Использование краеведческого материала в формировании этнокультурной компетентности обучающихся
статья на тему

Гребнева Татьяна Николаевна

Статья посвящена рассмотрению вопроса использования краеведческого материала в  формировании этнокультурной компетентности обучающихся.  Значимость проблемы исследования обусловлена тем, что образовательное пространство Республики Марий Эл имеет поликультурный характер. Проблема использования элементов краеведения актуальна, так как в современном мире для ведения диалога культур необходимо знание не только культуры истории страны, но и родного края. В статье обобщен опыт работы.  Средством формирования этнокультурной компетентности является  краеведческая  деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovnie_kraeved.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Гребнева Татьяна Николаевна, учитель марийского языка и истории культуры народов, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «СОШ № 2 г. Йошкар-Олы»

Вашему вниманию предоставляется  статья на тему: «Использование краеведческого материала в формировании этнокультурной компетентности обучающихся» (из опыта работы)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса использования краеведческого материала в  формировании этнокультурной компетентности обучающихся.  Значимость проблемы исследования обусловлена тем, что образовательное пространство Республики Марий Эл имеет поликультурный характер. Проблема использования элементов краеведения актуальна, так как в современном мире для ведения диалога культур необходимо знание не только культуры истории страны, но и родного края. В статье обобщен опыт работы.  Средством формирования этнокультурной компетентности является  краеведческая  деятельность.

Ключевые слова: краеведение, этнокультурная  компетентность, музей, краеведческая  деятельность, формирование.

     Гражданско-патриотическое воспитание стало сегодня приоритетным направлением государственной культурной и образовательной политики. Об этом свидетельствуют принятые за последние годы законы, программы и другие документы. В Законе Российской Федерации «Об образовании» выдвинуты такие принципы образовательной политики, как: воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, единство федерального культурного образовательного пространства; защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

    Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучающего историю Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, с людьми, которые для наших детей сами становятся «историей». 

 Особенностью республики  являются полиэтничность и поликонфессиональность населения. В Марий Эл живут представители более 50 национальностей и насчитывается 150 зарегистрированных религиозных организаций разных вероисповеданий.

  Проблема формирования этнокультурной компетентности у обучающихся  школы в полиэтнической образовательной среде является актуальной, так как в поликультурном обществе немаловажным является установление нормальных межэтнических отношений и связей. И именно система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. В целом под этнокультурной компетентностью мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

   Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы

 политические события ни происходили в государстве, какие бы противоречия ни возникали среди людей, живущих в стране, - единственным примиряющим и стабилизирующим фактором является любовь к своему Отечеству.

    Использование  краеведения становится необходимостью в современной школе. Как показывает практика,  участие школьников в краеведческой деятельности, их знакомство с прошлым, настоящим малой родины способствует осознанию ими своей принадлежности к определенной нации и формированию чувства гордости за это, пробуждает стремление к знанию ее истории, местных обычаев и традиций, сопричастности к судьбе своего народа.  Благодаря поисковой работе школьники ощущают свою причастность к близким и далеким предкам, родовым корням своей нации, народа. Все это обосновывает актуальность школьного краеведения в наши дни. Краеведческая деятельность развивает инициативу, активность учащихся, помогает их духовному и нравственному росту, дает возможность для правильной организации досуга, развития творческих способностей и коммуникативных навыков. Развитие личности  с твердой гражданской позицией и с патриотическим чувством через краеведение — это многогранный и сложный процесс.

По словам академика Д. Лихачева, большое значение в воспитании гражданина имеет умелое использование краеведческого материала. О важности использования краеведческого материала также писали Ж.-Ж.Руссо, Я.А.Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.К.Кондаков, Д.Д.Семенов и др.

    Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство

гражданственности и любви к своей малой родине, в нашей школе уделяется

особое внимание патриотическому воспитанию, разработана программа

патриотического воспитания «Мы вместе». Патриотическое воспитание

осуществляется дифференцированно – с учетом возрастных особенностей

учащихся. Его цели достигаются совместными усилиями семьи, школы,

общественных организаций, силовых структур, органов самоуправления.

   Одним из направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение.  В начальной школе закладывается фундамент того, что в последствии перерастет в любовь к малой Родине, а в более зрелом возрасте– в чувство патриотизм, ответственности за судьбу Отечества. В связи с переходом на образовательные стандарты второго поколения, обучающиеся начальных классов в рамках внеурочной деятельности заняты в кружках патриотической направленности. Специально для них разработана в школе модифицированная программа «Юные краеведы».

