Методические материалы к аттестации педагогов
статья на тему

Правосуд Наталья Анатольевна

Методические рекомендации

Департамента общего образования Томской области

по оцениванию результатов профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при установлении им первой или высшей квалификационной категории 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomendacii_ot_20.02.2017.docx46.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по оцениванию результатов профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при установлении им первой или высшей квалификационной категории

Департамент общего образования Томской области (далее – ДОО ТО) регламентирует работу областной аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для установления первой или высшей квалификационных категорий (далее - Комиссия). Регламент, утверждённый распоряжением ДОО ТО № 887-р от 16.12.2016 г. «Об организации аттестации педагогических работников», устанавливает форму итогового заключения по результатам всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника в целях установления первой (высшей) квалификационной категории (далее - итоговое заключение).

Итоговое заключение включает в себя критерии оценки профессиональной деятельности, предусмотренные пунктами 36 и 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Порядок).

Настоящие рекомендации составлены в соответствии с Порядком и вышеуказанным распоряжением ДОО ТО № 887-р в целях определения на территории Томской области единого подхода к оцениванию результатов профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при установлении им первой или высшей квалификационной категории.

В соответствии с критериями Порядка можно определить региональную модель аттестации - обобщенные требования к педагогическому работнику при установлении квалификационной категории:

Первая квалификационная категория устанавливается педагогическому работнику, который: имеет стабильные положительные результаты освоения детьми образовательной программы, выявляет способности ребенка, демонстрирует положительные практические результаты своей профессиональной деятельности в открытой информационной среде, демонстрирует педагогическому сообществу способы достижения положительных результатов.

Высшая квалификационная категория устанавливается педагогическому работнику, который: имеет рост положительных результатов освоения детьми образовательной программы, выявляет и развивает способности ребенка, демонстрирует положительные практические результаты своей профессиональной деятельности в открытой информационной среде, участвует в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, участвует в экспериментальной и/или инновационной деятельности, профессиональных конкурсах.

Аттестация педагогических работников проводится на основе оценки результатов их профессиональной деятельности.

Результаты профессиональной деятельности педагогического работника формируются образовательной организацией на основе информации внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО).

Структура и содержание ВСОКО разрабатывается самой образовательной организацией и интегрируется в управленческую работу в качестве инструмента оценки результативности деятельности образовательной организации.

Реализация ВСОКО – функционал административно-управленческой команды образовательной организации. Достоверность результатов ВСОКО и их дальнейшего использования является компетенцией руководителя образовательной организации.

Организация работы специалистов Комиссии

Для изучения результатов профессиональной деятельности аттестуемого, проведения всестороннего анализа его профессиональной деятельности с целью установления первой или высшей квалификационной категории Комиссия привлекает специалистов (далее – специалисты, оценка профессиональной деятельности).

В качестве специалиста для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника привлекаются педагогические работники, имеющие, как правило, высшую квалификационную категорию и стаж педагогической деятельности не менее 5 лет, руководящие работники образовательных организаций, специалисты методических служб, центров. В состав аттестационной группы могут входить представители общественных организаций.

Центр аттестации педагогических работников ТОИПКРО ежегодно проводит анализ деятельности специалистов. Комиссия на основе данного анализа оценивает качество работы специалиста и при его неудовлетворительной работе Комиссия имеет право исключить его из общего списка.

К деятельности специалистов аттестационной группы предъявляются обязательные требования:

- неукоснительное соблюдение сроков проведения всестороннего анализа, установленных аттестуемому педагогическому работнику;

- проведение всестороннего анализа в соответствии с показателями п. 36 или п. 37 Порядка и настоящими методическими рекомендациями;

- оформление результатов всестороннего анализа в соответствии с итоговым заключением;

- персональная ответственность за соблюдение законных прав и интересов аттестуемого работника при проведении всестороннего анализа.

А также специалисты аттестационной группы имеют право запрашивать у соответствующих образовательных организаций необходимые для аттестации педагогического работника документы, материалы и информацию о результатах профессиональной деятельности педагогического работника.

Для осуществления качественного всестороннего анализа профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника специалистам рекомендуется организовать и провести следующие процедурные мероприятия.

