Развитие двигательной активности и речевой деятельности на занятиях логоритмики в школе VIII вида
методическая разработка на тему

Волостнова Наталия Анатольевна

Логопедическая ритмика - это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений.

Логопедическая ритмика (логоритмика) может быть определена как одна из форм обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Задачи логопедической ритмики:

Формирование двигательных умений и навыков, воспитывать правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве, укреплению костно – мышечного аппарата.

Развитие дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица.

Развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.

Умение расслабиться, снять напряжение.

Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, решительности, уверенности в себе, смелости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие двигательной активности и речевой деятельности на занятиях логоритмики в школе VIII вида

Логопедическая ритмика - это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений.

Логопедическая ритмика (логоритмика) может быть определена как одна из форм обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Задачи логопедической ритмики:

Формирование двигательных умений и навыков, воспитывать правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве, укреплению костно – мышечного аппарата.

Развитие дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица.

Развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.

Умение расслабиться, снять напряжение.

Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, решительности, уверенности в себе, смелости.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией.

Организация и задачи коррекционно-развивающего обучения на уроках музыки на примере Казанской школы №142

Комплектование классов коррекционно – развивающего обучения осуществляется на основе комплексного клинико-психолого-педагогического обследования ученика в соответствии с вариативными учебными планами, а также вариативными учебными программами - четыре варианта для начальных классов, три варианта планов (базисный, с гуманитарным и математическим уклоном) для 5-9 классов.

Первый вариант комплектования предназначен для детей, проучившихся год или два в общеобразовательной школе и показавших стойкую неуспеваемость по основным предметам.

Второй вариант комплектования предназначен для детей, приступивших к обучению в массовой школе в 6- летнем возрасте и не усвоивших программу, а также для 7-летних детей, ранее не обучавшихся, но обнаруживших низкий уровень интеллекта. При 1-м варианте комплектования ученик поступает во 2-й класс и учится хорошо. При данном варианте комплектования успешность усвоения специальной коррекционной программы в течение одного-двух лет, в которую введены разделы, направленные на формирование фонетико-фонематических представлений, звукового анализа, обогащение словаря, развитие речи, формирование элементов учебной деятельности.

Отбор учебных предметов и включение их в образовательные области базисного учебного плана осуществлен с учетом возможностей коррекции тех или иных познавательных процессов, не сформированных у детей к началу школьного обучения в традиционных условиях воспитания в образовательных учреждениях массового типа.

Реализация системы коррекционно – развивающего обучения предполагает непрерывность реабилитационного процесса: обеспечение преемственности дошкольного и школьного обучения учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития.

Среди задач коррекционно-развивающего учебно-воспитательного направления особо выделяются и имеют методическую обеспеченность:

  • развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением эффекта новизны при решении учебных задач);
  • развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, общеучебной деятельности, в т.ч. ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Фронтальное КРО, осуществляемое учителем на всех уроках, позволяет обеспечить усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта начальной школы.

Методические принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения знаний учащихся, включает: 

- усиление практической направленности изучаемого материала; 

- выделение сущностных признаков изучаемых явлений; 

- опору на жизненный опыт ребенка; 

- опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; 

- соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности; 

- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач. 

Существенной чертой коррекционно-развивающего учебно-воспитательного педагогического процесса является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Такие занятия могут иметь общеразвивающие цели, к примеру, повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптикопространственных нарушений, общей и мелкой моторики, но могут быть и предметной направленности; подготовка к восприятию рудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д. Значительное место занимают также логопедические занятия для детей, имеющих речевые нарушения

Логоритмика - это система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Логоритмические занятия проводятся совместно с логопедом. В конце четверти проводится итоговое занятие, посвященное какой-либо теме или времени года. На примере Казанской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №142 VIII вида нами были проведены открытые занятия для педагогов школы и города: «Путешествие в зимний лес», «Весенние приметы», «Осень в лесу», «В гостях у Незнайки», «Незнайка на Луне» и др.

Основной принцип построения логопедических занятий - тесная связь движений с музыкой, включение речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизаций и инсценировок с пением, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего.

На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает движения, а является их организующим началом. Упражнения подбираются так, чтобы каждый музыкальный сигнал вызывал немедленную и определенную реакцию.

Занятия логоритмикой укрепляют костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, способствуют формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений, развитию ловкости, силы, координации движений.

