Методическая разработка "Сплочение коллектива"
методическая разработка на тему

Валентина Павловна Новикова

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon splochenie_kollektiva.doc661.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

г. Ярцево, Смоленской области

Методическая разработка

«Сплочение коллектива»

Автор

Новикова Валентина Павловна,

методист, педагог дополнительного образования

2015 г.

Содержание

  • Организационный момент – 4 мин.
  • Просмотр мультфильма «Командное взаимодействие» - 3 мин.
  • Вступление – 3 мин.
  • Упражнение «Давайте познакомимся» - 3 мин.
  • Упражнение «Давай с тобой поговорим» - 3 мин.
  • Притча про умение слушать – 3 мин.
  • Упражнение «Массаж» - 3 мин.
  • Упражнение «Ковёр» - 4 мин.
  • Психодиагностическая методика «Дерево» -  4 мин.
  • Упр. «Рукавички» - 3 мин.
  • Игра-тест «Дорисуй фигуру» - 3 мин.
  • Визуализация «Чудесный ковёр» - 4 мин.
  • Рефлексия – 5 мин.

Аннотация 

Методическая разработка «Сплочение коллектива» - это разработка занятия с подростками  14-16 лет по развитию навыков взаимодействия в коллективе. Все мы живём в социуме. И, естественно, большую часть времени проводим с людьми, хотим мы этого или нет. Совершенно невозможно существовать в этом мире одному, делать всё одному. Время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне. Почему важна сплоченность? Это возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним целым коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки. Данное занятие поможет подросткам почувствовать атмосферу единства и взаимопомощи друг другу.

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, педагогов-организаторов, классных руководителей.

Место проведения занятия: Центр детского творчества

Возраст учащихся: 14-16 лет

Время занятия: 2 часа

Цель занятия: 

  • сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия;
  • создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  • формирование толерантного отношения друг к другу;
  • совершенствование умения понимать чувства других людей по мимике и жестам;
  • усиление общего командного духа, путем сплочения группы;
  • развитие ответственности и вклада каждого учащегося в решении общих задач;
  • получение эмоционального и психологического удовлетворения от результатов занятия;
  • осознание себя одной командой.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, диск с мультипликационным фильмом, моток ярких ниток.

Раздаточный материал: раздаточные листы с тестовыми заданиями, листы бумаги, набор карандашей на каждого участника,  карандаш или ручка, наборы рукавичек для игры «Рукавички».

Ход занятия:

– Здравствуйте! Сегодня мы собрались все вместе. Скажите, что вы понимаете под словом «сплочение», что это такое? (ответы детей). Цель нашего занятия – это сплочение коллектива. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимают и поддерживают. Услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов – наша цель. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

- На сегодняшнем занятии мы попытаемся осознать себя одной командой, поиграем, пройдем несколько тестов на знание своих психологических особенностей, посмотрим мультфильм о том, что в единстве – сила.  

- Хочу предоставить вашему вниманию мультфильм, который ярко отражает и показывает, что такое команда, что такое сплочение, и какие результаты оно даёт (мультфильм о командном взаимодействии, см. диск)

- Команда – это сила. Очень важно действовать в тандеме. Часто наше настроение, успехи или неудачи в учебе  зависят от той атмосферы, которая царит в группе. Легче пережить какие-то сложности, если рядом друзья, готовые вас поддержать. На сегодняшнем занятии мы попробуем предоставить каждому максимум поддержки, понимания и комфорта. Итак, начинаем.

Упражнение «Давайте познакомимся»

- Следующее упражнение «Давайте познакомимся». Даже если мы знаем, как друг друга зовут, ничего страшного, мы узнаем друг о друге немного больше. Предлагаю каждому  из вас назвать  своё имя, употребив при этом прилагательное на ту букву, с которой начинается его имя.

