачей будущего.

Однако с уверенностью можно сказать, что пропаганда здорового и спортивного образа жизни, интеллектуального и духовного богатства нации является эффективным инструментом для увеличения вероятности наличия у детей тех или иных способностей.

  1. Уровень образования родителей.

К сожалению, зависимость уровня образования и образа жизни родителей на развитие одаренности детей не является предметом статистических исследований.

Но существует множества примеров одаренных детей одаренных родителей, в то время как обратные примеры встречаются существенно реже. Уровень образования родителей напрямую влияет на окружающую ребенка среду: школу, круг общения.  

  1. Материальный статус семьи.

В условиях материального мира доход родителей является одним из факторов развития одаренности способных детей. Семьи с материальным достатком выше среднего могут позволить себе дополнительное образование ребенка, его занятость в различных кружках и секциях.

  1. Педагогический подход в школе.

Дети с разными способностями учатся в рамках одного курса, который не составляет трудностей для одних и дается с трудом для других. В результате количество трудностей и неудач у одаренных детей на порядок меньше трудностей и неудач у обычных детей, что противоречит закону развития высоких способностей, по которому это количество должно быть равным [1].

Легкость выполнения поставленных задач не развивает в одаренных детях навыков поиска верных путей решения ставящихся в рамках школьного процесса вопросов среди множества различных вариатив, т.к. правильный ответ для них лежит на поверхности и попросту очевиден.  В итоге имеет место отсутствие необходимости в приложении усилий к достижению поставленных целей, что в результате не дает возможности формировать навык саморегуляции у одаренных детей.

При этом родители не имеют возможности самостоятельно ставить сложные задачи перед одаренными детьми, по причине вероятности возникновения дистанции между родителем и ребенком – если легко заниматься ребенку будет только в школе, а сложности он будет преодолевать исключительно на занятиях дома, ребенок будет любить исключительно школьные занятия.

На мой взгляд, особое внимание в обучающем процессе следует уделять новым педагогическим технологиям, в том числе и проектной деятельности, которая  дает возможность шире раскрыться заложенному в одаренных детях потенциалу.

  1. Психологический подход в школе.

Важным фактором развития одаренности у способных детей является работа с ними независимых психологических служб и квалифицированных школьных психологов.  

2. Методы формирования одаренности детей на основе имеющихся у них задатков

  1. Правильная оценка достижений одаренных детей

Для одаренного ребенка нет более значащего суждения, более важного фактора в его мотивации и психологическом развитии, чем выставленная самому себе оценка. Эта самооценка становится определяющим факторам в желаниях и целях одаренного ребенка, оказывает глубокое влияние на его шкалу ценностей.

В случае с одаренными детьми похвала уместна, когда ребенок потратил усилия на решение задачи. При этом наиболее действенной будет использование описательной похвалы, в которой мы с уважением описываем свои эмоции и чувства. На основе нашего описания ребенок будет способен самостоятельно сделать вывод и похвалить себя, создав позитивный и реалистичный внутренний образ. Использование оценочных высказываний, таких как отлично, фантастика, красота, чревато возможным  чувством неловкости у одаренного ребенка и снизит позитивную мотивационную составляющую похвалы.

Пример: добавьте к эмоциональному высказыванию о чудесном написанном ребенком стихотворении, описание своих чувств, расскажите ребенку какая метафора, произвела на вас наиболее сильный эффект, какой афоризм был удачно применен в его произведении, какие аллегории и сравнения, используемые ребенком, тронули вас до глубины души. После ваших слов ребенок самостоятельно сделает вывод о своих способностях на стези поэзии, что побудит его к дальнейшему развитию и созданию новых художественных работ.

 

  1. Социальная адаптация одаренных детей

Диссинхронизация развития, отставание потребности в общении от познавательной деятельности, возможная эмоциональная неустойчивость, неготовность сосредоточиться над решением поставленных задач могут привезти  к социальной отчужденности.

В задачу педагога, направленную на недопущение социальной аутизации одаренных детей, входят:

  1. Помощь в принятии ребенком своих эмоций и чувств

Каждому ребенку важно, чтобы его чувства принимали и уважали, это лежит в основе выстраивания взаимодействия с детьми, без которого не возможна эффективная работа. Спокойно и внимательно слушая детей, давая определение, испытываемому ребенком чувству, демонстрируя понимание желаний ребенка, педагог получит возможность скорейшего нахождения тесного контакта с ребенком.

