СТИХОТВОРЕНИЕ «МОЛИТВА» М.Ю.ЛЕРМОНТОВА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ
статья на тему

Смирнова Анастасия Игоревна

В творчестве М.Ю.Лермонтова есть несколько стихотворений, объединенных духовной тематикой: «Ангел»1831, «Ветка Палестины» 1837, «Дума» 1838, «Молитва» (Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…) 1837, «Когда волнуется желтеющая нива»1837, «Молитва» (В минуту жизни трудную…) 1839, «Молитва» (Не обвиняй меня, Всесильный…) 1829, «Пророк» 1841. В своей работе я бы хотела осветить именно стихотворение «Молитва» (В минуту жизни трудную…). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТИХОТВОРЕНИЕ «МОЛИТВА» М.Ю.ЛЕРМОНТОВА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Телешко А.И.

Студентка 2 курса

кафедры «Вокальное искусство»

ЮЗГУ (г.Курск)

В творчестве М.Ю.Лермонтова есть несколько стихотворений, объединенных духовной тематикой: «Ангел»1831, «Ветка Палестины» 1837, «Дума» 1838, «Молитва» (Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…) 1837, «Когда волнуется желтеющая нива»1837, «Молитва» (В минуту жизни трудную…) 1839, «Молитва» (Не обвиняй меня, Всесильный…) 1829, «Пророк» 1841. В своей работе я бы хотела осветить именно стихотворение «Молитва» (В минуту жизни трудную…).

В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

Стихотворение написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь. Вернувшись с Кавказа, он осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире. Из-за чувства собственного бессилия Лермонтов обращается к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез. По возвращении в Москву, он снова бывает на светских приемах. Его окружает внимание со стороны представительниц слабого пола, однако из всех барышень он выделяет Марию Щербакову, с именем которой и связывают создание стихотворения, а так же дуэль с Эрнестом де Барантом, атташе французского посольства, сыном французского посла А.-Г.-П. Баранта. Из воспоминаний А. О. Смирновой-Россет: «Он ‹Лермонтов› ухаживал за вдовой Щербатовой… Машенька велела молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти строки» [1]. Ссылаясь на справочник «Лермонтов в музыке» составителей Л. И. Морозова, Б. М. Розенфельд (Москва. Всесоюзное издательство «Советский композитор» 1983), можно сказать о том, что замысел «Молитвы» связан еще и с именем В.Ф.Одоевского, которого связывали с Лермонтовым тёплые приязненные отношения. Осенью 1839 г. Одоевский передал ему Евангелие и книгу Паисия Величковского «Добротолюбие». Об этом свидетельствует записка Одоевского к поэту, датируемая после 5 авг. 1839 г. [2]. В записке Одоевский просил поэта читать Евангелие. По поводу книги П. Величковского Одоевский писал: «О другом ‹издании› напиши, что почувствуешь прочитавши» [3].

В стихотворении «Молитва» нет прямого обращения к Богу, нет слов покаяния или исповеди. Оно написано очень тепло и искренне. Молитва-это обращение к Богу, очищение и смирение души, и Лермонтов произносит ту молитву, которая близка ему. Ведь неважно какими словами обращаться к Богу, главное, что бы это обращение было искренним и принесло душевное спокойствие. Каждый человек должен прийти к осознанию веры сам. И у всех это происходит по-разному и в разное время. Так и Михаил Юрьевич пишет это лирическое и одно из самых светлых стихотворений в конце жизненного и творческого пути. Возможно, это чувство скорой гибели, возможно, сомнения в выборе образа жизни, желаний, стремлений. Главное, что появляется это чудесное произведение, названное поэтом «Молитва», а ее понимание у каждого человека свое.

Более восьмидесяти  композиторов положили это стихотворение на музыку. Мне бы хотелось остановиться на произведениях трех выдающихся русских композиторов: А.С.Даргомыжского, П.П.Булахова и М.И.Глинки. Каждый из них пропустил это стихотворение через собственный жизненный опыт, поэтому романсы получились такими разными по характеру и по смыслу.