- Итак, начнем: я Марина – милая, мобильная…

- Итак, общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода или пища. Общение между людьми происходит для того, чтобы они строили отношения друг с другом, понимали один другого, обменивались информацией, могли совместно трудиться,  учиться, советовать, выражать эмоции, передавать накопленный опыт…

Упражнение « Давай с тобой поговорим…»

- Разбейтесь, пожалуйста, на пары, каждому втайне от другого я назову тему разговора и дам задание попытаться разговорить на нее своего партнера в паре.

- Пары по очереди приступайте к работе. И тут начинается самое комичное: ведь у каждого тема своя: у одного «мороженое», у другого — «стройматериалы», или «косметика»  и «пулемет». Проконтролируйте себя, так как каждый постарается тянуть одеяло на себя.  Вы будете похожи на разговор двух старушек у подъезда.

- Давайте сформулируем  правило, с помощью которого мы сможем выслушивать и не перебивать партнера. Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их. Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Будьте хорошими слушателями…поощряйте других говорить о самих себе. Это правило, которое поможет вам при работе в команде.

- Хочу рассказать вам притчу про умение слушать, так как во многом доброжелательные взаимоотношения и сплоченные действия в команде зависят от каждого в отдельности, от наших коммуникативных умений.

Притча про умение слушать

- В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:

— Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом,… а если вы не дадите такой лошади, то…

— Не желаю больше слушать! — перебил царь запыхавшегося гонца. — Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…

Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она — много крови было пролито, много земель опустошено — и дорого обошлась обеим сторонам.

Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу.

Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:

— Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»?

— «…пошли лошадь другой масти». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»?

— «…непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу». Вот и всё.

- И, конечно же, успех группы в целом зависит от  умения принимать коллективное совместное решение, делать все сплоченно, как пальцы на руке. Ведь они всегда  работают сообща, в зависимости друг от друга. Даже, когда они делают массаж. Следующее упражнение «Массаж».

Упражнение «Массаж»

Участники встают в круг, кладут руки на плечи впередистоящего человека и начинают делать массаж, потом все поворачиваются на 180 градусов, говорят спасибо, и делают то же самое.

- А сейчас мы с вами действительно поработаем в команде, как одно единое целое. Для этого вам необходимо разделиться на две группы, с одинаковым количеством участников.

Упражнение называется «Ковер»

- Вам необходимо на листе бумаги А 4, с помощью набора карандашей у каждой группы нарисовать ковер с помощью следующих геометрических фигур:

  • 8 равнобедренных (равносторонних) треугольников;
  • 8 треугольников с прямым углом;
  • 4 ромба;
  • 7 квадратов;
  • 4 прямоугольника;
  • 4 круга.

- Итак, начали. Работаем 3 минуты. Время пошло.

- Заканчиваем. И вот, что у нас получилось. Совершенно разные ковры у каждой группы. Но, работа оценивается по критериям:

  • наличие центрального рисунка;
  • одинаковое оформление углов;
  • симметричное расположение деталей относительно центра.

- А следующее упражнение покажет ваше настроение и душевный комфорт в настоящий момент в команде, упражнение поможет определить ваше положение в команде.

Методика «Дерево»

Участникам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Приложение 1.

- Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Давайте проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться.

- Посмотрите, каждый увидел себя на этом рисунке. Психологи считают, что в зависимости от того, какого человечка мы обвели, зависит наше положение в команде, так мы ощущаем себя в группе. Это мнение может быть ошибочным, а может быть верным.- Давайте проверим, и, каждый из вас сравнит и сделает вывод, действительно ли психологи считают верно. Я буду называть позиции, а вы не поднимайте руку, просто проверяйте себя. Начинаем.

-  1, 3, 6, 7 позиции говорят о том, что у вас присутствует установка на преодоление препятствий.

- № 2, 19, 18, 11, 12 указывают на общительность, дружескую поддержку.

- № 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

- № 5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

- № 9 мотивация на развлечения.

- № 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность.

