Педсовет "Социальное партнерство семьи и УДО"
материал на тему

Валентина Павловна Новикова

Педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_sotsialnoe_partnerstvo_semi_i_udo.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования.

1 слайд

Одним из направлений работы нашего педагогического коллектива является работа с родителями, которая ориентирована не только на формирование у родителей позитивного отношения к деятельности учреждения, но также рассматривает семью как полноправного субъекта организации учебно-воспитательного процесса.

УДО и семья рассматриваются как два социальных института, от согласованных действий которых, зависит эффективность процесса воспитания ребенка, развитие его творческих способностей. Только в этом случае деятельность родителей и педагогов дополнительного образования в интересах ребенка может быть успешной.

Конечно, мы исходим из того, что главным институтом воспитания традиционно является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена и тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Там закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Новая модель ДО детей невозможна без повышения воспитательной функции семьи как объединения людей с общими взглядами, интересами, потребностями. Заметим, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и наиважнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко подавляют своих детей, что и приводит к появлению у него комплекса неполноценности; несдержанны отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как же сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

В современном социуме, когда переоценке подвергаются многие ценности, особую значимость приобретает ДО детей. Ведь в нынешних условиях основу ДОд составляет огромный образовательный блок, компенсирующий  удовлетворение познавательных, коммуникативных и других потребностей детей, которые не реализуются полностью в рамках обучения в школе.

Деятельность УДО протекает в рамках свободного времени ребенка, при этом  ребенок чаще всего находится в ситуации добровольного выбора того, как провести свое свободное время. В отличие от школы, в УДО ребенок добровольно выбирает себе  занятие и творческое объединение, в котором чувствует себя наиболее комфортно.

По результатам анкетирования учащихся и их родителей, было выявлено, что родителям необходима помощь в формировании грамотного взаимодействия с детьми в совместной деятельности. У детей высокая потребность в общении с родителями, желание участвовать вместе с ними в проведении различных мероприятий.

Стратегия сотрудничества УДО и семьи не может быть определена  без ясного представления о тех педагогических проблемах, которые можно решить только совместно.

Большинство ПДО придерживаются того мнения, что главными воспитателями ребенка являются его родители. Но для того, чтобы грамотно воспитывать своего ребенка, родители должны быть вооружены необходимыми знаниями и умениями.

2 слайд

Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу – одна из важнейших задач  педагогов и руководителей УДОд. 

В рамках работы с родителями используются различные коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия с семьей, которые строятся на принципах партнерства, конструктивно творческой, созидательной деятельности.

3 слайд

Педагогическое образование родителей в сфере ДОд осуществляется в коллективной и индивидуальной форме.

К числу наиболее эффективных индивидуальных форм необходимо отнести прежде всего консультации родителей (4 слайд). 

Проанализировав причины обращения родителей  за консультацией можно выделить наиболее часто встречающиеся:

  • проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);
  • проблемы в общении с другими детьми;
  • как развивать способности ребенка;
  • кризисы в развитии ребенка;
  • загруженность: хорошо это или плохо?
  • проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти,
  • мышления);
  • детские страхи, тревожность, неуверенность ребенка;
  • внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты

между бабушкой и родителями);

  • воспитание ребенка в неполной семье;
  • консультации по результатам психодиагностики, мониторингов и т.д.

Слайд 5

Значительная часть коллективных форм основана на деятельностном подходе. Таким образом, социальное партнерство с родителями является одним из приоритетных направлений деятельности УДОд.

Основные задачи в сфере взаимодействия с родителями:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимодействия и сотрудничества;
  • привлечение родителей к управлению и поддержке воспитательного процесса;
  • научно-методическое обеспечение психолого-педагогического просвещения родителей;
  • возрождение национальных обычаев  и семейных традиций и внедрение их в совместную культурно - досуговую деятельность.

6 слайд

Исходя из этих задач, мы можем определить основные направления деятельности нашего педагогического коллектива с семьями учащихся:

  1. Исследования семьи (социологические и маркетинговые), направленные на изучение потребностей семьи в образовательных услугах  (диагностика, анкетирование).

Педагог-психолог проводит психологическую диагностику: по изучению стилей (типов) семейного воспитания; изучению детско-родительских отношений; эмоциональных отношений в семье; взаимоотношений всех членов в семье;  по изучению характера взаимодействия в конфликтных ситуациях;  исследование родительских установок и реакций;

Анкетирование детско-родительского взаимодействия:                                         анкеты «Родителей оценивают дети», «Способности Вашего ребенка», «Знаете ли вы психологию подростка?», «Что вы знаете о своем ребенке?» и т.д.

Анкетирование степени удовлетворенности родителей работой УДО:

анкеты: «Комфорт на занятии», «Степень удовлетворенности работой творческого объединения», «Проблемы, которые меня волнуют» и т.д.

Педагог же может в начале года провести беседу, анкетирование с родителями для выяснения интересующих его вопросов (чего хотят, какой результат ожидают и т.д.).

