Представление собственного педагогического опыта
учебно-методический материал (6 класс)

Душанина Ирина Викторовна

Основные цели и задачи инновационной деятельности в образовательном учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление собственного педагогического опыта воспитателя

ГКУ РМ ДО «Республиканская детская музыкальная школа- интернат»

Душаниной Ирины Викторовны

 «Гражданско-патриотическое воспитание школьников»

«ПАТРИОТИЗМ ДОЛЖЕН СТАТЬ ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ ИДЕОЛОГИЕЙ   РОССИИ».   В.В.ПУТИН

                                     Актуальность проблемы.

Проблема патриотического воспитания личности всегда была актуальной проблемой образования и воспитания. Значимость проблемы заключается в воспитании у школьников гражданских и патриотических чувств через формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Об актуальности гражданско-патриотического воспитания в школе свидетельствуют многие явления нашей действительности. Жизнь общества ставит серьёзные задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, грамотные  люди.

Условия, в которых сегодня находится российское общество,  не- благоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. Россия переживает духовный кризис, в котором дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости, наблюдается упадок общественной морали, поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально-психологического настроя людей.

                                               Концептуальность.

Концептуальность в работе заключается в формировании  демократических ценностных ориентиров у воспитанников. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность , неразрывность с Отечеством.

                                              Теоретическая база.

Теоретическим основанием концепции гражданско-патриотического воспитания является понятие «гражданское самосознание». Современный гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, необходимых для участия в общественно-политической жизни своей республики и государства в целом. Гражданское воспитание в рамках воспитательной системы школы должно опираться на общечеловеческие, нравственные ценности.

Инновация моего подхода к концепции гражданско-патриотического воспитания в том, что он направлен на формирование гражданского сознания, ответственного отношения к людям, к природе, к себе, как составной  части  природы  и общества,  к окружающему нас  миру. Поэтому была разработана программа «В сердце живёт Россия» для младших школьников, по которой я работаю с 2017 года.

Методической основой инновационной деятельности и построения воспитательной системы гражданско-патриотического становления личности составляют:

        - воспитательные   задачи   школы   по   формированию   патриотизма

( А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Б.Ф. Павлов );

       - теория  системного  подхода  к  патриотическому  воспитанию

(Е.А  Ануфриев);

        - педагогические технологии (Н.Е. Щурковой, Г.Н. Волков).

                                      Ведущая педагогическая идея.

Главной целью моей педагогической идеи является становление гражданской компетентности детей с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, на  основе исторических достижений многонационального народа Российской Федерации,  а  также  культурных  и  исторических  традиций  родного  края.

Задачи :

  • формирование осознания гражданской позиции, ответственности за развитие и рост благосостояния государства, своей республики, города;
  • формирование и воспитание патриотических чувств: любви и уважения к Родине, к земле, где родился и вырос, чувства гордости за свою страну;
  • формирование стремления приумножать авторитет страны, достигая успехов в учёбе, труде, спорте, общественной жизни;
  • воспитание гуманности и демократизма;

                           Оптимальность и эффективность средств

 Применение в воспитательной работе разнообразных методов и форм, создание определенных организационно-педагогических условий, позволяет обеспечить повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания. В своей работе использую следующие формы работы:

  • беседы;
  • проектная деятельность;
  • целевые прогулки и экскурсии;
  • творческие уроки;
  • творческая деятельность воспитанников;
  • конкурсы;
  • выставки;
  • использование ИКТ;
  • акции.

Основу содержания гражданско-патриотического воспитания составляют общечеловеческие ценности. Опыт показывает, что приобщение детей к ценностям доступен пониманию в любом возрасте — это стремление к познанию, к творчеству, дружеские отношения, уважение семейных устоев,   укрепление здоровья и т. д. Необходимо только поддерживать ребёнка, помогать  проявлять себя  и развивать  природные качества воспитанников. В группе детей разного возраста ( 2008, 2010 и 2011 года рождения) с 2016 года мной ведется целенаправленная плодотворная работа в этом направлении.

Становление гражданско-патриотического самосознания школьников неразрывно связано со всеми сферами общественной и культурной жизни общества. Поэтому в своей работе использую наиболее эффективные методы работы :

