4. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования
презентация к уроку

Филимонова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по физике в 8 классе

"Нагревание проводника электрическим током.

Закон Джоуля-Ленца"

Цель урока:

Образовательная:

  • Формирование у учащихся представления о тепловом действии электрического тока и его причинах.
  • Вывести закона Джоуля - Ленца.
  • Содействовать в понимании практической значимости данной темы.

Развивающая:

  • Развивать интеллектуальных умений учащихся (наблюдать, сравнивать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, размышлять, анализировать, делать выводы)

Воспитательная:

  • Формировать коммуникативных умений учащихся.
  • содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие ребят. Отметить отсутствующих.

  1. Фронтальный опрос

        На прошлом уроке мы определили работу и мощность электрического тока, а также выяснили какие единицы работы электрического тока применяются на практике.

Давайте повторим основные понятия темы(1 задание).

2 задание – Цепочка формул. http://festival.1september.ru/articles/504357/img14.gif

3 задание - Задание на соответствие.

Формула

Определение

http://festival.1september.ru/articles/504357/img1.gif

Сила тока – это заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за единицу времени.

http://festival.1september.ru/articles/504357/img2.gif

Напряжение – это величина, показывающая, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда.

http://festival.1september.ru/articles/504357/img3.gif

Электрическое сопротивление – это способность проводника препятствовать прохождению тока.

http://festival.1september.ru/articles/504357/img4.gif

Работа электрического тока – это величина, равная произведению силы тока на напряжение на концах этого участка и на время прохождения тока.

http://festival.1september.ru/articles/504357/img5.gif

Мощность электрического тока – это величина, равная произведению силы тока на напряжение.

http://festival.1september.ru/articles/504357/img7.gif

При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи одна и та же.

http://festival.1september.ru/articles/504357/img8.gif

При последовательном соединении полное напряжение в цепи равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.

http://festival.1september.ru/articles/504357/img9.gif

Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников.

http://festival.1september.ru/articles/504357/img10.gif

Сила тока в цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединённых проводниках.

http://festival.1september.ru/articles/504357/img11.gif

При параллельном соединении напряжение на участке цепи и на концах всех параллельно соединённых проводников одно и то же.

http://festival.1september.ru/articles/504357/img13.gif

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

  1. Актуализация знаний. Изучение нового материала.

  На слайде находятся электроприборы: утюг, электроплитка, электрическая лампа, электрическая дрель, электрический чайник.
Какой прибор не вписывается в общий ряд? Уберите лишний. Чем вы руководствовались, делая выбор?
3.1. Постановка задачи-цели урока. 

Какое действие электрического тока проявляется в выбранных приборах?  (Тепловое.  Они преобразуют электрическую энергию в энергию тепловую – это нагревательные приборы.) Все эти проводники нагреваются   электрическим током. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока так и называется –

          «Нагревание проводников  электрическим током» (проговаривают ученики). «Закон Джоуля-Ленца» (добавляет учитель).

 Какую цель вы, ребята,  ставите перед собой на уроке?

  • Объяснить причину нагревания проводников электрическим током;
  • вывести и сформулировать закон Джоуля – Ленца;
  • использовать полученные на уроках знания в повседневной жизни;
  • научиться применять этот закон для решения задач.
  • установить, от чего зависит количество тепловой энергии, выделяющейся на проводнике, по которому идет ток (дополняет учитель).

3.2. Нагревание проводника. Закон Джоуля - Ленца.

        Ребята, действительно мы с вами уже говорили о действиях, которые оказывает электрический ток: магнитное, химическое, тепловое. Нагревание проводника подтверждает тепловое действие электрического тока.

Как вы считаете, ребята, чем обусловлено нагревание проводника при прохождении по нему электрического тока?

- Свободные электроны в металлах, перемещаясь под действием электрического тока, взаимодействуют с ионами или атомами вещества проводника и передают им всю энергию.

В опыте мы убедились, что в неподвижных проводниках вся работа тока идет на увеличение внутренней энергии, в результате чего проводник? .... нагревается .

А как вы думаете, ребята, куда девается потом эта энергия?

- Проводник отдает эту энергию окружающим телам путем теплопередачи.

Значит количество теплоты равно работе тока:

Q=A

Мы уже знаем, что работу тока рассчитывают по формуле:

A=UIt

Следовательно:  Q=UIt

Теперь нам необходимо пользуясь законом Ома выразить количество теплоты через силу тока. М знаем, что U=IR

Q=IRIt=I2Rt

Q- количество теплоты [Дж]

I - сила тока [А]

R - электрическое сопротивление [Ом]

t - время [c]

Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и силы тока.- найти в учебнике.

Итак, ребята, мы с вами выяснили, что любой проводник, по которому идёт электрический ток, нагревается. К этому выводу впервые пришли независимо друг от друга англичанин Джеймс Прескотт Джоуль и русский ученый Эмилий Христианович Ленц. Обращаю ваше внимание, что результаты были получены ими одинаковые. И закон, который мы получили в результате также получил название этих двух ученых – закон Джоуля-Ленца.(Слайд)  

3.3.Автобиографические справки

Джоуль Джеймс Прескотт (1818-1889) обосновал на опытах закон сохранения энергии. Установил закон, определяющий тепловое действие электрического тока.

Ленц Эмилий Христианович (1804 -1865)

Один из основоположников электротехники. С его именем связано открытие закона, определяющего тепловые действия тока, и закона, определяющего направление индукционного тока. (Слайд)

3.4. Учитель: А теперь нам предстоит ознакомиться с использованием теплового действия тока на практике.

- Назовите самое важное применение теплового действия тока?  

  • электрическое освещение;
    нагревательные приборы:

 электрические плитки, утюги, чайники, кипятильники и т.д.

 Современную цивилизацию невозможно представить без потребления электрической энергии, т.к. оно легко превращается в другие виды энергии. При использовании электроприборами нужно соблюдать правила техники безопасности и правила эксплуатации прибора.

Электрическая энергия не дается даром. Для ее производства работают многочисленные электростанции. В их топках сгорает ценное топливо, запасы которого очень медленно возобновляются или не возобновляются вообще. Вот почему так важно беречь электроэнергию и не тратить ее впустую. Ученые и инженеры создают электроприборы нового поколения с малым потреблением электроэнергии, изобретают энергосберегающие производственные технологии. Например, энергосберегающие лампы. 

Устройство энергосберегающей лампы

Энергосберегающая лампа состоит из 3 основных компонентов: цоколя, люминесцентной лампы и электронного блока. Нити накаливания в такой лампе нет, что увеличивает ее срок службы от 6 до 15 раз. Цоколь предназначен для подключения лампы к сети.

Электронный блок (ЭПРА: электронный пускорегулирующий аппарат) обеспечивает зажигание и дальнейшее горение люминесцентной лампы. Благодаря ЭПРА энергосберегающая лампа зажигается без мерцания и работает без мигания свойственного обычным люминесцентным лампам. Для уменьшения потерь энергии и размеров  Эд Хаммер расположил витки спирали в энергосберегающей лампе дальше друг от друга, сохранив форму обычной лампочки. Площадь поверхности КЛЛ намного больше площади поверхности нити накаливания, а значит, свет в комнате будет распределяться равномернее, что позволит снизить утомляемость глаз. Энергосберегающие лампы дают экономию энергии до 80%. Незначительное тепловыделение позволяет использовать КЛЛ большой мощности в хрупких бра, светильниках и люстрах, в которых от ламп накаливания с высокой температурой нагрева может оплавляться пластмассовая часть патрона. За свой век люминесцентная лампа экономит 1 тонну выбросов углекислого газа, 4 кг выбросов оксидов серы, 1 кг оксидов азота, 200 л нефти. 

Мы с вами должны выявить общую закономерность всех нагревательных приборов. Но для начала нам нужно выяснить, какой из трёх последовательно соединённых проводников, обладающих разным удельным сопротивлением: медного, стального и никелинового, имеющихся у нас на доске, при прохождении по нему тока нагревается сильней?

делается вывод: нагревание проводников зависит от их сопротивления. Чем больше сопротивление проводника, тем больше он нагревается. (Подтверждается формулой (1).)Слайд.