Пример: Понимая, как сильно ребенок разозлился на своего сверстника на детской площадке, примите его чувства, но ограничьте некоторые действия: «Я вижу, как ты сильно злишься на Диму. Скажи ему, что ты хочешь словами, а не кулаками».    

  1. Решение проблем, используя технологию социально-образовательных  проектов

Эта работа направлена на постановку и командное решение проблем (с поддержкой товарища и в зависимости от товарища), которые непосредственно ставят ребенка «перед фактом» социальной реальности, и задачей педагога являются:

  • пробудить интерес к поиску своего места в жизни;
  • показать возможности критического мышления;
  • направить энергию активных и успешных учащихся на помощь остальным членам коллектива;
  • создать ситуацию успеха;
  • привлечь родителей к совместной работе, создать равно-партнерскую группу: Ученик – Родитель – Учитель (классный руководитель).

В работе над социально-образовательными  проектами учащимися решаются задачи «Четырех С»: 

  • Самоопределение;
  • Самостоятельность;
  • Самоутверждение;
  • Социальное признание Деятельности [2].

Пример: Учащиеся (это проект для более взрослых детей – 11-13 лет) создают группу, которая работает над проблемой влияния никотина на детский организм. Они собирают материал в средствах массовой информации, проводит анкетирование среди сверстников и родителей, проводят рефлексию, далее создают команду по трансляции своего опыта, выступают со своим проектом, выходят в социум в своем районе, создают ряд плакатов о вреде курения, проводят акции о вреде курения и т.д.

  1. Альтернатива наказанию

В рамках учебного процесса неизбежны ситуации неготовности одаренных детей сконцентрироваться над решением обсуждаемых задач, что может привести к непослушанию, игнорированию ими поставленных целей и выпадению из коллектива. В таких ситуациях необходимо создать для ребенка условия для самостоятельного осознания своего поведения без использования наказания. Для формирования ответственного отношения ребенка к деятельности правильно будет:

  • выразить свои чувства без нападения на характер

Пример: «Я действительна расстроена, что книги разбросаны по полу»;

  • сформулировать свои ожидания и объяснить ребенку, как принести пользу для решения поставленных задач

Пример:  «Я рассчитываю на то, что в конце дня все книги будут убраны на полку»;

  • показать ребенку, как загладить вину

Пример: «Теперь нужны клей, кисточки и кропотливая работа, чтобы приклеить оторванную страницу»;

  • предоставить возможный выбор

Пример: «Ты можешь самостоятельно брать книги и аккуратно с ними обращаться. Ты можешь читать их только вместе со мной. Тебе решать»;

  • предоставить ребенку возможность ощутить последствия

Пример:

Ребенок: Почему книжный шкаф заперт?

Педагог:  А как ты думаешь, почему он заперт?

  • создавать  для ребенка ситуацию и предложить придумать, что бы сказал сейчас папа, водитель автобуса, учитель и т.д.

Пример: «Как ты думаешь, что бы сказал библиотекарь, если бы ты вернул рваную книгу?»

  • придумывать вместе с ребенком истории для новых в его жизни персонажей

Пример: придумать фею знаний, которая бережно заботится о каждой книге на Земле;

  • Обсудить решение проблемы в формате диалога

Пример: «Что мы можем придумать, чтобы ты пользовался книгами аккуратно?». Выслушать предложения ребенка, озвучить свои идеи и совместно выбрать наиболее приемлемые варианты.

 

  1. Поощрение самостоятельности
  1. Самостоятельное осуществление выбора ребенком

Как и для обычного ребенка, одаренному важно помочь стать обособленной независимой личностью. Необходимо не допускать ежеминутной зависимости ребенка от родителя, позволяя ему делать что-то по своему выбору, давая возможность самостоятельно решать свои проблемы при этом имея возможность учиться на ошибках.

Пример: Одаренного ребенка правильнее будет спросить, когда он предпочтет позаниматься до обеда или после, пойти спать через пять минут или после окончания чтения одного абзаца в книге, дать возможность выбрать, какие планы на выходные интереснее именно ему: пойти на выставку или в театр.

  1. Проявление уважения к усилиям ребенка.

Уважая  усилия ребенка, мы способствуем позыву ребенка в самостоятельной деятельности, в то время как уменьшая их или берясь самостоятельно разрешить первую же трудность мы отталкиваем ребенка от данного вида деятельности. Перед ребенком должны ставиться сложные задачи, в процессе решения которых он будет прикладывать усилия.

Пример: Вывод  о легкости решения примера с дробями и предложение помощи в его решении будет эффективнее заменить уважением к прикладываемым ребенком усилиям, давая ему возможность понять, что нахождение общего знаменателя может представлять трудности.  В результате мы ободрим ребенка, проявим уважение к его деятельности и окажем помощь без прямого указания к действию направленному на решение задачи.