С помощью логоритмики дети усваивают теоретические знания  в области метроритма, музыкальной культуры, музыкального восприятия. Все это содействует  умственному, эстетическому и трудовому воспитанию, воспитанию чувства коллективизма, а главное, способствует коррекции речевых нарушений (фонематического слуха, темпа и ритма дыхания и др.)

Занятие логоритмики состоит из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной.

Первая часть занятия (разминка) подготавливает организм к основной речевой и моторной  нагрузке. Сюда входят  упражнения на различные виды ходьбы и бега. Эти упражнения помогают детям совершенствовать навыки ходьбы по кругу, в одиночку, парами, группой. Выполнение этих упражнений формирует умение обходить различные предметы, соблюдать заданное направление, одинаковые интервалы между идущими, строить шеренги, линейки, колонны.

Ходьбу я включаю в каждое занятие, ведь у детей с расстройством и нарушением функций речи часто отмечается нарушение координации движений во время ходьбы: они широко расставляют ноги, шаркают; наблюдается неустойчивость в ходьбе, замедленность движений. С целью коррекции нарушений движений в этой области я использую различные упражнения, сопровождаемые пением. Тексты и мелодии песен к этим упражнениям  я подбираю несложные, позволяющие сочетать их с движениями рук, ног, туловища  и помогающие выполнять эти движения.

Стихи  подбираю с учетом  возраста, речевых и двигательных возможностей детей.

Речевые упражнения на развитие устойчивости и координации движений во время ходьбы.

 Пример  1. Упражнение на равновесие с перешагиванием через кубики:

Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше

Через лужицы и кочки, через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал, не споткнулся, не упал.

Пример  2. Упражнение для тренировки устойчивости в ходьбе по канату прямым и боковым приставным шагом:

Мы по мостику идем, ни за что не упадем.

Осторожно так ступаем, ножку к ножке подставляем.

Пример 3. Упражнение для воспитания ориентировки в ходьбе между предметами:

Меж берез и сосен рыжих мы идем с тобой на лыжах.

Пример  4.  Упражнение для выработки устойчивости и равновесия при  ходьбе на носках:

Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу, маму я не разбужу.

Пример 5. Упражнение для выработки устойчивости и равновесия при ходьбе на пятках:

Тук, тук, тук, тук, тук, тук – моих пяток слышен стук.

Моих пяток слышен стук - тук, тук, тук, тук, тук, тук.

Пример 6. Упражнение для тренировки в ходьбе на внешней и внутренней сторонах ступени:

Лед, да лед. Лед, да лед. А по льду пингвин идет.

Скользкий лед, скользкий лед, но пингвин не упадет!

Пример 7.  Упражнение для выработки красивой осанки (ходьба с грузом на голове):

Вдоль по реченьке лебедушка плывет, выше берега головушку несет.

Белым крылышком помахивает, на цветы водичку стряхивает.

Пример 8. Статическое упражнение на равновесие для тренировки устойчивости в ходьбе (стоя на одной ноге):

Цапля важная, носатая, целый день стоит как статуя.

Вторая часть занятия включает в себя общеразвивающие упражнения; упражнения на развитие дыхания, силы и тембра голоса, выработку артикуляции; упражнения для формирования мелкой моторики, мимических мышц; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; речевые и счетные упражнения; упражнения, формирующие чувство музыкального размера и метра; упражнения для развития музыкального   темпа; ритмические упражнения; упражнения в игре на детских музыкальных инструментах.

Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм детей и приучают их к четким и точным движениям, выполняемым в определенном темпе и ритме с музыкальным сопровождением и пропеванием текста песни.

Пример 9. Упражнение  «Физкульт-ура!»

Чтоб расти и закаляться не по дням, а по часам,

Физкультурой заниматься, заниматься надо нам.

И мы уже сегодня сильнее, чем вчера.

 «Физкульт-ура!»  «Физкульт-ура!»  «Физкульт-ура!»

Упражнения на развитие дыхания,силы и тембра голоса, артикуляции.

Упражнения на дыхание полезно сочетать с разнообразными движениями:

1.Рук (вверх-вниз, вверх - на пояс, вверх - на голову).

2.Туловища (повороты вправо-влево, наклоны к плечу, на грудь и т. д.)