Учитель обращает внимание учащихся на тот факт, что длины и площади поперечного сечения проводников одинаковые.

 Учитель: Значит, единственное отличие этих проводников?

 – разные удельные сопротивления. (Что подтверждается формулой (2)). Учащиеся делают вывод:

 чтобы проводник нагрелся сильней, он должен обладать большим удельным сопротивлением. Демонстрация слайда.

Учитель: Используя данные таблицы 8 учебника, учащимся предлагается назвать вещества, наиболее подходящие для изготовления нагревательного элемента.

Постановка проблемного вопроса.

Удельное сопротивление вольфрама в два раза меньше, чем железа. Почему же именно вольфрам используется в качестве нити накала в электрических лампочках? (Демонстрируется слайд, из которого видно, что вольфрам – очень тугоплавкий металл, именно поэтому предпочтение отдают именно ему.)

Внимание учащихся заостряется на практическом применении материалов, обладающих большим удельным сопротивлением.

Проблемный вопрос.

Почему нагревательные элементы не изготавливают из фарфора, у которого удельное сопротивление в миллиарды раз больше всех веществ, приведённых в таблице?

Учащиеся обобщают полученную информацию и отвечают на вопрос: «Какими свойствами должно обладать вещество, используемое для изготовления нагревательных элементов?»

Вывод записывают в тетрадь:

 нагревательный элемент представляет собой проводник, обладающий большим удельным сопротивлением и высокой температурой плавления.

  1. Закрепление полученных знаний.

1. Алюминиевая, железная и нихромовая проволоки, имеющие одинаковые размеры, соединены последовательно и подключены к источнику тока. На какой из проволок при прохождении электрического тока будет выделяться наибольшее количество теплоты за одно и то же время?

http://school.xvatit.com/images/thumb/2/25/Tt3.jpg/603px-Tt3.jpg

Применение новых знаний при решении качественных задач.

  1. Рефлексия

Ребята, мы с вами плодотворно поработали, а теперь подведем итоги урока.

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

7.Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно

  1. Выставление оценок. Домашнее задание.

п. 53 упр. 27 (1,2)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Явление электромагнитной индукции

Слайд 2

Цели урока: Изучить физические особенности явления электромагнитной индукции, установить связь между магнитным и электрическим полями, показать значение этого явления для физики и техники.

Слайд 3

Майкл Фарад е й 22 . 09. 1791 — 25 . 08. 1867 Превратить магнетизм в электричество! Возможно ли обратное явление?

Слайд 4

Историческая справка Фарадей Майкл Фарадей ( 2 2сентября 17 91 – 25 августа 18 67) английский физик-экспериментатор и химик Памятник Майклу Фарадею (Лондон)

Слайд 5

Электрический ток возникает тогда, когда проводник оказывается в области действия переменного магнитного поля ( при изменении магнитного потока, пронизывающего охваченную проводником площадь) .

Слайд 6

Опыты Фарадея

Слайд 7

При вращении проволочного контура в магнитном поле или магнита относительно контура магнитный поток менялся за счет изменения ориентации этого контура по отношению к линиям магнитной индукции. дуии .

Слайд 8

Электромагнитная индукция - это явление возникновения электрического тока в замкнутом проводящем контуре при любом изменении магнитного поля, пронизывающего этот контур. Возникающий при этом ток называют индукционным.

Слайд 9

Жесткий диск компьютера . Детектор полицейского . Детектор металла Поезд на магнитной подушке Применение электромагнитной индукции

Слайд 10

Экспресс - опрос «Электромагнитная индукция»

Слайд 11

1. ( ОГЭ, ЕГЭ) Один раз полосовой магнит падает сквозь неподвижное металлическое кольцо южным полюсом вниз, а второй раз – северным полюсом вниз. Ток в кольце а ) возникает в обоих случаях б) не возникает ни в одном из случаев в) возникает только в первом случае г) возникает только во втором случае

Слайд 12

2. Какой процесс объясняется явлением электромагнитной индукции? а) отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током б) взаимодействие двух проводников с током в) появление тока в замкнутой катушке при опускании в нее постоянного магнита г) возникновение силы, действующей на проводник с током в магнитном поле

Слайд 13

3. (ОГЭ, ЕГЭ) Виток провода, подключенный к гальванометру, находится в магнитном поле. Магнитная индукция поля меняется с течением времени согласно графику. В какой промежуток времени гальванометр покажет наличие тока в витке? а) от 0 до 1 с б) от 1с до 3 с в) от 3с до 4 с г) от 0 до 4 с

Слайд 14

4. От чего зависит направление индукционного тока в катушке? а) от скорости движения магнита б) от количества витков в катушке в) от полюса магнита г) от силы магнита

Слайд 15

а) увеличить скорость внесения магнита б) вносить в катушку магнит северным полюсом в) изменить полярность подключения амперметра г) взять амперметр с меньшей ценой деления 5. ( ОГЭ) При внесении южного полюса магнита в катушку амперметр фиксирует возникновение индукционного тока. Что необходимо сделать, чтобы увеличить силу индукционного тока?

Слайд 16

а) ни в одной из б) в обеих катушках в) только в катушке А г) только в катушке Б 6. Две одинаковые катушки А и Б замкнуты каждая на свой гальванометр. В катушку А вносят полосовой магнит, а из катушки Б вынимают такой же полосовой магнит. В каких катушках гальванометр зафиксирует индукционный ток?

Слайд 17

а) от 0 до 6 секунды б) от 0 до 2 секунды и от 4 до 6 секунды в) от 2 до 4 секунды г) только от 0 до 2 секунды 7 . (ОГЭ) В металлическое кольцо в течение первых двух секунд вдвигают магнит, в течение следующих двух секунд магнит оставляют неподвижным внутри кольца, в течение последующих двух секунд его вынимают из кольца. В какие промежутки времени в катушке течет ток?

Слайд 18

1 2 3 4 5 6 а в б в а б Проверь себя 7 б Критерий оценок «2» - менее 3 заданий «3» - 3 - 4 заданий «4» - 5 заданий «5» - 6 - 7 заданий

Слайд 19

Сегодня на уроке : мы изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения; рассмотрели историю вопроса о связи магнитного поля и электрического; показали причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции, т.е. превратили магнетизм в электричество, и теперь мы с вами знаем: электрический ток порождает магнитное поле, а переменное магнитное поле порождает электрический ток.

Слайд 20

Домашнее задание § 39, упражнение 36 устно Дополнительное задание Подготовить сообщение или презентацию о значении явления электромагнитной индукции в современном мире.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме:

«Давление»

Учитель: Филимонова Е.В.

2019 г.

Тема урока: Давление. Способы изменения давления.

Цели деятельности учителя:

  • познакомить учащихся с новой физической величиной «давление»;
  • обеспечить условия для получения и закрепления учащимися знаний о давлении и о способах его нахождения;
  • формировать умения самостоятельно конструировать свои знания.

Задачи урока:

  • Образовательные: на основе наблюдений и экспериментов сформировать общие представления о давлении, его зависимости от силы давления и площади опоры, сформировать умения вычислять давление.
  • Развивающие: развивать экспериментальные умения, навыки, логическое мышление, интерес к физике, способствовать расширению кругозора учащихся.
  • Воспитательные: формирование навыков самостоятельной работы, воспитание чувства сотрудничества в процессе совместного выполнения учебного задания.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор. Иллюстративная компьютерная презентация. Компьютер.
  • Деревянный брусок – 9 шт. Динамометр – 9 шт.
  • Аквариум с песком. Губка.
  • Брусок с гвоздями с большими шляпками, гиря.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  • Демонстрация опыта. Беседа.
  • Демонстрация анимации.

III. Физкультминутка.

IV.Закрепление:

  • Работа в группах (экспериментальная задача).
  • Решение расчетных задач.
  • Качественные задачи.

V. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организация начала урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! лайд 1) Эпиграфом к нашему уроку являются слова Л.Н. Толстого: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памяти”. Вдумайтесь в слова Л.Н. Толстого. Скажите, что будет главным на уроке размышление и понимание или заучивание?