  1. Не спешите отвечать на вопросы

Когда обычные дети задают вопросы, они заслуживаю того, чтобы первыми найти ответы на них, одаренные же дети в этом нуждаются. Важно дать понять, что вопрос увлекающий ребенка интересный и заслуживает внимания, выслушать размышления ребенка на эту тему, научить самостоятельно искать ответы на вопросы.

Пример: на вопрос ребенка, откуда берется радуга, не спешите рассказывать ребенку об явлении дисперсии света, для начала похвалите его за хороший вопрос и предложите сначала ребенку ответить на него.  Расспросите об его предположениях и наблюдениях по этой теме. А после этого выскажите свою заинтересованность в этом вопросе,  расскажите о собственных опытах, проведенных с призмой в детстве, если это правда.  

В другом примере, на вопрос: откуда берется ветер, одна маленькая девочка предположила – деревья качаются, и от этого получается ветер. И ничего то, что она перепутала причину и следствие, она научилась искать ответ на свой вопрос сама. А роль взрослого человека – объяснить ей истинную суть ветра простым языком.

  1. Нахождение ребенком источников информации

Существует огромное количество источников информации для ребенка, большая часть которых находится вне дома. Развить самостоятельность одаренного ребенка и при этом помочь ему быстрее освоиться в социуме получится, наводя его на различные источники внешнего мира. Призвать на помощь для решения своих вопросов ребенок может врачей, учителей, старшеклассников, специалистов в тех или иных областях.

Пример: О возможных кормах для его питомца ребенку могут дать ценную информацию в зоомагазине, о разнообразии литературных жанров ребенок может узнать в библиотеке, о влиянии вырабатываемых гипофизом гормонов на организм человека ребенок может поинтересоваться у своего педиатра.

  1. Поддержание стремлений ребенка

Позволяйте ребенку мечтать, не лишая его надежды на воплощение задуманного. Стараясь оградить одаренного ребенка от неверного выбора, в пустую потраченного времени на занятие не продуктивной деятельностью, мы лишаем ребенка стремлений и иногда и воплощения мечты.

Пример: увлеченного самолетами ребенка не стоит отговаривать от карьеры летчика только потому, что, на ваш взгляд, он проявляет выдающиеся способности в математике.  Обсудите с ребенком его размышления на тему будущей карьеры пилота, узнайте, какие модели самолета ему уже знакомы, что об авиации он читал и т.д.

  1. Развитие сильных сторон одаренных детей

Любая работа с одаренными детьми должна быть направлена не на исправление их слабых сторон и недостатков, а на развитие личностных достоинств. В этом методе «козырей» акцент ставится на развитие в первую очередь сильных сторон ребенка, его учат ориентироваться на свои достоинства, а всякого рода проблемные позиции доводить до минимально приемлемого уровня. Опора на «козыри» поможет развить в одаренном ребенке познавательную потребность, социальную потребность, чувство ответственности и как итог - сформировать личность.

Пример: Живое увлечение ребенка нумизматикой было раскрыто и совершенствовано путем проведения выступлений ребенка на интересующею его тему на внеклассных школьных занятиях. За счет организации лекций перед одноклассниками ребенок утвердился в своей значимости в социуме и развил потребность в дальнейших интеллектуальных трудах.

  1. Создание условий для самовоспитания

Хорошие учителя не воспитывают одаренных детей, а создают условия для их самовоспитания, применяя личностно-ориентированный подход в воспитании. Являясь субъектом своего воспитания, ребенок самостоятельно организует свою деятельность, учитель же только направляет активности одаренного ребенка в верное русло. Условия, при выполнении которых ребенку будет комфортно самостоятельно проявлять активности:

  • установка педагога на оказание поддержки
  • создание ситуации успеха;
  • доверительный подход в выстраивании взаимоотношений;
  • индивидуальная работа над личностью одаренного ребенка.
  • обязательная рефлексия деятельности.

Пример:  Проведя доверительную беседу с вратарем футбольной команды после проигранного матча по вине голкипера, тренер смог снять психологическое напряжение, вселить веру в себя, как в талантливого игрока, что привело одаренного ребенка к дальнейшему профессиональному прогрессу.

  1. Рефлексия. Саморефлексия.

Рефлексия, как способ осознания одаренным ребенком оснований и результатов проведенных исследований и применение полученных знаний на практике, способствует самореализации одаренного ребенка.

