Программа мониторинговых исследований
тест на тему
Предварительный просмотр:
Новикова В. П., методист МБУДО ЦДТ г. Ярцево Смоленской области
Программа мониторинговых исследований
по изучению уровня профессионального мастерства педагогов
МБУДО «Центр детского творчества»
Цель программы: выявление профессиональных успехов и типичных затруднений педагогов для дальнейшей коррекции.
Задачи:
- Определить уровень профессиональной компетенции каждого педагога.
- Изучить, обобщить и систематизировать типичные затруднения и успехи педагогов для коррекции методической работы.
- Определить характер и особенность взаимоотношений в коллективе, его психологический климат.
Определение объекта: педагог, ученический коллектив.
Основные критерии:
I критерий – соответствие образования преподавателя профилю преподаваемого предмета:
1-й показатель - % педагогов, образование которых соответствует профилю преподаваемого предмета;
2-й показатель – возраст педагогов (диаграммы по годам), наличие вакансий (с учётом перспективы 3-5 лет).
II критерий – повышение профессионального уровня педагогами школы:
1-й показатель – прохождение курсов повышения квалификации;
2-й показатель – участие педагогов в проведении районных, областных семинарах, школ передового опыта;
3-й показатель – количество (%) учителей, работающих в режиме самоконтроля.
III критерий - результативность деятельности педагога:
1-й показатель – призовые места и участие в районных и областных олимпиадах, смотрах, конкурсах;
2-й показатель – участие обучающихся в заочных конкурсах;
3-й показатель – абсолютная и качественная успеваемость.
IV критерий – степень влияния стиля и методов управления на морально – психологический климат в коллективе:
1-й показатель – стиль педагогического общения (демократический, авторитарный, либеральный);
2-й показатель – стабильность кадров (количество выбывших с указанием причин);
3-й показатель – участие и степень активности в работе временных творческих коллективов.
V критерий – эффективность образовательно – воспитательного процесса:
1-й показатель – соответствие экзаменационной и годовой отметок учащихся;
2-й показатель – повторяемость предметов при выборе учащимися экзаменов;
3-й показатель – участие учащихся в предметных неделях.
VI критерий – самообразование педагогов:
1-й показатель – участие в работе методических объединений (МО);
2-й показатель – проведение открытых уроков;
3-й показатель – выступление на педагогических, районных семинарах.
VII критерий - профессиональная деятельность учителя:
1-й показатель – педагогическая деятельность и личностные качества;
2-й показатель – межличностные отношения в коллективе.
Методика оценки качества педагогической деятельности.
Для проведения педагогического мониторинга профессиональной компетенции педагога необходимо знать, что мы будем изучать, и по каким критериям можно оценить уровень состояния изучаемого вопроса.
Разработкой данного вопроса занимались многие исследователи: Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, в.П. Беспалько, А.К. Макарова, Н.С. Сунцов, т.И. Шамова, В.А. Якушин и др. В работах этих исследователей раскрыты следующие аспекты педагогической деятельности:
- управленческие аспекты (как педагог анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует процесс взаимоотношений с учащимися);
- психологический аспект (как влияет личность педагога на учащимися, как учитывает индивидуальные способности обучающихся);
- педагогический аспект (какими формами и методами педагог передает содержание учебного материала)
Проблема определения профессиональной компетентности педагога стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами практиками и т.д. Нет единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность педагога».
По мнению В.А. Адольфа, « профессиональная компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса».
А.П.Акимова трактует профессиональную компетентность педагога как сумму знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, - в узком смысле слова и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой – в широком.
В.Ю. Кричевский приводит основные признаки понятия компетентности:
- наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики;
- набор операционных умений;
- владение алгоритмами решения трудовых задач;
- способность творческого подхода к профессиональной деятельности.
В качестве основных элементов педагогической компетентности Н.В.Кузьмина выделяет следующие:
- специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;
- методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков обучающихся;
- рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.
В.Ю. Кричевский выделяет четыре вида профессиональной компетентности:
- функциональная, которая характеризуется профессиональными знаниями и умениями их реализовывать;
- интеллектуальная, она выражается в способности аналитически мыслить и осуществить комплексный подход к выполнению своих обязанностей;
- ситуативная, позволяющая действовать в соответствии с ситуацией;
- социальная – предполагает наличие коммуникативных и интегральных способностей.
Итак, компетентность – это:
- знания, умения и навыки педагога, способность эффективно решать проблемы, высокий профессионализм;
- сумма технологий, методов и приемов, используемых педагогом в процессе профессиональной деятельности;
- знания, умения и навыки, необходимые педагогу для профессиональной деятельности;
- знания, умения, навыки педагога + набор операционных умений + большой опыт педагогической деятельности.
Компетенция – это:
- поведение педагога + навыки общения с коллегами и обучающимися, обеспечивающие качественное выполнение своей профессиональной деятельности;
- способность конкретного специалиста разрешить создавшуюся проблему;
- приложение знаний, профессиональных умений и навыков педагога;
- способность педагога поддерживать собственный профессиональный уровень.