II. Изучение нового материала

Вопросы учащимся:

– Какая величина характеризует действие одного тела на другое? («сила»)

– Назовите прибор для измерения силы. (Силу измеряют динамометром.)

– Каковы характеристики силы? (Сила имеет числовое значение (модуль) и направление, единица измерения силы — 1 Н)

- Какие силы вы знаете, как их можно вычислить?

Далее учитель задает вопрос:

– Какие изменения происходят с телами при действии на них других тел? (В результате действия одного тела на другое либо изменяется скорость движения, либо изменяется форма тел (деформируются).)

– Хочу обратить ваше внимание на следующий факт. Когда мы стоим, то действуем (давим) на пол, садимся — давим на сиденье, откидываемся — давим на спинку стула, прикрепляем листок к доске — давим на кнопку и т.д.

– Для описания воздействия человека на тела, какой глагол используем? (Давит)

– Найдите еще синонимы. (Оказываем давление, воздействуем и др.)

- Как вы думаете, с какой новой величиной мы сегодня познакомимся? Что о ней можно узнать? (выслушиваются ответы детей).

Учитель. Задумывались ли вы, ребята, о том, почему в мягком кресле вам удобнее, чем на жестком стуле? Или почему по рыхлому снегу человек на лыжах идет, не проваливаясь, а без лыж проваливается в снег выше колена? (Слайд 2)

(Выслушиваются ответы учащихся)

Учитель: Чтобы правильно ответить на эти вопросы, сегодня на уроке мы познакомимся с новым физической величиной “давление”. Выясним, от чего зависит эта величина и в каких единицах измеряется, узнаем, как в жизни применяется знание этого понятия.

Открываем тетради. Записываем тему урока: «Давление. Способы изменения давления».

Слово “давление” вам хорошо известно. Оно может употребляться в разных смыслах. Например:

  • Атмосферное давление падает, возможны осадки.
  • У больного внезапно повысилось давление.
  • Давление в шинах автомобиля зимой падает. 

Во всех этих предложениях слово “давление” использовано в разных ситуациях и имело разное значение. Мы рассмотрим давление с точки зрения физики.

Давайте оценим действие некоторых тел на поверхность. Например, действуем ли мы на пол? От чего зависит наше действие? (Ответы детей)

Давайте проверим на опыте ваши предположения.

Демонстрация опыта. Опыт  с бруском и гвоздями. 

Возьмём брусок с гвоздями

а) установим его остриями вверх на песке;

б) поставим на брусок гирю;

в) перевернем брусок и поставим его на острие гвоздей.

Сравните результаты действий бруска на песок в трех случаях.

Ответы учащихся. Действие бруска на песок разное. Оно зависит от площади опоры бруска и от силы, с которой брусок действует на поверхность.

Учитель. Какая зависимость от площади и действующей силы?

Учащиеся. Чем больше площадь, тем меньше давление. Чем больше действующая сила, тем действует брусок сильнее.

Учитель. Действие силы на поверхность характеризуется новой физической величиной – давлением.

Как же его рассчитать? Попробуем составить формулу.

Итак, чем больше действующая сила, тем давление больше. Как в математике называется такая зависимость? (Ответы)  

А чем больше площадь опоры, тем давление меньше. Это обратная зависимость. http://festival.1september.ru/articles/571973/Image753.gif

- Давление будет обозначаться маленькой буквой p= /пишет на доске/ Какой буквой обозначается площадь?  А сила? Выйдите и запишите формулу.http://festival.1september.ru/articles/571973/Image754.gif

Ученики: /пишут на доске и в тетрадях/

Учитель: - Проговорим формулу, а теперь определение. (Слайд 3)

Давление – величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. Обратите внимание: давление, производимое на тело (песок) передается в направлении действия силы!

Итак, какую зависимость давления от площади опоры и действующей силы мы получили? (Ответы учеников)

Давайте посмотрим эту зависимость на интерактивной модели. (Слайд 4) Демонстрация анимации, показывающей как давление зависит от площади и силы.

 Учащиеся обобщают вывод и записывают его в тетрадь. При одной и той же силе давление больше в том случае, когда площадь опоры меньше, и, наоборот, чем больше площадь опоры, тем давление меньше.

Результат действия силы зависит от направления и модуля силы, а также от площади, перпендикулярно которой действует эта сила.

Учитель. А теперь введем единицу измерения давления. Она названа в честь французского физика Блеза Паскаля.  (Слайд 5)

Ученик. Сообщение «Блез Паскаль».

Учитель: Что такое 1 Па? (Слайд 6)1 Па – это такое давление, которое производит сила давления в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно этой поверхности.

На практике применяются и другие единицы давления:

1 гПа – 100 Па; 1 кПа – 1000 Па

Вопрос: Что означает запись: p=105000Па, p=5000Па?

(105000 ПА – это такое давление, которое производит сила в 105000 Н, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности.)

(Слайд 7) ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ !

… давление гусеничного трактора массой 6,7 тонны на почву составляет 47000 Па.
… втыкая пальцем иглу или булавку в ткань, мы создаем давление около 100 000 000 Па.
… когда жалит оса, то она оказывает на кожу человека давление 30 000 000 000 Па.

Учитель. Итак, от чего зависит давление твердых тел? А как передается давление в твердых телах, жидкостях и газах? (Ответы учащихся) А теперь вы можете дать ответ на вопрос, поставленный перед вами в начале урока.

Учитель: Вы видите двух мальчиков одинакового телосложения (Слайд 11) а, значит, и веса. Следовательно, лыжник давит на снег с такой же силой, что и пешеход. Почему же результат действия силы разный? (версии учащихся).

У лыжника действие силы распределяется по площади касания снега и лыж, а у пешехода – снега и подошв. Однако площадь лыж больше площади подошв. Поэтому и результат действие лыжника на снег проявляется в меньшей степени. Лыжник не проваливается на снегу.

III. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Слайд 12)

Учитель. Мы хорошо потрудились, устали, давайте немного разомнемся, а заодно закрепим новый материал.

Встаньте, пожалуйста. Встаньте прямо, расправили плечи, подняли руки, опустили. Поставьте руки в стороны. На заданные вопросы отвечайте руками.

Вопросы:

Если площадь уменьшается, тогда давление …..?

Если сила уменьшается, тогда давление…..?

Если сила увеличивается, тогда давление…..?

Если площадь увеличивается, тогда давление….?

Молодцы!

Прикрыли глаза и подушечками указательных пальцев слегка надавите на глаза. Открыли глаза и посмотрели вдаль. Повторить еще раз. Опять выпрямились. Встали на правую ногу. На левую. Сели.

  • Вы только что стояли на двух ногах и на одной. Одинаковое ли вы производили давление на пол?
  • Изменилось ли ваше давление на пол после поднятия рук?
  • А зачем мы нажимали на глазные яблоки? (Надавливанием на веко мы стимулировали кровообращение в глазной мышце и активизировали ее деятельность).

Стоя в классе, вы были способны менять давление, производимое вашим телом на пол.

IV. Закрепление.

Учитель: Итак, что называется давлением и от чего оно зависит?

Давайте проверим зависимость давления от площади поверхности.

Работа в группах. (Слайд 13)

Учитель. У вас на столах располагается оборудование (деревянные бруски, динамометры).

  1. Как можно брусок положить на стол? (узкой и широкой гранями)
  2. Как можно определить силу давления бруска? (сила давления будет равна весу тела, ее можно определить с помощью динамометра)
  3. Как вычислить давление, которое оказывает брусок? (Ответы учащихся)

Давайте  вычислим, какое давление оказывает брусок на стол. Выполните экспериментальное задание согласно указаниям, которые вы видите на слайде. Записи сделайте в тетради.

Вычисление давления тела на опору 

Работа в группах (Слайд )

  1. С помощью динамометра измерьте силу давления бруска на стол:

Fдавления = ____________Н

  1. С помощью линейки измерьте длину, ширину  в см, а затем переведите эти значения в метры

a = _____см ________м

b = _____см ________м

  1. Вычислите площадь заданной грани

S = ab = _______________м . м = м2

      Округлите полученные значения.