  • воспитание духовной и нравственной культуры. Умение проявлять доброжелательное отношение к окружающим людям, уважение к старшим, стремление избегать слов и выражений, засоряющих родную речь — основа нравственного и духовного развития детей. Ребята с удовольствием принимают участие в таких творческих уроках, как «День «Спасибо» ( 2021 г. ), «Думай хорошо и мысли созреют в добрые дела» ( 2021 г. ), приняли активное участие в открытом внеклассном мероприятии для учащихся 4 «В» класса МОУ СОШ № 18 «Нам не лень»( 2022 г. ).
  • сохранение семейных традиций. Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком — членом семейного сообщества. У детей воспитываются гуманные отношения к своим близким, формируется представление о семейных историях, традициях. Поэтому ребята и их родители активно принимают участие в семейных конкурсах и проектах: «Герб семьи» ( 2018 г. ), «Мини-рассказ о семье» ( 2019 г. ), выставка семейного прикладного творчества «Дары осени» ( 2020 г. ) К различным праздничным датам ребята радуют родных творческими работами, сделанными своими руками.
  • развитие интеллектуального потенциала, формирование коммуникативных навыков. У современного поколения, ограниченного информационным пространством гаджетов и интернета, коммуникативные навыки развиты недостаточно. Поэтому регулярно проводятся разнообразные интеллектуальные и познавательные конкурсы и викторины,  воспитанники участвуют в концертной деятельности в Доме престарелых, в Доме ребёнка «Надежда», в Мордовском республиканском объединенном краеведческом музее им. И.Д Воронина, посещают различные мероприятия в Мордовской республиканской детской библиотеке им. А.С. Пушкина, в центральной городской библиотеке им. А.М. Горького, также участвуют в творческой деятельности совместно с различными музыкальными коллективами Республики Мордовия. Эта деятельность способствует формированию общечеловеческих ценностей, позволяет интеллектуально обогащаться и открывать новые возможности развития интеллекта и коммуникативных навыков.
  • создание условий для творчества. Творческим потенциалом обладает каждый ребёнок, но наша задача его раскрыть. С помощью нетрадиционного творческого направления — аэрографии — удалось поднять на новый уровень видение творчества. В 2018 и 2019 гг. мы приняли активное участие в акции «Автомобиль Победы», приуроченный к традиционному автопробегу «День Победы». Собственное творчество детей помогает решать проблемы мотивации, они сами становятся инициаторами творческих идей и открываются с положительной стороны.
  • воспитание  любви к родному краю. С истории родного края начинается путь к осознанию мира. История и культура мордовского края ориентирована на познание историко-культурных корней народов, населяющих мордовский край на уровне чувственного опыта, сопричастности к прошлому. В этом помогают разнообразные тематические экскурсии: на Аллею Славы г. Саранска, в Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945 гг., в Мордовский Музей Изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, в Приволжский интерактивный центр-музей историко-патриотического  воспитания детей и молодёжи, на Мемориал памяти воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны «Вечный огонь».
  •  формирование патриотического и гражданского мышления. В 2021 году проведен общешкольный урок мужества « Они отстояли Москву» к 85-летию битвы за Москву. В 2022 году учащиеся приняли активное участие в общешкольном уроке памяти «Мы против терроризма», в сетевой акции «Минувших дней святая память», создав творческую презентацию «Бессмертный полк РДМШИ»,  также провели акцию к Дню России «Моя любимая Россия», где воспитанники нашей группы выразили своё отношение к  Родине.

Закономерность консолидации общечеловеческих ценностей Г.Н. Волков  преобразовал в «золотое правило»: без истории — нет традиций, без традиций — нет культуры, без культуры — нет духовности, без духовности — нет личности,  без личности — нет народа.

Истоки нашей гражданственности и патриотизма – в любви к родной земле, гордости за свою страну, свой народ, знание истории, традиций, культуры своей страны. Принимая участие в коллективно-творческих делах, ребёнок начинает понимать, что он – частица большого коллектива – класса, школы, а затем и всей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. В.А. Сухомлинский отмечал,  что   в повседневной жизни мы  не встречаемся с мерой, с помощью которой можно измерить эту «трудно постижимую ценность» - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа лишь только  тогда,  когда  у  человека  запечатлены  в  сознании  образы, связанные с родным краем,  языком,  когда появляется  чувство  гордости  от того,  что  всё  это —  твоя  Родина.

                                         Результативность.

Патриотизм и гражданственность нельзя навязывать или внедрить в сознание подростка посредством каких-либо формальных приёмов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из жизни. Поэтому результатом моего опыта можно считать следующее:

  1. Повышение уровня гражданского самосознания школьников.
  2. Формирование основ толерантного отношения к представителям    других национальностей, вероисповедания.
  3. Воспитание гуманизма, уважения к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям.
  4. Осознание сути своей гражданской позиции, стремление беречь честь и достоинство своей Родины, практическими делами укреплять её могущество и независимость.

5.  Выполнение своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления: участие в различных конкурсах, выступление с концертами перед ветеранами, участниками войны и труда, пожилыми людьми, умение сочетать общественные и личные интересы, которые  вносят  вклад  в  дело  процветания  Республики Мордовия,  Родины.

                          Обобщение педагогического опыта.

Тема, над которой я работаю освящается на заседаниях методического объединения  и педагогических советах РДМШИ.

Свои педагогические разработки размещаю на различных сайтах, провожу открытые общешкольные внеклассные мероприятия для обучающихся  РДМШИ.

                                                         Литература.

  1. Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодёжи // Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. Спб., 2002.
  2. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  3. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
  4. Агапова И.А. Мы — патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. - М., ВАКО, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта

Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Представление собственного педагогического опыта

Материал для аттестации учителя...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Представление собственного педагогического опыта

материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...