В упражнения на дыхания я также включаю речевой материал, произносимый на выдохе. Например: подняться на носки, руки протянуть вверх - вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть какой-нибудь звук, затем слог. Далее на выдохе произносятся слова, фразы из 3-5 слов. Для усложнения на выдохе можно вести счет, перечислять дни недели. Удлинение фразы требует более длительного выдоха. Таким образом, вырабатывается правильное диафрагменное дыхание, укрепляется дыхательная мускулатура.

Силу голоса я воспитываю у детей на произношении гласных более громко и более тихо, с соответствующим усилением и ослаблением музыкального аккомпанемента. Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения. Вначале под ритмическую музыку гласные мы обозначаем немой артикуляцией, затем произносим их на шепоте и громко. Далее на выдохе произносим слоги, слова, четверостишья, поговорки со сменой ударения и темпа речи. Очень полезно упражнение «Лошадки», в котором дети щелкают языком под музыку.

В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции я включаю пение междометий, которые экспрессивно окрашены, выражают эмоции: «А!», «О!», «Ах!» и другие. Затем междометия я включаю в стихотворения.

Упражнения для формирования мелкой моторики и мимических мышц.

Для развития мелкой моторики провожу с детьми пальчиковые упражнения.  

Пример 10. «Игра с пальчиками».

В этой игре  дети обучаются названиям пальцев и развивают их подвижность, сопровождая пение последовательным загибанием пальцев.

Пример 11. Игра «Кто приехал?».

 В этой игре  дети развивают подвижность пальцев, сопровождая пение складыванием пальцев обеих рук кончиками вместе.

Для развития мимических мышц я использую упражнения на формирование способов внешнего выражения эмоций (гнева, снисходительности, радости).

Пример  12:  «Не сердись, а улыбнись!»

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

В содержание этого раздела упражнений входит усвоение понятий «сильно», «слабо», как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Понятия «сильно», «слабо» соответствуют в звучащем процессе терминам «громко – форте», «тихо – пиано».

Пример 13. Упражнение «Легкие и тяжелые руки».

На звучание тихой музыки (пиано) дети выполняют плавные движения руками, а на звучание громкой музыки (форте) - сильные качания руками.

Упражнения, активизирующие внимание.

Эти упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители.

 Пример 14.  Упражнение «Качели» - на переключаемость внимания.

Дети стоят двумя шеренгами лицом друг к другу, взявшись за руки. Под пение песни одна шеренга приседает, другая – поднимается.

                 Ой-да, ой-да! На качели сели.

                 Ой-да, ой-да! Песенку запели.

                 А потом еще раз быстро раскачались.

                 Все у нас, все у нас весело смеялись.

Пример 15.Упражнение «Цепочка»- на воспитание устойчивости внимания. Дети идут цепочкой друг за другом в свободном направлении. На акцент ведущий цепочки садится на одно колено, остальные дети продолжают  движение; так до тех пор, пока все дети не станут на одно колено. Затем упражнение проводится в обратном направлении.

  Пример 16. Упражнение «Круги» - на распределение внимания.  

Дети стоят в 3-х кругах. Дети 1-го круга идут вправо, дети 2-го круга идут влево, а дети 3-го круга  хлопают в ладоши.

Пример 17. «Солнышко и дождик» - упражнение на развитие слухового внимания.  

Дети меняют движения в зависимости от смены характера музыки. Под звучание спокойной светлой музыки в мажоре дети «гуляют», под звучание веселой плясовой музыки в мажоре дети танцуют, а под звучание грустной музыки в миноре – смотрят вверх, поднимая ладони – «ловят капельки дождя», затем убегают на свои места.  

Пример 18. «С чем будем играть» - упражнение на развитие слухового внимания.

Дети учатся слушать музыку и выбирать соответствующие ей предметы для выполнения задания (погремушки, платочки, флажки и др.)

Пример 19. «Жуки» - упражнение на развитие речевого внимания. Дети свободно стоят по всей площади. По сигналу-слову «жуки летают» дети бегают.  А по сигналу-слову «жуки упали» - ложатся на спину и быстро двигают руками и ногами в воздухе.

 Пример 20.  «Шмели и жуки» - упражнение на развитие фонематического восприятия. Дети делятся на две группы – шмели и жуки. На сигнал-звук «Ш» - «летают шмели», а на сигнал-звук  «Ж» - летают жуки.