Если представить это в виде таблицы, то можно увидеть следующее:
Понятие | Объем понятия (ключевое слово) | Представление понятия | Проявление понятия | Уровни проявления |
Компетенция | Круг полномочий. Область знания | Нормативно-правовой документ (диплом, приказ, устав и т.д.), стандарты | Занимаемая должность. Программа | Категория, уровни |
Компетентность | Способность | Знания, умения, навыки, способы деятельности и т.д. | В деятельности | Уровни компетентности |
По мнению С.А. Дружилова, достижение профессиональной успешности связано с обеспечением необходимого уровня профессиональной компетентности. Профессиональное обучение может рассматриваться как формирование основ (предпосылок) будущей профессиональной компетентности.
В общем случае в модели обучения С.А. Дружилов выделяет четыре стадии, характеризующие процесс профессионального обучения, начиная от стадии первоначального знакомства с новым материалом (профессиональными знаниями, умениями и концепциями) и заканчивая стадией сформированной профессиональной компетентности.
Первая стадия – бессознательная некомпетентность. У человека нет необходимых знаний, умений и навыков, и он не знает об отсутствии или вообще о возможных требованиях к таковым для успешной деятельности. Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой: «я не знаю, что я не знаю». Когда человек осознает недостаток знаний, умений и навыков, необходимых для данной деятельности, он переходит на вторую стадию.
Вторая стадия – сознательная некомпетентность. Человек осознает, что ему не хватает профессиональных знаний, умений и навыков. Здесь возможны два пути: а) конструктивный (как форма проявления личностной и профессиональной активности) и б) деструктивный (форма социальной пассивности). конструктивный путь означает, что осознание субъектом своей профессиональной некомпетентности способствует повышению его мотивации на приобретение недостающих профессиональных знаний, умений и навыков. Деструктивный путь может привести к возникновению чувства неуверенности в своих силах, психологическому дискомфорту, повышенной тревожности и т.д., которые мешают дальнейшему профессиональному обучению. Для второй стадии характерна следующая профессиональная рефлексия субъекта « Я знаю, что я не знаю».
Третья стадия – сознательная компетентность. Человек знает, что входит в структуру и составляет содержание его профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять. Для третьей стадии характерна профессиональная самооценка субъекта в следующей форме : « Я знаю, что я знаю».
Четвертая стадия – бессознательная компетентность. Профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности. Бессознательная компетентность характеризует уровень мастерства. Однако, именно для этой стадии велика опасность профессиональной деформации.
Совмещая стадии профессиональной компетентности (по степени из осознания субъектом) с уровнями индивидуального профессионализма, можно построить следующую шкалу.
Уровни и подуровни профессионализма | ступень | Уровни профессиональной компетентности |
«Оптимальный» (перспективный | 9 | Сознательная компетентность («Я знаю, что я знаю» |
8 | Сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю» | |
7 | Бессознательная некомпетентность (« Я не знаю, что я не знаю» | |
«Основной» («номинальный» | 6 | Сознательная компетентность («Я знаю, что я знаю» |
5 | Сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю» | |
4 | Бессознательная некомпетентность (« Я не знаю, что я не знаю» | |
«Потенциальный» (учебный) | 3 | Сознательная компетентность («Я знаю, что я знаю» |
2 | Сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю» | |
1 | Бессознательная некомпетентность (« Я не знаю, что я не знаю» |
При компетентностном подходе усиливается внимание педагога к диагностике единства когнитивного, эмоционального и волевого аспектов деятельности по достижению целей субъекта. Теоретическая и практическая готовность педагога к выполнению профессиональных функций – две составляющие компетентности. Таким образом, компетентность характеризует и деятельность, и самого педагога, т.е. интегрирует его профессиональные и личностные качества.
В отечественной педагогике (Г.В. Горланов, Д.А. Мещеряков, А.В. Хуторский) принято понимать компетентность как характеристику работника (специалиста), а компетенцию как характеристику рабочего места (должности, позиции). Компетенция – это заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли; компетентность – это мера соответствия заданному требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека.
Таким образом, диагностируется компетентность, а система компетенций является нормативной моделью для диагностики.
Объектом диагностической деятельности выступают педагогические явления, к которым относятся взаимодействие участников образовательного процесса, совместная деятельность, поведение и отношение субъектов в процессе педагогического воздействия, а также индивидуально-личностные свойства субъектов и закономерности их становления.
Существует несколько подходов к изучению профессиональной компетентности учителя:
1. Процессуальный (Н.В. Кузьмина):
а) исследование качества подготовки к учебно-воспитательному процессу (гностический и конструктивный компоненты);
б) исследование деятельности учителя в ходе воспитательно-образовательного процесса (коммуникативный и организаторский компоненты);
в) исследование контрольно-диагностической деятельности учителя (рефлексивный).
Методы исследования: оценка учебно-воспитательного процесса (анализ урока).
2. Личностный подход (В.С. Шувалов, Е.И. Рогов, Б.Г. Ананьев и др):
а) оценка знаний и умений педагога;
б) мотивационный компонент;
в) профессионально значимые личностные качества учителя.
Методы исследования: наблюдения, диагностика профессионально значимых качеств учителя.
Процессуально-личностный (комплексный по А.К. Марковой):
а) исследование педагогических (процессуальных) умений учителя;
б) исследование результатов труда учителя (обученность и воспитанность).
