Психолого-педагогическое сопровождение программы внеурочной деятельности
презентация к уроку на тему

Валентина Павловна Новикова

Психолого-педагогическое сопровождение программы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическое сопровождение рабочей программы внеурочной деятельности НОВИКОВА ВАЛЕНТИНА ПАВЛОВНА, МЕТОДИСТ МБУДО ЦДТг. ЯРЦЕВО

Слайд 2

Анализ методов психологического сопровождения формирования УУД у младших школьников

Слайд 3

Мониторинг УУД в 1- 4 классе

Слайд 4

Задачи мониторинга УУД

Слайд 6

результатов освоения программы неурочной деятельности Мониторинговая карта Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Инструментарий (методы диагностик) Периодич-ность проведения Прогнозируемый результат Прогнозируемый эффект Личностные универсальные учебные действия 1. Отношение к социальным ценностям Идентификация себя с принадлежностью к народу, стране, государству; понимание и уважение к ценностям культур других народов; интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивание своих и чужих поступков в соответствии с моральной нормой. Различение основных нравственно-этических понятий; создание взаимоотношений в соответствии с эмоциональным состоянием и чувствами окружающих; мотивирование своих действий; готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявление доброжелательности, доверия, взаимопомощи в окружающей действительности. Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. Методика « Кто Я? » ; Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи. Задания на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже). Анкета « Оцени поступок » (по Э.Туриелю). В начале учебного года (сентябрь); в конце учебного года (май). 2. Отношение к учебной деятельности Положительное отношение к процессу познания; желание получить больше знаний. Оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений и выявление причин неудач в учебной деятельности; проявление самостоятельности и инициативы в учебной деятельности; применение правил делового сотрудничества. Методика « Беседа о школе » (модифицированный вариант Нежновой, Эльконина, Венгера). Проба на познавательную инициативу « Незавершенная сказка » . Рефлексивная самооценка учебной деятельности. Опросник мотивации; Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксенозовой). В начале учебного года (сентябрь); в конце учебного года (май).

Слайд 7

Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Инструментарий (методы диагностик) Периодич-ность проведения Прогнозируемый результат Прогнозируемый эффект Регулятивные универсальные учебные действия 1. Формирование целевых установок учебной деятельности Умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; планирование решения учебной задачи: выстраивание алгоритма действий; оценивание действий. Корректировка деятельности (вносить изменения с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения); анализ эмоциональных состояний, полученных от успешной (неуспешной) деятельности, умение оценивать их влияние на настроение человека. Выкладывание узора из кубиков. Проба на внимание (по П.Я. Гальперину и С.Л. Кабыльницкой). В начале учебного года (сентябрь); в конце учебного года (май). 2. Формирование контрольно-оценочной деятельности Осуществление итогового контроля деятельности ( « что сделано » ) и пооперационный контроль ( « как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия » ). Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); анализ собственной работы: соотнесение плана и результатов деятельности; выполнение учебных задач, имеющих несколько решений. В начале учебного года (сентябрь); в конце учебного года (май). 3. Поисковая и исследовательская деятельность Высказывание предположений; обсуждение проблемных вопросов; составление плана простого эксперимента; выявление известного и неизвестного (при решении учебных задач); исследование собственных нестандартных способов решения. Выбор решений из нескольких предложенных, краткое обоснование выбора (отвечать на вопрос « почему выбрал именно этот способ? » ; преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; моделирование различных отношений между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики; умение преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. В начале учебного года (сентябрь); в конце учебного года (май).

Слайд 8

Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Инструментарий (методы диагностик) Периодичность проведения Прогнозируемый результат Прогнозируемый эффект Познавательные универсальные учебные действия 1. Методы познания окружающего мира. Умение различать методы познания окружающего мира по его целям (с помощью наблюдения, эксперимента, опыта, моделирования, вычисления); выявление особенностей (качеств, признаков) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); анализ результата опытов, элементарных исследований, умение фиксировать их результаты; воспроизведение по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Проверка информации, поиск дополнительной информации, используя справочную литературу; применение таблиц, схем, моделей для получения информации; презентация подготовленной информации а наглядном и вербальном виде. Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (Ж.Пиаже, А. Шеминьска). В начале учебного года (сентябрь); в конце учебного года (май). 2. Умственные операции Сравнение различных объектов: выделение из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставление характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявление сходства и различия объектов; выделение общего и частного (существенного и несущественного) части и целого, общего и различного в изучаемых объектах. Классификация объектов (объединение в группы по существенному признаку); приведение примеров в качестве доказательств выдвигаемых положений; установление причинно-следственных связей и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени. Методика « Кодирование » (тест Д.Векслера). Диагностика универсального действия общего приема задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой). Методика « Нахождение схем к задачам » (по А.Н. Рябинкиной) В начале учебного года (сентябрь); в конце учебного года (май). 3. Умение строить монологические высказывания, используя выразительные средства языка Характеристика качеств, признаков объекта, относящих его к определенному классу (виду); характеристика существенного признака разбиения объектов на группы (классификации); приведение доказательств истинности проведенной классификации. Умение выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; составление небольших устных монологических высказываний; умение « удерживать » логику повествования, приводить убедительные доказательства; умение писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников. Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова). В начале учебного года (сентябрь); в конце учебного года (май).

