Профессиональные задачи
проект (10 класс) на тему

Макарова Ольга Николаевна

Профессиональные задачи по русскому языку и литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональные задачи.

1. Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст (условие, при котором задача может быть решена) определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно ½ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0).

Вы учитель – ответственный за подготовку к проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов. Отразите своё профессиональное мнение в решении.

В условиях смены образовательной парадигмы и вступления России в мировое образовательное пространство произошла перестройка целевых установок при определении образовательных результатов. Целями образования в настоящее время является не конкретная сумма знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик, а совокупность его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетенций. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий. 

Среди всей совокупности универсальных учебных действий важную роль играют действия коммуникативного блока. Степень сформированности коммуникативных умений и компетентностей влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

В процессе проведения предметной недели осуществляется знакомство с языком предметов, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием различных терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах.

Конкретная задача:

«Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; показать взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и помогут раскрыть ценностный аспект и творческий потенциал предметов; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение На мой взгляд, конкретная задача, которую я поставлю, – формирование  грамотной речи учащихся»

Предметные недели позволяют обнаружить пробелы в знаниях и умениях, выявить имеющиеся способности, позволяют "сломать" стандарт восприятия учебы, показать известные учебные предметы с неизвестной стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся.                                                                      

 Они помогают формированию целостного взгляда на мир и человека, помогают качественно решать задачи формирования гармоничного мировоззрения учащихся; происходит воспитание чувства коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки. Предметные недели представляют широкие возможности для применения на практике знаний и умений в различных областях знаний.

Предметная неделя по русскому языку и литературе, математике и информатике, английскому языку  и музыке является одной из эффективных и массовых форм внеурочной деятельности школьников по повышению результативности образования в изучении учебных дисциплин.

Цель проведения предметной недели: повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельной познавательной активности.

Задачи:

-учить применять знания и умения из различных областей наук, получая реальный ощутимый результат;

- приобщить учащихся к поисково-исследовательской деятельности, сохранению исторического, литературного наследия;

-внедрить современные технологии в образовательный процесс;

Оборудование: слайдовая презентация, конверты с заданиями.

Тип внеклассного мероприятия: интеллектуальный калейдоскоп наук.

Позитивный настрой на мероприятие: приглашается каждый класс по отдельности: каждый из вас в классе – это маленькая молекула, а какой большой станет молекула вашего класса, если вы соединитесь?!

           

Актуализация задачи для учащихся, описание условий ее решения.

В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь с проблемами организации учебного и межличностного сотрудничества между учащимися.                                                                                   Ученики, в целом, не умеют:

  • принимать позицию собеседника
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его
  • высказывать свои мысли четко, выражать свои идеи вслух
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации
  • выделять общую точку зрения в дискуссии
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)

        Основным контекстом решения проблемы организации учебного и межличностного сотрудничества в рамках мероприятия, на мой взгляд, является

- в целом, включение в урочную и внеурочную деятельность групповых и игровых форм работы, выполнение мини-проектов, презентаций, организация мероприятий-состязаний, викторин и т.п.;

- на мероприятии – формирование грамотной монологической речи учащихся посредством систематического использования опросов, устных ответов, поиска и объяснения разных вариантов решения одной задачи, доказательства и поиска ошибок в готовых (намеренно ошибочных) решениях, объяснение и исправление данных ошибок.  

2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений

Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи

Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос

Какие виды коммуникативных УУД существуют, какие из них можно продуктивно формировать в предметной неделе, каковы приемы их формирования?

Изучение нормативных документов, изучение научно-педагогической, методической литературы, поиск информации в интернет-источниках

Какие варианты организации учебного сотрудничества и межличностных коммуникаций существуют?