Р = = = ______Па

Учитель: Итак, как зависит давление от площади опоры? Что же мы с вами получили? (Записи на доске)

Сила, Н

Площадь,м2

Давление, Па

Узкая грань

Широкая грань

Малая грань

Учитель: Одинаковые ли у вас значения площади, давления? (нет)

А почему получились такие результаты? (разные грани  брусков, значит, разная площадь опоры)

Мы экспериментально подтвердили, что давление зависит от площади поверхности опоры.

Учитель: - А теперь порешаем задачи по новой теме. (Решение задач на расчет давления из учебника: стр. 157 №1 – 3 у доски.)

 Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Вопросы классу.

  1. Тестовые вопросы. (Слайды 14 -18).
  2. Весной во время начала ледохода или оттепели на водоемах может произойти несчастный случай (Слайд 19). Как помочь человеку, провалившемуся под лед?
  3. Как учитывает способы изменения давления в своей работе повар? (пользуется приборами с малой площадью: ножи, яйцерезка, картофелерезка, терки и т.д.)
  4. Каждый из вас неоднократно использовал в своей работе ножницы. Как правильно подавать ножницы: тупым концом или острым? (У острых концов ножниц площадь меньше, чем у тупых, поэтому даже небольшим усилием можно создать значительное давление, что может привести к травме.)
  5. Природа Якутии завораживает во все времена года. Одним из самых красивых животных Якутии является олень с его могучими ветвистыми рогами. (Демонстрация слайда 20). Почему олень может сравнительно легко бегать по снегу?
  6. Почему острым ножом легче резать хлеб?
  7. Почему по скошенному лугу трудно ходить босиком?
  8. Почему стальным ножиком Вовочка сумел наточить карандаш, а стальным шариком из подшипника не смог? (Вовочка не смог наточить карандаш стальным шариком по причине их общей тупости. Площадь соприкосновения острия ножа с карандашом достаточно мала, чтобы обеспечить давление, против которого карандаш не может устоять, а круглый шарик, которым Вовочка пытался наточить карандаш такого давления обеспечить не в силах).

V. Рефлексия. 

Учитель: Вы видите, как знания этой темы помогают объяснить жизненные ситуации. Подведем итог урока:

  • С какой физической величиной вы познакомились сегодня на уроке?
  • Какую силу называют силой давления?
  • Что такое давление? Единицы давления?

Итак, вернемся к началу урока. Теперь вы, ребята, можете дать ответ, на вопрос, почему же в кресле удобнее, чем на стуле? (Ответы учащихся)

Выставление оценок.

V. Домашнее задание: § 39, № 1 – 9 стр.30 -31 (в рабочей тетради), по желанию выполнить домашнюю лабораторную работу № 3 «Исследование передачи давления твердыми телами и газами». (Слайд 21)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЗНАНИЕ ТОЛЬКО ТОГДА ЗНАНИЕ, КОГДА ОНО ПРИОБРЕТЕНО УСИЛИЯМИ МЫСЛИ, А НЕ ПАМЯТИ» Л.Н.ТОЛСТОЙ Эпиграф к уроку:

Слайд 5

Блез Паскаль (1623-1662) Французский математик и физик, один из величайших умов XVII столетия. Он открыл и исследовал ряд важных свойств жидкостей и газов, интересными опытами доказал существование атмосферного давления. Его именем названа единица давления и популярный язык программирования. Блез Паскаль изобрёл счётную машину - микрокалькулятор первого поколения.

Слайд 6

1 Па – это давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м 2 перпендикулярно этой поверхности. Единица измерения давления – 1 Па.

Слайд 7

... давление гусеничного трактора массой 6,7 тонны на почву составляет 47000 Па. ... втыкая пальцем иглу или булавку в ткань, мы создаем давление около 100 000 000 Па. ... когда жалит оса, то она оказывает на кожу человека давление 30 000 000 000 Па. ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ !

Слайд 8

4

Слайд 9

Давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа. ЗАКОН ПАСКАЛЯ

Слайд 11

Физкультминутка

Слайд 12

I ряд - красная грань II ряд - на зеленая грань III ряд - на синяя грань 1. С помощью динамометра измерьте силу давления бруска на стол: F давления = ____________Н 2. С помощью линейки измерьте длину, ширину в см, а затем переведите эти значения в метры a = _____см ________м b = _____см ________м 3. Вычислите площадь заданной грани S = ab = _______________м . м = м 2 Округлите полученные значения. 4. Рассчитайте давление р = ____ Па Работа в группах

Слайд 14

Несчастные случаи на воде

Слайд 15

Олени Якутии

Слайд 16

§ 39, № 1 – 9 стр.30 -31 (в рабочей тетради), по желанию выполнить домашнюю лабораторную работу № 3 «Исследование передачи давления твердыми телами и газами». ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неделя педагогического мастерства Открытый урок «Плотность. Масса. Объем»

Слайд 10

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Методика «Познавательная потребность» (В. С. Юркевич)

Цель -  определение интенсивности познавательной потребности.

Материал: стандартизированная анкета, адресованная учителям, которые на основе наблюдений и бесед с родителями должны выбрать ответы на следующие вопросы.

  1. Как часто вы подолгу занимаетесь какой-то умственной работой?

- часто – 5б

- иногда – 3б

- редко – 1б

  1. Что вы предпочитаете делать, когда задан вопрос на сообразительность?

- потрудиться и самому найти ответ – 5б

- когда как – 3б

- получить готовые ответы от других – 1б

  1. Много ли вы читаете дополнительной литературы?

- много- 5б

- иногда – 3б

- редко – 1б

  1. Часто ли вы задаёте вопросы учителям?

- часто – 5б

- иногда – 3б

- редко – 1б

  1. Насколько эмоционально вы относитесь к интересному для вас делу?

- очень эмоционально – 5б

- когда как – 3б

- эмоции неярко выражены – 1б

Обработка результатов

        Подсчитать сумму баллов каждого ребёнка и разделить её на 5 (5 – это показатель интенсивности познавательных потребностей). Интенсивность можно считать:

- сильно выраженной, если показатель больше 3,5;

- умеренный – показатель 2,5-3,5;

- слабый – менее 2,5.

Определение познавательных потребностей

№ обучающегося по списку

Номер вопроса

Итого

Средний балл

1

2

3

4

5

Баллы

1

3

3

3

3

3

15

3

2

3

3

5

3

5

19

3,8

3

3

3

3

3

3

15

3

4

3

3

5

3

3

17

3,4

5

3

3

1

1

3

11

2,2

6

3

3

1

1

1

9

1,8

7

3

3

3

3

3

15

3

8

1

1

1

1

3

7

1,4

9

3

5

3

5

3

19

3,8

10

1

1

1

1

5

9

1,8

11

3

3

3

1

3

13

2,6

12

3

3

3

3

5

17

3,4

13

1

3

1

3

3

11

2,2

14

3

5

5

3

3

19

3,8

15

1

3

5

1

5

15

3

16

3

3

3

3

3

15

3

Показатели по классу:

- сильно выраженный – 3 чел. – 19%

- умеренный – 8 чел. – 50%

- слабый – 5 чел. - 31%



Предварительный просмотр:

         Характеристика теста креативности Э.П. Торренса

Автор методики — Элис Пол Торренс, известный американский психолог, посвятивший жизнь исследованию творческого мышления и внёсший большой вклад в теоретическое и практическое изучение умственных процессов. В качестве педагога он много лет работал с одарёнными детьми. Тесты составлялись для выявления скрытых творческих способностей, а также с целью разработки коррекционных программ обучения, акцент в которых делался на индивидуальном подходе к каждому из учащихся. В полной мере осознавая всю сложность оценки креативного потенциала, который не может быть измерен в количественных показателях (в отличие от уровня интеллекта), Торренс тем не менее стремился создать надёжную методику для его изучения. Результаты диагностики обладают высокой степенью надёжности, так как методика была разработана по итогам длительных исследований, проведённых на большом количестве испытуемых. Тест творческого мышления Торренса предназначен для детей старшего дошкольного (5–6 лет) и школьного возраста (от 7 до 18 лет). Он состоит из 3 частей:

1.«Нарисуй картинку».