Методы исследования: оценка учебно-воспитательного процесса, оценка и самооценка профессионально- значимых качеств личности учителя; диагностика.
Я считаю, что наиболее полный анализ педагогической деятельности учителя просматривается у А.К. Марковой. (Приложение № 1) Профессионально компетентным, с ее точки зрения, является такой труд , в котором на достаточно высоком уровне проявляются пять сторон педагогического труда: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность, обученность (обучаемость), воспитанность (воспитуемость).
Первые три блока составляют процесс труда, а два последних - результат.
В виде схемы модель мониторинга результативности учителя можно представить следующим образом:
Взаимодействие результаты принятие взаимодействие
взаимодействия управленческого
решения
У конкретного педагога характеристики профессиональной компетентности складываются неравномерно в течение профессиональной жизни. Увидеть эту внутреннюю динамику - это и значит оценить профессиональную компетентность педагога, сделать прогноз его профессионального роста.
В качества средства выявления уровня сформированности профессиональных компетентностей педагога выступают критериально ориентированные тесты.
При таком тестировании критерием служит наличие или отсутствие проверяемых знаний.
Критерии оценки качества педагогической деятельности – признаки сформированности профессиональных компетентностей, готовности к профессиональной деятельности.
Методика оценивания
Методика позволяет:
- осуществить самооценку и оценку качества профессиональной деятельности педагога по критериям – компетентностям: предметная, психологическая, педагогическая, методическая, общекультурная;
- проанализировать уровень качества педагогической деятельности каждого педагога, педагогического коллектива как по отдельным показателям, так и во всей совокупности.
- Математический аппарат оценки качества педагогической деятельности
бальная оценка по показателям уровня сформированности профессиональных компетентностей:
- 0 баллов – отсутствие показателя;
- 1 балл – низкий уровень;
- 2 балла – средний уровень;
- 3 балла - высокий уровень.
2. Формула подсчета количественной отметки качества педагогической деятельности
№ п/п | критерий | Формула подсчета количественной отметки по критерию | Качественная отметка по критерию |
1 | Предметная компетентность (ПредК) | (ПредК) = сумма баллов по показателям/30 * 100% | |
2 | Психологическая компетентность (ПсихК) | (ПсихК) = сумма баллов по показателям/30 * 100% | |
3 | Педагогическая компетентность (ПедК) | (ПедК) = сумма баллов по показателям/30 * 100% | |
4 | Методическая компетентность (МетК) | (МетК) = сумма баллов по показателям/30 * 100% | |
5 | Общекультурная и эмоционально-нравственная компетентность (ОиЭНК) | (ОиЭНК) = сумма баллов по показателям/30 * 100% | |
6 | Итог: качество педагогической деятельности (КПД) | (КПД) = сумма баллов по показателям/150 * 100% |
№ п/п | КПД (качество пед.деятельности) | уровень | статус | стимулирование |
1 | 90-100% | Высокий (творческий уровень) | Педагог, работающий творчески | Прибавление % к зарплате, грамота, благодарственное письмо |
2 | 70-90% | Средний (продвинутый) уровень | Педагог с установившимся стилем работы | Прибавление % к зарплате |
3 | 50-70% | Обязательный (низкий) уровень | Педагог, требующий усиленного внимания администрации | Допуск до работы |
4 | Менее 49% | Недостаточный уровень | Нет допуска до работы |
Характеристика показателей уровня сформированности
профессиональных компетентностей педагога
(готовности к профессиональной деятельности)
Критерий: ПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ | |||
Показатели уровня сформированности профессиональных компетенотностей педагога | Оценка работы педагога | ||
1 балл | 2 балла | 3 балла | |
Знание предмета и увлеченность предметом | владеет учебным предметом на уровне программы, не имеет существенных пробелов, допускает фактические искажения в преподавании предмета и проверке знаний. К предмету равнодушен. | Имеет твердые знания в рамках программы, следит за специальной методической литературой. Относится к своему предмету с увлечением. | Имеет глубокие и разносторонние знания своего предмета, значительно превышающие знания программы, свободно ориентируется в специальной, методической и научно-популярной литературе. Преподает с увлечением, испытывает потребность в педагогической деятельности |
Знание смежных наук | Знает лишь о существовании смежных предметов, не вникая в суть межпредметных связей | Знает суть взаимосвязи со смежными предметами, но на практике редко демонстрирует ученикам связь понятий и явлений | Знает основы смежных предметов. На практике постоянно проводит линию взаимосвязи понятий и явлений на уровне теорий, реализует концепцию интеграции предметов |
Знание и обеспечение реализации содержания и структуры базисного учебного плана | Владеет содержанием базовых, профильных, разноуровневых учебных программ по предмету. Владеет содержанием рекомендованных программ факультативных и элективных курсов по предмету. Обеспечивает овладение обучающимися базовыми программами в полном объеме | Владеет содержанием базовых, профильных и разноуровневых программ по предмету. Владеет содержанием рекомендованных программ факультативных и элективных курсов по предмету. Преподает на различных уровнях обученности и развития учащихся. Обеспечивает овладение обучающимися базовыми и разноуровневыми программами в полном объеме. | Владеет содержанием базовых, профильных и разноуровневых программ по предмету. Владеет содержанием рекомендованных программ факультативных и элективных курсов по предмету. Преподает на различных уровнях обученности и развития учащихся. Обеспечивает овладение обучающимися базовыми, разноуровневыми, профильными и специализированными (углубленного изучения) программами в полном объеме |