Что представляет собой предметная среда кабинета русского языка и литературы? Каковы возможности ее использования для реализации поставленных задач (др. предметные кабинеты)

Анализ состава предметной среды моего кабинета, выбор средств обучения, которые позволили бы мне решить поставленную задачу наиболее продуктивно

Какие проблемы по формированию коммуникативных УУД существуют у учащихся класса

Взаимодействие со школьным психологом, классным руководителем, учителями-предметниками: обсуждение с коллегами мнений по поводу коммуникативных проблем учащихся, наблюдение за учащимися

Определить взаимосвязь предметной и метапредметной составляющих мероприятия

Отбор предметного содержания и видов учебной деятельности, определить формы работы, которые позволят наиболее продуктивно решить поставленную мной задачу

Как эффективно спланировать учебную деятельность?

Составление сценария

Как вовлечь обучающихся в самостоятельную творческую

деятельность, повысить их интерес к изучаемым предметам;

Содружество учителей-предметников

Как выявить  обучающихся,  которые обладают  творческими  способностями,  стремятся  к  углубленному изучению  определенной  учебной  дисциплины  

У человека тысяча  граней, нужно умело прикоснуться. Выявить и направить творчество обучающихся в нужное русло.

Организация рефлексии мероприятия, с оценкой формирования предметных знаний и коммуникативных умений

Разработка приемов рефлексии для оценки эффективности проведенного мероприятия

Как оценить эффективность мероприятия по решению поставленных задач?

Самоанализ проведенного мероприятия

Как создать систему работы по формированию коммуникативных УУД

Разработка вариантов заданий для каждого мероприятия по формированию коммуникативных УУД, совместное планирование деятельности с другими учителями-предметниками  

3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

Содержание собираемой информации (о чем?)

Источник этой информации

Метод работы с этой информации

Варианты организации учебного сотрудничества и межличностных коммуникаций на уроках, в  мероприятиях предметной недели

Раенко Т.В. Межпредметная неделя. Организация проекта в условиях реализации ФГОС основного общего образования. - Волгоград: «Учитель», 2014г.        Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности [Текст] //                                                   Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/10.php                                                                        Самошкина Т. Г. Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 133-136.                                  А.М. Конькова Свидание с детством. УНИСЕРВ. Москва,  Педагогическое взаимодействие – это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.        Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. 996. Стр. 42-44.

Изучение материалов (сайтов, литературы), отбор методов и приемов для организации учебного сотрудничества и межличностного взаимодействия на уроках, прием «Сводная таблица»

4.Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.

         

       Перед проведением недели проводится подготовительная работа. Разрабатывается план мероприятий, готовятся материалы для проведения конкурсов, викторин, олимпиад; оформляются кабинеты и коридоры.

 Проводится предварительный опрос учащихся, в ходе которого выясняется, в каких мероприятиях они хотели бы принять участие.

         Внеклассная работа по предметам необходима для развития творческих способностей учащихся и поддержания интереса в изучении русского языка и литературы, математики и английского языка, информатики и музыки. Предметная неделя, проводимая в школе, дает ребятам возможность на практике применить свои знания, независимо от их уровня, дает возможность поверить в свои силы в изучении предметов.

Главным принципом предметной недели является вовлечение учащихся школы в события недели, предлагая им задания и мероприятия посильного уровня.

Тема предметной недели русского языка и литературы, математики и английского языка, информатики и музыки. : «На стыке наук…»

 

Цель проведения предметной недели: повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельной и познавательной активности.

Задачи:

-учить применять знания и умения из различных областей наук, получая реальный ощутимый результат;

- приобщить учащихся к поисково-исследовательской деятельности, сохранению исторического, литературного наследия;

-внедрить современные технологии в образовательный процесс

   - развить креативное мышление учащихся,  навыки самостоятельной и творческой работы;

   

Используемые элементы предметной среды: интерактивная доска с возможностью записи материалов, планшеты учащихся, панорама.

План.

1.Открытие дня предметной недели (радиопередача, в которой рассказывается о плане; на входе в школу висит красочное объявление).

