развитие двигательной активности
методическая разработка на тему

Королева Светлана Евгеньевна

Создание условий для привлечения детей к занятиям физической культуры и развитию двигательной активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для привлечения детей к занятиям физической культуры и развитию двигательной активности.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы »

В.А.Сухомлинский.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно - пространственной среды ДОО.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

В соответствии с ФГОС программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально

моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Развивающая предметно-пространственная среда предполагает:

  • доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
  • свободный подход воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.

Психолого – педагогические требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды.

  1. Содержательно – насыщенность;
  2. Полифункциональность;
  3. Трансформируемость;
  4. Доступность;
  5. Безопасность;
  6. Вариативность.

Насыщенность ППР среды предполагает:

  • Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
  • Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы

Полифункциональность материалов предполагает:

  • Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

  • От образовательной ситуации
  • От меняющихся интересов детей
  • От возможностей детей

Вариативность среды предполагает:

  • Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.)
  • Периодическую сменяемость игрового материала
  • Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
  • Появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

  • Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
  • Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
  • Исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность среды:

  • Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Организация предметно-развивающей среды с учётом гендерного подхода.

  • Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциальных возможностей
  • Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач: 
  • 1) накопление игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек) для развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала дошкольников и их творческих способностей;
  • 2) подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей и желание использовать полученные знания и умения в игровых ситуациях и быту
  • 3) организация предметно-развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  • Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  • Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  • Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.
  • Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  • В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  • Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
  • Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  • При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  • Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Особенно актуальна эта проблема во вновь открывающемся детском саду, в котором необходимо не только пополнение ППРС, но и полное ее создание. Также наблюдения показали, что у многих детей нет заинтересованности и желания заниматься физической культурой. Передо мной встал педагогический вопрос: как привлечь и заинтересовать детей; каким материалом и оборудованием пополнить предметно развивающую среду, чтобы она стала для детей привлекательной.

Исходя из важности этой проблемы, мной была поставлена цель: найти пути формирования двигательной активности у детей дошкольного возраста. Так же были определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
  2. Создать благоприятные условия для психического и физического развития детей.
  3. Составить план мероприятий по данной теме (НОД, физкультминутки, развлечения, Дни Здоровья, подвижные игры).
  4. Разработать педагогические рекомендации для родителей и педагогов.
  5. Привлечь педагогов и родителей к изготовлению нестандартного физкультурного оборудования.

Педагогам известно, что основная нагрузка в плане физического развития детей ложится на непрерывную образовательную деятельность. Что же нужно сделать, чтобы физкультура стала более интересной, увлекательной и эффективной для маленьких детей. Ведь порой одного профессионализма, эмоциональности педагога недостаточно для побуждения интереса у дошкольников к физической культуре. Л.Н. Толстой подчеркивал, что ребенок занимается охотно тогда, когда ему это интересно.

С.Я.Файнштейн утверждал, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия. Поэтому решение задач процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития невозможно без создания предметно развивающей среды.

Именно это побудило меня к поиску и внедрению нового нестандартного оборудования для использования его на физкультуре, с целью повышения интереса к занятиям по физическому развитию, для укрепления здоровья детей и развития у них двигательного творчества.

Свою работу я начала с изучения соответствующей научной и методической литературы и оснащения предметно-пространственной  развивающей среды по физическому развитию в зале и группах.

Изготовленное мною нестандартное оборудование несложное, недорогое и универсальное. Так же они многофункциональны, что дает мне возможность использовать их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычность и красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к ним, формирует потребность к движению.

Дети узнали, что цветными карандашами можно не только рисовать: они легко превращаются в массажер для пальцев рук и ног, так же как и камешки, пуговицы, киндеры, крышечки.

Так же пластиковые бутылки превращаются в необычную корзину для метания, лыжи и кегли.

На данный момент физкультурно  – образовательный центр в спортивном зале и группах  оснащен различным спортивным инвентарем и нетрадиционным материалом и оборудованием:

  1. Массажные коврики. Их я использую для профилактики плоскостопия и закаливания. Изготовлены они в основном из бросового материала: крышки, камушки, мочалки, фломастеры, кольца  от штор, пуговицы и т.д.
  2. Для ходьбы, перешагивания, перепрыгивания и для ориентира на занятиях используются:

- канат и косички, плетенные из веревок;  

- дорожка из следков стоп, сделанная из куска линолеума, бумаги самоклейки и картона;

- массажные дорожки и «солнышко» - изготовлено родителями из клеенки и поролона;

- «Островки», были взяты обрезки ковра и  обмётаны по краям;

-  «Блинчики» для координации и равновесия были сделаны из распила бревен.

  1. Для метания я использую:

-  мешочки с разными наполнителями, такими как песок и различная крупа;

-  мячи и мягкие мячики – сделаны они из ткани, цветных носок и колготок;

- теннисные шарики, «лягушка», сделанная из шин;

-  стойки и мишени, которые сделаны из пластиковых бутылок и  подставки для торта.