Речевые упражнения

Эти упражнения способствую нормализации темпа и ритма речи, развитию координации слова с движением, автоматизации звукопроизношения. К этой группе упражнений относятся и упражнения, которые  используются  в подготовительной части урока – разминке.  Не все речевые упражнения можно выполнять с одновременным выполнением действия и пропеванием текста. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому при исполнении сложных упражнений, требующих большой физической нагрузки, я использую прием раздельного выполнения движений и текста. То есть, одна группа выполняет движения, а другая поет, затем дети меняются ролями.

Пример 21. Упражнение с палкой:

Ногу выше поднимай, через палку ты шагай!

И другой не отставай, палку вниз не опускай!

В эту группу упражнений входят и счетные упражнения. Счет помогает детям правильно и быстро выполнять различные указания: встать парами, построиться в две шеренги, встать по трое и т. д.

 Пример 22.  Счетное упражнение, имитирующее рубку дров:

Раз – дрова, два – дрова, раскололся ствол едва.

Бух – дрова, бах  - дрова, вот уже полена два.

Упражнения на развитие чувства музыкального размера и метра.

Музыкальный метр представляет собой систему соотношений акцентов и неакцентированных долей. Акцент выделяется аккордом на музыкальном инструменте или ударом в бубен или барабан. Дети дают условную двигательную реакцию: хлопком в ладоши, движением ноги, передачей предмета.

Пример 23.«Игра с мячом» - упражнение на восприятие метрического акцента.

Учитель или водящий – ребенок поочередно бросает мяч детям, стараясь точно согласовать бросок с акцентом в музыке:

Летит мой мяч, летит к тебе. Смотри, не прозевай!

Лови его, держи его и снова мне бросай!

Упражнения на развитие чувства музыкального темпа

Для занятий вначале я беру 2 темповые скорости: ходьбу и бег. Далее переходим с детьми к постепенному ускорению и замедлению темпа.

Пример 24.Упражнение на изменение темпа «Карусель»:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, тише, тише! Карусель остановите!

Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра!

Ритмические упражнения

При выполнении таких упражнений у детей воспитывается умение дифференцировать несложные ритмы и сознательно подчинять им свои движения.  Различные ритмы я стараюсь давать в форме игр и танцевальных композиций. В ритмические пляски обязательно включаю речь.

Пример 25. Пляска «Не шали».

Дети стоят по кругу парами лицом друг к другу. На каждую восьмую длительность грозят партнеру указательным пальчиком правой руки, на четвертную длительность – опускают руку. Затем тоже ритмическое движение выполняется левой рукой.  

Упражнения в игре на детских музыкальных инструментах

На логоритмических занятиях, также как и на уроках ритмики и музыки используется игра на детских музыкальных инструментах. Этот вид деятельности развивает все компоненты музыкального слуха, воспитывает умение различать и понимать специфические средства музыкального языка, такие как: звуковысотность, лад, метроритм, динамику, темп, несложные музыкальные формы; способствует развитию движений кисти руки (игра молоточком на металлофоне); развивает дыхание во время игры на духовых инструментах. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся самостоятельно оркестровывать музыкальные произведения: они сами решают, какой инструмент соответствует характеру звучания музыки.

В заключительную часть занятия входят упражнения на релаксацию. Примеры таких упражнений: «Полежим на песке», «Помечтаем» и др.

Элементы логоритмики я использую и на уроках музыки. Я подбираю такие упражнения, которые можно исполнить сидя за партой или стоя рядом с ней. Важное место на уроках музыки и на коррекционных музыкальных занятиях во внеурочное время  отводится вокально-хоровой деятельности. Работа над песенным репертуаром оказывает благотворное влияние на детей, обогащая их духовно и нравственно, развивая эмоционально и творчески. В процессе занятий пением у учащихся улучшается артикуляция. Вокально-хоровая деятельность включает в себя работу над формированием правильного певческого дыхания, в результате чего укрепляются вокальные мышцы, а также мышцы грудного и брюшного отдела.  Это способствует удлинению выдоха, что позволяет не только улучшить качество звука, но и положительно влияет на состояние всего организма в целом, позволяет снимать напряжение и раздражительность. При помощи правильного дыхания можно избежать многих заболеваний, можно быстро восстановить силы после умственного и физического утомления. Дыхательные упражнения помогают детям стать более спокойными, жизнерадостными, послушными.