                                     

Оформление :

     а) стенгазеты, высказывания писателей, учёных

 о русском языке, математике и др.»;

     б)  плакаты с пословицами и поговорками. 

1 день

Сценарий  литературно – музыкального  вечера

   Внеклассное мероприятие.

Тема:  «Природа в искусстве».

Цели: познакомить с произведениями русских поэтов и писателей о родной природе; познакомить с произведениями композиторов Э. Грига, А. Вивальди; выявлять связь произведений литературы с другими видами искусств, формировать у детей чувство прекрасного, понимать эмоционально-нравственные переживания героев и авторов произведений.

Оборудование:

1. Портреты К. Паустовский

М. Пришвин

Э. Грига

С. Есенина

А. Вивальди

2. Выставка книг различных писателей о природе.

3. Картины природы, репродукции Шишкина.

4. Произведения композиторов А. Вивальди «Зима», «Весна», Э. Григ «Утро».

          1 Вступление.     Музыка и стихи – это прекрасное, без чего человек не может жить. А без чего                 ему еще трудно прожить? (природы)

Сегодня мы с вами будем говорить о природе в музыке и стихах.

Писатель К. Паустовский, с произведениями которого вы познакомитесь на уроках литературы, сказал чудесные слова: «… и если мне иногда хочется жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей природы. Любовь к родной природе – один из самых важнейших признаков любви к своей родине»

Очень много написано стихов и рассказов о природе. Но сегодня мы поговорим и ближе познакомимся с творчеством поэта С. Есенина.

С. Есенин-презентация.  

С. Есенин очень любил природу – она для поэта была чудесным и необъятным храмом, в котором все было прекрасно. На первый взгляд, в природе нет броских запоминающихся картин, молодой поэт неожиданно и смело открывает новые краски.

1-й учебник

Задремали звезды золотые

Задрожало зеркало затона

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона

Улыбнулись сонные березки

Растрепали шелковые косы

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы…

Может ли песня внести радость в наше сердце? А природа?

В ней есть душа, язык. Только, к сожалению, не каждому дано услышать и понять этот язык. Но многим талантливым людям (как поэт С. Есенин, композитов А. Вивальди удалось понять язык природы и полюбить ее всем сердцем) поэтому они создали так много произведений. Но не только писатели, поэты, композиторы смогли услышать язык природы, посмотрите как прекрасно передали нам красоту природы художники Шишкин, Левитан и другие.

Певец природы М. Пришвин не уставал говорить, что природа и человек – это одно целое.

Очень важно, чтобы вы , ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Кто любит природу, тот не срубит дерево, не сорвет цветок, не обидит беззащитное животное. (песня «Не дразните собак»)

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы, и журчание ручейка, и пение птиц, чтобы вы научились любить и жалеть все живое в лесу и сам лет – это необыкновенное чудо природы.

Чтение стихов собственного сочинения о природе? 

Литературно-музыкальная композиция. Литературный монтаж

 Учащиеся заинтересованы в проведении таких праздников, так как появляется у них шанс показать с пользой для себя и других заложенные природой способности: музыкальные, актёрские, ораторские, танцевальные. Кроме того, участие в них помогает больше узнать о профессиях художника-оформителя, режиссёра, сценариста. Это важно сегодня, когда школа переходит на профильное обучение. В таких мероприятиях принимает участие большое количество учащихся, особенно бывают активны те, кто не всегда может проявить себя на уроках.

А сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение композитора Антона Вивальди «Зима». Вот как композитор понял и передал нам язык зимней природы. Вслед за зимой идет прекрасное время года – весна. Весна – это время пробуждения природы, всё радуется теплому солнышку, время сна прошло. Начинает таять снег, бегут ручьи, птицы поют свои песни. Попросим ребят прочитать свои стихи о весне. (стихи о весне)Композитор Вивальди уже совсем другой музыкой передает нам пробуждение природы весной. (слушание «Весна»)Хорошо в лесу и в поле летом. Прослушайте, как поэт И.С. Никитин описывает пробуждение дня в своем стихотворении «Утро»

Утро

Звезды меркнут и гаснут

В огне облака

Белый пар по лучам расстилается

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается

Дремлет чуткий камыш

Тишь, безлюдье вокруг

Чуть приметна тропинка росистая

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет вода серебристая…

Очарование наступающего дня поэт выразил словами, а композитор музыкой. Э. Грин «Утро» (слушание)

2-й ученик-исполнение.