- № 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

- № 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация.

- № 14 кризисное состояние, «падение в пропасть».

- Позицию № 20 часто выбирают как перспективу те учащиеся, у которых  завышена самооценка и есть установка на лидерство.

(Следует заметить, что позицию № 16 уч-ся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17»,а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим - человечком под № 17).

(Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает каждый участник, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения номера, на каждой из фигурок человечков, подписаны).

- А сейчас упражнение «Рукавички» (Г.А. Цукерман) с целью выявления уровня сформированности действий и осуществления сотрудничества.

- Сядьте, пожалуйста, парами. Я каждому раздам по одному изображению рукавички. (Каждая пара участников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей).

Украсьте их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Можете сами придумать узор, но сначала  вам надо договориться между собой, какой узор вы будете рисовать.

- Вам на эту работу дается 3 минуты.

Я во время рисования наблюдаю за учащимися, за их эмоциональным отношением к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

- Заканчиваем. И вот, что у нас получилось. Все нарисовали рукавички, но рукавички получили разные, потому что мы с вами разные. Посмотрите, как рукавички похожи на наше настроение.

- Скажите, похожи рукавички в паре  друг на друга?

- Легко ли вам было  договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать того, с кем вы работали в паре?

- Оказывали ли вы взаимопомощь по ходу рисования?

- Довольны ли вы результатом?

- Все молодцы, продолжаем дальше.

Игра-тест

Задание: каждую фигуру дорисовать Приложение 3.

 «Чудесный ковер»  (Работа в группе)

- Для этой игры нам потребуется моток ярких нитей. Лучше, если нитки будут золотого цвета. Золотой цвет ассоциируется с теплом, солнцем, энергией, – все это позитивно влияет на формирование энергии единства в команде.

Я включаю  спокойную музыку и прошу членов команды встать в круг.

- Возьмите моток ниток и займите свое место в кругу. Сделайте медленный вдох и выдох.

- Вспомните, пожалуйста, все наикрасивейшие, наипрекраснейшие, сотканные вручную ковры... От них веет особым теплом и очарованием. В чем секрет ковров ручной работы? В древности искусство тканья ковров считалось, чуть ли не магией. Мастерица как будто держала в руках нить судьбы, соединяла ее с другими судьбами в причудливые орнаменты. Действительно, когда судьбы переплетаются красиво, получается чудесный рисунок. Когда мы строим, друг с другом ДОБРЫЕ взаимоотношения, наш общий рисунок получается гармоничным... В древности к процессу тканья ковра не допускали мастериц злых, сварливых, суетливых. Считалось, что только с добрыми намерениями и сердцем можно создать настоящий ковер...

- Вы видите у меня в руках моток ниток. Если нить намотать на палец, наши пальцы смогут удерживать нити в натяжении, как катушки. Таким образом, мы можем соткать общий ковер. Намотав нить на палец, мы будем передавать моток  другому.

- Но, чтобы ковер действительно получился чудесным, есть один секрет: передавая моток другому, нужно сказать ему доброе слово. Это может быть комплимент, доброе пожелание, выражение добрых чувств. Передавать моток можно как угодно – и тем, кто стоит напротив, и тем, кто рядом, и тем, кто стоит через несколько человек. Можно говорить добрые слова всем ткачам, тогда моток будет пущен по кругу; каждый намотает нить себе на палец, и моток вернется обратно. Постепенно все наши пальцы окажутся занятыми, а ковер  сотканным.

– Давайте я начну. Я  уважаю твою открытость и готовность к сотрудничеству.

- Давайте пустим моток по кругу, чтобы каждый намотал нить себе на палец.

Когда моток вновь вернется ко мне, можно продолжать.

– Нить вновь вернулась ко мне, а у нашего ковра появилась форма.

– Я хочу передать моток вам, … Ваша улыбка озарила солнечным светом сегодняшнее хмурое утро.