Испытуемым предлагается стимульный материал в виде овала, вырезанного из цветной бумаги (цвет экспериментатор выбирает самостоятельно, размер — с куриное яйцо). Приложив фигуру к листу чистой бумаги, ребёнок должен нарисовать законченную картинку, включающую в себя исходный элемент, и дать ей название.

C:\Users\Елена\Desktop\картина1.jpg

Первый субтест предполагает работу испытуемого с простым овалом

2. «Закончи рисунок» является наиболее распространённым из приведённых субтестов и может использоваться в качестве сокращённого варианта диагностики креативности Торренса. Суть его довольно проста: тестируемому предлагается набор фигур, которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка. Испытуемому также требуется сопроводить каждый ответ письменным комментарием того, что он изобразил, чтобы экспериментатор мог верно оценить результат.

 Второй субтест — набор фигур, которые дети должны завершить, превратив каждую в рисунок.

3.«Повторяющиеся линии». Тестируемым предлагается изображение 30 пар параллельных прямых. На основе каждой ребёнку нужно создать уникальный рисунок, который бы включал в себя исходные элементы.

C:\Users\Елена\Desktop\карт3.jpg

На основе каждой пары линий тестируемый должен придумать рисунок в рамках третьего субтеста .

      Процедура проведения диагностики творческого мышления.

 Рекомендуется проводить тест в небольших группах — от 5 до 10 человек.(можно индивидуально).

   Причём чем младше участники, тем меньше их должно быть в объединении. Испытуемому полагается сидеть за столом одному или с помощником экспериментатора, который пояснит задание или подпишет рисунок в том случае, если ребёнок недостаточно хорошо и быстро это делает сам. Для детей дошкольного возраста тест лучше организовывать в индивидуальном порядке.

   Для получения объективных результатов тестирование не должно включать в себя элемент соревнования или подразумевать наличие «правильных» ответов. Напротив — исследованию полагается проходить в расслабленной и спокойной обстановке, в которой дети смогут раскрыть свой потенциал без страха получить плохую оценку. Лучше всего, если экспериментатор преподнесёт задания в игровой форме. Сделать это будет не так сложно, поскольку тесты изначально предназначались для детей старшего дошкольного и школьного возраста, поэтому автор старался сделать их небанальными, чтобы заинтересовать тестируемых. Рекомендации к подготовке детей к предстоящей работе включают в себя фразы вроде: «Ребята! Я уверен(а), что вам понравится предстоящая игра. Это поможет и нам понять, как вы умеете придумывать новое и решать разные вопросы. Вам потребуется подключить всю вашу фантазию и умение думать».

 Оптимальное количество испытуемых — не более 5–10 человек

 Для выполнения заданий участникам тестирования нужна бумага, карандаши и ручки. Лучше убрать со стола все лишние предметы, которые могут отвлекать детей. Испытуемым также предоставляются листы со стимульным материалом. Во избежание путаницы следует обратить внимание детей на то, что бланки необходимо подписать. Рекомендуется предварять выполнение теста примерно таким вступлением: «Перед вами незаконченные фигуры. Если дорисовать к ним что-то, у вас получатся интересные картинки и истории. Это вам нужно сделать за 10 минут. Постарайтесь выдумать такой предмет или сюжет, который больше никто не нарисует. Придумайте ещё и необычное название для каждого изображения».

 В отдельных источниках говорится, что не следует ограничивать детей по времени, так как это может помешать гармоничному протеканию творческого процесса. В оригинальном же описании теста указывается, что на выполнение каждого субтеста отводится 10 минут, поэтому экспериментатору понадобится секундомер. Если участники обеспокоены по этому поводу, то следует предупредить их, чтобы не волновались и работали в своём ритме: «Вы работаете с разной скоростью. Кто-то успевает сделать всё очень быстро, а затем возвращается к заданиям и доделывает. Другие рисуют понемногу, но из каждой картинки делают сложные и интересные истории. Поступайте, как вам удобнее».

     Экспериментатору следует обязательно поинтересоваться, не возникло ли вопросов. В случае замешательства понадобится повторить инструкцию простым и доступным языком с учётом возраста испытуемых. Но ни в коем случае нельзя предоставлять примеры выполнения теста, поскольку это может привести к снижению оригинальности работ.

    По окончании тестирования организатору нужно проследить, чтобы к каждому рисунку был дан соответствующий комментарий. Если ребёнок забыл подписать какое-либо изображение, экспериментатору или его помощникам стоит сразу же выяснить ответы и подписать стимулы самостоятельно. В противном случае могут возникнуть сложности с интерпретацией результатов. Именно поэтому ассистентов должно быть достаточно, чтобы охватить всю группу испытуемых.

   Тест креативности Торренса можно проводить повторно для оценки развития творческих способностей. Рекомендуется использовать при этом следующие пояснения: «Мы хотим понять, как изменились ваши умения придумывать новое и решать проблемы. Люди измеряют рост и вес регулярно, чтобы узнать, насколько выросли и поправились. Мы делаем почти то же самое, но только с целью исследования ваших способностей. Постарайтесь проявить себя как можно лучше». Сравнивая результаты тестов, можно отследить динамику развития креативности ребёнка на протяжении всего периода обучения в школе.(объединении).

C:\Users\Елена\Desktop\карт4.jpg

 Результат ребёнка обязательно должен включать не только дополненные фигуры, но и описания к ним.

                    Обработка и интерпретация результатов 

  Приступая к интерпретации, следует прежде всего оценить соответствие результатов заданию. Ответ признаётся неадекватным в случае, если:

  • не был использован предложенный элемент;
  • рисунок тестируемого представляет с собой неопределённую абстракцию;
  • название картинки бессмысленное, не связанное с изображением;
  • та или иная иллюстрация копирует один из предыдущих ответов.

 Беглость 

Беглость(продуктивность) оценивается подсчётом завершённых заданий: тестируемому начисляется по 1 баллу за каждое. Следует отметить, что этот критерий не является прямой оценкой творческого мышления. Он используется лишь в качестве ориентира для других параметров.

 Оригинальность

 Все результаты, которые были признаны адекватными, следует проанализировать по предложенной составителем теста шкале: баллы за оригинальность начисляются за статистически наиболее частые ответы на задания, заслуживающие 0 или 1 балла, редко встречающиеся и необычные варианты оцениваются 2 очками.

  Этот показатель является наиболее значимым. Высокие результаты по шкале оригинальности говорят о способности испытуемого находить нестандартные решения, отличные от общепринятых и банальных. 

Рассматриваемый показатель можно анализировать в соотношении с беглостью: для этого полученные за оригинальность баллы следует разделить на количество завершённых заданий и умножить на 100%.

 Ответы тестируемого сверяются со списками, чтобы понять, какие оригинальные, а какие — не очень.

 Примерные ответы с низкой оригинальностью:

 Овал: 0 баллов: рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

Стимул №1:

 0 баллов: абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица (летящая), чайка.

 1 балл: брови, глаза человека, волна, море, животное (морда), кот, кошка, облачко, туча, сверхъестественные существа, сердце («любовь»), собака, сова, цветок, человек, мужчина, яблоко.

Стимул №2: 

0 баллов: абстрактный узор, дерево и его детали, рогатка, цветок.

 1 балл: буква (Ж, У и другие), дом, строение, знак, символ, указатель, птица, следы, ноги, цифра, человек.

Стимул №3:

0 баллов: абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человек, парусный корабль, лодка, фрукты, ягоды.

1 балл: ветер, облака, дождь, воздушные шарики, дерево и его детали, дорога, мост, животное или его морда, карусели, качели, колёса, лук и стрелы, луна, рыба, санки, цветы.

 Стимул №4:

 0 баллов: абстрактный узор, волна, море, вопросительный знак, змея, лицо человека, хвост животного, хобот слона.

1 балл: кот, кошка, кресло, стул, ложка, половник, мышь, насекомое, гусеница, червяк, очки, птица (гусь, лебедь), ракушка, сверхъестественные существа, трубка для курения, цветок. 

Стимул №5:

 0 баллов: абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, корабль, лодка, лицо человека, зонт.

 1 балл: водоём, озеро, гриб, губы, подбородок, корзина, таз, лимон, яблоко, лук (и стрелы), овраг, яма, рыба, яйцо.