«Отворила роща золотая

Березовым, весёлым языком

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком».

Слова С. Есенина положены на музыку. Такие песни называются – романсы (исполнение или слушание романса на стихи Есенина). С. Есенин ушел из жизни в 30 лет, но оставил нам замечательное наследие, - свои стихи – чудо поэзии. Читайте и наслаждайтесь поэзией С. Есенина.                                                                                                                                      Но сегодня дети подготовили нам стихи не только С. Есенина, но и других поэтов, которые воспели красоту природы, каждый по- своему.

Конкурс стихов. В природе строгий порядок. Все в ней крепко связано. Живут по строгим законам и растения, и насекомые, рыбы, птицы, звери.

Мы любим лес в любое время года

Мы слышали речек медленную речь

Все это называется природа

Давайте же всегда ее беречь!

В лучах ромашка солнечного цвета

Такие, что светлей на свете жить

Природой называется все это

Давайте же с природою дружить

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым

Все это называется природа

Давайте же сердца ей отдадим

Прощальный вальс танцует с небом лето

Дрожит в окне вечерняя звезда

Природой называется все это

Давайте же любить ее всегда.                                                                                                                     Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе.

 «Вопросы литературные»

 1.В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова:"Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа?  (10 000)

2.Название какой кривой является в то же время литературным термином? (Гипербола)

3."В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику?     (Пушкин)

Игры С увеличением количества развлекательно-познавательных передач и интеллектуальных игр в СМИ у школьников тоже появляется желание участвовать в них. Поскольку такой возможности у сельских ребят почти нет, постоянно стараюсь проводить игры типа «Умники и умницы», «Счастливый случай», «Кто хочет стать отличником». Школьники придумывают и предлагают свои версии игры, активно готовят вопросы и задания. Как ни странно, лёгкая развлекательная форма этих шоу оказывается весьма подходящей для осуществления образовательных и воспитательных задач.

Подведение итогов конкурса стихов. Награждение.

Надеюсь, что вы еще больше будете любить и охранять природу, научитесь ее слушать и видеть не только глазами, но и сердцем, не будете причинять зла и конечно, я думаю, кто-то из вас захочет взять и почитать стихи  С. Есенина                                                                                     2 день

Английский язык

Цели и задачи. Внеклассная работа по иностранному языку необходима для развития и поддержки интереса к изучению иностранного языка, для развития творческих способностей учащихся. Неделя английского языка, проводимая в школе, дает ребятам возможность на практике применить свои знания, независимо от их уровня, и дает возможность поверить в свои силы в изучении английского языка.

Главным принципом мероприятия  английского языка является вовлечение учащихся школы в события Недели, предлагая им задания посильного уровня.

  1. Защита презентаций по теме «Великобритания».

2. Во всех группах проводятся беседы и видеоуроки по теме «Английский язык в мире».

     3.Сочинение по теме: «Страна моей мечты»  (на  английском языке).

3 день

Математика

На уроках русского языка у учащихся формируется умение различать буквы и соответствующие им звуки. Аналогично на мероприятиях и уроках  математики формируется умение различать числа и цифры. Эти умения по своей сути являются одинаковыми. Учителю важно не только самому осознать это, но и помочь увидеть и осознать эту одинаковость школьниками. Своеобразна связь обучения математики с русским языком. На уроках математики происходит развитие речи учащихся, обогащение ее математическими терминами, выражениями. Учащиеся учатся правильно строить и обосновывать свои высказывания. «Математический телефон». Каждой команде предлагается решить несложную задачу. Но необходимо передать последовательно алгоритм ее решения от 1 человека до последнего. При этом первый говорит первый шаг в решении, второй – второй и т.д. Последний человек выходит и фиксирует решение на доске. Все записи сохраняются. Кто передаст правильное решение, тот получает баллы. Учитель математики может оценить математическую грамотность, а учитель русского языка – правильность построения объяснения с точки зрения русского языка.

