План открытого урока по слушанию музыки
план-конспект урока на тему

Смирнова Анастасия Игоревна

Тема урока: простые музыкальные формы (период, двухчастная, трехчастная) на примере пьес из «Детского альбома» Г.В.Свиридова.

 

Цели и задачи урока: знакомство с биографией и фортепианным творчеством Г.В.Свиридова, знакомство с простыми музыкальными формами, раскрытие характера и образного содержания пьес с помощью средств музыкальной выразительности, получение начальных навыков ориентирования в незнакомом нотном тексте.

 

План урока:

1.     Проверка домашнего задания

2.     Раскрытие темы урока, краткий рассказ о жизни творчестве Свиридова.

3.     Разбор пьес из Детского альбома

А)  «Перед сном»

Б)    «Попрыгунья»

В)   «Парень с гармошкой»

4.     Заключение.

5.     Домашнее задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka_po_slushaniyu_muzyki.docx23.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»

 Открытый урок по слушанию музыки, посвященный 100-летию со дня рождения Г.В.Свиридова.

3 класс

преподаватель Телешко А.И.

Железногорск 2015

Тема урока: простые музыкальные формы (период, двухчастная, трехчастная) на примере пьес из «Детского альбома» Г.В.Свиридова.

Цели и задачи урока: знакомство с биографией и фортепианным творчеством Г.В.Свиридова, знакомство с простыми музыкальными формами, раскрытие характера и образного содержания пьес с помощью средств музыкальной выразительности, получение начальных навыков ориентирования в незнакомом нотном тексте.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания
  2. Раскрытие темы урока, краткий рассказ о жизни творчестве Свиридова.
  3. Разбор пьес из Детского альбома
  1. «Перед сном»
  2. «Попрыгунья»
  3. «Парень с гармошкой»
  1. Заключение.
  2. Домашнее задание

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания

Учащиеся исполняют одно из произведений по специальности. Краткий разбор и анализ пьес. Поиск трехчастной формы, закрепление темы «трехчастная форма» на примере этих пьес.

  1. Раскрытие темы урока, краткий рассказ о жизни творчестве Свиридова.

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городке Фатеже Курской губернии в семье служащего. Тяга к музыке и склонность к ее сочинению проявлялась у будущего композитора еще в детстве. Когда мальчику было девять лет, к нему пригласили преподавателя фортепиано.  Позже семья переехала в Курск, где был неплохой оркестр народных инструментов.  Юный Свиридов осваивал в нем начала музыкальной грамоты, играя на балалайке. Потом он учился игре на фортепиано в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. 14-летний подросток на вступительных экзаменах в  музыкальную школу исполнил на фортепиано марш собственного сочинения. Окончив школу, Свиридов поступил в Ленинградский центральный музыкальный техникум, где занимался по классу фортепиано у Исайи  Браудо и классу композиции у Михаила Юдина. Произведения, написанные в этот период, быстро становятся известными. Вокальный цикл на стихи Пушкина (1935), состоящий из шести романсов: "Роняет лес багряный свой убор", "Зимняя дорога", "Няне", "Зимний вечер", "Предчувствие", "Подъезжая под  Ижоры" – представил слушателю удивительно  самостоятельного, своеобразного композитора, которому не было тогда и 20-ти лет. Затем последовали  вокальные циклы на стихи Лермонтова, Есенина, Исаакяна, Шекспира, Бернса. До сих пор у слушателей не возникает сомнений в творческой зрелости композитора, который к тому времени был студентом четвертого курса музыкального техникума.

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где учился по классу композиции сначала у Б. Рязанова, а затем у Д. Шостаковича. Целеустремленность, усидчивость и трудолюбие молодого студента обращали на себя внимание студентов и преподавателей. «Он не терпит никакого... безыдейного звукоискательства,— говорил о нем Д. Шостакович,— никогда не устает пробовать новые формы, творить новый музыкальный язык для выражения своих мыслей...»

Консерваторию Свиридов закончил весной 1941 года. С началом Великой Отечественной войны он поступил в военное училище, откуда его демобилизовали в связи со слабым зрением.

До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. После окончания войны Г. Свиридов вернулся в Ленинград, где написал среди прочего «Альбом пьес для детей» 1948г.

  1. Детский альбом.