Знакомство с современным представлением и состоянием преподаваемых дисциплин | Интересуется современными представлениями и состоянием преподаваемых дисциплин лишь по необходимости и эпизодически | Имеет представление о современном состоянии преподаваемых дисциплин, но не торопится использовать достижения науки на практике | Активно интересуется состоянием преподаваемых дисциплин, находится всегда на переднем крае, достижения наук внедряет в практику преподавания предмета |
Умение извлекать информацию и отбирать ее по преподаваемой дисциплине | Информацию извлекает лишь из учебника и методического пособия | Эпизодически пользуется дополнительной литературой по предмету | Постоянно находится в поиске интересной современной информации по предмету. Пользуется различными источниками информации |
Самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем, решений | Не работает по накоплению целенаправленно, но если что-то случайно попадается в руки, оставляет, не систематизируя | Имеет методическую и информационную копилку, занимается ее пополнением, но не в системе. | Имеет собственный информационный банк, который постоянно обновляется и систематизируется |
Постоянная работа с периодикой | Использует периодику коллег | Выписывает лишь самое необходимое | Работает с собственной подборкой периодических изданий, а также постоянный пользователь библиотек, медиатек и др. |
Умение адаптировать научное знание с целью повышения интереса обучающихся и для достижения учебных целей | Не считает адаптацию научных знаний с целью повышения интереса обучающихся актуальной. Привлекает научные знания эпизодически, лишь в случае необходимости | Сам отбирает и адаптирует научные знания для активизации образовательного процесса. Однако преподносит их в готовом виде, привлекает к этому процессу обучающихся эпизодически | Отбирает и адаптирует научные знания для активизации образовательного процесса. Создает условия для мотивации поиска, отбора и использования научных знаний обучающимися. Организует самостоятельную работу по адаптации и применению научных знаний в незнакомой ситуации. Владеет методологией творческой деятельности, проектирования и предвидения возможных последствий деятельности |
Глубокое понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы, достоинства, решения, процессы | Имеет убеждения, представления о ценностях, понятиях, нормах, достоинствах, решениях, процессах. Нет четкого соответствия с принятыми нормативными требованиями | Имеет убеждения, представления о ценностях, понятиях, нормах, достоинствах, решениях, процессах. Проводится линия по реализации этих убеждений и представлений. | Сформулирована система ценностей, понятий, норм, достоинств, решений, процессов в соответствии с нормативными требованиями. Четко проводится линия по реализации этой системы. Учитель является примером для учеников |
Готовность и желание познавать, учиться и осваивать новое | Посещает без желания, по необходимости семинары, педсоветы, курсы и т.д. | Активно посещает семинары, курсы и т.д. | Постоянно повышает свой профессиональный уровень через самообразование, участие в творческих группах, Интернет и т.д. |
Критерий: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ | |||
ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНОТНОСТЕЙ ПЕДАГОГА | Оценка работы педагога | ||
1 балл | 2 балла | 3 балла | |
Знание психологии как предмета | Имеет лишь общие представления о современных психолого-педагогических концепциях обучения | В основном ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, но редко применяет их в своей практической деятельности. | Свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, используя их как основу в своей педагогической деятельности |
Умение использовать свои педагогические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности | Владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность (локально-моделирующий уровень). | Владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по предмету в целом (системно-моделирующий уровень) | Владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности обучающихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии (системно-моделирующий деятельность и поведение уровень) |
Знание возрастной психологии | Знакомится, но не старается применять рекомендации психолого-педагогической науки по учету кризисов возрастного периода | Знакомится, и старается применять рекомендации психолого-педагогической науки по учету кризисов возрастного периода | Изучает и применяет рекомендации психолого-педагогической науки по учету кризисов возрастного периода и искусству их преодоления |
Знание психологии творчества | Отрывочные знания, регулярно не пополняются. С педагогом-психологом не сотрудничает | Знания постепенно складываются в блок взаимосвязанных понятий, эпизодически сотрудничает с педагогом- психологом | Знания активно приобретаются в деятельности, активно сотрудничает с педагогом-психологом |
Знание психологии общения | Пытается взаимодействовать с обучающимися, формировать межличностные отношения. Иногда взаимодействует с психологом и использует его рекомендации в работе | Старается организовать процесс взаимодействия с обучающимися, формировать межличностные взаимоотношения в информационном и предметном взаимодействии. Использует результаты исследований психологов и старается учитывать разные способности общения обучающихся | Знает и умело организует процесс взаимодействия с обучающимися, формировать межличностные взаимоотношения в информационном и предметном взаимодействии. Использует результаты исследований психологов и старается учитывать разные способности общения обучающихся. Корректирует процесс удовлетворения потребности обучающихся в эмоциональном контакте |
Развитие в себе рефлексивной культуры | Овладение навыками самоконтроля, анализа результатов в начальной стадии. | Затрудняется, но стремится овладеть навыками самоконтроля, анализа результатов | Стремление к объективному и своевременному контролю, всегда сравнивает запланированное и достигнутое, корректирует отклонения, контролирует процесс и результаты и вооружен методами анализа |