Не менее чем за 14 дней до начала срока проведения аттестации:

  1. изучить индивидуальный график проведения аттестации на сайте ТОИПКРО по ссылке https://toipkro.ru/index.php?act=departments&page=227 после пятнадцатого числа каждого месяца;
  2. при очной форме аттестации согласовать с педагогическим работником даты встреч и посещения его практической деятельности;
  3. при дистанционной форме аттестации ответственный в образовательной организации за аттестацию педагогических работников, предоставляет результаты профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника, выбравшего дистанционную форму, а также запись двух уроков (занятий, мероприятий), только в электронном виде на электронный сервис Центра аттестации ТОИПКО по ссылке http://edu.tomsk.ru/at/auth/. Консультацию по дистанционному размещению материалов можно получить у специалистов Центра аттестации ТОИПКРО по тел. 90–20–57. Материалы должны быть размещены на электронном сервисе не позднее даты начала аттестации педагога, указанной в графике аттестации;
  4. сообщить руководителю образовательной организации, в которой работает педагогический работник, или ответственному за аттестацию педагогических работников, о дате проведения процедурных мероприятий (при очной форме аттестации), а также запросить необходимые для аттестации педагогического работника материалы о результатах его профессиональной деятельности, которые не были найдены на официальных информационных ресурсах (при очной и дистанционной формах аттестации) не менее чем за 7 дней до начала аттестации;

В период проведения аттестации (не более 60 календарных дней):

  1. изучить на официальном сайте образовательной организации, в которой работает педагог, имеющуюся информацию о результатах его деятельности.

Если в заявлении аттестуемый указал ссылки на информацию о результатах своей деятельности, размещенных в Интернет, изучить материалы, размещенные на указанных сайтах. Данные ссылки специалистам предоставляет муниципальный координатор.

Информацию о результатах деятельности педагогических работников Томской области можете найти на следующих официальных информационных ресурсах:

- на сайте Департамента общего образования Томской области: результаты участия в региональных этапах Всероссийских профессиональных конкурсах по ссылке: https://edu.tomsk.gov.ru/luchshij-po-professii; результаты аттестации по ссылке: https://edu.tomsk.gov.ru/attestatsija-pedagogicheskih-rabotnikov;

- на сайте ОГБУ ДПО «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» результаты участия в конкурсах по ссылке: https://toipkro.ru/index.php?act=activities&page=70; материалы транслирования опыта практических результатов профессиональной деятельности педагога: https://toipkro.ru/index.php?act=institute&page=139 и http://edu.tomsk.ru/actions.html;

- на сайте ОГБУ «Региональный центр развития образования» результаты участия в конкурсах по ссылке: http://rcro.tomsk.ru/professional-ny-e-konkursy; материалы транслирования опыта практических результатов профессиональной деятельности педагога: http://rcro.tomsk.ru/izdaniya-rtsro/vestnik-rtsro/;

- на сайте ОГБОУ ДО «ОЦДОД» результаты участия в конкурсах по ссылке: https://ocdo.tomsk.gov.ru/konkursy; материалы транслирования опыта практических результатов профессиональной деятельности педагога по ссылкам: https://ocdo.tomsk.gov.ru/zhurnal-vneshkolnoe-obrazovanie-tomskoj-oblasti, https://ocdo.tomsk.gov.ru/metodicheskie-rekomendatsii,

https://ocdo.tomsk.gov.ru/materialy-konferentsij.

  1. на основе анализа изученных результатов деятельности аттестуемого, установить соответствие качественных характеристик (степень сформированности профессиональных компетентностей), результатов профессиональной деятельности требованиям квалификационных характеристик;
  2. подготовить итоговое заключение, ознакомить с ним аттестуемого педагогического работника (под роспись);
  3. сдать итоговое заключение специалисту, ответственному за организацию и проведение аттестации по муниципальному образованию (для специалистов г. Томск, ЗАТО Северск - сдать руководителю предметной группы), до 10 числа второго месяца с начала срока аттестации;

- руководитель предметной группы (г. Томск, ЗАТО Северск) сдаёт итоговое заключение специалисту, ответственному за организацию и проведение аттестации по муниципальному образованию до 12 числа второго месяца с начала срока аттестации;

- специалист, ответственный за организацию и проведение аттестации по муниципальному образованию, должен представить итоговые заключения в центр аттестации педагогических работников ТОИПКРО до 15 числа второго месяца с начала срока аттестации.