7слайд

Ещё одно направление деятельности нашего педагогического коллектива с семьями учащихся:

  1. Организационно-педагогическая деятельность, которая включает в себя работу педагогического совета по планированию взаимодействия с семьей, организацию деятельности Совета родителей, проведение родительских собраний в объединениях («Как не отбить у детей желание учиться», «Каков он, успешный родитель?», «Влияние привязанности к родителям на интеллектуальное развитие учащихся», «Этот трудный подросток»).

(8 слайд)  методические консультации для педагогов по организации работы с семьей, проведение открытых занятий и мастер - классов для родителей (в  этом году мы проводили серию мастер-классов для родителей на новогоднюю тематику: «Новогодний подсвечник», «Магнит-топиарий», «Новогодняя открытка», «Новогодняя елка из газетных трубочек»)  и т.д.

9 слайд

  1.  Психолого–педагогическое просвещение родителей,  реализуемое через следующие формы сотрудничества с родителями:

занятия с родителями

(«Обучение речи ребенка в домашних условиях», «Как преодолеть застенчивость», «Повышаем самооценку», «Тайм-менеджмент для родителей», «Кризис 7 лет» и т.д.)

10 слайд

Совместные занятия с родителями («Дед мороз стучится к нам», «Подарок для папы» - совместное занятие детей с мамами и бабушками, «Букет для мамы»)

11 слайд

устные журналы («На пороге школы»), групповые консультации, круглые столы, семинары и мини-лекции,  индивидуальные семейные консультации, психологические тренинги.

  1. слайд

просветительская  деятельность: разработка методических пособий для родителей (например, «Модель сотрудничества педагога с родителями»), создание видео журнала для родителей из жизни объединения или по другой тематике (например, создание мультимедийной презентации для родителей по итогам года «Ребенок на занятии»); оформление стендов («Если ребенку трудно подружиться», «Почему ребенок не хочет учиться», «Основные факторы и причины снижения мотивации к обучению»), информационные проспекты для родителей, папки-передвижки, альбом «Школа для родителей», памятки, буклеты («Чудо-чадо или одаренный ребенок», Памятка родителям будущего первоклассника, «Тайм-менеджмент для родителей», «Памятка для родителей гиперактивного ребенка» и т.д.).

13 слайд

4. Традиционные культурно-массовые мероприятия с участием родителей: дни открытых дверей, семейные творческие конкурсы (совсем недавно у нас был конкурс совместный для учащихся и  родителей «Мир семейных увлечений», где дети вместе с родителями представляли продукт своего творчества слайд 14) праздники (слайды), акции (ежегодно к Международному дню ребенка (20 ноября) у нас проходит акция «Подарок детям», где родители учащихся творческих объединений принимают активное участие), спортивные мероприятия и т. д.

Слайд последний с темой выступления

Процесс взаимодействия Центра с семьей, родителями направлен на активное включение родителей как в учебно-воспитательную, так и в досуговую деятельность.  Выводы: в работе с семьей существует немало проблем. Но мы должны понимать, что родители и педагоги – воспитывают и обучают  одних, и тех же детей, и результат деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками.

Изучая опыт работы с семьей из литературных источников, мы нашли и новые, продуктивные формы работы с родителями. Это не говорит о том, что традиционные формы работы не успешны, их нужно продолжать использовать.

В информационном направлении это могут быть:

  • спецвыпуски газеты для родителей;
  • создание видеожурнала для родителей из жизни объединения или по другой тематике (например, создание мультимедийной презентации для родителей по итогам года «»);

Это различные конкурсы для детей и родителей:

  • Удивительная моя семья
  • Супербабушка
  • Мой семейный архив
  • Игровая программа «Из бабушкиного сундука»
  • Семейная гостиная

Праздники

  • День военно-воздушных шариков
  • Фестиваль семейного творчества
  • Фольклорные праздник «Рождественские забавы»
  • Тропа доверия
  • Живая шляпа
  • Большие гонки
  • Кулинарный поединок
  • Выставки- ярмарки
  • Фотовыставки «Где водятся волшебники…» (старые фото пап и мам, бабушек, дедушек)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социальное партнерство с семьями воспитанников"

Существует особенность учреждений дополнительного образования детей по взаимодействию с семьями воспитанников дошкольного возраста. Главное в том, что родителям предоставляется свободный выбор и...

«Семья и педагоги: партнерство на благо ребенка».

Опыт работы коллектива Центра с семьями обучающихся....

Социальное партнерство семьи и школы из опыта работы

В данной статье описывается опыт работы школы для детей с нарушением слуха в создании информационного поля для родителей, путем написания программы «Сотрудничество», в которой кратко прописаны все эта...

Практико-значимая работа «Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности»

Практико-значимая работа«Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности»...

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Предлагаемая модель содержит теоретические рекомендации и конкретные мероприятия по организации социального партнёрства семьи и школы.Цель педагогического опыта: обобщение результатов интерактивных фо...

«Социальное партнерство семьи, школы и других субъектов образовательного пространства.»

Социальное партнерство семьи, школы и других субъектов образовательного пространства. Данная тема актуальна для классных руководителей....