Эмпатия | Может, но не считает необходимым всегда воспринимать внутренний мир другого человека с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, чувствовать переживания другого человека (страх, гнев, стеснение и т.д.) | Не всегда получается, но старается воспринимать внутренний мир другого человека с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, чувствовать переживания другого человека (страх, гнев, стеснение и т.д.) | Точно воспринимает внутренний мир другого человека с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Тонко чувствует переживания другого человека. Умеет оставить в стороне свое «Я» и почувствовать себя другим человеком без предвзятости |
Умение видеть, чувствовать и оценивать состояние другого человека | Может, но не считает необходимым определять изменения психологического состояния обучающихся, с трудом понимает и объясняет особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях, проявляет слепоту к переживаниям, мыслям другого человека | Умеет определять по внешним проявлениям, поступкам изменение психологического состояния обучающихся, но не всегда понимает, демонстрирует отрывочные представления о переживаниях другого человека и лишь эпизодически стремится объяснить особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях | Умеет на протяжении всего взаимодействия определять по внешним признакам изменение психологического состояния обучающихся, понимать и объяснять особенности их поведения в той или иной ситуации, мысленно ставит себя в позицию воспитанника |
Умение учитывать состояние другого человека | Стремится управлять ситуацией, корректировать ситуацию общения с учетом психологического состояния другого человека или группы лишь в критические минуты. Создание здорового микроклимата в коллективах обучающихся не удается | Старается управлять ситуацией, корректировать ситуацию общения с учетом психологического состояния другого человека или группы лишь в критические минуты. Создание здорового микроклимата в коллективах обучающихся считает необходимым, не всегда удается | Умело управляет ситуацией, корректирует условия общения с учетом психологического состояния другого человека или группы, создает здоровый микроклимат в коллективе |
Умение стимулировать активность обучающихся | Готовит обучающихся к восприятию нового материала на основе изученного; не всегда удается активизировать обучающихся на познавательную деятельность, возбудить положительные мотивы учения и познавательный интерес | Готовит обучающихся к восприятию нового материала на основе изученного; стремится активизировать обучающихся на познавательную деятельность, возбуждать положительные мотивы учения и познавательный интерес. Изучает приемы стимулирования ученической активности | Постоянно мобилизует учащихся на познавательную деятельность. Готовит обучающихся к восприятию нового материала на основе изученного; возбуждает положительные мотивы учения и познавательный интерес. Владеет приемами стимулирования активности обучающихся, изобретает свои, нестандартные. |
Критерий: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ | |||
Показатели уровня сформированности профессиональных компетенотностей педагога | Оценка работы педагога | ||
1 балл | 2 балла | 3 балла | |
Способность и желание работать с детьми | Имеет способность, но проявляет безразличие. Лишь по необходимости участвует в организации кружков, факультативов, предметных недель. Редко организует мероприятия. | Участвует в организации кружков, секций, факультативов, предметных недель и т.д. Но работа ведется не в системе | Организует походы, кружки, секции и т.д. Работает в системе |
Умение увлечь обучающихся | Ведет работу по развитию интереса к своему предмету эпизодически | Ведет работу по развитию интереса | Использует специальные приемы по развитию у обучающихся интереса к предмету: новизна содержания, сравнение изучаемых понятий; показ их практической значимости, занимательности; применяет разнообразные методы обучения; обеспечивает индивидуальный подход к обучающимся при формировании познавательных интересов |
Способность привносить воспитывающее начало в свою деятельность | Прививает обучающимся привычки культурного поведения и учебной работы. | Целенаправленно работает над формированием культурной, образованной, творчески активной и социально зрелой личности. Прививает обучающимся привычки культурного поведения и учебной работы | Целенаправленно и системно работает над формированием культурной, образованной, творчески активной и социально зрелой личности. Прививает обучающимся привычки культурного поведения и учебной работы. Является образцом воспитанного человека |
Наличие системы внеклассной работы | Понимает воспитуемого как индивидуальность; старается распознавать и учитывать структуру потребностей | Понимает воспитуемого как индивидуальность; учитывает структуру потребностей. Работает над созданием системы внеклассной работы | Понимает воспитуемого как индивидуальность; учитывает структуру потребностей, вооружает знанием средств, обеспечивающих успешное удовлетворение социально ценных побуждений; в системе создает условия для обеспечения развития воспитанников. |
Умение организовывать коллективную деятельность с воспитанниками | Не всегда получается мобилизовать обучающихся на коллективную деятельность, эффективно распределить обязанности, поручения, учесть взаимоотношения, найти сильные средства педагогического воздействия. Не умеет возбуждать положительные мотивы участия в коллективной деятельности. | Не всегда получается мобилизовать обучающихся на коллективную деятельность, эффективно распределить обязанности, поручения, учесть взаимоотношения, найти сильные средства педагогического воздействия. Возбуждает положительные мотивы участия в коллективной деятельности. | Постоянно мобилизует воспитанников на коллективную деятельность, распределяет поручения с учетом индивидуальных способностей, учитывает взаимоотношения, находит сильные средства педагогического воздействия, возбуждает положительные мотивы участия в коллективной деятельности |