Постепенно между всеми членами команды образуются нити. Игра может продолжаться довольно долго: либо пока нитки не закончатся, либо пока все не устанут.

Здесь важно поймать настроение команды, ибо «все хорошо в меру».

– Посмотрите, какой красивый ковер у нас получился! Похоже, что и почти все наши пальцы задействованы в поддержании его формы? Попробуйте, пошевелите пальцами! Чувствуете, какой резонанс это вызывает?

– Мы уже с вами говорили о том, что между нами протянуты невидимые нити, теперь мы видим, что они образуют интересные рисунки. Видите, достаточно нам пошевелить пальцами, как мы можем быть услышанными.

Мудрецы называют это ЧУТКОСТЬЮ. Давайте сохраним это ощущение.

– Итак, наш ковер соткан. Теперь мы аккуратно опустим его вниз, на пол и снимем с пальцев.

– Теперь, когда ковер лежит на полу, если хотите, можно снять обувь и по очереди пройти по нему. – Чудесный ковер, сотканный нами сегодня, символизирует добрые отношения между нами. Давайте скатаем его в клубок. Пусть этот ковер, свернутый в клубок, станет нашим талисманом.

Рефлексия

- Наше занятие подходит к завершению. Сегодня мы познакомились друг с другом ещё ближе. Узнали друг о друге что-то новое, неизвестное ранее. Да и не только друг о друге, о себе мы тоже узнали много нового. А самое главное, то, что было целью нашего занятия, мы стали  единым целым, сплоченной командой56. Пусть даже только на одно занятие, но всё же, без поддержки можно достигнуть только маленьких целей.  У нас сегодня была возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним целым коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

- Очень надеюсь, что занятие вам понравилось. Я предлагаю вам пройти экспресс-тест «Отношение к занятию». Я каждому из вас раздам карточки с рожицами.

-  Посмотрите на эти рожицы.  Какая из них отражает ваше отношение к занятию?  Поставьте «галочку» в соответствующей клетке.

- Спасибо за работу! До свидания!

Приложение 1. 

Приложение 2.


Список литературы

  1. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2002. – 336с.
  2. Л.П. Пономаренко.  Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. – Одесса.  «Астра-Принт», 2013. - 68с.
  3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2011. – 271с.
  4. Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. – СПб.: Издательство «Речь», 2012. – 60с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеклассной деятельности"

В данной методической разработке раскрыты стадии формирования классного коллектива. Предложены разработки классных часов на темы:  "Что такое настоящая дружба" ,"Чесность"; разработки родит...

Методическая разработка «Руководитель хорового коллектива и его значение в музыкально-эстетическом воспитании детей»

Руководитель хорового коллектива предстает перед слушателями и перед хором, который он возглавляет, во многих ролях. Он не только дирижер, но и организатор, идейных руководитель, педагог по вокалу, зн...

Методическая разработка танцевальной композиции «Вальс выпускников 2012» для коллектива спортивного танца «Современник»

Вальс выпускников: описание основных движений, схема и рисунок танцевальной композиции....

Методическая разработка. « Партерная растяжка для детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе».

Данная работа содержит методические рекомендации по партерной растяжке для детей младшего школьного возраста в самодеятельном хореографическом коллективе.Методы развития выворотности и силы ног, гибко...

Организационно-методическая деятельность педагогического коллектива при внедрении ФГОС третьего поколения: создание фондов оценочных средств

Презентация посвящена весьма актуальной проблеме в вопросе учебно-методического оснащения ОПОП СПО - созданию фондов оценочных средств. Представлен проект Положения о формировании фонда оценочных сред...

Методическая разработка "Особенности постановочной работы в детском хореографическом коллективе. Методические рекомендации преподавателям."

В данной работе можно ознакомиться с возрастными  физиологическими и психологическими особенностями детей разного возраста, методами работы, принципами выбора музыкального материала и тематики хо...