Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии в ДОД"
материал на тему

Валентина Павловна Новикова

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dod.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Г. ЯРЦЕВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Автор разработки:

НОВИКОВА ВАЛЕНТИНА ПАВЛОВНА, методист, педагог дополнительного образования

2016


«Чтобы сделать ребёнка

умным и рассудительным,

сделайте его крепким

и здоровым».

Ж.-Ж. Руссо

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у учащихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней

Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения.
Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.
       
Здоровьесберегающие  технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети  учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать

 Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

  1. условия обучения ребенка в школе  (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
  3. соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
  4. необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей  образовательной технологией (Петров О.В.) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Принципы здоровьесбережения

Проблемы сохранения здоровья обучающихся стали особенно актуальными на современном этапе.

Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. Следует отметить, что все здорвоьесберегающие  технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия                                             образовательного процесса;

2.  технологии физической активности учащихся;

3.  разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях и во внеурочной деятельности педагогами.

Рассмотрим эти группы здоровьесберагающих  технологий.


Условия, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
       От правильной организации занятия, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
  Нельзя забывать и о гигиенических условиях занятия, которые влияют на состояние здоровья учащихся  и педагога.


   Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические  условия в творческом объединении

Температура и свежесть воздуха,

освещение кабинета и доски,

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, , рассматривание, выполнение практических заданий

Чередование

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Наличие и место методов,

способствующих активизации

метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (учащийся в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Поза ребенка, чередование позы

Правильная посадка учащегося, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и

продолжительность на уроке моментов

оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на

занятии

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интереса к изучаемому материалу

Психологический климат  на занятии

Взаимоотношения на занятии: педагог — учащийся (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на занятии

шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Снятие эмоционального напряжения
      Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в занятие исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение

Создание благоприятного психологического климата на уроке
      Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт учащихся во время занятия. С одной стороны, таким образом,  решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание учащегося выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

В процессе занятия не должна возникать ситуация эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда учащийся с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый учащийся уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, учащийся сразу же видит и пути их исправления. Неудача на занятии, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в Центре детского творчества. Педагог поощряет стремление учащегося к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность воспитанников заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании занятия учащиеся покидают кабинет с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
     Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных  лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового

Применение разнообразных форм работы:

1.Учет состояния детей:

  • анализ медицинских карт;
  • определение группы здоровья;
  • учет посещаемости занятий;
  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
  • динамические паузы;
  • индивидуальные занятия;
  • организация спортивных перемен;
  • дни здоровья;
  • физкультминутка для учащихся;
  • организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным

пребыванием.

Анализ научно-методической литературы позволяют выделить четыре основных правила построения занятия с позиции здоровьесберегающих технологий.

  • Правило 1. Правильная организация занятия
  • Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель педагога - научить учащегося запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать вопрос.
  • Организация занятия должна обязательно включать три этапа:
    -1-й этап: педагог сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
    -2-й этап: учащиеся формулируют и задают вопросы
    -3-й этап: педагог и учащиеся отвечают на вопросы.
    Результат занятия - взаимный интерес, который подавляет утомление.
  • Правило 2. Использование каналов восприятия
  • Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
    -
    левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический тип мышления;
    -
    правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
    -
    равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
  • На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие; - визуальное восприятие;
    - кинестетическое восприятие.
  • Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех обучающихся  языке, облегчив процесс его запоминания.
  • Правило 3. Учет зоны работоспособности  обучающихся
  • Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
  • При организации занятия выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
  • Эффективность усвоения знаний  учащихся  в течение занятия такова:
  • 5-25-я минута — 80%;
  • 25-35-я минута — 60-40%;
  • 35—40-я минута — 10%.

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:

  • Уроки-игры
  • Уроки, - дискуссии
  • Уроки - соревнования
  • Театрализованные уроки
  • Уроки-консультации
  • Уроки с групповыми формами работы
  • Уроки взаимообучения учащихся
  • Уроки творчества
  • Уроки - аукционы
  • Уроки-конкурсы
  • Уроки-обобщения
  • Уроки-фантазии
  • Уроки-концерты
  • Уроки-экскурсии и др.

Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, — контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный

  неправильная форма и величина письменных столов;

  несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями;

Снижение двигательной активности;

Проблема здоровья детей в руках наших педагогов, медиков, родителей и каковы бы социально-экономические условия нас не окружали, беречь здоровье детей наша первоочередная задача


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составляющая часть методической системы технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 А (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 А (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литература как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 3 Б (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.

В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...