Умение организовать индивидуальную деятельность, управлять индивидуальным образовательным маршрутом обучающегося | Практически не осуществляет, изредка проводит дополнительные внеурочные занятия с отстающими обучающимися | В основном обеспечивает индивидуальный подход | Систематически изучает особенности обучающихся и обеспечивает индивидуальный подход: дифференцирует объем и сложность заданий, осуществляет регулярную помощь отстающим, систематически контролирует выполнение домашних заданий, умет держать одновременно в поле зрения «сильных», «слабых» и «средних» по уровню ЗУН |
Сохранность контингента обучающихся | Сохранность 90% | Сохранность 95% | Сохранность 100%. Педагог востребован обучающимися |
Умение создавать комфортную обстановку | Учитель не считает важным создание комфортной обстановки на занятиях. Обучающиеся не высказывают свое мнение | На занятиях не все обучающиеся чувствуют себя комфортно | На занятиях всем комфортно. Обучающиеся идут на урок с удовольствием |
заинтересованность в результате своей работы | Эпизодически и авторитарно решает проблему организации различных форм деятельности обучающихся, распределяет роли, поручения без учета индивидуальных особенностей, не заинтересовывает новыми перспективами и делами | авторитарно решает проблему организации различных форм деятельности обучающихся, распределяет роли, поручения всегда с учетом индивидуальных особенностей, не заинтересовывает новыми перспективами и делами | Проблему стимулирования и организации различных форм деятельности обучающихся, целесообразно распределяет роли, поручения с учетом индивидуальных особенностей, заинтересовывает новыми делами и перспективами |
Уровень достижения поставленных целей | Стремится совершенствовать свое мастерство, учится прогнозировать средства и методы деятельности для достижения поставленных целей, ставить актуальные и достигаемые цели. Но не оценивает уровень их достижения, не делает выводы и не корректирует цели | Стремится совершенствовать свое мастерство, учится прогнозировать средства и методы деятельности для достижения поставленных целей, ставить актуальные и достигаемые цели. Не всегда может оценивать уровень их достижения, не делает выводы и не корректирует цели | Умеет осознанно совершенствовать свое мастерство, прогнозировать средства и методы деятельности для достижения поставленных целей, ставить актуальные и достигаемые цели, оценивать уровень их достижения, делать выводы и корректировать цели |
Критерий: МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ | |||
Показатели уровня сформированности профессиональных компетенотностей педагога | Оценка работы педагога | ||
1 балл | 2 балла | 3 балла | |
Серьезная глубокая работа над методическим оснащением учебно-воспитательного процесса | Методическое оснащение УВП бедное, работа по его совершенствованию ведется лишь перед предстоящей проверкой или аттестацией | Занимается совершенствованием методического оснащения УВП, но бессистемно, без настроения | Постоянно пополняет и обновляет свою учебно-методическую копилку, учебный кабинет представляет собой творческую лабораторию педагога. |
Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся | Формально выполняет рекомендации программ по усилению развивающего обучения, ориентируя обучающихся, в основном, на запоминание | Выполняя основные рекомендации программ по усилению развивающего обучения, применяет некоторые специальные меры по развитию мышления | Обеспечивает эффективное развивающее обучение. Умеет вовремя распознать появление мотивационного вакуума и снижение познавательного интереса и ликвидировать причины этого явления |
Владение техникой самоанализа занятий, собственной педагогической деятельности | Самоанализ занятий и собственной педагогической деятельности выстроить самостоятельно не умеет, но консультируется у опытных коллег | Владеет техникой самоанализа, однако не придает ему значение, осуществляя его лишь по необходимости | Владеет техникой самоанализа, постоянно его осуществляет, считая его важной составляющей качества своей деятельности. Оказывает консультационную помощь коллегам в написании самоанализа |
Владение техникой развивающего контроля сформированности ЗУН и ключевых компетентностей обучающихся с учетом принятых норм оценок | Допускает формализм и необъективность при оценке ЗУН обучающихся. Не владеет искусством контроля сформированности ключевых компетентностей. | Объективен в оценке ЗУН обучающихся. Знаком с внутренними нормами оценки ключевых компетентностей обучающихся и старается осуществлять контроль за их сформированностью | Тщательно изучает критерии оценок, умело использует их на практике, объективен в оценке знаний, практических умений и навыков. Владеет методикой проведения диагностики и мониторинга овладения обучающимися учебными программами по предмету |
Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий (в том числе ИКТ) | Скептическое, порой отрицательное отношение к новому, с трудом вовлекается в процесс решения новых задач | в основном положительно относится к новым педагогическим идеям, но не реализует их без воздействия администрации | Отличается поиском новых идей, новых решений педагогических задач. Активно использует в своей работе ИКТ и медиатеку |
Использование современных методов и форм работы, типов, видов, форм уроков в зависимости от целей | Не справляется с этой задачей, скептически относится к формам и методам | Стремится к формированию у обучающихся навыков рациональной организации учебного труда | Целеустремленно и настойчиво формирует у обучающихся умения и навыки рациональной организации труда (самоконтроль в учении, планирование учебного труда, темп и т.д.). Следует требованиям к современному уроку |
Использование дифференцированного подхода | Штамп в тематическом и поурочном планировании без учета особенностей класса | В основном правильно осуществляет тематическое и поурочное планирование. | работает над системой уроков по теме, их структурой, разнообразит формы и методы обучения (с учетом особенностей класса, обучающихся) |
Уровень программно-методического обеспечения образовательного процесса | Не следит за модернизацией образовательных программ, рекомендованных МОиН РФ. Не имеет папки учителя-предметника. | Прислушивается к информации, исходящей от коллег, о требованиях и рекомендациях федеральных и региональных документов. | Постоянно отслеживает и учитывает накопленную перспективную информацию в совершенствовании педагогической деятельности. Папка учителя-предметника постоянно обновляется |
