Создание рабочей программы внеурочной деятельности
рабочая программа на тему

Валентина Павловна Новикова

Создание программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется раскрытие личностных качеств каждого ребёнка в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Рабочая программа –

 нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, который характеризует систему организации образовательной деятельности педагога.

Следует заметить, что Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
Каждый педагог образовательного учреждения, опираясь на государственный образовательный стандарт и базисный учебный план школы, а также на примерные (типовые) учебные программы, составляет свою рабочую программу, которая является локальным и индивидуальным документом педагога.

Локальность рабочей программы заключается в том, что она создаётся для определённого (конкретного) образовательного учреждения, а индивидуальность – в том, что она разрабатывается педагогом для своей деятельности.

Таким образом, рабочая программа педагога должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

  • целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
  • состояние здоровья учащихся;
  • уровень их способностей;
  • характер учебной мотивации;
  • качество учебных достижений;
  • образовательные потребности;
  • возможности педагога;
  • состояние учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного учреждения.


«КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ»:

  • комплексные  -  предполагают последовательный переход от результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
  • тематические  -  направлены на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

Например, программа патриотического воспитания, экологического воспитания и т.д.

  • программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня  (1-го, 2-го, 3-го уровня);
  • индивидуальные программы;
  • программы по конкретным видам.

На настоящий момент не существует единых требований к оформлению программы. Главное, чтобы она была концептуально обоснована, построена на основе идей, выработанных взрослыми и детьми.

Сегодня я предложу вам единый подход к разработке и оформлению рабочей программы педагога.

Разработка рабочей программы, представляет собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора, составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:

  • не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
  • недостаточно обосновывается необходимость их разработки;
  • отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к планируемым результатам; обоснование целей, задач курса и другие;
  • не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
  • не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

Вы можете составить свою рабочую программу по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.

Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса.

Программа ВД может приниматься педагогическим советом и утверждаться директором образовательного учреждения.

«СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ»

Кратко остановимся на содержательных аспектах каждого элемента.

Слайд «Титульный лист»

Слайд «Пояснительная записка»

Пояснительная записка предшествует изложению основного содержания работы.

Вы можете дать информацию:

  • о направлении ВД, в котором реализуется данная программа;
  • об опыте педагога-автора программы;
  • о достижениях воспитанников;
  • рассказать об истории и причинах возникновения учебной секции, группы.

  • раскрыть цели и задачи ВД,
  • дать представление о способах развертывания учебного материала,
  • в общих чертах показать методическую систему достижения цели,
  • описать методы и формы работы.

«НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Характеризуя направленность рабочей программы, а именно с этого пункта, как правило, и начинается пояснительная записка, важно кратко, но аргументировано обосновать принадлежность программы именно к данному направлению. Иногда встречаются программы, находящиеся на «стыке» двух и более направлений. В этом случае важно обосновать приоритетную направленность и затем отразить её в иерархии (приоритетности) целей и задач.
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.

«ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Программа ВД – это своеобразный маршрут, который прокладывается по определенным направлениям с учетом многообразия видов и форм ВД.

При разработке форм ВД рекомендую использовать традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся, представленных в ФГОС второго поколения. (Рассмотреть примеры)

Ключевым элементом пояснительной записки, её смысловым центром является формулировка цели и задач программы. 

Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно.

При этом главное помнить, что у образовательной программы проблема должна стоять образовательная (воспитание – развитие – обучение), а не социальная, медицинская, экономическая.

Примеры целей:

  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
    • развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
  • удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей;
  • создание возможностей для творческого развития детей;
  • приобщение детей к культурным ценностям;
  • создание условий для самоопределения ребенка;
  • расширение социального пространства;
  • комплексное решение проблем профилактики…;
  • создание системы социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление (устранение)…;
  • создание эффективного механизма поддержки и развития мотивации личности к познанию и творчеству;

Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач - путей достижения цели. 

«ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ»

Задач  может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного, они должны соответствовать содержанию и методам предлагаемой деятельности.

Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить...», «рассказать...», «сообщить...» и тому подобные).
Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать и т.д.).

Задачи:

Образовательные:   «Что узнает ребенок в процессе занятий?»

Развивающие:   «Чему научится ребенок?»

Воспитательные:   «Формирование ценностных отношений и ориентаций»

Можно сказать, что задачи - это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели, те конкретные пролонгированные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.

Далее даем характеристику коллектива детей:

 • состав группы (постоянный, переменный);

• особенности набора детей (свободный, по конкурсу, по тестам);

• чем привлекателен коллектив для детей и родителей;

• форма занятий (индивидуальные, групповые, разновозрастные);

• год обучения, время существования объединения;

• количество обучающихся (общее, по годам обучения);

 
• возраст учащихся (психолого-педагогические особенности);

• количество занятий и учебных часов в неделю (на группу);

• количество учебных часов за год.

СЛАЙД «ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ»

СЛАЙД «СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ»

Содержание изучаемого курса отражается через краткое описание материала при изучении детьми тем, включенных в учебно-тематический план программы.

СЛАЙД «УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

Учебно-тематический план представляется в форме таблицы, в которой указываются:

  • Перечень разделов, тем программы;
  • Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий, при этом количество аудиторных занятий не должно превышать 50%.

СЛАЙД

В результате воспитания личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития детей знания преобразуются в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения. Ребенок принимает данные ценности через собственную деятельность или сотрудничество с педагогом, родителями, сверстниками.

Перечислим основополагающие ценности по каждому направлению.

СЛАЙД  «ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ»

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов.  

Согласно требованиям ФГОС на каждой ступени образования должны быть определены уровни результатов воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Создание презентаций»

Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЗДАНИЕ ВИДЕООТЧЕТОВ КАК ФОРМА САМОРАЗВИТИЯ»

Программа внеурочной деятельности «Создание видеоотчетов как форма саморазвития» разработана для учащихся 9 классов (возрастная группа 13-15 лет)....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Создание игр в Kodu»

Рабочая программа  «Создание игр в Kodu» предназначена  для внеурочной деятельности и рассчитана на учащихся 5-х классов, интересующихся информатикой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...