 Стимул №6:

0 баллов: абстрактный узор, лестница, ступен, лицо человека.

 1 балл: гора, скала, ваза, дерево (ель), кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек (мужчина, женщина), цветок.

 Стимул №7:

 0 баллов: абстрактный узор, автомобиль, ключ, серп.

1 балл: гриб, ковш, черпак, линза, лупа, лицо человека, ложка, половник, молоток, очки, самокат, символ (серп и молот), теннисная ракетка.

Стимул №8:

0 баллов: абстрактный узор, девочка (женщина), человек — голова или тело.

1 балл: буква: У и другие, ваза, дерево, книга, майка, платье, ракета, сверхъестественные существа, цветок, щит.

Стимул №9:

 0 баллов: абстрактный узор, горы, холмы , животное и его уши, буква М;

1 балл: верблюд, волк, кот, лиса, лицо человека и фигура, собака.

Стимул №10:

 0 баллов: абстрактный узор, гусь, утка, дерево (ель), сучья, лицо человека, лиса.

1 балл: Буратино, девочка, птица, сверхъестественные существа, цифры, человек (фигура).

Параллельные линии:

0 баллов: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

 Гибкость

 Этот показатель позволяет оценить способность ребёнка переходить от одной стратегии к другой, уровень информированности и мотивации. Разнообразие идей и подходов у испытуемого выявляется количеством категорий, к которым могут быть отнесены его ответы (как рисунки, так и подписи к ним). Разделив это значение на показатель беглости и умножив его на 100%, можно получить индекс гибкости. Низкие результаты говорят о негибкости мышления либо о недостаточном интересе к выполнению теста.

Возможные категории :

  • Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор.
  • Ангелы и другие божественные существа, их детали, включая крылья.
  • Аксессуары: браслет, корона, кошелёк, монокль, ожерелье, очки, шляпа.
  • Бельевая верёвка, шнур.
  • Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания.
  • Воздушные шары: одиночные или в гирлянде.
  • Воздушный змей.
  • Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утёс.
  • Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник.
  • Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры.
  • Дерево: все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма.
  • Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекрёсток, эстакада.
  • Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака.
  • Животное: следы.
  • Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприёмник, рация, камертон, телевизор.
  • Зонтик.
  • Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка.
  • Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор.
  • Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь.
  • Книга: одна или стопка, газета, журнал.
  • Колёса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал.
  • Комната или части комнаты: пол, стена, угол.
  • Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик.
  • Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник. Коробка: коробок, пакет, подарок, свёрток.
  • Космос: космонавт. Костёр, огонь.
  • Крест: Красный крест, христианский крест, могила.
  • Лестница: приставная, стремянка, трап. Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолёт, спутник.
  • Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта.
  • Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтёрский молот.
  • Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы.
  • Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки.
  • Наземный транспорт — см. «Автомобиль», не вводить новую категорию.
  • Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк.
  • Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение луны, звезда, луна, метеорит, комета, солнце.
  • Облако, туча: разные виды и формы.
  • Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли.
  • Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка.
  • Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемёт, пушка, рогатка, щит. Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис.
  • Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепёшка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб.
  • Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган.
  • Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щётка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щётка.
  • Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыплёнок.
  • Развлечения: певец, танцор, циркач.
  • Растения: заросли, кустарник, трава.
  • Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог.
  • Сверхъестественные (сказочные) существа: Аладдин, баба Яга, бес, вампир, ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт.
  • Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа.
  • Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема.
  • Снеговик. Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота.
  • Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскрёб, отель, пагода, хижина, храм, церковь. Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба.
  • Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба.
  • Тростник и изделия из него. Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш.
  • Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко.
  • Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан. Цифры. одна или в блоке, математические знаки.
  • Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер.
  • Девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определённая личность, старик.
  • Части тела человека: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык.
  • Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.

Разработанность

   Разработанность подразумевает степень детализации рисунка — наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов. Дополнительный балл начисляется за:

  • каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается (например, при густой листве засчитывается 1 балл за весь элемент, несмотря на количество прорисованных листиков).
  • цвет, если его использование дополняет основной сюжет изображения.
  • особую штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею) — тени, объём, оттенки.
  • каждую идею оформления (кроме чисто количественных повторений) рисунка, значимую с точки зрения сюжета. Например, одинаковые предметы иногда изображаются для создания ощущения пространства.
  • поворот рисунка на 90 градусов и более, оригинальность ракурса (вид снизу или изнутри, например), выход изображения за рамки стимула.
  • подробный заголовок.

   Высокие показатели разработанности говорят об изобретательности и способности к конструктивной деятельности. Низкие характерны для детей со слабой мотивацией и успеваемостью.

 Абстрактность названия

    В тесте оцениваются не только рисунки участников, но и названия-пояснения, которые они им дают. Баллы за заголовки начисляются по следующей шкале:

0: очевидные названия, простые, констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект, состоящие из одного слова («Сад», «Горы», «Булочка» и так далее);

1: простые названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на изображении, или из каковых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект («Мурка», «Летящая чайка», «Новогодняя ёлка», «Саяны», «Мальчик болеет» и прочие);

 2: образные названия («Загадочная русалка», «SOS»), описывающие чувства, мысли («Давай поиграем», например);

3: абстрактные и философские заголовки, выражающие суть рисунка, его глубинный смысл («Мой отзвук», «Зачем выходить оттуда, куда ты вернёшься вечером» и подобные).

    Пример расшифровки Представленный на картинке пример демонстрирует, как начисляются баллы в соответствии со шкалами. Первая цифра (слева направо) относится к номеру категории, вторая обозначает баллы, полученные за оригинальность, третья — очки за разработанность.

C:\Users\Елена\Desktop\карт 6.jpg

Каждый рисунок оценивается по трём параметрам: номер категории ответа, оригинальность и разработанность.

                            Подсчёт баллов и их анализ.

 Таблица 1: Средние значения показателей креативности у учащихся 8 класса.

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Стартовая диагностика

9,1

7,4

9,6

11,8

Итоговая диагностика

9,8

8,2

10,7

27,4

Все выставленные баллы суммируются и делятся на количество категорий, по которым оценивалась работа ребёнка (беглость, оригинальность и так далее). Затем показатели переводятся в Т-шкалу.

Таблица 2

Преобразование «сырых» показателей в Т-шкалу

Баллы по оригинальности

Баллы по разработанности

Т-шкала

1-3 класс

4-8 класс

9-11 класс

1-2 класс

3-8 класс

9-11 класс

100

66

110

108

95

62

101

101

90

58

92

95

85

20

54

83

88

80

19

20

20

49

75

81

75

18

18

18

45

68

74

70

16

17

17

40

62

68

65

15

15

16

35

55

61

60

13

13

14

31

48

54

55

12

И

12

26

39

47

50

10

9

11

22

30

40

45

9

7

9

18

23

33

40

7

5

7

14

16

27

35

6

3

5

10

11

20

30

4

1

4

5

7

13

25

2

1

1

2

7

20

1

1

Результаты сверяются со следующей шкалой:

  • 30 — плохо;
  • 0—34 — меньше нормы;
  • 35—39 — немного ниже нормы;
  • 40—60 — норма;
  • 61—65 — несколько лучше нормы;
  • 66—70 — выше нормы; >70 — отлично.

Среднее значение

Показатель по Т-шкале

Результат

Стартовая диагностика

9,5

50

норма

Итоговая диагностика

14,1

63

несколько лучше нормы

Значения по Т-шкале соответствуют возрастной норме.

Сам Торренс утверждал, что для успеха во взрослой жизни одного только творческого потенциала недостаточно. Для полной реализации возможностей человеку также требуется наличие определённых умений и мотивации. Только при условии сочетания этих трёх составляющих можно рассчитывать на большие творческие достижения в дальнейшей жизни. Иными словами: мало иметь способности к креативности, их нужно развивать и стремиться применять смолоду. 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс:

Проблемные ситуации как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках физики.

Учитель: Филимонова Елена Владимировна,

учитель физики МБОУ Стодолищенская СШ. 

Цель мастер-класса: передача коллегам личного профессионального опыта в области проблемного обучения учащихся.