Александр Сергеевич Даргомыжский написал свой романс в 1844г. будучи в заграничной поездке. Романс состоит из двух разделов. В первом звучат две строфы лермонтовского текста. Характер этой части довольно сдержанный. Темп Andante, размер 4/4, тональность Ля-бемоль мажор. Над вокальной строчкой есть указание spianato, что значит  гладко, просто, нечто вроде senza passione, без пафоса. Мелодия довольно проста, хоть и раскрашена ритмически, чтобы подчеркнуть значение отдельных слов, ведь в творчестве Даргомыжского слово играет очень важную роль. Вся мелодия подчинена тексту. Почти все мелодические фразы начинаются в восходящем движении со скачком на сексту, кварту. Лишь на словах «И дышит непонятная, святая прелесть в них» мелодия немного меняется, что так же обусловлено текстом. Аккордовое сопровожение четвертными длительностями напоминает ритм шага. Все это отдаленно напоминает гимн и эта идея очень ярко раскрывается во второй части. Меняется все: динамика (от p к  f), темп (un poco più mosso), фактура (триольное движение) и даже тональность (Фа мажор). Лишь слова «И верится, и плачется» оттеняются возвращением Ля-бемоль мажора. Даргомыжский увеличивает вторую часть за счет расширения третьей строфы стихотворения. Даргомыжский повторяет фразу «И верится, и плачется, и так легко, легко!» и добавляет еще раз «И так легко!». За счет этого обе части получаются одинаковыми по размеру несмотря на то, что в первой части-2 строфы, а во второй-1. В целом этот романс носит очень светлый жизнеутверждающий характер. Даргомыжский сумел очень точно передать все нюансы и оттенки стихотворного текста. Как и «Молитва» Лермонтова,  «В минуту жизни трудную» (в первой редакции Даргомыжский сохраняет оригинальное название) за внешней простотой скрывает глубинный смысл обращения человека к Богу и воспевает силу человека, его веру и очищение слезами (катарсис).

Совершенно иной образ рисует в своем романсе Петр Петрович Булахов. Он написал свое произведение на стихотворение Лермонтова в 1855г. Не смотря на то, что о жизни Петра Петровича известно не так много, можно судить о том, что жизнь его складывалась не так счастливо. Трудно складывалась его семейная жизнь. Его брак с женой был неофициальный, так как ее первый муж не давал развод. К тому же композитор страдал серьезным недугом. Из воспоминаний его дочери Евгении Збруевой: «Прикованный к креслу, разбитый параличом, молчаливый, в себя ушедший»[4], «Иногда, хотя и редко, отец все же подходил к роялю и своей здоровой рукой что-то наигрывал, и я всегда дорожила этими минутами»[5], - это говорит о том, что даже в трудные минуты он не переставал сочинять. Наверно поэтому романс носит скорбный и трагический характер. Тональность си минор - одна из самых мрачных. Ее обычно используют для передачи чувства скорби. Именно эту тональность выбрал композитор для своего романса «В минуту жизни трудную». Наверно, автор нарочно отказывается от названия «Молитва» и использует первую строчку в качестве названия. Мелодия очень проста, строится на частых повторах одного звука, нет больших скачков, движение в основном поступенное. Кульминация приходится на слова «С души как бремя скатиться», здесь звучит самый высокий звук всего романса – ре второй октавы, диапазон чуть больше октавы (децима). В целом романс создает ощущение одиночества и отчужденности.

Интересная история обращения к этим стихам Михаила Ивановича Глинки. В 1847 году он записал в своем дневнике: «...оставшись один в сумерки, я почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровизировал Молитву без слов для фортепьяно...»[6]. Через несколько лет Глинка решил вернуться к своему произведению и прибавить слова. Он выбрал лермонтовское стихотворение и с радостью обнаружил, что эти стихи «подходят к мелодии и вообще к музыке как нельзя лучше»[7]. В 1855 году он сообщил Н. В. Кукольнику: «Инструментую теперь «Молитву», написанную мною для фортепьяно без слов, — к этой молитве удивительно подходят слова Лермонтова: «В минуту жизни трудную»[8]. Из более позднего письма видно, что это произведение он переделал для своей ученицы Д.М.Леоновой: это стала партитура для контральто, оркестра и хора — «для усиления эффекта и отдохновения главного голоса»[9].