Замена специалистов после утверждения графика проведения аттестации без согласования с Центром аттестации педагогических работников ТОИПКРО не допускается.

Оформление итогового заключения

В итоговом заключении специалисты устанавливают соответствие качественных характеристик, результатов профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника требованиям квалификационных характеристик для принятия Комиссией обоснованного решения об установлении заявленной квалификационной категории.

В названии итогового заключения обязательно указывается должность аттестуемого работника в соответствии с подразделом 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678, и заявленная для установления квалификационная категория: первая или высшая.

С первого по четвертый пункт итогового заключения указываются личные данные аттестуемого педагогического работника: Ф.И.О. (полностью), количество полных лет, место работы (полное наименование образовательной организации), занимаемая должность на момент аттестации, дата назначения на эту должность, № распорядительного акта.

Пятый пункт включает в себя результаты всестороннего анализа профессиональной деятельности.

Специалисты в каждом подпункте пятого пункта кратко описывают конкретные индивидуальные результаты профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника в соответствии с указанными ниже критериями оценки и устанавливают соответствие качественных характеристик (степень сформированности профессиональных компетентностей) показателям соответствия квалификационной категории по каждому направлению профессиональной деятельности, описанному ниже.

Результаты обучающей деятельности педагогических работников (кроме работников дошкольных организаций).

Оцениваются: предметные и метапредметные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам внутренних и внешних мониторингов.

1. Результативность освоения образовательных программ (по итогам мониторингов внутренней системы оценки качества образования).

Специалисты составляют в итоговом заключении таблицу на основе информации ВСОКО о результатах освоения реализуемой аттестуемым педагогическим работником образовательной программы на основе внутренних мониторингов.

Показатели соответствия первой квалификационной категории: наличие стабильно положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией.

Показатели соответствия высшей квалификационной категории: наличие достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией.

        Показатели несоответствия квалификационной категории: наличие стабильно отрицательных результатов.

2. Результативность освоения образовательных программ по итогам внешних мониторинговых исследований.

        Специалисты составляют в итоговом заключении таблицу на основе информации ВСОКО о результатах освоения реализуемой аттестуемым педагогическим работником образовательной программы на основе внешних мониторингов.

                Если деятельность педагога не связана с наличием внешних мониторингов по их направлению деятельности, то данный подпункт пятого пункта не заполняется.

Показатели соответствия первой квалификационной категории: наличие стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам внешнего мониторинга системы образования.

Показатели соответствия высшей квалификационной категории: наличие достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам внешнего мониторинга системы образования.

Показатели несоответствия квалификационной категории: наличие стабильно отрицательных результатов.

3. Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей.

Оцениваются результаты воспитывающей и развивающей деятельности: проведение мониторинговых исследований по изучению способностей детей; работа по индивидуальным образовательным планам, программам, маршрутам или траекториям, количество вовлечённых и результаты участия обучающихся в социально значимой и проектной деятельности, в интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.

Форма мероприятия

(с указанием названия мероприятия, организатор)

Учебный год

Уровень мероприятия

Классы (группы, или возраст)

Кол-во участников

Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием Ф.И. обучающего/ воспитанника)

Показатели соответствия первой квалификационной категории: наличие работы по индивидуальным образовательным планам, программам, маршрутам или траекториям на основе результатов мониторинговых исследований.

Показатели соответствия высшей квалификационной категории: наличие работы по индивидуальным образовательным планам, программам, маршрутам или траекториям на основе результатов мониторинговых исследований, наличие победителей и призеров в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях муниципального уровня и выше.

Показатели несоответствия квалификационной категории: отсутствие деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей.

4. Результативность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

Оценивается личный вклад педагога в качество образования, его умение создавать алгоритмы и способы достижения положительных результатов в обучающей, воспитывающей и развивающей деятельности, а также уровень трансляции педагогического опыта и его востребованность.

Форма представленного опыта работы (доклад, публикация, творческий отчет, мастер-класс и т.д.)

Документ, подтверждающий участие с указанием названия мероприятия, организатора.

Для инновационной, экспериментальной деятельности указывать полные реквизиты распорядительного акта об открытии площадки*

(№ ______ от _____________).