  1. Для общеразвивающих упражнений на занятиях и на УГГ используются:

- ленты, пришитые на колечки от штор;

-  султанчики сделаны из нарезанных пакетов;

-  флажки, сделаны из ткани, нашитой на карандаш;

- косички из веревок;

-мешочки с песком;

- колечки, сделаны из картона и обмотаны цветной лентой;

- погремушки, сделаны из киндеров и теннисных шариков, внутри которых крупы, бусинки, камушки;

- платочки;

- мягкие мячики, сшитые из цветной ткани.

  1. «Ладошки», использую для формирования правильной осанки. Сделаны они  из линолеума, аракала и картона.
  2. Атрибуты для выполнения упражнения на дыхание, используемые как после занятий, так и во время самостоятельной деятельности:

- волшебное дерево. Сделано оно из картона и пластиковой трубки;

- осьминожки, изготовлены они из ложек из детского питания и  разрезанных пакетов.

  1. Атрибуты для самомассажа и эспандеры,  используемые в основном на индивидуальных занятиях:

- массажные перчатки, нашитые на перчатки и варежки пуговицы и бусины; - массажные мячи;

-  мешочки с горохом;

- эспандеры сделаны из резинки, протянутой через крышки и киндеры.

  1. Атрибуты для подвижных и самостоятельных игр:

- маски различных героев и животных, сделанные из картона;

- мячи;

- скакалки, сплетены из цветных веревок;

- кегли сделаны из пластиковых бутылок, обклеенных цветным аракалом;

-«Цветные сигналы». Ладошки из картона по цветам светофора, прикрепленные к цветным карандашам.

  1. Дорожка здоровья, которая находится на спортивном участке. В ней находятся забетонированные крышки, спилы бревен, фломастеры в песке.
  2. Ростомер
  3. Бревна для перешагивания, вкопанные в песок.

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в непрерывную образовательную деятельность, подвижные игры, позволяет мне шире использовать различные упражнения, варьировать задания. Проведение мероприятий по физическому развитию с использованием нестандартного оборудования показало, что интерес к ним возможен за счет его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.

Я разработала конспекты непрерывной образовательной деятельности и развлечений с использованием изготовленного мной нестандартного физкультурного оборудования и успешно применяю их на практике. Так же в каждой группе находятся физкультурные уголки, сделанные совместно с родителями и педагогами, где дети могут самостоятельно заниматься двигательной активностью с учетом своих интересов.

Для педагогов не секрет, что положительного результата можно добиться при совместной деятельности с родителями. Я постаралась вызвать у них интерес к физической культуре, укреплению здоровья своих детей. Я выступала на родительских собраниях, где рассказывала о важности физической культуры и о формах ее проведения. Родителям был предоставлен видеоролик с одной из таких форм: утренней гигиенической гимнастики. В конце собрания с родителями была проведена физкультминутка.

Так же для родителей подготовлено ряд консультаций по привлечению физической культуре ребенка в семье, по закаливанию, предупреждению плоскостопия и т.д. Были разработаны комплексы УГГ, подобраны подвижные игры в соответствии с возрастом.

В дальнейшем планирую проводить с родителями следующую работу:

  • консультация  «Закаливание детского организма и профилактика плоскостопия» с просмотром видеороликов;
  • составление фотоочерка о своей семье «Активный отдых в выходные дни»;  
  • проведение спортивного мероприятия «Мама, папа, я – здоровая семья».

В своей работе совместно работаю с коллегами:

  • подготовила консультацию и презентацию «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС»
  • разработала и изготовила картотеки общеразвивающих упражнений, подвижных игр для воспитателей.
  • Участвовала в муниципальном смотре – конкурсе презентаций «Организация предметно – пространственной среды по физическому воспитанию в ДОО», где заняла второе место.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по формированию двигательной активности детей с использованием нестандартного оборудования, систематически пополнять картотеки гигиенической гимнастики, продолжать оснащать физкультурные уголки, а также физкультурный зал нестандартным физическим оборудованием в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей, составить перспективное планирование физкультурных досугов совместно с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в обучении баскетболу как средство развития двигательной активности

Цель исследования:Создание педагогических условий для обучения младших школьников элементам игры в баскетбол через подвижные игры. Задачи:  Проанализировать психолого-педагогическую литерату...

Развитие двигательной активности на уроках ФК

Развитие двигательной активности на уроках ФК...

Развитие двигательной активности и практическое применение игровых технологий на уроках физической культуры и спортивных мероприятиях в начальной школе.

применяя игровые технологии в начальной школе, которые являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигат...

Развитие двигательной активности, как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте

Развитие двигательной активности, как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте....

Развитие двигательной активности ребенка, как основа для развития речевых функций

 Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участи речи. Она является одним из основ...

Методическая разработка на тему"Развитие двигательной активности учащихся в процессе физического воспитания"

Обзор литературы по теме иследования.Активность учащихся на уроке физической культуры.Развитие интереса к занятиям физической культуры  через сочетания игрового и соревновательного метода.П...

Развитие двигательной активности и речевой деятельности на занятиях логоритмики в школе VIII вида

Логопедическая ритмика - это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений.Логопедическая ритмика (логоритмика) может быть определена как одна из форм обучени...