Это произведение написано в 1855 году, как и романс Булахова. Но оно разительно отличается и от него и от романса Даргомыжского. «Молитву»  Глинки нельзя назвать просто романсом. Это масштабное произведение для голоса, оркестра и хора. Михаил Иванович очень свободно обращается со стихотворным текстом, тем самым раздвигая границы произведения, но не меняя при этом смысла и содержания. Партитура представляет собой целую музыкальную картину, содержащую три контрастных раздела. Партия солиста очень разнообразна мелодически и ритмически. Партия хора напротив очень сдержана и представляет собой хорал, который словно подтверждает слова солиста. Таким образом образуется некий диалог согласия одного человека с множеством. Партия оркестра продиктована тем, что перед этим произведение было инструментальным, поэтому оркестровые краски очень яркие. Но оркестр не заслоняет певцов, а напротив очень органично их дополняет.

Начинается произведение интродукцией. Она представляет собой восьмитактовое аккордовое построение в тональности До мажор, которое плавно переходит в первый раздел. Тональность Ля мажор. Партия солиста представляет собой волнообразную мелодию. На слова «В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть» мелодия постепенно поднимается и достигает наивысшей точки-ноты ля второй октавы (слова повторяются 2 раза). Затем на слова «Одну молитву чудную твержу я наизусть» мелодия  спускается до тоники в малой октаве. Далее появляется новый музыкальный материал. Пунктирный ритм и октавные скачки вносят волнение и некий драматизм, в аккомпанементе также присутствуют октавы. Текст первой строфы повторяется целиком . Далее вступает хор. Первая фраза звучит на звуке «ми» в октаву, во второй фразе мелодия поднимается по полутонам также в октаву. Завершается первый раздел ответом солиста: «Одну молитву чудную твержу я наизусть». Второй раздел контрастен. Музыка носит маршевый и даже гимнический характер. Здесь композитор использует самую светлую тональность До мажор, в которой была написана интродукция, и очень простую гармонию. Авторское указание maestoso ma l`istesso movimento (торжественно, но то же движение). В целом мелодия солиста так же волнообразна, но здесь одна волна в пределах квинты. Если в первом разделе главная роль была у солиста, то во втором разделе хор выступает во всех красе: мощное звучание четырех голосов фортиссимо. Текст второй строфы повторяется дважды: у солиста и у хора. Завершается этот раздел словами первой строфы у солиста, но мелодия меняется. Она напоминает эмоциональный надрыв. Неустойчивая гармония, обилие хроматизмов показывает поиск человека, его неуверенность. Далее первый и второй разделы повторяются с небольшимим изменениями (конец первого и второй раздел звучат немного выше). Третий раздел воспринимается как кода. Здесь происходит полное очищение и единение человека с самим собой и со всем миром. Сначала вступает солист и пропевает всю третью строфу целиком. Затем к нему присоединяется хор. Они как бы повторяют слова друг друга. И наконец, последние слова «И так легко, легко!» звучат и у солиста и у хора одновременно, подтверждая истину: человек, ищущий веру и успокоение, находит их через молитву.

Ссылки:

  1. Смирнова-Россет А. О. Автобиография. М., 1931. С. 247
  2. Найдич Э. Э. Еще раз о Штоссе // «Лермонтовский сборник». Л., 1985. С. 210—211
  3. Соч. АН, т. 6. С. 471
  4. http://belcanto.ru/bulahov.html
  5. http://belcanto.ru/bulahov.html
  6. Глинка М. И. Лит. наследие. Т. 1. Л., 1951, с. 262.
  7. Глинка М. И. Лит. наследие. Т. 2. Л., 1953, с. 540.
  8. Глинка М. И. Лит. наследие. Т. 2. Л., 1953, с. 509.
  9. Глинка М. И. Лит. наследие. Т. 2. Л., 1953, с. 540.

Используемая литература:

  1. http://azbyka.ru/stihi/lermontov/
  2. http://pishi-stihi.ru/
  3. http://feb-web.ru/feb/lermont/biblio/lvm/lvm-001-.htm
  4. http://ru.wikipedia.org/
  5. http://www.contrabass.ru/misc/gloss.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки в 6 классе по программе Г.П.Сергеевой. Тема "Молитва в творчестве русских композиторов"

Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал....

"Стиль в творчестве русских композиторов"

Материал подробно раскрывает понятие стиля и раскрывает стили русских композиторов. Каждый композитор имеет свой почерк, свой стиль, по которому его узнают....

творческий проект "Сказка в творчестве русских композиторов"

Зстетическое воспитание дошкольников через знакомство с классической музыкой...

Опросник по творчеству русских композиторов. 5 класс.

В целях подготовки к олимпиадам я подготовила Опросник по творчеству русских композиторов....