Тема представленного опыта работы, инновации, эксперимента

Дата представления, подтверждение востребованности опыта практических результатов профессиональной деятельности

(наличие отзыва, рецензии, справки о внедрении с указанием ФИО, должности, места работы лица, организации, выдавшей документ)

*для высшей категории

Показатели соответствия первой квалификационной категории: представляет элементы опыта практических результатов (или трансляция обобщённого опыта практических результатов деятельности) на уровне образовательной организации и муниципалитета, является участником методического объединения на уровне образовательной организации.

Показатели соответствия высшей квалификационной категории: трансляция обобщённого опыта практических результатов деятельности выше уровня образовательной организации, является участником методического объединения на муниципальном и/или областном уровне, имеется опыт экспериментальной или инновационной деятельности, результаты представлены и востребованы на уровне выше образовательной организации.

Показатели несоответствия квалификационной категории:

  • отсутствие трансляции опыта практических результатов педагогической деятельности (для первой и высшей);
  • отсутствие опыта экспериментальной или инновационной деятельности (для высшей).

5. Результативность деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе.

        Оценивается участие в разработке/разработка:

- методических рекомендаций/указаний

  • по изучению предмета /курса /дисциплины;
  • по выполнению практической части программы;
  • по выполнению проектных работ;
  • по организации самостоятельной работы обучающихся, контрольных работ;

- методические разработки интерактивных форм обучения;

- учебно-методические пособия, справочные издания, рабочие тетради, задачники, практические руководства, учебники, хрестоматии и т.п.

        

Специалист заполняет таблицы:

Название педагогического продукта

Цель, задачи

Степень участия в разработке (автор, участник творческой группы)

Уровень утверждения (согласования, экспертного заключения, рецензия) указанного продукта, ссылка на сайт, где представлен материал

Уровень, название профессионального конкурса, организатор

Название конкурсной работы

Год

Результат

Показатели соответствия высшей квалификационной категории:

  • является автором/соавтором программно-методических материалов сопровождения образовательного процесса, утвержденных и рекомендованных для использования выше уровня образовательной организации, данные программно-методические материалы публично представлены в открытых информационных системах на уровне выше образовательной организации (сайты учебно-научных, учебно-методических организаций городского, областного, всероссийского, международного уровней);
  • неоднократное участие в профессиональных конкурсах и наличие побед в конкурсах муниципального уровня или участие в конкурсах областного уровня и выше.

Показатели несоответствия квалификационной категории:

  • не принимал участие в разработке программно-методических материалов; отсутствие опыта участия в профессиональных конкурсах.

Таким образом, если в результате всестороннего анализа и оценки профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника специалисты в итоговом заключении фиксируют, что аттестуемый педагогический работник имеет стабильные положительные результаты освоения детьми образовательной программы, выявляет способности ребенка, демонстрирует положительные практические результаты своей профессиональной деятельности в открытой информационной среде, демонстрирует педагогическому сообществу способы достижения положительных результатов, то Комиссия устанавливает ему первую квалификационную категорию.

Высшая квалификационная категория устанавливается педагогическому работнику, который имеет рост положительных результатов освоения детьми образовательной программы, выявляет и развивает способности ребенка, демонстрирует положительные практические результаты своей профессиональной деятельности в открытой информационной среде, участвует в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, участвует в экспериментальной и/или инновационной деятельности, профессиональных конкурсах.

Если специалисты делают вывод о несоответствии заявленной категории, то в итоговом заключении необходимо указать мотивированное обоснование о сделанном заключении и разработать рекомендации по повышению эффективности и качества его педагогической деятельности. Окончательное решение по установлению (или об отказе в установлении) данному педагогическому работнику заявленной квалификационной категории принимает Комиссия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценочные и методические материалы для осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.

Контрольные работы 5,6 классы (по Виленкину), 7 класс (Макарычев, Атанасян), 10 класс (Алимов, Атанасян)....

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К АТТЕСТАЦИИ

1.  НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА2. СПРАВКИ К АТТЕСТАЦИИ:- Динамика качества знаний  учащихся по итогам 2013-2014 учебного года по русскому языку.- Динамика успевае...

Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.

Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...

Методические материалы и документация педагога-психолога

Методические материалы и документация педагога-психолога...

Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у

Методические материалы  к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по об...

Сборник методических материалов "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"

Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях, б...