Технологии, применяемые для развития навыков анализа одаренным ребенком продуктов своей активности:

  • технология проблемного диалога (когда ребенок сам учится определять затруднение и намечает пути их преодоления);
  • технология продуктивного чтения (когда текст не просто читается, а читается вдумчиво, осмысленно);
  • проектная технология (ребенок под руководством взрослого исследует мир, делает выводы, «внедряет», применяет полученные знания в жизни);
  • технология оценивания (ребенок учится оценивать самостоятельно и объективно  результаты своего труда).

Пример: С ребенком, выступившим на утреннике и забывшим слова в поставленной сказке, режиссер обсудил эмоции малыша, помешавшие справиться с волнением. Теперь ребенок знает, что полученный опыт будет инструментом для новых успешных выступлений, он не утратил веру в себя и свои силы.  

3. Развитие креативного мышления и творческих способностей

Творческая одаренность может присутствовать в любом из шести типов одаренности (интеллектуальной, академической, социальной, практической, художественной, психомоторной), положительно влияя на достижении высоких результатов в каждом из них. Создавая новое, одаренный ребенок совершенствует навыки анализа результатов собственной активности, что способствует становлению собственного «вектора движения».

Развитию  креативного мышления способствуют новые педагогические технологии, которые были указаны выше в пункте 6. Так же велика польза работы с детьми над пословицами, поговорками, идиомами, фразеологизмами, крылатыми фразами,  народными сказками (Сказка – ложь, да в ней намек).

На развитие творческих способностей ребенка и креативного мышления положительно влияют:

  • степень самостоятельности ребенка при постановке целей;
  • наличие у него личного пространства;
  • учёт родителями и педагогами мнения ребенка;
  • наличие у родителей и педагогов ребенка веры в реализацию поставленных им целей;
  • уровень личностной зрелости и креативности воспитателей, учителей, родителей, которые направляют ребенка, организуя его деятельность.

Творческое развитие тесно связано с самовоспитанием,  самообразованием, рефлексивным отношением к приобретенному творческому опыту. В процессе творческого развития одаренный ребенок совершает переход от понимания своей способности создавать новое до осознания

ответственности за развитие себя как творца, растет ответственность ребенка за свою деятельность.

Творческий человек с развитой ответственностью прежде всего стремится к самореализации. Таким образом, развитие ответственности и креативности личности становятся основными задачами в воспитательной работе, направленной на формирование целостного человека, способного реализовать себя как субъекта жизни.

Пример: Просмотрев мультфильм, подтолкните ребенка к мысли, как создаются мультфильмы, сможет ли он с вашей помощью создать свою историю, проиллюстрировать ее и, может быть, создать свой собственный продукт.

Вывод

Развить социальный институт работы с одаренными детьми поможет принятие педагогических, психологических, медицинских мер, а заложить большую вероятность наличия у детей различных способностей поможет повышение уровня образования населения, его материального и духовного достатка, а так же пропаганда здорового образа жизни. Задача воспитателей, педагогов, родителей при работе с одаренными детьми развить у них навык саморегуляции - ахиллесову пяту одаренных детей. Самостоятельно организуя свою деятельность, развив свои задатки, овладев креативным мышлением под негласным руководством учителя, ребенок сможет наиболее полно самореализоваться в жизни, достичь определенных высот на профессиональном поприще, принести наибольшую пользу обществу. Взрослые достижения одаренных детей будут зависеть от развитой в детстве самомотивации, направленной на активное ведение умственной деятельности.

Список используемой литературы

1. Заключительный вебинар по курсу «Психолого-педагогическое образования одаренных детей». Юркевич В.С., 2014г.

2. Проектная работа «Формирование проектного мышления через построение собственного «вектора движения». Баева М.Л., 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по развитию и формированию одаренности детей по математике

Планирование работыпо развитию и формированиюодаренности детейпо математике...

Развитие способностей и одаренности учащихся в модульно-развивающейся системе обучения

Как работать с одаренными детьми: методы, приемы, принципы обучения, формы работы...

Модель сред для развития талантливых и одаренных детей

Пример модели создания среды для развития  детей, реализуемой в МБОУ СОШ №1 г.Азова...

Доклад «Роль шахмат на развитие креативности у одаренных детей»

Опыт развития креативности у детей посредством игры в шахматы...

Создание системы психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей, склонных к проектной и исследовательской работе.

1. Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных и способных детей для поддержки и оказания психологической помощи.2. Сохранение и укрепления психологического здоровья способных и одар...

Доклад "Способности и одаренность детей"

Способности и одаренность детей...