Задачи мастер-класса:

* показать способы повышения учебной мотивации обучающихся через создание проблемных ситуаций на уроке.

Оборудование: компьютер, презентация, проектор.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я представлю вам опыт своей работы по теме «Проблемные ситуации как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках физики».

Ни для кого не секрет, что каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Мы знаем, что школьников нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно. Мы сталкиваемся с проблемой снижения учебной мотивации и отсутствием познавательной активности учащихся. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учебного материала. Советский педагог Шалва Александрович Амонашвили говорил: «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими». 

Исходя из этого, одним из способов повышения мотивации обучающихся я считаю создание проблемных ситуаций на уроке. На уроках и внеурочной деятельности стараюсь вовлекать учеников в решение проблем и проблемных задач, когда они сталкиваются с тем, что для понимания и объяснения чего-либо прежних знаний недостаточно. Организованная деятельность учащихся по разрешению учебной проблемы побуждает учеников к поиску, повышает у учащихся активную умственную деятельность. Дети на основе анализа фактов, наблюдения явлений (при демонстрационном или фронтальном эксперименте) самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют правила, понятия, законы, применяют имеющиеся у них знания в новой ситуации.

Для успешной постановки проблемы, она должна содержать познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного, вызвать чувство удивления при сопоставлении нового с неизвестным и неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений и навыков. Проблемный вопрос должен содержать противоречивость информации и вызывать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные.

Проблемная ситуация — центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление. В процессе разрешения противоречий, лежащих в основе проблемной ситуации, ученики усваивают такие приемы мышления, как умение анализировать, выделять главные и второстепенные признаки явлений, устанавливать причинно-следственные связи между ними и другие. Перечисленные процессы теоретического мышления составляют основу логических умений. Следовательно, работа в условиях проблемной ситуации позволяет развивать универсальные учебные действия (УУД) и повысить мотивацию к обучению у школьников, что важно для выполнения стандартов второго поколения. Поэтому освоение технологии создания проблемной ситуации на уроке становится важным для современного учителя.

Проблемные ситуации можно создавать на всех этапах урока с использованием различных приемов. Для того, чтобы заинтересовать учащихся учебным материалом, следует преподносить новую информацию так, чтобы вызвать эмоциональное восприятие темы. Для этого можно сопоставлять неожиданные факты, обнаруживать противоречия, вызвать у учащихся удивление, недоумение, вопрос, который побуждает к поиску истины.

Проблемные ситуации возникают в ходе познавательной деятельности человека. Поэтому для введения в проблемную ситуацию нельзя (недостаточно) просто указать обучающимся на противоречие. Необходимо организовать их деятельность так, чтобы они сами натолкнулись на некоторое несоответствие познаваемого с имеющимися у них системой знаний. Деятельность эта может быть различной. Например, решение задачи, дающей парадоксальный ответ, расчет, не подтверждающийся экспериментом, беседа, в ходе которой (чаще всего на основе анализа опытов) преподаватель умело подводит обучающихся к осознанию некоторого противоречия

На уроках физики можно для создания проблемных ситуаций использовать три типа противоречий:

  • противоречия между жизненным опытом учащихся и научными знаниями;
  • противоречия между ранее полученными учениками знаниями и новыми;
  • противоречия самой объективной реальности.

Главным средством для этого служат проблемные вопросы, однако, на уроках физики с этой целью можно использовать демонстрационный и мысленный эксперимент, фронтальные опыты, экспериментальные задачи, задачи практической направленности.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам стать на время учениками и поработать вместе над разрешением проблемных ситуаций, предложенных в заданиях. Разделимся на группы. Каждая группа получит разные виды заданий. Потом проверим, как вы справились.

I группа

Постановка проблемного вопроса на этапе открытия новых знаний.

Оперный певец способен разбить большой бокал, спев очень громко определенную высокую ноту. Почему? (Можно ли одновременно находиться в движении и покое?

Можно ли увеличить объем шарика, не развязывая нити. Демонстрационный опыт: Раздувание шарика при откачивании воздуха из колокола воздушного насоса.

Сколько весит тело, когда оно падает?

В стеклянном сосуде с водой лежит картофелина. Заставьте ее плавать.

Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался – дергало назад. Что это за хулиганские явления, и можно ли с ними справиться?

а) при объяснении нового материала.

Рассмотрим пример создания проблемной ситуации на уроке физики по теме “Диффузия” в 7 классе.

Учащимся предлагается определить скорость диффузии запаха в помещении и сравнить ее со скоростью движения молекул, которая сообщается ученикам. Скорость молекул примерно 400 м / с, она соизмерима со скоростью пули.

После расчета скорости диффузии учащиеся получают результат: примерно 25 см /с. Для расчета им необходимо вспомнить, как рассчитать скорость, зная путь и время. Возникает проблема: почему скорость диффузии много меньше скорости молекулы? Учащиеся выдвигают свои гипотезы и пытаются объяснить данный факт, используя первоначальные сведения о строении вещества.

В данной ситуации учитель может подвести к правильным выводам не напрямую, а косвенно, проведя аналогию: представьте себе, что каждый из вас молекула и вам надо преодолеть расстояние от одной стены до другой, сначала вы делаете это в пустом помещении, а затем с преградами (молекулами), которые совершают хаотичное движение. После обсуждения данной проблемы совместными усилиями приходим к выводу о том, что молекула запаха преодолевает столкновения и взаимодействия с другими молекулами, при этом теряя скорость.

  • При изучении в 9 классе свободного падения, говорю о том, что древнегреческий учёный Аристотель утверждал, что «... тело большей массы падает на землю быстрее, чем тело меньшей массы».
  • Прав ли Аристотель?
  • Чаще всего ребята согласны с высказыванием Аристотеля. Далее проделываются опыты (два листа бумаги, один из которых скомкан, два кружка – железный и бумажный), в результате которых учащиеся приходят к выводу о том, что здесь свою роль играет сопротивление воздуха.

II группа

Создание проблемной ситуации на этапе закрепления.

Если подуть на руку, то чувствуете холод, а если подышать, то тепло? Почему?

Ученики получают тексты с ошибками с точки зрения физики. Ученикам предлагается объяснить, что не так как должно быть на самом деле.

Мишка на рыбалке с дедушкой.

Тихим неторопливым шагом пробирались мы вдоль берега через осоку, внимательно вглядываясь в прозрачную воду. Наконец, я заметил красавца-карася. Он застыл прямо возле берега, еле шевеля своими бронзовыми жабрами. Прицелившись точно в рыбу, метнул острогу. Остриё вонзилось в тело, карась нервно метнулся и затих.

(В воде изображение рыбы приподнято, и, точно прицелившись в рыбу, в неё не попадешь)

Император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге18 августа 1851 года. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 часа утра. Начальник строительства дороги генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особую торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это было красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако генерал не учел одного обстоятельства. Какого именно? (Он забыл о смазочном действии масляной краски. Паровоз буксовал. В результате жандармы, подобрав полы шинели, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы, чтобы увеличить силу трения).

Проблемные вопросы. 1. Какой водой – теплой или холодной - лучше запивать лекарство, чтобы ускорить его действие? Почему? (Теплой, так как ее молекулы движутся быстрее, и диффузия ускоряется.)

2. В каком виде лучше порекомендовать больному принимать лекарства, если эффект воздействия его надо ускорить: в виде таблеток или капель? Почему? (Капель, так как минует процесс растворения, кроме того, диффузия твердого тела происходит медленнее.)

3. На каком физическом явлении основано применение в терапии мазей, йода и других наружных лекарственных форм? (На явлении диффузии через кожу.)

4. Зачем лисица, спасаясь от преследующей ее собаки, делает резкие внезапные движения в разные стороны как раз в те моменты, когда собака готова схватить ее зубами? (В момент, когда лисица делает резкий поворот, собака по инерции продолжает движение вперед и не может схватить лисицу).  

5. Пословицы и поговорки: а) «Много снега – много хлеба». Почему? (Плохая теплопроводность снега. Снег – «шуба» для земли, сохраняет тепло);

б) «Ласточки низко летают – к дождю».

III группа

Решение задач практической направленности.

Предложите способ решения задачи.