Г.В.Свиридов написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына и для всех детей. Композитор так и назвал это произведение – «Альбом пьес для детей».
Вы все хорошо знаете, что такое альбом
 – альбом для рисования, фотоальбом, альбом с марками – это собрание рисунков, фотографий, марок. Есть и музыкальные альбомы – собрание разных музыкальных пьес. 
Одним из первых русских композиторов, который создал для детей альбом фортепианных пьес, был Петр Ильич Чайковский, который посвятил музыкальный альбом своему племяннику Володе Давыдову.
Музыкальные альбомы есть и у многих других композиторов, среди которых Р.Шуман, А.Гречанинов, С.Прокофьев.
         В своих музыкальных альбомах композиторы рассказывают о том, что интересно детям. В «Альбом пьес для детей» Г.В Свиридова входит 17 небольших сочинений разного характера – колыбельная и танцевальная мелодии, картины природы, музыкальные портреты. Это пьески для совсем маленьких пианистов и для тех, кто уже занимается в музыкальном училище.

А) «Перед сном»

Представьте себе: что уже наступил вечер, все уроки сделаны, спать ложиться рано, есть еще время заняться чем-нибудь перед сном. Что вы в это время делаете? (Ответы детей). Перед вами лежат ноты. При прослушивании пьесы, следите за музыкой по нотам, слушайте очень внимательно, чтобы потом ответить на вопросы. Звучит музыка. Вопросы:

  • Расскажите свое впечатление от музыки?
  • Какие картины вы представили?
  • Какая здесь мелодия?
  • Заметили вы, что здесь звучит не один голос? Сколько голосов? Как называется музыка, в которой несколько самостоятельных голосов звучат одновременно?
  • Есть здесь повторения? На сколько частей вы бы разделили эту пьесу?

Это пример трехчастной формы. Обозначить части буквами (АВА, А-реприза, потому что повторяется). Какая интонация в последних 4 тактах?

Б) «Попрыгунья»

В следующей пьесе другой образ. Попробуйте догадаться о чем или о ком идет речь? (звучит музыка). Выслушать ответы детей. Почему они так решили? Какие средства музыкальной выразительности, приемы, штрихи им в этом помогли? Кратко разобрать форму (повторный период).

Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!

Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.

Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.

Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.

– Лида, Лида! Вот так Лида! – 
Раздаются голоса. –
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!

– Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте, 
И двумя ногами вместе…

Доскакала до угла.
– Я б не так ещё могла!

(А.Барто)

В) «Парень с гармошкой»

Характер музыки? Каким вы представили героя? Какие приемы использованы для подражания игре на гармошке? Сколько раз прозвучала тема? Такой способ изложения называется вариантным или просто вариациями. Играет ли кто-нибудь вариации? Если да, то принести их на следующий урок.

  1. Заключение.

Сегодня мы познакомились с замечательным российским и советским композитором и с его фортепианной музыкой для детей. Очень бы хотелось, что бы вы пришли домой, рассказали о нем своим родителям и вместе послушали и другие его произведения. В Фатеже есть дом-музей, который вы так же можете посетить и узнать еще больше о жизни этого великого человека.

  1. Домашнее задание. 

Нарисовать рисунок к одной из прослушанных пьес. Принести вариации.

Список электронных ресурсов

https://ru.wikipedia.org/wiki/Свиридов,_Георгий_Васильевич

http://festival.1september.ru/articles/524616/

http://intoclassics.net/news/2011-04-19-22689

http://blagoy.ru/plastinki/Sviridov.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл уроков по слушанию музыки в ДШИ и ДМШ "Композиторы детям" - "С.С.Прокофьев детям», "Симфоническая сказка "Петя и волк".

В цикле уроков, посвященных творчеству С.С.Прокофьева дети вводятся в волшебный мир музыки. Знакомство с творчеством Прокофьева усит детей чувствовать и понимать классику, получать удовольствие от соп...

УРОК ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ ИЗ ЦИКЛА «КОМПОЗИТООРЫ – ДЕТЯМ». П. И. ЧАЙКОВСКИЙ «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ».

Данный урок знакомит учащихся с творчеством композитора П.И.Чайковского на примере "Детского альбома". Данный урок может быть интересен для педагогов - музыкантов....

Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».

Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

Открытое занятие по слушанию музыки в старшей группе "Детский альбом" Чайковский

Конспект открытого занятия по слушанию музыки "Детский альбом" П.И. Чайковского...

Открытый урок по слушанию музыки в 3 классе. Тема: "Фактура и её виды"

В русле изучения средств музыкальной выразительности на уроках слушания музыки в 3 классе ДШИ, изучается фактура и её виды. Данная разработка содержит подробный план урока и вспомогательный материал в...

Урок по слушанию музыки фрагмент из балета….

Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений наиболее совершенно способен воплотить балет....