Проект "Ресурсный центр - диалог в сети"
проект на тему

Валентина Павловна Новикова

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rts_-_dialog_v_seti.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Ресурсный центр как форма диалогового взаимодействия в сетевых педагогических сообществах

Новикова Валентина Павловна,

руководитель ресурсного центра муниципального бюджетного

образовательного учреждения дополнительного образования детей

«Центр детского творчества» г.Ярцево, Смоленской области

«Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов – словом, всего того, что формирует профессиональную среду».

 В. Путин

Интенсивное развитие информационных технологий меняет современный мир, меняются формы общения людей. Электронная почта, факсимильная и сотовая связь позволяют в считанные секунды получить или отправить информацию из любой точки земного шара. Интернет сего возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению групп людей по интересам. В сети создаются профессиональные объединения и сообщества. Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Современное образование предъявляет новые требования ко всем участникам образовательного процесса. С обновлением и совершенствованием качества образования связана процедура внедрения в образовательное пространство РФ стандартов нового поколения, разработанных на основе компетентностного подхода. Для реализации компетентностного подхода необходимо осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования.

Поэтому, в августе 2013 года, в целях регламентации деятельности общеобразовательных школ Ярцевского района по вопросам организации внеурочной деятельности и обеспечения информационно-методической поддержки педагогам по реализации Федерального государственного стандарта на базе нашего учреждения был создан ресурсный центр.

Концентрируя эксклюзивные информационные, интеллектуальные, материально-технические ресурсы МБОУДОД ЦДТ, ресурсный центр берет на себя функции информационно-методического, социально-психологического сопровождения деятельности образовательных учреждений в части организации внеурочной деятельности.

Главные задачи, которые мы ставим:

  • разработка и реализация совместных с ОУ программ и проектов внеурочной деятельности;
  • предоставление ОУ ресурсной базы для организации внеурочной деятельности (занятий, акций, мероприятий, конкурсов, поисковых исследований и т.д.);
  • информационное обеспечение по вопросам профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, а также педагогических работников, реализующих программы/проекты внеурочной деятельности обучающихся;
  • практическое обучение педагогов (мастер-классы, семинары, открытые занятия).

Глобальная  информатизация общества, формирование информационно - коммуникационной среды образовательного учреждения требуютсоздания конкурентоспособной образовательной системы, которая позволит избежатьотрыва качества образования от современных требований жизни в информационном обществе. Главной целью современного образования можно считать формирование готовности учащихсяк жизни в быстро меняющемся информационном мире, поликультурном обществе и постоянно развивающемся многомерном человеческомзнании.

Возрастающий объем информационных потоков и знаний привел к смене учебной парадигмы: от призыва «образование на всю жизнь» на концепцию «образование в течение всей жизни». В современных условиях самообразование и саморазвитие личности становятся приоритетными направлениями в политике образования. Таким образом, образование превращается в непрерывный процесс, призванный воспитать в каждом человеке, особенно молодом человеке, осознанную потребность в повышении уровнякультуры и знаний. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий актуализировало проблему повышения качества информационно-методического обслуживания педагогических работников, от уровнякоторых во многом зависят достижения нового качества образования.

Создание структурного подразделения«Ресурсный центр по информационно-методическому обеспечению внеурочной деятельности младших школьников» (РЦ) способствует преодолению автономности и закрытости профессиональных объединений участников образовательного процесса в сфере внеурочной деятельности, развивает взаимодействие профессиональных объединений на принципах социального партнёрства, выстраивает прочные горизонтальные связи между профессиональными командами.

Преимущества сетевого взаимодействия Ресурсного центра и образовательных организаций  наглядно просматриваются в том, что при таком взаимодействии происходит более полное обеспечение информационной поддержки образовательного процесса, а так же научной, инновационной, методической и воспитательной работы в образовательной организации. Повышается эффективность использования разнообразных ресурсов и обеспечение равной возможности пользования ими для всех участников сетевого взаимодействия. И, главное, при этом расширяется возможность повышения профессионального уровня участников образовательного процесса в соответствии с потребностями развивающейся системы образования.

Деятельность нового развивающегося структурного подразделения, способного работать в ногу со временем и глобальными общественными изменениями, возможна только при условии постоянного обмена опытом, практикой и ресурсами с передовыми школьными коллективами.Поэтому,акции, праздники, выставки, экскурсии, проекты, конкурсы - все это возможно в рамках реализации работы ресурсного центра.

За непродолжительное время работы ресурсного центра разработан инновационный проект «Модель взаимодействия общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС», проведены семинары «Программа внеурочной деятельности», «Психолого педагогическое сопровождение рабочей программы внеурочной деятельности», мастер-классы по прикладному творчеству, выставки.

И, главное, вся наша деятельность направлена на успешного выпускника школы.

В отличие от сетевых сообществ, возникающих стихийно и самопроизвольно, Ресурсный центр инициирует создание сетевого педагогического сообщества внеурочной деятельности младших школьников в рамках системы повышения квалификации работников образования.

Целью деятельности является создание сетевого педагогического сообщества внеурочной деятельности младших школьников и формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера.

Ресурсный центр МБОУ ДОД «Центра детского творчества» берет на себя решение задач педагогического сообщества внеурочной деятельности младших школьников:

  • создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
  • организацию формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициацию виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета; обмен опытом учения-обучения;
  • распространение успешных педагогических практик; поддержку новых образовательных инициатив.

Важнейшим условием осуществления диалогового взаимодействия в сетевых педагогических сообществах является готовность педагогов к такому взаимодействию.