Умение работать в микрогрупповом и индивидуальном режиме | Не умеет выделить из общей массы обучающихся отдельного ученика или микрогруппу. Способен работать в микрогрупповом или индивидуальном режиме, только если группа уже кем-то выделена. | Умеет выделить из общей массы обучающихся отдельного ученика или группу. Способен работать в микрогрупповом и индивидуальном режиме только по необходимости. | Умеет выделить из общей массы обучающихся отдельного ученика или группу. Способен работать в микрогрупповом и индивидуальном режиме |
Рациональное использование в своей работе Икт и средств наглядности | Не считает необходимым использование наглядности и ИКТ. Применяет их периодически, когда придется | По необходимости, но не в системе подбирает эффективные наборы наглядности в соответствии с целями изучаемой темы. | Осознанно подбирает эффективные наборы и наглядности в соответствии с изучаемой темы. Делает это системно. |
Критерий: ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ | |||
Показатели уровня сформированности профессиональных компетенотностей педагога | Оценка работы педагога | ||
1 балл | 2 балла | 3 балла | |
Заинтересованность результатами коллективной работы | Безразличен к коллективным делам педагогов. При первой возможности старается оградить себя от участия в коллективных делах | По настроению может принимать активное участие в коллективных делах. Болеет душой за их результаты | Умеет положительно оценивать творческий подход в других людях, выделять факторы, препятствующие коллективной творческой работе; способен принимать идеи и использовать возможности, системный подход к решению проблем и отбору новаторских идей; понимает процесс увлеченности, умеет ясно излагать свои мысли, прислушиваться к мнению других |
Способность к работе в группе | В группе педагогов работает без инициативы, является исполнителем | В группе педагогов чаще является исполнителем | В группе педагогов чаще является инициатором и организатором |
Готовность к творческой и исследовательской работе | Затрудняется и не стремится выделять ведущие идеи, анализировать результаты своей деятельности, выбирать исследовательскую тему, подбирать соответствующую литературу, сопоставлять опыт с отраженным в литературе. Лишь по необходимости в группе с более опытными педагогами может участвовать в экспериментальной работе | Затрудняется, но стремится выделять ведущие идеи, анализировать результаты своей деятельности, выбирать исследовательскую тему, подбирать соответствующую литературу, сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе. | Выделяет ведущие идеи, анализирует результаты своей деятельности, выбирает и обосновывает исследовательскую тему, подбирать соответствующую литературу, сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе. |
Трудовая дисциплина | Не всегда умеет конструктивно использовать свое время, свои возможности, владеет искусством самоменеджмента | Умеет конструктивно использовать свое время , свои возможности, владеет искусством самоменеджмента | Умеет конструктивно использовать свое время , свои возможности, владеет искусством самоменеджмента. неукоснительно соблюдает трудовую дисциплину. |
Активная жизненная позиция (инициативность, небезразличие, заинтересованное отношение к происходящему) | Не всегда проявляет инициативу и заинтересованное отношение к эффективной реализации системы социально одобряемых ценностных установок | Способен к эффективной реализации системы социально одобряемых ценностных установок и достижению наилучших педагогических результатов | Благодаря сформированной профессионально-педагогической компетентности активно реализует в деятельности, в поведении, в общении ценностные установки за счет интеграции духовного потенциала с научными знаниями, умениями и навыками |
педагогическая этика (способность избегать конфликтов, доброта, внимание) | При внешнем соблюдении такта в отношении с обучающимися наблюдаются срывы | Обладает педагогическим тактом | Отношения с людьми строит на доверии, уважении, требователен, справедлив, контактен, доброжелателен |
Стремление к расширению кругозора | Эпизодически читает, редко посещает культурные центры, массовые мероприятия | Эпизодически читает, посещает культурно-массовые мероприятия | Много читает, посещает культурные центры, посещает массовые мероприятия |
Реализация идей здоровьесберегающей педагогики | Осознает проблему негативного воздействия школы на здоровье обучающихся и необходимость ее решения | Овладевает необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретает компетенции) | Имеет полноценное представление о здоровьесберегающей педагогике, четко знает, от каких опасных воздействий необходимо защитить обучающихся, как правильно спланировать и организовать свою работу в сотрудничестве с коллегами, обеспечив ее комплексный характер. Использует здоровьесберегающие технологии как технологическую основу |
Взаимодействие и сотрудничество с родителями | Не всегда удается устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями и находить контакт, общий язык, тон в различных обстоятельствах, не умеет при необходимости перестраивать отношения. | Старается устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями и находить контакт, общий язык, тон в различных обстоятельствах, при необходимости перестраивать отношения. | устанавливает педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями и находить контакт, общий язык, тон в различных обстоятельствах, при необходимости перестраивает отношения |