4 день 

Информатика

  1. Конкурс викторина «А знаете ли вы?»

В жизни современный человек, со временем сильнее осознает причастность информационных технологий ко всему, что происходит на земле. Важно дать учащимся единое представление о современном обществе и своем месте в нем, расширять их знания и умения по предмету дать понять широкую востребованность знаний языка и информатики.

Комплексный подход к обучению русскому языку на основе информатики позволяет решить и проблемы обучения самой информатике. При обучении информатике учащиеся сталкиваются с такими трудностями, как неграмотное оформление и форматирование текста. Этому способствует незнание разделов языкознания.  

                Таким образом, появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, и наглядно показать в действии взаимосвязь использования письменной речи, в мире информационных технологий и одновременно усилить мотивацию изучения русского языка и информатики.

               На уроках литературы, изучая биографии известных писателей, мы с помощью ИКТ технологий можем виртуально ознакомить учащихся с музеями этих писателей.  И здесь на помощь приходят онлайн-экскурсии, которые позволяют ознакомиться с экспонатами, не отходя от компьютера.  

5 день  

Музыка

Образовательные задачи: Расширить знания учащихся о многообразии  мира природы, закрепить знания разнообразных представителей царства животных, растений,                показать красоту  природы,  её  положительное  влияние  на  человека;                       воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру;                                                                     содействовать развитию творческих способностей.

Воспитательные: Формирование у обучающихся чувства коллективизма, сплоченности, а так же сопереживания и взаимопомощи друг другу. Формирование любви к родине, бережного отношения к природе.                                                                                                                                        

     (слайд. Лес)

 «Наедине  с  лесом»                                

Цитата:  «Когда  на  сердце    

                   неспокойно  станет,

Когда  не  в  силах  

                  совладать  с  собою,

Побудь  в  лесу  на  

                 солнечной  поляне,

  И  все  печали  снимет,  

                 как  рукой».  В. Лукина.

Первый  ведущий:  

Дорогие  друзья!  Сегодня  вы  услышите  песни,  стихи  и  легенды  о  красоте  нашей  природы,  её  богатствах.

6 день

 Подведение итогов. Награждение победителей.

Проведение предметной недели показывает, что непринуждённая и психологически подготовленная языковая атмосфера в заведении способствует проявлению индивидуальных возможностей учащихся с различными видами обученности. Неделя позволят привлечь к работе всех учащихся,  предусматривает различные формы работы (парную, групповую, индивидуальную), а также разнообразные виды деятельности, где каждый может найти занятие в соответствии со своими способностями и интересами. Во время проведения недели создаётся положительная мотивация к дальнейшему изучению предметов, а также ситуация успеха для каждого. Учащиеся получают дополнительные возможности применения знаний, умений и навыков, получают новые знания, развивают социокультурную компетенцию.

В процессе проведения предметной недели у учеников формируются такие коммуникативные УУД, как:

взаимодействие, т.е. умение слушать и слышать других, четко и полно выражать свои мысли, вести диалог, учитывая мнение других и обосновывая свои мысли, умение работать с разными точками зрения;

кооперация, т.е. умение организовать свою деятельность в группе, умение воспользоваться помощью и подсказками учителя, учащихся, умение работать без конфликтов, в психологически комфортной обстановке;

условие интериоризации, т.е. грамотное использование языковых средств для решения коммуникативных задач, умение выстроить внутреннюю речь.

5. Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.

Методы рефлексии, применяемые на уроке, наблюдение за развитием учащихся во внеклассной работе, на последующих уроках.

6. Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).

Задача организации учебного и межличностного сотрудничества в рамках предметной недели наиболее эффективно решается через работу в группах. Цель группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы по разным предметам.

Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы. Наряду с помощью учителя каждый получают помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

При совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Перед детьми постоянно возникают новая коммуникативная задача, а это проблема, требующая разрешения противоречия: «ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность в этом)». Понимание, принятие друг друга в группе или паре нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении возникающих проблем, что способствует сплочению класса и решению межличностных проблем. Один из способов работы в группах – соревнования команд, что и изложено в данном плане предметной недели.

7. В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.

Работа в группах эффективна еще и тем, что применяется не только в проведении мероприятия, но практически на всех уроках. Условия ее организации известны учащимся, ее легко организовать. Использовать в других ситуациях можно:

1.Прием использования элементов предметной среды: запись материалов на интерактивной доске или планшетах учащихся, объединенных с ней, с их последующим обсуждением. Этот прием может быть использован также и для прослеживания роста учащегося: «Что знали раньше , что узнали в конце мероприятия?»

2.Совершение намеренных ошибок в какой-либо информации с их последующим поиском и обязательным обсуждением.

3.Звукозапись задания по предметам.

           В ходе проведения Недели учителя проявили хорошие организаторские способности. Разнообразные формы работы вызвали повышенный интерес у учащихся. В ходе их подготовки и проведения  с помощью научно - популярной литературы ребята объясняли многие термины, получили толкование разных по сфере употребления групп слов,  ученики имели возможность познакомиться с жизнью и деятельностью ученых, лингвистов. На предметной неделе царила атмосфера сотрудничества, обучающиеся активно работали, давали полные ответы.

8. Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи

Этические нормы и/или права, которые могут быть нарушены

Действия учителя по предотвращению нарушения этических норм и/или прав

Общение с детьми

Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их

Слушать детей, не перебивать. В случае ошибок учащихся использовать обороты «Давай будем рассуждать», «Давай вспомним определения» и т.д.

Создание мотивации к обучению

Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися

Показывать «красоту»  решений, возможность выбора одного решения из нескольких при выполнении заданий по  русскому языку и литературе, математике и физике, информатике и музыке

Проектирование ситуаций по развитию личности учащегося

Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка

Сопереживать деятельности групп, команд

9. Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.

На следующем уроке, предметной неделе – научатся договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.

В конце четверти – научатся организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.), критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Для успешной реализации педагогического взаимодействия стремиться формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска. 

К концу года – научатся принимать позицию собеседника, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, высказывать свои мысли четко, выражать свои идеи вслух, предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации.

        Это поможет мне в следующем году реализовать групповые проекты и учебные исследования, рассчитанные на продолжительное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»

Докладна тему:«Информационные технологии  для решения профессиональных задач учителя»Цель работы группы: Анализ и структуризация учебный процесс согласно выявленным потребностям.потребносте...

Методическая разработка по дисциплине ИТПД "Решение профессиональных задач средствами MS Excel"

Методическая разработка содержит структуру проведения открытого практического занятия по применению возможностей MS Excel для решения задач по  специальности "Садово - парковое и ландшафтное стро...

Использование информационных технологий для решения профессиональных задач

Успешно учиться и учить в современной школе помогают ЭОР и образовательные интернет-ресурсы...

Использование информационных технологий в решении профессиональных задач

Активное использование информационных технологий (ИТ) учителем-предметником в своей профессиональной деятельности является показателем уровня его информационной культуры и ИКТ- компетентности....

Решение профессиональной задачи

  Решение  профессиональной  задачи в  рамках апробации  модели уровневой оценки компетенции учителей математики...

Решение профессиональной задачи для педагога

Решение профессиональной задачи, в рамках апробации учителей математики и русского языка...

Решение профессиональной задачи

Материалы к тестированию учителя русского языка и литературы...