Ресурсный центр своей деятельностью oбеспечивает реализацию стратегическoй задачи системы непрерывнoгo прoфессиoнальнoгo педагoгическoгo oбразoвания – фoрмирoвание нoвoгo пoкoления педагoгoв, оказывает информационно - метoдическую помощь рабoтающим педагoгам в деятельнoсти пo реализации требoваний ФГOС.

Основные направления работы ресурсного центра с сентября по декабрь 2013 года:

  • информационно - методическое сопровождение  деятельности педагогов образовательных организаций Ярцевского района по вопросам организации внеурочной деятельности;
  • практическое обучение педагогов образовательных организаций Ярцевского района;
  • формирование банка данных внеурочной деятельности; образовательных организаций Ярцевского района;
  • подготовка публикаций.

Основные формы работы ресурсного центра:

  • консультации;
  • семинары;
  • открытые мероприятия;
  • круглые столы;
  • практикумы;
  • мастер-классы.

В современных информационных условиях эффективность  работы  связана с  использованием элементов дистанционного обучения. В процессе деятельности ресурсного центра создается:

  • электронный банк данных внеурочной деятельности образовательных организаций Ярцевского района;
  • дистанционная модель обучения слушателей (предъявление учебных материалов на сайте центра, электронное сопровождение учебно-воспитательной процесса внеурочной деятельности младших школьников);
  • тьютерство.

Благодаря реализации программы информатизации все материалы, размещенные на сайте ресурсного центра доступны всем слушателям;

взаимодействие со слушателями осуществляется как в очной, так и в дистанционной формах посредством электронного сопровождения;

в процессе обучения используются современные технические средства обучения (мультимедийные проекторы, и др.).

Ресурсный центр может служить педагогической практике для воспитания у работников образовательных организаций следующих умений:

  • Совместное мышление. Познавательная, творческая и учебная деятельность педагогов изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей является важным этапом развития личности.
  • Толерантность. Важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию другого человека. Все чаще нашими партнерами в сетевой деятельности оказываются программные агенты. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.
  • Освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и тоже время. Каждый член сообщества может выполнять свои простые операции.
  • Критичность мышления. Коллективная деятельность множества людей, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. Мы можем погрузить в среду, где критическая дискуссия является обязательной.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.

В своей профессиональной деятельности педагoг испытывает пoтребнoсть  в метoдическoм сервисе, кoтoрый ресурсный центр предоставляет в качестве кoнсалтингoвых услуг:

  • банк передoвых технoлoгий фoрмирoвания личностных компетенций у учащихся во внеурочной деятельности;
  • методические рекомендации по внедрению в воспитательный процесс современных методик и инновационных технологий (личностно-ориентированных, здоровьесберегающих) внеурочной деятельности;
  • пакет диагнoстических материалoв пo кoнтрoльнo-oценoчнoй деятельнoсти;
  • каталoг цифрoвых oбразoвательных ресурсoв и oбразoвательных ресурсoв Интернета для работников образовательных организаций.

Средствами взаимодействия в сетевом педагогическом сообществе, организуемом РЦ являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет. С этой целью нами был разработан сайт - новая форма организации самообразования учителей.

Адрес сайта: rc-cdt.ru.tf

Кроме того, взаимодействие со слушателями ресурсного центра осуществляется посредством взаимодействия по электронной почте.

Адрес электронной почты ресурсного центра: cdt.baby@mail.ru

В свободном доступе находятся следующие материалы:

Нормативная база, банк данных, план работы, воспитательная работа, методические материалы, презентации, психолого-педагогическое сопровождение, публикации

Дистанциoнный кoнсалтинг, пoстoяннo действующие обучающие семинары, мастер-классы, oткрытый фoрум и другие фoрмы рабoты с педагoгами призваны oказывать метoдическую пoддержку педагогам организующим внеурочную деятельность младших школьников.

Реализация на практике продуманной модели сетевого взаимодействия для организации внеурочной деятельности младших школьников будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, развитию навыков коллективной работы, удовлетворению образовательных и духовных потребностей личности, дальнейшему развитию гуманистических ценностных ориентаций педагога, стимулирует их творческую активность.

Значимость работы ресурсного центра обусловлена её востребованностью другими образовательными организациями. Именно эти организации: школы, гимназии, колледжи, лицеи, заинтересованы во внедрении современных форм внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог "цепочка" и "5 - фазовый" диалог

Для формирования неподготовленной иноязычной речи рекомендую использовать технологии "Диалог "цепочка" и "5 - фазовый" диалог".  Эти стратегии развивают психомоторные навыки....

Доклад "Библиотека-центр диалога культур и территория толерантности"

Доклад "Библиотека-центр диалога культур и территория толерантности"...

Памятка преподавателю "Обучение диалогу способом «сверху вниз» для обучения стандартным или типовым диалогам"

Памятка преподавателю  "Обучение диалогу способом «сверху вниз» для обучения стандартным или типовым диалогам"....

Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования. Работа над созданием методического объединения «Центр “Диалог культур”»

Анализируя возможности органичного включения духовно-нравственного воспитания детей в систему дополнительного образования, мы придерживаемся следующие позиции:Дополнительное образование детей «строитс...

Локальная компьютерная сеть как основа информационного центра школы

Необходимость внедрения компьютерной техники в учебный процесс уже ни у кого не вызывает сомнения.Очевидным является факт, что наши школы имеют различное оснащение компьютерной техникой. Различия проя...

Диалог как текст. Виды диалога

Данная презентация поможет учащимся 8 класса обобщить и систематизировать знания, полученные по теме "Диалог"...

Клуб "Диалог" в рамках деятельности Центра помощи семье и детям МКУ "Детский дом "Семья"

работа клуба "Диалог" с сопровождаемыми кровными и замещающими семьями....