  Включение краеведческого материала в учебные предметы позволяет повысить заинтересованность учащихся к уроку, особенно если ребята сами принимают участие в его подготовке: собирают цифровые, исторические или природоведческие сведения о родном крае.

Работая над темой “Использование краеведческого материала    ”, мы не только знакомим учащихся с “малой Родиной”, но и используем материал о природе родного края, его историческом и культурном наследии, о хозяйственной деятельности местного населения на уроках и во внеурочной деятельности.

  Большую роль  в формировании этнокультурной компетентности  школьников играют предметы  «Истоки» и уроки ИКН. В нашей школе   с  2007 года  в учебно- воспитательный процесс введена программа «Истоки» для обучающихся начальных классов. Для обучающихся 2 классов работает кружок внеурочной деятельности «Православная культура».  Обучающиеся 5-7, 10-11 классов изучают предмет ИКН. Все эти предметы взаимосвязаны.

  Опыт преподавания показывает, что эти программы расширяют представления детей о духовных и социокультурных ценностях окружающего мира,  благоприятно воздействует на развитие сферы чувств,  восприятия и нравственные установки ребенка. Программы расширяют круг общих интересов в семье, сближает детей и родителей.   «Истоки» стержневой предмет для связи прошлого, настоящего и будущего.  Уроки ИКН помогают сформировать в детях систему социокультурных ценностей.  На первый план выходят диалоги: учитель- ученик- родитель. Идет не запоминание информации, а совместное размышление и чувствование. Уроки ориентированы на собственный опыт ребенка, его семьи и близких.  У многих учителей обстановка доверительная, превращаются в уроки жизни, напрямую побуждают к добрым делам и поступкам. Педагоги увидели в программе важное средство привития глубокого уважения к труду, профессии. Специально  для учащихся разработаны программы внеурочной деятельности  «Волшебная глина», «Народно- прикладное творчество», «Учимся видеть и слышать».

    Хорошим подспорьем в краеведческой работе являются исследовательские проекты о родном крае. На страницах этих проектов имеется немало компактной полезной информации об истории, культуре, памятниках природы, известных людях нашего края, что дает возможность использовать материалы проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Это дает учащимся повод не только почувствовать гордость за “малую Родину”, но и повысить интерес к получению новых знаний о своем крае, обратившись затем и к другим, более обширным источникам.

    История Родины в событиях в моей семьи.

    История Республики Марий Эл.

    История моего города— как все начиналось.

   Родная школа. Её история и традиции.

    Мой дом. Родословная семьи.

    Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие родные люди. Именно поэтому на уроках истории и культуры народов Марий Эл при изучении любой темы, педагоги нашей школы ищут возможность показать — а как в данном событии проявили себя наши жители, горожане, а какое отношении это событие имело к истории развития нашего города    История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и современным состоянием села, предположить перспективы развития.

      Учащиеся не только занимаются сбором краеведческого материала, но и пропагандируют традиции и обычаи нашего народа, через фольклорные праздники и конкурсы-концерты. «Свет Рождественской звезды», «Шорыкйол», «Уярня», «На осенние Кузьминки», «Осенние посиделки» «Карусель дружбы»- вот неполный перечень мероприятий в которых с удовольствием участвуют наши дети.

   Традицией нашей школы стали  тематические встречи с известными людьми республики разных национальностей и мастер – классы. Коллекция экспонатов народных промыслов дают возможность глубже понять народную культуру, её специфику. Формирование гражданина может быть осуществлено только на основе познания культуры разных народов, создавая тем самым, предпосылки взаимопонимания и уважения народов другой этнической группы. Это особенно, актуально для нашей школы, так как у нас обучаются дети других национальностей: удмурты, татары, украинцы, узбеки, таджики, азербайджанцы.

     Как показывает опыт, встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в школьном курсе. Сегодня музей- это один из институтов культуры, который хранит, изучает, популяризует культурное наследие, создает возможности наглядного, эмоционального постижения культуры людьми, раскрывает многообразие творческой деятельности человека. Поэтому необходимо включение музеев в единое образовательно-воспитательное пространство. Стержнем, соединяющим школу и музей, должна стать музейная педагогика, которая, используя музейные формы коммуникации, может и должна оказать существенное влияние на воспитание детей. 
      Большую роль в воспитании молодого поколения оказывают музей им. Т.В. Евсеева и музей народно-прикладного искусства. Традицией нашей школы стали выездные встречи с работниками музея, а также тематические встречи с известными людьми республики разных национальностей и мастер – классы. Коллекция экспонатов народных промыслов дают возможность глубже понять народную культуру, её специфику. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся  может быть осуществлено только на основе познания культуры разных народов, создавая тем самым, предпосылки взаимопонимания и уважения народов другой этнической группы.