Слайд 9

Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Инструментарий (методы диагностик) Периодичность проведения Прогнозируемый результат Прогнозируемый эффект Коммуникативные универсальные учебные действия 1. Умение работать с текстом Восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи; нахождение в тексте информации, необходимой для ее решения; сравнение разных видов текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); умение различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче. Анализ и исправление деформированного текста: нахождение ошибок, дополнение, изменение, восстановление логики изложения; составление плана текста: деление его на смысловые части, оглавление каждой; пересказ по плану. Задание « Левая и правые стороны » (по Ж.Пиаже). В начале учебного года (сентябрь); в конце учебного года (май). 2. Умение участвовать в учебном диалоге и оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета Умение различать особенности диалогической и монологической речи; умение описывать объект: передача его внешних характеристик. Совершение операций, выделение этапов и оценка меры освоения каждого, нахождение ошибок, установление их причин; оценка уровня владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос « что я не знаю и не умею? » ). Методика « Кто прав? » (Г.А. Цукерман). Задание « Рукавички » (Г.А. Цукерман). Задание « Дорога к дому » (модифицированный вариант методики « Архитектор-строитель » ). В начале учебного года (сентябрь); в конце учебного года (май).

Слайд 10

Карта успеха Красный – максимальный уровень Синий – средний уровень Зеленый – минимальный уровень Уровни сформированности УУД: Красный – максимальный уровень Синий – средний уровень Зеленый – минимальный уровень Уровни сформированности УУД: Универсальные учебные действия: 1. Личностные УУД (универсальные учебные действия): а) отношение к социальным ценностям б) отношение к учебной деятельности 2.Регулятивные УУД (универсальные учебные действия): а) целевые установки учебной деятельности б) контрольно-оценочная деятельность в) поисковая и исследовательская деятельность 3. Коммуникативные УУД (универсальные учебные действия): а) умение работать с текстом б) умение участвовать в учебном диалоге 4. Познавательные УУД (универсальные учебные действия): а) методы познания окружающего мира б) умственные операции в) монологические высказывания II . Метапредметные результаты: 1. Участие в различных мероприятиях и награждены: 2. Область применения УУД (студия, школа, муниципальный уровень) Творческое объединение, кружок, студия ________________________________ Ф.И.О. педагога ____________________________________ Условные обозначения: участвовали в соревнованиях – С, конкурсах – К, выставках – В, фестивалях – Ф. Заняли: 1 место – красный цвет; 2 место – зеленый; 3 место – синий; участвовали – желтый. Участвовали: на уровне студии – красный цвет; на уровне школы – зеленый цвет; на уровне города и района - желтый

Слайд 11

Психодиагностический инструментарий личностных УУД Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна) Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами) Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания. Беседа о школе (модифицированный вариант Т. А. Нежновой) Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. «Незавершенная сказка» проба на познавательную инициативу Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника. Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; Коммуникативное действие — умение задавать вопрос Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности. Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности. Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (Рефлексивная оценка — каузальная атрибуция неуспеха) Цель: выявление сформированности Я концепции и самоотношения. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Слайд 12

Психодиагностический инструментарий регулятивных и познавательных УУД Выкладывание узора из кубиков (кубики Кооса) Цель : выявление развития регулятивных действий. Оцениваемые универсальные учебные действия: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия — умение осуществлять пространственный анализ и синтез. Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля Задание «Отсутствующая буква» Цель: формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи. Методика «Кодирование» (Д. Векслера) Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов. Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова) Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность. Оцениваемые универсальные учебные действия: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.

Слайд 13

Психодиагностический инструментарий коммуникативных УУД Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.) Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Методика «Рукавичка» (методика Г.А. Цукерман) Цель: диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий осуществляется по карте наблюдения

Слайд 14

Примерные задания по оценке и формированию УУД, для использования педагогами в образовательном процессе РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Задание 1 (проверяет умение определять цель деятельности на занятии). Что узнают дети о лете на занятиях? Соедини рисунки и предложения.

Слайд 15

Задание 2 (проверяет умение высказывать своё предположение (версию)). Как ты думаешь, откуда прибежал мальчик? Почему он такой мокрый? Закончи предложения.

Слайд 16

Задание 3 (проверяет умение работать по плану). Прочитай план работы. Выполни. Отсчитать пять клеток вниз от чёрной, обведи их. Отсчитай две клетки вправо от чёрной, обведи их. От самой правой клетки отсчитай вниз ещё пять клеток, обведи их. Назови букву. Напиши в нижней строке любое слово, которое начинается с этой буквы.

Слайд 17

Задание 4 (проверяет умение составлять план работы). Мама попросила Лену пересадить растение из маленького горшка в большой. Помоги Лене составить план действий: пронумеруй картинки.

Слайд 18

Задание 5 (проверяет умение контролировать выполнение заданий (проверять верно ли выполнено задание). Мальчик обвёл на рисунке всех зверей и птиц. Проверь его работу. Доделай её, если нужно.

Слайд 19

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Задание 7 (проверяет умение сравнивать и группировать предметы). В какой ряд нужно поместить животных из правого столбика? Соедини.

Слайд 20

Задание 8 (проверяет умение извлекать информацию из сюжетного рисунка). Обозначь точками число квадратных и круглых формочек. Сравни эти числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение психолого-педагогической компетенции в процессе совместной деятельности классного руководителя и родителей обучающихся через деятельность семейного клуба

Социальное развитие  ребенка осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет с...

Авторская программа внеурочной деятельности «психолого-педагогические нормы нравственности» (1-4 классы)

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Тьюторское сопровождение программы внеурочной деятельности «Тропинками здоровья» в 5 классе ГБОУ СОШ №519

Цель внеурочной деятельности в условиях ФГОС –  создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культу...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ» для обучающихся 11-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ»  для обучающихся  11-х классов разработана на основе программ занятий, по подготовк...