1) Как приблизительно определить массу улова, имея две одинаковые литровые банки, моток бечевки, нож и палку?

(Из палки, банок и веревки сделать весы. В одну банку наливаешь воды - будет 1 кг, в другую банку кладешь рыбу, пока весы не уравновесятся. Отмерил 1 кг - в сторону, следующий кг, и так пока рыба не закончится.)

Предложите способ решения задачи.

2) Знаете, я вчера проходила мимо строительного магазина, там один старичок покупал кирпичи. У него в руках была только линейка. И он с улыбкой меня спросил: «А ты можешь посчитать при помощи линейки, сколько кирпичей я увезу на своей старенькой машине, если грузить можно до 150 кг?» Плотность кирпича 1800 кг/м3. (Масса тела равна произведению плотности вещества и объёма)

Почему шелковый платок не так хорошо вытирает пот, как полотняный?

Почему даже после сильного дождя лепестки розы остаются всегда сухими? (Лепестки содержат маслянистое вещество).

Почему рыбаки, работающие на парусных судах, предпочитают уходить в море ночь, а возвращаться с лова днем? (Ночью ветер дует с суши на море, а днем с моря на сушу).

Почему животные в холодную погоду сворачиваются в клубок? (Уменьшается их площадь поверхности, излучающей энергию. Становится теплее).

С какой целью стоматологи используют зеркальце, нагретое выше 370С? (Чтобы выдыхаемый человеком пар не конденсировался на зеркальце).

IV группа

Создание проблемной ситуации при выполнении эксперимента и фронтальной лабораторной работы.

1) Железная скрепка тонет в воде, потому что её плотность больше плотности воды. Положите скрепку очень аккуратно плашмя на воду, и она не будет тонуть. Почему?

2) Кусок пластилина тонет в воде, так как его плотность больше плотности воды. Как сделать так, чтобы пластилин плавал, а не тонул?

3) Возьмите соломинку для коктейля и опустите одним концом в стакан с водой, а второй зажмите пальцем. Не отжимая пальца, поднимите соломинку и перенесите воду с ее помощью в другой стакан. Объясните: почему вода не выливается.

4) Рассмотрим пример создания проблемной ситуации на уроке физики “Плавание тел” в 7 классе.

Перед учащимися находится три сосуда с жидкостью, в которых помещены три одинаковых тела,

например, яйца: в первом сосуде тело плавает на поверхности, во втором находится внутри жидкости, в третьем тело на дне.

Вопрос: Почему одно тело ведет себя по-разному? От каких факторов зависит поведение тела в жидкости?

Фронтальный опыт. Капля воды соединяет две стеклянные пластинки так, что их трудно разделить, а два кусочка пластилина не соединяет. Почему? Два кусочка пластилина легко соединяются после разлома, а два кусочка мела нет. Почему?

В каком случае уровень воды в сосуде поднимется больше: когда в него опускают связанные ниткой кусок свинца и дерева, так, чтобы они плавали, или когда эти тела не связаны друг с другом? Ответ проверить опытом. (Когда связаны, объем погруженной части куска дерева больше, поэтому уровень воды будет выше).

Проблемные вопросы исследовательского характера можно поставить на уроке физики по теме “Сила трения” в 7 классе.

Перед учащимися ставится вопрос: От каких факторов зависит сила трения? Для того, чтобы решить эту проблему, учащимся необходимо самостоятельно предложить ход работы и выбрать необходимое оборудование.

Учащиеся уже знакомы с измерением силы трения с помощью динамометра, поэтому они предлагают параметры, от которых зависит сила трения:

масса тела (т.е. брусок необходимо нагружать)

поверхность, по которой движется брусок (это может быть дерево, обложка тетради, поверхность книги, пол-линолиум, линейка и т. д.)

После проведения данного эксперимента учащиеся делают вывод: “ сила трения зависит от…”

- Предложите способ определения вместимости сосуда. В котором находится вода. Используя только весы и разновес. (Сначала с помощью весов определить массу пустого стакана, потом полностью наполнив его водой. По плотности и массе воды, находящейся в стакане, определяют вместимость сосуда).

V группа

Создание проблемной ситуации на этапе рефлексии.

Тема урока «Атмосферное давление»

На уроке изучили, что с увеличением высоты плотность воздуха уменьшается, и  атмосферное давление тоже уменьшаться.

Учитель спрашивает:

-У Пети на празднике в руках был шарик, надутый гелием. Случайно Петя выпустил шарик из рук, и он полетел высоко-высоко в небо. С увеличением высоты над Землей шар изменялся в размере. Каким он становился: большим или меньшим по объему? Что произойдет с шаром, когда он исчезнет из поля видимости?

В повести М.Горького «В людях» есть такие строки: «Я уже не спал, наблюдая, как сквозь щели дровяника пробиваются ко мне на постель лучи солнца. В них пляшет какая-то серебряная пыль – эти пылинки, точно слова в сказке». О каком движении здесь идет речь?

На уроке обязательно должна быть физкультминутка и её можно провести, создавая проблемную ситуацию.

Например, на уроке по теме «Давление твердых тел». Изучили, что давление обратно пропорционально площади опоры.

Встаньте, пожалуйста.

  1. Как изменилось давление вашего тела при вставании? (увеличилось)
  2. Увеличьте давление на пол ещё в 2 раза! (стать на одну ногу)
  3. А теперь еще больше! (на носочки)
  4. Встаньте на обе ноги. Как изменилось давление? (уменьшилось)
  5. Что нужно сделать, чтобы ещё уменьшить давление на опору? (сесть)
  6. Возьмите в руку любой предмет.
  7. Положите предмет на место.

   Вопрос: А как можно было еще изменить давление? (сесть на пол, лечь)

Сегодня я попыталась показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках физики не только формирует ту систему физических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом повышает мотивацию у учеников, так как такие задания вызывают интерес к изучению физики, дают возможность предполагать, высказываться, экспериментировать. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они и учатся лучше. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного: кто сдержанно (старшеклассники), а кто с нетерпением и восторгом (семиклассники).

Каждое занятие обязательно заканчивается рефлексией. Выберите, пожалуйста, пословицу, которая на ваш взгляд характеризует деятельность учителя по созданию проблемных ситуаций на уроке.

Смелость города берет.

Всякому овощу свое время.

Старая песня на новый лад.

Через тернии к звездам.

Выше головы не прыгнешь.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Учитель один не считает годин.

Спасибо за активную деятельность. Удачи всем, здоровья.

 • Ожидаемые результаты мастер-класса.

Преподаватели могут использовать элементы создания проблемных ситуаций в своей деятельности. Технология проблемного обучения универсальна, так как можно использовать на разных учебных предметах.  

Рекомендации преподавателям по созданию проблемных ситуаций

⦿ Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения.

⦿  Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.

⦿  Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом.

⦿  Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками.

⦿  Предлагать практические исследовательские задания.

⦿  Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи.

⦿  Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Литература:

  1. Рабиза Ф.В. Забавная физика. – М.:, 2000.
  2. Гальперштейн Л. Здравствуй, физика. – М.: 1967.
  3. Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1972.
  4. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1974.
  5. Марон А.Е., Марон Е.А. Сборник качественных задач по физике. - М.: Просвещение, – 2006.
  6. Сёмке А.И. Занимательные материалы к урокам. – М.: НЦ ЭНАС, 2006.
  7. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся. – М.: «Просвещение», 1987.
  8. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4. Аттестация. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активн

Справка. Формирование современной образовательной средыСвидетельство. Вебинар. Возможности использования электронных образовательных ресурсов при обучении детей с ОВЗ в основной школе Свиде...

4. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования

Формирование современной образовательной среды, продукты интеллектуальной деятельности, транслирование опыта, участие в инновационной деятельности. Повышение уровня профессиональной деятельности....

5.Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие

5.1. Формирование современной образовательной среды (создание учебного кабинета, творческой лаборатории, мастерской, музея и т.п.)5.2. Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование но...

Критерий 4: Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.

4.1. Формирование современной образовательной среды (создание учебного кабинета, творческой лаборатории, музея)- справка о работе учебного кабинета"Физического воспитания".4.2. Продукты инте...