       В течение нескольких лет в школе проводится кружок «Народно- прикладное творчество». Члены кружка, учащиеся начального и среднего звена - активные участники различных   выставок, фестивалей, конкурсов поделок. В работах детей наблюдается особый подход к творчеству, прослеживается национальный колорит, используется орнамент разных этнических групп. Регулярно проводятся тематические выставки детей в музее декоративно- прикладного искусства. «Детские руки творят чудеса», «Зимняя сказка», «Пуговичная фантазия», «Все мы такие разные, но все мы вместе»– вот неполный перечень тем.  

      Творческие мастерские, организуемые на музейных занятиях, способствуют развитию творческих способностей детей, повышению их интереса к изучаемому материалу, а также воспитывает любовь к родному краю, формирует чувство толерантности в детском коллективе.
Музей отвечает запросам и интересам школьников, создаёт комфортные условия для общения детей и взрослых, раскрывает творческий потенциал ребёнка, его индивидуальные склонности и предпочтения, учит уверенности в себе, учит ребёнка к вхождению во взрослый мир.
    Благодаря дружеским, партнёрским отношениям музея и школы стали реальностью интегрированные уроки, которые проходят как в музее, так и в школе, за счёт чего происходит изменение образовательного пространства, качественное его обновление. Учитель и музейный педагог в равной степени принимают участие в процессе обучения и воспитания детей
.

        На республиканском уровне проводился мастер-класс по изготовлению народной куклы из доступного и экологически чистого природного материала, которыми пользовались наши предки. На последнем этапе работы дети свободно выражали взгляды и ценности своего народа. У всех детей куклы получились разные. Таким образом, коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности.

      Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся, родителей.  Наш школьный мини- музей принимал участие  в муниципальном смотре- конкурсе музейных экспозиций, выставок, посвященных семейным, календарным традиционным праздникам « Рукам-работа, душе – праздник» подготовили  и оформили экспозицию « Праздник о новом хлебе – Угинде пайрем». Цель этой экспозиции – поддержание интереса и живая связь с прошлым. Очень интересно были проведены уроки  в мини- музее для учащихся школ, воспитанникам детского сада на трех языках: на марийском, русском и удмуртском. Привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.

  Таким образом, использование краеведческого материала является одним их эффективных средств в формировании этнокультурной компетентности обучающихся. Краеведческая работа  представляет,  прекрасную  возможность,  реализовать идею межпредметных связей. Опыт показывает, что использование краеведческого материала  на уроках в значительной мере облегчает и углубляет усвоение программы, усиливает конкретность и наглядность обучения, повышает интерес учащихся к  школьному предмету. 

Список литературы

1.Андронина О.И. Воспитательная работа в образовательных учреждениях: опыт и перспективы: материалы Всероссийской научно- практической конференции/Йошкар-Ола, 2011, 211с.

2.Марийское краеведение: опыт и перспективы развития: Материалы XXIII республиканской научно- практической конференции. ГБУ ДПО РМЭ «Марийский институт образования», 2017- 200с.

3.Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Издательство «Учитель»//Волгоград, 2006, 3-5с.

4.Столяров Б.А. Воспитание искусством детей и молодежи в системе «музей-учреждение образования»/ Б.А.Столяров, А.Г. Бойко, Ю.Н. Протополов. –Концепция -СПб., 2007- 34с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование этнокультурной компетентности обучающихся на уроках музыки

Панорама инновационного опыта Формирование этнокультурной компетентности обучающихся на уроках музыки Межнациональные отношения и, особенно, конфликты на этнической почве, сегодня серьезно в...

Отчет по теме самообразования: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся»

Отчетпо теме самообразования: «Роль краеведческого материала в формировании патриотических чувств обучающихся»...

Возможности использования краеведческого материала для формирования исторической памяти о событиях Первой мировой войны

В статье рассматривается возможность использования краеведческого материала для изучения отдельных аспектов событий Первой мировой войны на примере г. Николаевска Самарской губернии: участие органов м...

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КЛУБ «МЕРИДИАН» КАК ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ведущая идея работы клуба - развитие творческого потенциала учащихся, создание партнерской атмосферы взаимодействия.  В результате -грамотный, творческий и талантливый выпускник, имеющий сформиро...

Использование краеведческого материала в развитии гражданской идентичности обучающихся на примере деятельности детской общественной организации

В статье актуализируется использование краеведческого материала в рамках работы детского общественного объединения....