Умение регулировать и эффективно строить процесс общения с различными участниками | Затрудняется устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с участниками образовательного процесса, находить контакт, общий язык. Не всегда считает нужным находить правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах | Затрудняется, но старается устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с участниками образовательного процесса, находить контакт, общий язык. Не всегда удается найти правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах | Устанавливает педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными обучающимися, малыми группами и ученическими коллективами, а также с родителя учителями, находит контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах. Находит индивидуальный подход, регулирует внутриколлективные отношения |
Обобщенная таблица уровня сформированности
профессиональных компетентностей педагога
Вид компетентности | Содержание готовности к профессиональной деятельности (профессионально-педагогические компетентности) | Оценка в баллах | |||
0 | 1 | 2 | 3 | ||
Предметная компетентность | Знание предмета и увлеченность предметом | ||||
Знание смежных наук | |||||
Знание и обеспечение реализации содержания и структуры базисного учебного плана | |||||
Знакомство с современными представлениями и состоянием преподаваемых дисциплин | |||||
Умение извлекать информацию и отбирать ее по преподаваемой дисциплине | |||||
Самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем, решений | |||||
Постоянная работа с периодикой | |||||
Умение адаптировать научное знание с целью повышения интереса обучающихся и для достижения поставленных целей | |||||
Глубокое понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы, достоинства, решения, процессы | |||||
Готовность и желание познавать, учиться, осваивать новое | |||||
Психологическая компетентность | Знание психологии как предмета | ||||
Умение использовать психологические приемы, методы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности | |||||
Знание возрастной психологии | |||||
Знание психологии творчества | |||||
Знание психологии общения | |||||
Развитие в себе рефлексивной культуры | |||||
Эмпатия | |||||
Умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать состояние другого человека | |||||
Умение учитывать состояние другого человека | |||||
Умение стимулировать активность обучающихся | |||||
Педагогическая компетентность | Способность и желание работать в школе | ||||
Умение увлечь обучающихся | |||||
Способность привносить воспитывающее начало в свою деятельность | |||||
Наличие системы воспитательной работы | |||||
Умение организовать коллективную деятельность | |||||
Умение организовать индивидуальную деятельность, управлять индивидуальным образовательным маршрутом | |||||
Сохранность контингента обучающихся | |||||
Умение создавать комфортную обстановку | |||||
Заинтересованность в результате своей работы | |||||
Уровень достижения поставленных целей | |||||
Методическая компетентность | Серьезная глубокая работа над методическим оснащением учебно-воспитательного процесса | ||||
Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся | |||||
Владение техникой самоанализа занятий, собственной педагогической деятельности | |||||
Владение искусством развивающего контроля сформированности ЗУН и ключевых компетентностей обучающихся с учетом норм оценки | |||||
Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий (в том числе ИКТ) | |||||
Использование современных методов и форм работы, типов, видов, форм уроков в зависимости целей | |||||
Использование дифференцированного подхода | |||||
Уровень программно-методического обеспечения образовательного процесса | |||||
Умение работать в микрогрупповом и индивидуальном режиме | |||||
Рациональное использование в своей работе ИКТ и средств наглядности | |||||
Общекультурная и эмоционально-нравственная компетентности | Заинтересованность результатами коллективной работы | ||||
Способность к работе в группе | |||||
Готовность к творческой и исследовательской работе | |||||
Трудовая дисциплина | |||||
Активная жизненная позиция (инициативность, небезразличие, заинтересованное отношение к происходящему) | |||||
Педагогическая этика | |||||
Стремление к расширению кругозора | |||||
Реализация идей здоровьесберегающей педагогики | |||||
Умение регулировать и эффективно строить процесс общения с различными участниками образовательного процесса | |||||
Взаимодействие и сотрудничество с родителями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа мониторингового исследования качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе
Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/13/picture-98711-1523641391.jpg)
Мониторинговое исследование экологического состояния школьных помещений
Название: Мониторинговое исследование экологического состояния школьных помещений. Объектом данного исследования стала школьная среда «Средней общеобразовательной школы № 108». Предмет исследования:...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/01/picture-277393-1375345949.jpg)
Статья "Роль мониторинговых исследований в обучении русскому языку".
Данная статья была представлена для сборника "Августовские педчтения 2010 год"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/01/picture-277393-1375345949.jpg)
Презентация "Роль мониторинговых исследований в обучении русскому языку"
Данная презентация представлена на заседании НМС школы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/05/picture-262115-1370442104.jpg)
« Мониторинговые исследование здоровьесберегающих технологий по формированию здоровья учащихся»
МАОУ лицей№1 ведется постоянный поиск методов оздоровления учащихся в связи с этим был проведен входной мониторинг в различных направлениях с целью определения групп здоровья; факторов, вл...
Организация мониторинговых исследований в учреждении дополнительного образования
Мониторинг в учреждении дополнительного образования:1. Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные об...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-483091-1413060671.jpg)
Диагностический материал для мониторингового исследования «Технологии организации и проведения мониторинга качества образования в средней школе»
Подборка диагностического материала для проведения мониторинга качества образования.в работе имеються:-сноски,-список литературы- глоссарий...