Результатом коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в системе музыкально-ритмического образования  является участие учеников специальных коррекционных классов в различных внеклассных школьных и городских мероприятиях. Эти дети постоянно принимают участие в концертах для пожилых людей в Доме Милосердия. Ежегодно в нашей школе вместе с родителями проводятся мероприятия, посвященные семье. Традиционными стали концерты, посвященные Дню Матери. В этом учебном году ученики СКК достойно выступили на школьном фестивале патриотической песни «К подвигу Героев сердцем прикоснись…». Педагоги школы отметили  выразительность исполнения песни, достаточно развитые  вокально-хоровые навыки у детей.

  Разнообразная внеклассная музыкальная деятельность дает хорошие результаты. Наряду с улучшением психического и физического здоровья, у детей развивается интерес к музыкальному искусству и хоровому пению, обогащаются их музыкально-художественные впечатления, развивается эмоциональная и интеллектуальная сфера, творческая активность. Дети приучаются к тому, что надо нести ответственность за коллективное дело, у них воспитывается культура общения и поведения в социуме, формируется потребность в самопознании, саморазвитии. Дети овладевают вокально-хоровыми навыками, учатся красиво и выразительно петь. У школьников формируется социальная активность, гражданская позиция, высокие нравственно-эстетические идеалы, воспитываются патриотические чувства, любовь к Родине.

Влияние логоритмических упражнений на развитие речи  умственно отсталых детей

Логопедическая ритмика для детей данной категории является составной частью системы КРО. Она оказывает положительное влияние на психофизиологические процессы, познавательную, эмоционально-волевую сферы ребенка, обеспечивает коррекцию психомоторики, а также развитие связной речи детей данной категории. Организация работы средствами коррекционной ритмики строится, прежде всего, на принципе единства диагностики и ко характеризуют заторможенных детей. Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью является логопедическая ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня.

Музыкальный ритм регулирует деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма жизнедеятельности, организует моторику, создает бодрое радостное настроение, воспитывает активное внимание. Занятия ритмикой позволяют точно дозировать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, который легко увязывается с характером музыки, улучшают психические процессы, запоминание, автоматизируют умение передавать различные эмоциональные состояния (радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;

  • коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению глобальных синкинезий;
  • развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, с образными движениями.

На занятиях по логопедической ритмике используются такие средства, как упражнения, игры со словом, элементы гимнастики под музыку, образные этюды.

Структура занятий может складываться из таких частей, как ритмическая разминка, ритмическая гимнастика, ритмический калейдоскоп, ритмическое мысли, развития памяти — эмоциональной, зрительной, образной (при восприятии образца движений), словесно-логической (при осмыслении задач и запоминании последовательных (не более 15 человек).

Организация занятий по ритмике предполагает календарное планирование, которое осуществляет педагог - логоритмист с дефектологическим образованием. Занятия по ритмике должны иметь четкую коррекционную направленность и проводиться 2-4 раза в неделю дополнительно к музыкальным занятиям. В конце года осуществляется контрольное диагностическое обследование, показывающее динамику в развитии ребенка, в том числе обеспечивающуюся средствами ритмики.

В 3 главе  курсовой работы мной на практическом опыте будет показано, каким образом влияют занятия логопедической ритмикой на речевое развитие детей с проблемами в интеллектуальном развитии на основании данных проведенного обследования состояния развития компонентов речевой системы таких детей до- и после проведения с ними логоритмических упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной работе предсталены  упражнения  на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Развитие индивидуальных способностей и компетенций учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому, упор на игру (иг...

Мастер-класс на тему : "Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.

*«Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи»....

Занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов для учащихся 1 класса коррекционной школы VIII вида

Десять  планов - конспектов по программе курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных  и сенсорных процессов» для учащихся 1- 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учр...

Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Гласные и согласные звуки"

Дифференциация гласных и согласных звуков в процессе коррекции нарушений письменной речи важна для преодоления нарушений фонематического анализа и синтеза. Использование игровых приемов на занятии пре...

Курсовая работа по предмету: Олигофренопедагогика на тему: Развитие двигательной активности и речевой деятельности на занятиях логоритмики в школе VIII вида

Актуальность выбранной темы курсовой работы и проведения исследования обусловлена противоречием между потребностью современного общества – в личности с активной познавательной позицией, способной к не...